Предмет методики развития речи, её прикладные и фундаментальные задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 21:31, контрольная работа

Описание

Методика развития речи детей дошкольного возраста входит в состав педагогических наук. Она является одновременно отраслью методики русского языка и дошкольной дидактики и относится к прикладным наукам, поскольку решает практические задачи развития и воспитания детей.
Предметом ее изучения является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия. Она изучает закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование правильной устной речи и навыков речевого общения у детей дошкольного возраста.

Работа состоит из  1 файл

Предмет методики развития речи.docx

— 42.87 Кб (Скачать документ)

Методика использует данные анатомии о строении речевых  органов. Особенно они важны при  решении задач воспитания звуковой культуры речи, определении путей  совершенствования работы артикуляционных  органов.

Методика развития речи тесно связана с дошкольной дидактикой. Они имеют общий объект исследования – педагогический процесс  детского сада. Являясь частной дидактикой, методика использует основные понятия  и термины дошкольной дидактики (цели, задачи, методы и приемы обучения, их классификация, дидактический материал и др.), а также ее положения, касающиеся закономерностей, принципов, средств, методов. Так, дидактическим принципам  доступности, последовательности и  систематичности, развивающего обучения и др. должны соответствовать задачи, содержание, отбор методов и приемов развития речи. Методика развития речи тесно связана с методикой начального обучения родному языку. Это две отрасли методики преподавания родного языка. Связь между ними особенно проявляется в области подготовки к обучению грамоте, в установлении преемственности в развитии речи детей в детском саду и школе.

Таким образом, для  методики развития речи важно установление межпредметных связей с другими науками. Использование сведений из других наук обусловлено ее спецификой прикладной педагогической науки. На различных этапах становления методики развития речи ее связи с другими науками складывались в направлении от простого механического заимствования к теоретической переработке и научному синтезу сведений. К настоящему времени она представляет собой, по существу, интегративную дисциплину, рассматривающую лингвистические, психофизиологические, психолингвистические и дидактические основы развития речи детей дошкольного возраста. За последние 30 – 40 лет исследованы собственно методические проблемы, получен огромный теоретический и практический материал, переоценивается и осмысливается прошлый опыт.

 

  1. Роль языка и речи в развитии ребенка.

 

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием  сознания, познанием окружающего  мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения  знаниями, изучения всех учебных дисциплин  в школьном и последующем образовании. Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи. Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность. Чтобы показать роль овладения языком и развития речи, необходимо проанализировать функции, которые выполняют язык и речь. Опираясь на исследования психолингвистов, психологов, педагогов, дадим краткую характеристику этих функций. Анализируя язык  и речь, условно выделяем три группы функциональных характеристик языка (в широком смысле). Это характеристики, обеспечивающие: а) социальные, б) интеллектуальные и в) личностные функции человека В первую группу входят характеристики, согласно которым язык – средство: 1) общения как формы социального взаимодействия; 2) присвоения общественно-исторического, социального опыта, т.е. социализации; 3) приобщения к культурным, историческим ценностям (общеобразовательное значение языка).

Таким образом, здесь язык выступает как средство социальной связи и социального развития личности в процессе общения с  другими людьми. Коммуникативная  функция выступает основной и  генетически исходной функцией речи.

Вторую группу составляют характеристики языка, посредством  которых реализуются интеллектуальные функции человека. Эти характеристики определяют язык как средство: 4) номинации (наименования) и индикации (обозначения) действительности; 5) обобщения в процессе формирования, расширения, дифференциации и уточнения понятийного аппарата человека; 6) опосредствования высших психических функций человека; 7) развития познавательных интересов; 8) удовлетворения коммуникативной и познавательной потребностей (форма существования и выражения эмоционально-волевой сферы). Здесь язык характеризуется как орудие интеллектуальной деятельности вообще, орудие формирования «языкового сознания» человека, как решающий фактор умственного развития человека. Третью группу составляют «личностные» характеристики языка. Здесь он выступает в качестве средства: 9) осознания человеком собственного «Я» и 10) рефлексии, самовыражения и саморегуляции.

