Портфолио в современном образовательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 22:05, реферат

Описание

Одним из важных направлений системы оценивания качества образования выступает внутришкольное оценивание. Оно позволяет школе не только проводить диагностику образовательных достижений учеников, но и определять эффективность работы педагогов, осуществлять самооценивание, выявлять, в какой степени ее деятельностью удовлетворены заказчики образовательных услуг – родители и дети.

Работа состоит из  1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 71.50 Кб (Скачать документ)

    Рассмотренный пример можно считать типичным для  портфолио, направленного на демонстрацию достижений по конкретному предмету. В школе подобный портфолио может рассматриваться как отчет об освоении данного предмета, а абитуриент может предъявить его при поступлении в вуз. Несмотря на трудоемкую процедуру анализа и оценки такого портфолио, требующую привлечения большого числа экспертов (как правило, одна работа предъявляется последовательно трем экспертам), многие перешедшие на такую форму набора студентов университеты считают ее наиболее эффективной и содержательной. Самым распространенным стал портфолио языков, содержащий блоки работ на родном или иностранных языках.

    Практика  Коннектикута и Нью-Йорка направлена на введение портфолио, основанного  на выполнении естественнонаучного  эксперимента или разрешении реальной проблемы с привлечением междисциплинарных  (математических и естественнонаучных) знаний. В Калифорнии, Мэриленде и нескольких других штатах разработан вариант портфолио в виде письменных форм, которые предполагают вовлечение учащихся в выполнение комплексных письменных заданий, требующих нескольких дней работы с последующей презентацией.

    Еще одним образцом портфолио этого  рода может быть портфолио выпускника школы Сентрал Ист Парк Хай  Скул в Нью-Йорке. Портфолио включает автобиографию и работу по четырнадцати направлениям: план действий после  окончания школы; общественнополезная добровольная деятельность в школе и в обществе; стажировка (практика); этические и социальные вопросы; искусство и эстетика; средства массовой информации; практические навыки; география; иностранный язык и/или билингвальная подготовка; наука и технологии; математика; литература; история; физическая подготовка.

    Эта модель портфолио также предполагает ориентацию на основные компетенции или учебные умения: анализ и критическое мышление, коммуникативные навыки при оценке материалов, относящихся к различным предметам и областям. Все материалы, представленные в портфолио, подлежат количественному оцениванию. Каждый из письменных компонентов оценивается по четырехбалльной шкале (от 1 до 4): «4» – выше средних требований; «3» – соответствует требованиям; «2» – приближается к требованиям; «1» – нуждается в доработке.

    Оценивание  является критериальным и опирается  на следующие критерии:

ü наличие собственной позиции (точки зрения);

ü установление внутренних взаимосвязей;

ü степень обоснованности материала; доказательности выводов и заключений;

ü способ подачи материала (язык, стиль и др.);

ü соответствие правилам оформления работы.

    Представленные  критерии фиксируют сформированность общих учебных умений, принадлежащих  двум основным группам: мыслительные умения, решение проблем и информационно-коммуникативные умения, объединяющие анализ, оценку, интегрирование и представление информации.

    Предложенная  шкала оценивания не является единственно  возможной. В основном она применяется  для оценивания письменных исследовательских работ учащихся как компонента портфолио. Это пример прозрачного и четкого оценивания, а представленные критерии могут быть взяты за основу при формировании критериальной базы для оценки портфолио.

    В Европе все более широкое распространение приобретает языковой портфолио. Портфолио разрабатывается под эгидой Совета Европы. Уже получила известность модель языкового портфолио для подростков (пятнадцатилетние дети). Запущены в действие варианты портфолио для младших школьников и тех, кому больше 16 лет, им также могут пользоваться взрослые. Языковой портфолио объединяет два принципа оценивания языковой компететентности: экспертную оценку в соответствии с четко заданной единой шкалой и самооценку учащегося.

    Портфолио содержит раздел «Сертификаты и дипломы», еще один образец количественной оценки портфолио. В разделе размещена таблица, в которую нужно занести название документа, выдавшей его организации и время выдачи. Прежде чем поместить соответствующий документ в таблицу, надо самостоятельно определить его уровень. Делается это в соответствии с размещенной в паспорте шкалой. Она устанавливает уровень какого-либо сертификата в зависимости от статуса выдавшего его учебного учреждения и времени обучения.

