Портфолио в современном образовательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 22:05, реферат

Описание

Одним из важных направлений системы оценивания качества образования выступает внутришкольное оценивание. Оно позволяет школе не только проводить диагностику образовательных достижений учеников, но и определять эффективность работы педагогов, осуществлять самооценивание, выявлять, в какой степени ее деятельностью удовлетворены заказчики образовательных услуг – родители и дети.

Работа состоит из  1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 71.50 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

МИНИСТЕРСТВО   ОБРАЗОВАНИЯ   И   НАУКИ   РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 СЛАВЯНСКИЙ-НА-КУБАНИ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 
 
 

Реферат

на тему

«Портфолио в современном образовательном процессе» 

Выполнила

Студентка 4 курса

Факультета  филологии

Кливаденко  М.А.

Проверила

Преподаватель

Коротенко И.Т. 
 

2011 

    Одним из важных направлений системы оценивания качества образования выступает  внутришкольное оценивание. Оно позволяет  школе не только проводить диагностику  образовательных достижений учеников, но и определять эффективность работы педагогов, осуществлять самооценивание, выявлять, в какой степени ее деятельностью удовлетворены заказчики образовательных услуг – родители и дети.

    Оценивание, которое проводит школа, эффективно дополняет внешний контроль ее деятельности, и, что самое главное, служит основанием для управления качеством образования, позволяет формировать гибкую оценочную стратегию. Эта стратегия предполагает использование разнообразных методов, обеспечивающих не только проверку учебных результатов, но и поддержку ученика в ходе учебного процесса, помогает учителю в выборе оптимальных способов преподавания. 

    Современное обучение, центрированное на ученике, создающее для него возможность  свободы и инициативы за счет реализации проектных, исследовательских, творческих форм учебной работы, предполагающее его партнерство и сотрудничество с учителем, т.е. такое обучение (или учение), в котором ученик становится его субъектом, входит в противоречие с традиционной системой оценивания. Для нее школьник по-прежнему является объектом контроля и оценки, а учитель – доминирующей и абсолютно самодостаточной их инстанцией.

    Поиск новых подходов к оцениванию не прекращается на протяжении десятилетий и уже  привел к появлению таких интересных и эффективных форм, как рефлексивное качественное самооценивание, введенное Ш.А. Амонашвили; критериальное оценивание, принятое в школах Международного бакалавриата и ряде других образовательных учреждений; различные приемы безотметочного оценивания в начальной школе, разработанные педагогическими психологами, а также приемы формирования оценочной самостоятельности учеников в процессе развивающего обучения.

    Сегодня этот поиск активно продолжается в рамках эксперимента по подростковой школе, проводимого Международной Ассоциацией «Развивающее обучение». Авторы концепции подростковой школы считают, что организация контроля и оценки в подростковой школе должна придерживаться линии нетрадиционного оценивания учащихся, т.е. по результатам их собственного продвижения, повышения роли самооценки. Неизбежным становится переход учителя в «тьюторскую позицию по отношению к учащемуся».

    Трансформация системы оценивания в среднем  и старшем школьном звене кажется  логичной и обоснованной, поскольку  опирается на возрастные особенности учеников-подростков, такие как способность к рефлексии и самоопределению, потребность в признании своей уникальности, пристальное внимание к своим правам и обязанностям.

ПОРТФОЛИО КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНИВАНИЯ

    Можно сказать, что сегодня в подходе к оценке учебных результатов наметился определенный сдвиг: возрастает роль самооценивания, участия ученика не только в получении результата, но и в его анализе. В последние 15–20 лет в школьной практике появился эффективный инструмент оценивания, предоставляющий активную и ответственную роль самим учащимся и обеспечивающий постоянный мониторинг их индивидуальных достижений, – учебный портфолио.