Данная группа характеристик  языка показывает его роль в самопознании личности. В связи с этой группой  характеристик следует говорить о роли языка в нравственном развитии детей. Обучение родному языку помогает решать задачи нравственного воспитания. Ребенок усваивает через язык нормы морали, нравственные оценки, которые при правильном воспитании становятся эталонами его собственного поведения, отношения к окружающему  миру, к людям, к себе.

Представим специфику  проявления названных характеристик  при овладении родным языком в  обобщенном виде, в таблице.

Функциональные характеристики родного языка

Группа характеристик 

Функциональные характеристики родного языка 

1. Характеристики, отражающие  социальные функции человека 

1. Средство общения, форма  социального взаимодействия  
2. Средство присвоения общественно-исторического опыта, социализации личности  
3. Средство приобщения к культурным, историческим ценностям (общеобразовательное значение языка)

2. Характеристики, посредством  которых реализуются интеллектуальные  функции 

4. Средство соотнесения  с предметной действительностью  через номинацию, индикацию  
5. Средство обобщения, формирования, дифференциации, уточнения понятийного аппарата  
6. Средство опосредствования высших психических функций человека  
7. Средство развития познавательного интереса  
8. Средство решения коммуникативных, познавательных задач

3. «Личностные» характеристики  языка 

9. Средство осознания  собственного «Я», рефлексия  
10 Средство выражения себя (самовыражения) и саморегуляции


В этих функциях язык выступает  с самого раннего возраста ребенка. Их анализ позволяет увидеть роль родного языка и речи в социальном, умственном, нравственном развитии детей.

Наряду с общими элементами общественно-исторического опыта  в языке есть элементы, присущие той или иной национальной культуре. Язык является фундаментальным основанием культуры в широком понимании. «Присваивая» общественный опыт предшествующих поколений людей, ребенок овладевает языком как частью национальной культуры. В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык и в его эстетической функции. Эстетическое воспитание в процессе обучения родному языку – это формирование эстетических чувств. В словесной форме отражаются природа, общество, личность человека, искусство. Формируя речевые умения на родном языке, мы одновременно воспитываем эстетическое отношение к природе, человеку, обществу, искусству. Сам родной язык как предмет усвоения обладает чертами прекрасного, способен вызывать эстетические переживания. Воспитатель привлекает внимание детей к образным средствам выразительности, звучности и мелодичности, уместности использования языковых средств и тем самым закладывает основы эстетического отношения к языку. Особое значение для эстетического развития имеют художественное слово, словесное творчество и художественно-речевая деятельность самих детей.

Вместе с тем, говоря о  роли языка и речи в развитии личности ребенка, следует помнить , что «хотя языку принадлежит огромная, действительно решающая роль, однако язык не является демиургом человеческого в человеке». Творцом человека выступает конкретная предметно-практическая деятельность, в процессе которой люди взаимодействуют, вступают в различные формы общения.

 

  1. Методы научного исследования в методике развития речи.

Научные исследования в области методики направлены на определение педагогических условий  эффективного развития речи детей, на обогащение методической теории и практики. Они обеспечивают обоснованность и надежность методических рекомендаций. Характер исследования определяется его целью. В этой связи различают три вида исследований: историко-методические с целью изучения педагогических систем прошлого, их анализа, осмысления и использования в современных условиях; исследования по изучению и обобщению лучшего опыта работы воспитателей детских садов экспериментальные исследования, имеющие разные цели – изучение особенностей развития разных сторон речи детей, проверка доступности программ, эффективности отдельных методических приемов, построения педагогического процесса в целом и др. Как педагогическая наука, методика использует все многообразие психолого-педагогических методов исследования. Принято делить методы исследования на теоретические и эмпирические (практические). К теоретическим методам относятся: изучение и анализ теоретической литературы по проблеме исследования; моделирование, анализ и обобщение материала, полученного в наблюдениях, беседах, эксперименте, т.е. эмпирическим путем. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, рейтинг (оценки компетентных судей), изучение опыта работы воспитателей, опытно-педагогическая работа, педагогический эксперимент.

