Платные образовательные услуги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 08:30, контрольная работа

Описание

Современная Россия – это молодое развивающееся государство. За последние 20 лет она претерпела ряд изменений: в политической системе – складывание демократических тенденций, в экономике перешла к рыночным отношениям. Следует отметить еще один фактор развития нашей страны, Россия постепенно переходит к информационному обществу, где важную роль играет сфера услуг. Одной из самых распространенных видов услуг являются образовательные услуги. Большие изменения претерпевает наша современная система образования. Наряду с государственными образовательными учреждениями создаются негосударственные, появляется широкая сеть учреждений дополнительного образования, различные учебные центры, которые предоставляют платные образовательные услуги.

Содержание

Введение………………………………………………………………...……….……3
1. Понятие «образовательные услуги»………………………………………….…..4
2. Классификация платных образовательных услуг…………………….……...….7
3. Порядок предоставления платных образовательных услуг…………..……….11
Заключение………………………………………………………………….…...….17
Литература………………………………………………………………..…………18

Работа состоит из  1 файл

платные образовательные услуги.doc

— 108.50 Кб (Скачать документ)

Платные образовательные  услуги могут оказываться как  государственными, так и негосударственными образовательными учреждениями в независимости от возраста потребителей. Правилами выделяются следующие направления оказания платных образовательных услуг:

а) государственные и  муниципальные образовательные  учреждения дошкольного и общего образования, которые оказывают потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации платные образовательные услуги по реализации основных и дополнительных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами;

б) государственные и муниципальные  образовательные учреждения среднего и высшего профессионального  образования, которые оказывают потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации платные образовательные услуги по реализации основных и дополнительных образовательных программ начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

в) научные организации, оказывающие  в установленном порядке потребителю  платные образовательные услуги по реализации образовательных программ послевузовского профессионального  образования;

г) негосударственные образовательные  организации, осуществляющие платную образовательную деятельность, в том числе обучение в пределах государственных образовательных стандартов;

д) граждан, оказывающих в качестве индивидуальных предпринимателей платные образовательные услуги по реализации основных и дополнительных образовательных программ.

К платным образовательным  услугам, предоставляемым государственными и муниципальными образовательными учреждениями, относятся: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия по углубленному изучению предметов, подготовка и переподготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования, осуществляемые сверх финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся и другие услуги.

Таким образом, под образовательными услугами необходимо понимать услуги специальных субъектов (как правило, образовательных учреждений) по обучению физических лиц. Как правило, процесс обучения должен вестись в соответствии с государственными образовательными стандартами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Порядок предоставления платных образовательных услуг

Образовательные услуги, как и любой товар, реализуются  на рынке, который понимается как  совокупность существующих и потенциальных  покупателей и продавцов товара. Рынок образовательных услуг, в этом случае, представляет собой рынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов (отдельных личностей, домохозяйств, предприятий и организаций, государства) и их предложение различными образовательными учреждениями. Помимо производителей и потребителей образовательных услуг в состав участников рыночных отношений в этой сфере входят широкие круги посредников, включая службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений и предприятий, специализированные образовательные центры и др. Все эти субъекты содействуют эффективному продвижению образовательных услуг на рынке и могут выполнять такие функции, как информирование, консультирование, участие в организации сбыта образовательных услуг и ресурсной поддержки образования.

Кроме того, отличительная  особенность рынка образовательных  услуг заключается в значительной роли государства и его органов управления. В частности к их специфическим функциям в сфере образования относятся:

- создание, поддержка и укрепление благоприятного общественного мнения, позитивного имиджа образовательных институтов;

- гарантирование гуманистического образования, единства федерального культурного и образовательного пространства, общедоступности и адаптивности образования, его светского характера, свободы и плюрализма, демократизма управления и автономности образовательных учреждений;

- финансирование образования и предоставление гарантий для долгосрочных инвестиций других субъектов в эту сферу;

- применение налоговых льгот и иных форм регулирования рынка в целях развития приоритетных специальностей, форм и методов подготовки специалистов, образования в целом;

- лицензирование и аттестация образовательных учреждений и программ по ассортименту и качеству услуг;

- информационное обеспечение образовательных учреждений и др.

Однако большая роль в предоставлении платных образовательных  услуг отводится общеобразовательным учреждениям.

Согласно п. 8 ст. 41 Закона РФ от 10.07.1992 № 32661 "Об образовании" образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг.

Положение об указании в  уставе перечня таких услуг конкретизируется и в иных нормативных актах. Согласно п. 38 постановления Правительства  РФ от 19.03.2001 № 196 "Об утверждении  Типового положения об общеобразовательном учреждении" (далее – Постановление № 196) "общеобразовательное учреждение в соответствии со своим уставом может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе), не включенные в перечень основных общеобразовательных программ, определяющих его статус. Виды и формы дополнительных образовательных услуг, в том числе платных, определяются уставом общеобразовательного учреждения".