    В традиционном понимании портфолио  – это подборка репрезентативных свидетельств (документов) чьих-либо профессиональных (деловых) квалификаций и достижений. Области привычного и широкого употребления портфолио – бизнес, творческие профессии. В педагогической практике портфолио рассматривают как собрание (коллекцию) работ учащегося или учителя, которые демонстрирует его усилия, достижения и прогресс в обучении за определенный отрезок времени. В современной практике в портфолио включены также разделы, посвященные оценке самим учащимся достигнутых им результатов и планированию будущих этапов и форм обучения, например выбору профильных учебных курсов, формированию индивидуального учебного плана и т.п.

    Кроме того, портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов  по продукту, т.е. предметному результату учебной, творческой, социальной деятельности ученика. В него, как правило, включают исследования и проекты, модели и художественные работы, образовательные сертификаты, награды, рецензии, отзывы, резюме. Аутентичное обучение и оценивание связаны с созданием ситуаций, приближенных к реальной жизни, в которых учащиеся должны продемонстрировать способность применить свои знания. Например, провести научно-естественный эксперимент, а не описать его; создать текст для целевой аудитории, а не выполнить языковой тест; сделать калькуляцию расходов на конкретное мероприятие, а не решать стандартные задачи на проценты.

    При этом критерии оценивания известны ученикам, все члены учебного сообщества знают, на что направлено оценивание.

    Важнейшим компонентом оценивания является самооценка. Аутентичное оценивание не заменяет и не дублирует, а дополняет стандартные внутренние и внешние тесты. Убедительная статистика доказывает, что регулярное использование преподавателем заданий, ориентированных на результат, повышает компетентность учащихся в этой области.

    Для школы использование портфолио, во-первых, дает возможность обеспечивать прозрачность оценивания при условии, что критерии оценки заранее обсуждены  с учащимися, и, во-вторых, позволяет  ученику планировать результаты и проектировать виды, формы и  средства собственной учебной деятельности. Ученик может самостоятельно или совместно с учителем выбирать, какие работы, документы, сертификаты и другие свидетельства достижений поместить в портфолио.

    Таким образом, для ученика становится понятной ценность портфолио: портфолио – это рабочий инструмент, позволяющий эффективно контролировать, планировать и оценивать свои достижения.

    А что дает портфолио учителю?

    С точки зрения отслеживания и оценивания процесса обучения и его результатов  портфолио позволяет учителю  решить следующие важные задачи:

ü проследить индивидуальный прогресс ученика в течение длительного периода обучения;

ü оценить его образовательные достижения и дополнить результаты тестирования, а также других традиционных форм контроля;

ü учесть достижения, полученные учеником не только в школе, но и в широком образовательном пространстве, в различных жизненных контекстах: в системе дополнительного и довузовского образования, на олимпиадах и конкурсах, в ходе учебных, производственных и социальных практик.

    Не  менее важно и то, что портфолио  облегчает решение задач, которые  можно назвать стратегическими  для новой образовательной ситуации, поскольку помогает:

ü поощрять активность и самостоятельность учеников, расширять возможности обучения и самообучения;

ü развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

ü формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

ü повышать обоснованность выбора профиля и эффективность его коррекции в ситуации профильного обучения.

    Опыт  работы с портфолио показывает, что  это весьма гибкий инструмент, который  может использоваться в различных  целях: от мониторинга индивидуальных достижений до формы альтернативного  экзамена.

ТИПЫ  ПОРТФОЛИО: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

    При создании и анализе портфолио акцент может делаться либо на наблюдении за индивидуальным прогрессом ученика вне сравнения с успехами других детей и заданными учебными параметрами, либо на оценке достижений учащегося в освоении определенной учебной программы. Тогда итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата (например, портфолио в американской профильной школе).

