Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 22:05, реферат
Одним из важных направлений системы оценивания качества образования выступает внутришкольное оценивание. Оно позволяет школе не только проводить диагностику образовательных достижений учеников, но и определять эффективность работы педагогов, осуществлять самооценивание, выявлять, в какой степени ее деятельностью удовлетворены заказчики образовательных услуг – родители и дети.
Рассмотренный пример можно считать типичным для портфолио, направленного на демонстрацию достижений по конкретному предмету. В школе подобный портфолио может рассматриваться как отчет об освоении данного предмета, а абитуриент может предъявить его при поступлении в вуз. Несмотря на трудоемкую процедуру анализа и оценки такого портфолио, требующую привлечения большого числа экспертов (как правило, одна работа предъявляется последовательно трем экспертам), многие перешедшие на такую форму набора студентов университеты считают ее наиболее эффективной и содержательной. Самым распространенным стал портфолио языков, содержащий блоки работ на родном или иностранных языках.
Практика Коннектикута и Нью-Йорка направлена на введение портфолио, основанного на выполнении естественнонаучного эксперимента или разрешении реальной проблемы с привлечением междисциплинарных (математических и естественнонаучных) знаний. В Калифорнии, Мэриленде и нескольких других штатах разработан вариант портфолио в виде письменных форм, которые предполагают вовлечение учащихся в выполнение комплексных письменных заданий, требующих нескольких дней работы с последующей презентацией.
Еще одним образцом портфолио этого рода может быть портфолио выпускника школы Сентрал Ист Парк Хай Скул в Нью-Йорке. Портфолио включает автобиографию и работу по четырнадцати направлениям: план действий после окончания школы; общественнополезная добровольная деятельность в школе и в обществе; стажировка (практика); этические и социальные вопросы; искусство и эстетика; средства массовой информации; практические навыки; география; иностранный язык и/или билингвальная подготовка; наука и технологии; математика; литература; история; физическая подготовка.
Эта модель портфолио также предполагает ориентацию на основные компетенции или учебные умения: анализ и критическое мышление, коммуникативные навыки при оценке материалов, относящихся к различным предметам и областям. Все материалы, представленные в портфолио, подлежат количественному оцениванию. Каждый из письменных компонентов оценивается по четырехбалльной шкале (от 1 до 4): «4» – выше средних требований; «3» – соответствует требованиям; «2» – приближается к требованиям; «1» – нуждается в доработке.
Оценивание является критериальным и опирается на следующие критерии:
ü наличие собственной позиции (точки зрения);
ü установление внутренних взаимосвязей;
ü степень обоснованности материала; доказательности выводов и заключений;
ü способ подачи материала (язык, стиль и др.);
ü соответствие правилам оформления работы.
Представленные критерии фиксируют сформированность общих учебных умений, принадлежащих двум основным группам: мыслительные умения, решение проблем и информационно-коммуникативные умения, объединяющие анализ, оценку, интегрирование и представление информации.
Предложенная шкала оценивания не является единственно возможной. В основном она применяется для оценивания письменных исследовательских работ учащихся как компонента портфолио. Это пример прозрачного и четкого оценивания, а представленные критерии могут быть взяты за основу при формировании критериальной базы для оценки портфолио.
В
Европе все более широкое
Портфолио содержит раздел «Сертификаты и дипломы», еще один образец количественной оценки портфолио. В разделе размещена таблица, в которую нужно занести название документа, выдавшей его организации и время выдачи. Прежде чем поместить соответствующий документ в таблицу, надо самостоятельно определить его уровень. Делается это в соответствии с размещенной в паспорте шкалой. Она устанавливает уровень какого-либо сертификата в зависимости от статуса выдавшего его учебного учреждения и времени обучения.
В
зарубежных странах условием, обеспечивающим
эффективность портфолио, является организованный
и системный характер работы с ним. В Англии
работа с портфолио курируется национальным
Министерством образования и занятости.
Модель портфолио для предметов по выбору
(
СИТУАЦИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
В начале нынешнего десятилетия в практику вошла модель портфолио, разработанная в рамках проекта по профильному обучению.
Модель
позволяет проводить как
Следующим уровнем, на котором рассматривается портфолио, является государственная аттестация выпускников полной средней школы и прием в вузы. Портфолио выпускника полной средней школы имеет ту же структуру, что и выпускника основной и может рассматриваться вузом как портфолио абитуриента. В этом случае оценку портфолио целесообразно делегировать вузу. Основания для учета вузом портфолио следующие:
ü портфолио выпускника может служить дополнением к результатам ЕГЭ, поскольку наиболее полно покрывает те дефициты информации об абитуриенте, которые неизбежны при любой экзаменационной процедуре;
ü в качестве накопительной оценки портфолио отражает устойчивые и долговременные образовательные результаты, компенсируя эффект случайного успеха или неуспеха в ситуации экзамена. Кроме того, он может служить альтернативой «натаскивания», спровоцированного этой ситуацией и дающего краткосрочный и поверхностный результат;
ü представленные в портфолио результаты олимпиад, проектно-исследовательской деятельности, социальных практик, творческие работы свидетельствуют не только о способностях абитуриента, но и умении их реализовать, о самоорганизации и коммуникативных навыках личности.
Сегодня
уже можно говорить о практике
создания портфолио выпускника (абитуриента)
и учета его вузом при
Другим
возможным путем является создание
института независимых
В
этой связи внимания заслуживает
опыт республики Саха (Якутия)*, где
в целях сертификации достижений
детей и молодежи по программам дополнительного
образования и профильного обучения
разработано положение о Свидетельстве
личных достижений в дополнительном образовании.
Этот документ предоставляет возможность
поступления в профессиональные учебные
заведения на льготной основе при наличии
соответствующего договора между образовательными
учреждениями. На сегодняшний день около
200 выпускников уже получили такие свидетельства.
Подписаны соглашения с 16 профессиональными
учебными заведениями республики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дьюи Д. Демократия и образование. М: Педагогика-Пресс, 2000. 383 с.
2. Монтень М. О воспитании детей. М.: Б.г С. 51-129.
3. Мортимор П. Исследование проблемы эффективности школы. Материалы из книги «Экономика школы и эффективная школа» // Завуч. 2001. №5. С. 52-58.
4. Новикова Т.Г., Пинская М.А., Пругчен-ков А.С., Федотова Е.Е. Портфолио в профильном обучении (анализ зарубежного опыта) // Профильная школа. № 3. 2005. С. 45–56.
5. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс-Универс, 1994. 479с.
6. Фрейберг Дж., Роджерс К. Свобода учиться. М.: Смысл, 2002. 527 с.
7. Республиканская общественно-политическая газета «Якутия». 10.07.2007. № 125.
Информация о работе Портфолио в современном образовательном процессе