    В зарубежных странах условием, обеспечивающим эффективность портфолио, является организованный и системный характер работы с ним. В Англии работа с портфолио курируется национальным Министерством образования и занятости. Модель портфолио для предметов по выбору (профессиональноориентированных) централизованно рассылается по школам каждый год и является руководством для оценивающих Советов, присуждающих профессиональную квалификацию. Языковой портфолио разрабатывается в странах-членах Совета Европы на основе единого общеевропейского стандарта. И хотя в США разработчиком конкретной модели может выступить отдельный университет или школа, процесс ее проверки и внедрения зачастую распространяется на весь штат и курируется Департаментом образования штата. Это подтверждает актуальность разработки единой модели портфолио для определенной ступени образования (учащегося, выпускника, абитуриента и т.п.).

СИТУАЦИЯ  В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

    В начале нынешнего десятилетия в  практику вошла модель портфолио, разработанная  в рамках проекта по профильному  обучению.

    Модель  позволяет проводить как качественное, так и количественное оценивание, объединяя два наиболее распространенных в зарубежном опыте принципа: критериального оценивания письменных работ и ранжирование документов и сертификатов. Оценивание портфолио учащихся основной школы, согласно разработанной модели и соответствующим рекомендациям по ее использованию, проводится либо школой, либо муниципальной комиссией. Портфолио рассматривается как компонент образовательного рейтинга выпускника основной школы наряду с результатами государственных экзаменов и учитывается при формировании 10-х классов.

    Следующим уровнем, на котором рассматривается  портфолио, является государственная  аттестация выпускников полной средней  школы и прием в вузы. Портфолио  выпускника полной средней школы имеет ту же структуру, что и выпускника основной и может рассматриваться вузом как портфолио абитуриента. В этом случае оценку портфолио целесообразно делегировать вузу. Основания для учета вузом портфолио следующие:

ü портфолио выпускника может служить дополнением к результатам ЕГЭ, поскольку наиболее полно покрывает те дефициты информации об абитуриенте, которые неизбежны при любой экзаменационной процедуре;

ü в качестве накопительной оценки портфолио отражает устойчивые и долговременные образовательные результаты, компенсируя эффект случайного успеха или неуспеха в ситуации экзамена. Кроме того, он может служить альтернативой «натаскивания», спровоцированного этой ситуацией и дающего краткосрочный и поверхностный результат;

ü представленные в портфолио результаты олимпиад, проектно-исследовательской деятельности, социальных практик, творческие работы свидетельствуют не только о способностях абитуриента, но и умении их реализовать, о самоорганизации и коммуникативных навыках личности.  

    Сегодня уже можно говорить о практике создания портфолио выпускника (абитуриента) и учета его вузом при сложившихся  партнерских отношениях между учреждениями систем среднего и профессионального  образования. Подобный опыт накоплен в  Центре образования № 548 «Царицыно». Оценка портфолио может быть достаточно прозрачной, поскольку представленные абитуриентом официальные документы подлежат ранжированию (по аналогии с тем, как это сделано в Европейском языковом портфолио). Соответствующие шкалы оценки, классификация мероприятий по статусу в этом случае должны быть приняты на национальном (межрегиональном) уровне.

    Другим  возможным путем является создание института независимых экспертов (экспертных комиссий) по оценке материалов портфолио. За рубежом подобная система существует при оценке портфолио в случае присуждения профессиональных квалификаций.

    В этой связи внимания заслуживает  опыт республики Саха (Якутия)*, где  в целях сертификации достижений детей и молодежи по программам дополнительного  образования и профильного обучения разработано положение о Свидетельстве личных достижений в дополнительном образовании. Этот документ предоставляет возможность поступления в профессиональные учебные заведения на льготной основе при наличии соответствующего договора между образовательными учреждениями. На сегодняшний день около 200 выпускников уже получили такие свидетельства. Подписаны соглашения с 16 профессиональными учебными заведениями республики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Дьюи Д. Демократия и образование. М: Педагогика-Пресс, 2000. 383 с.

    2. Монтень М. О воспитании детей. М.: Б.г С. 51-129.

    3. Мортимор П. Исследование проблемы эффективности школы. Материалы из книги «Экономика школы и эффективная школа» // Завуч. 2001. №5. С. 52-58.

    4. Новикова Т.Г., Пинская М.А., Пругчен-ков А.С., Федотова Е.Е. Портфолио в профильном обучении (анализ зарубежного опыта) // Профильная школа. № 3. 2005. С. 45–56.

    5. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс-Универс, 1994. 479с.

    6. Фрейберг Дж., Роджерс К. Свобода учиться. М.: Смысл, 2002. 527 с.

    7. Республиканская общественно-политическая газета «Якутия». 10.07.2007. № 125.

Информация о работе Портфолио в современном образовательном процессе