    В соответствии с разными задачами использования портфолио строится система его оценивания. Одной  тенденцией является неформальное оценивание, включающее коллективную оценку педагогов, родителей и соучеников. Другой – формализация и стандартизация критериев оценивания, согласованных с общепринятыми учебными показателями, например такими основными учебными умениями, как решение проблем и коммуникативные умения в Вермонтском математическом портфолио. По пути стандартизации и регламентации ведения и оценивания портфолио пошли разработчики портфолио предметов по выбору для школ Англии, Европейского электронного и Европейского языкового портфолио, школ системы Международного Бакалавриата.

    Другим  основанием для выделения различных  типов портфолио может служить то, с какой целью он создается и в каких ситуациях может быть использован. Английское Министерство образования и занятости (Department of Education and Skills) предлагает такую классификацию портфолио.

    Портфолио развития. Этот портфолио обеспечивает достоверные материалы, которые  можно использовать для оценивания ученика или для обсуждения с  родителями на родительском собрании.

    Учебное планирование. Учителя могут использовать портфолио для получения дополнительной информации о классе. Это позволит лучше оценить уровень возможностей детей еще до начала учебного процесса и в соответствии с этим спланировать учебный год.

    Показательный портфолио. Он может включать лучшие ученические работы, собранные на определенном этапе обучения и отражающие учебные достижения учащегося.

    Портфолио подготовленности (profi-ciеnсу). Некоторые школы используют портфолио как средство определения готовности ученика к выпуску. Школьникам требуется представить определенное количество материалов, которые демонстрируют их компетентность и достижения в нескольких предметных областях.

    Портфолио для поступления в вуз. Колледжи и университеты используют показательный  портфолио как основание для приема абитуриентов. Предъявленные портфолио позволяют приемной комиссии лучше оценить реальные возможности будущих студентов добиться успехов при обучении в данном учреждении.

    Портфолио трудоустройства. Бизнес проявляет  нарастающий интерес к портфолио студентов, помогающим потенциальным работодателям оценить готовность будущих работников к практической деятельности и профессиональной карьере. Студенты создают портфолио, демонстрирующие их рабочие качества и готовность к выходу на рынок труда.

    Любой вариант портфолио может быть представлен в электронном формате. Наиболее часто именно студенты размещают  в Интернете свои портфолио

    В зарубежных странах в большинстве  случаев различные модели портфолио (как и другие формы аутентичного оценивания) разрабатываются и апробируются в рамках объединений пилотных учебных заведений при координации профессиональных ассоциаций и научно-исследовательских коллективов. Вместе с тем, несмотря на подобную «инициативу снизу», исходящую от педагогов и учебных заведений прогрессивной ориентации, финансирование на разработку таких технологий, как правило, производится из средств федерального бюджета.

    Так, в США с конца 1980-х – начала 1990-х гг. в рамках деятельности Коалиции базовых школ созданы рабочие  группы, объединяющие ряд школ, вводящих технологии портфолио в профильное обучение. Параллельно в штатах Вермонт, Калифорния, Коннектикут, Мэриленд, Нью-Йорк, Техас разрабатываются собственные системы альтернативного оценивания, что приводит к трансформации сложившейся системы тестирования на уровне штата.

    Например, в штате Вермонт апробированы и внедрены в практику портфолио  по математике и письму, которые рассматриваются в соответствии с принятой в штате системой оценивания. Вермонтский математический портфолио – один из наиболее известных примеров критериев, на основании которых можно произвести оценивание. Весь корпус математических работ оценивается с помощью двух основных показателей: решение проблем и коммуникативные навыки, которые в зарубежной практике принято относить к числу ключевых учебных умений. Внутри каждого из них выделяется несколько более мелких показателей, что позволяет точнее определять и оценивать измеряемые умения. Таким образом, ранжируются конкретные навыки: понимание математической задачи, умение находить правильный подход к решению и убедительно его обосновывать. Их оценка позволяет сделать заключение о том, насколько учащийся продемонстрировал в данном предмете два основных учебных умения. Диапазон оценки составляет 4 балла. Итоговая оценка определяется суммой набранных баллов.

Информация о работе Портфолио в современном образовательном процессе