Пунктом 3 постановления Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" (далее – Постановление № 505), установлено, что "в уставах государственных и муниципальных образовательных учреждений и негосударственных образовательных организаций указываются перечень платных образовательных услуг и порядок их предоставления".

При разработке устава в  этой части следует учитывать, что  виды и формы услуг могут быть определены типовым образом (например, услуги по углубленному изучению предметов образовательной программы, услуги по обучению игре на музыкальных инструментах и т. п.). Кроме того, следует включать в устав максимальное число возможных видов и форм услуг, поскольку включение их в устав не означает обязанности учреждения ее оказывать, невключение же – потребует внесения изменений в устав, если учреждение решит оказывать соответствующую услугу.

Согласно ст. 45 Закона РФ "Об образовании":

"1. Государственное  и муниципальное образовательные  учреждения вправе оказывать  населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами.

2. Доход от указанной  деятельности государственного  или муниципального образовательного  учреждения используется данным образовательным учреждением в соответствии с уставными целями.

3. Платные образовательные  услуги не могут быть оказаны  вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств  бюджета. В противном случае  средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет. Образовательное учреждение вправе оспорить указанное действие учредителя в суде".

Принимая решение о  ведении приносящей доход деятельности, следует также учитывать, что  образовательная деятельность подлежит лицензированию*.

Лицензия на осуществление  образовательной деятельности имеет  приложения, в которых указываются:

  • перечень образовательных программ, направлений и специальностей подготовки, по которым предоставляется право введения образовательной деятельности, их уровень (ступени) и направленность, нормативные сроки освоения;
  • квалификация, которая будет присваиваться по завершении образования выпускникам образовательным учреждением, имеющим свидетельство о государственной аккредитации;
  • контрольные нормативы и предельная численность обучающихся, воспитанников, рассчитанные применительно к нормативам очной формы обучения.

Направления подготовки, специальности, образовательные программы, по которым ведется платная образовательная  деятельность, должны быть указаны в приложении к лицензии. Если в момент ее получения ведение подобной деятельности не предполагалось, администрации (до начала оказания платных дополнительных образовательных услуг) необходимо провести работу по изменению лицензии.

Таким образом, необходимо подготовить и подать следующие  дополнительные сведения и документы:

  • перечень дисциплин, входящих в каждую заявленную образовательную программу, с указанием объемов учебной нагрузки (для учреждений профессионального образования – аудиторной и внеаудиторной) по этим дисциплинам;
  • данные об обеспеченности учебной литературой и материально-техническом оснащении;
  • сведения о кадровом обеспечении образовательного процесса и т. п.

А затем следует внести соответствующие изменения в  приложение к лицензии.

В качестве исключения не подлежит лицензированию:

  • образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации;
  • индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, в т. ч. в области профессиональной подготовки.

Таким образом, ОУ вправе вести без лицензии только образовательную  деятельность в форме разовых  лекций, стажировок, семинаров. При  этом подобное обучение не должно сопровождаться итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации. Оказание любых иных платных образовательных услуг требует предварительного получения лицензии.

Платные дополнительные образовательные услуги должны оказываться обучающимся только по их желанию. Навязывать оказание платных дополнительных образовательных услуг незаконно. Незаконно также ставить возможности обучающегося в зависимость от его согласия на платные дополнительные услуги, т. е. дискриминировать обучающихся по факту оплаты дополнительных занятий: формировать группы для обучения по углубленным программам не с учетом успеваемости и уровня подготовки детей, а по факту обучения в платных дополнительных кружках, группах и т. п.

Если же учреждение взимает плату за оказание тех услуг, которые финансируются из бюджета и должны быть бесплатными (либо частично платными) для обучающихся, то такая деятельность незаконна. Учреждение не получит материальной выгоды от подобного нарушения, поскольку полученные им от подобной деятельности средства изымаются учредителем в его бюджет. Решение учредителя об изъятии таких средств может быть обжаловано в суде.

Информация об услугах в обязательном порядке должна содержать :

  • сведения об основных потребительских свойствах услуг;
  • цену в рублях и условия приобретения услуг, в т. ч. при предоставлении кредита – размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
  • правила и условия эффективного и безопасного использования услуг;
  • адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) исполнителя;
  • информацию о правилах оказания услуг;
  • указание на конкретное лицо, которое будет оказывать услугу, и информацию о нем, если это имеет значение исходя из характера услуги (а для образовательных услуг личность педагога может иметь важное значение).

Нарушение соответствующих  прав потребителя дает ему возможность  требовать возмещения убытков, а  также может повлечь иную ответственность  исполнителя в соответствии со ст. 12 Закона "О защите прав потребителей".

Потребитель при обнаружении  недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков;
  • соответствующего уменьшения цены;
  • повторного выполнения работы;
  • возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.

Информация о работе Платные образовательные услуги