Дадим краткую характеристику методов.

Для любого исследования по проблемам формирования речи характерно сочетание психологического, психолингвистического, лингвистического, дидактического и  собственно методического подходов. В связи с этим изучается литература, в которой раскрываются методологические, психологические, лингвистические  основы развития речи. Особое значение имеют изучение и анализ педагогической литературы (отечественной и зарубежной, современной и наследия прошлых  лет), в результате которых выясняется степень изученности, состояние  интересующего исследователя вопроса  в теории (кем и какие исследования выполнены по данной теме, где опубликованы их результаты, в чем они состоят, что нового вносит автор каждой работы). Важно выделить основные подходы  и точки зрения авторов, мало разработанные  и дискуссионные положения, выразить свое отношение к авторским позициям и выводам.

Метод моделирования  – воспроизведение характеристик  некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. В основе этого метода лежит принцип  аналогии. Он может быть использован  при выработке рабочей гипотезы, при проектировании учебно-воспитательного  процесса или его фрагментов. При  помощи «моделей-гипотез» раскрываются связи между элементами учебно-воспитательного  процесса, создаются рекомендации по совершенствованию последнего.

Метод анализа и  обобщения используется на разных этапах исследования и позволяет сделать  выводы по результатам каждого из них и работе в целом.

Наблюдение проводится за речью детей, за деятельностью  воспитателей. Оно помогает выявить  особенности речи детей в разных ситуациях общения, степень владения речевыми умениями и навыками.

Изучение и анализ педагогической документации дошкольных учреждений, анкетирование воспитателей и родителей позволяют определить состояние работы по интересующей проблеме в массовой практике.

Беседы (с детьми, педагогами, родителями) используются для изучения постановки процесса обучения и выяснения проблем по ходу исследования. К беседе примыкают методы анкетирования  и интервью.

Опытно-педагогическая работа – метод внесения преднамеренных изменений в учебный и воспитательный процесс, рассчитанных на получение  воспитательного и образовательного эффекта, с их последующей проверкой. Данный метод является разновидностью эксперимента. В отличие от последнего он дает только общие, суммарные представления  об эффективности той или иной системы работы.

Эксперимент направлен  не только на проверку гипотезы, установление причинно-следственных связей в учебном  процессе, но и на выявление механизма  действия этих связей, т.е. на более  глубокое проникновение в сущность учебно-воспитательного процесса.

В исследовании всегда используется совокупность разных теоретических  и практических методов. Критерии выбора методов: адекватность объекту, предмету и задачам исследования; научная  обоснованность; соответствие логике исследования; направленность на всестороннее и гармоничное развитие испытуемых; взаимосвязь с другими методами в единой методической системе. Особенности  применения названных выше методов  педагогического исследования в  методике определяются прежде всего содержанием изучаемых ею закономерностей.

Важным моментом является определение темы и проблемы исследования. Оно осуществляется на основе изучения состояния вопросов развития речи в теории и практике. Формирующий эксперимент – экспериментальное обучение детей. В контрольных и экспериментальных группах уравнивают все условия, но в контрольной не используется экспериментальная методика обучения. Обучение детей проводится с учетом положений гипотезы. Все материалы тщательно фиксируются и подвергаются анализу, результаты которого сразу же используют для корректировки ранее разработанной методики. Формулирование некоторых предварительных выводов.

Контрольный этап исследования: изучение результатов экспериментальной  работы – кроме методики, использованной на констатирующем этапе и позволяющей  сравнивать получаемые данные, можно  разработать задания на проверку переноса умений в новые условия, а также задания, выявляющие влияние  проведенной работы на общее речевое  и умственное развитие детей. Сравнение  результатов работы, применение методов  их математической обработки, определение  достоверности выводов.

Формулирование  выводов, в которых должны подтверждаться или опровергаться гипотеза, содержаться  ответы на поставленные в исследовании вопросы. Разработка методических рекомендаций.

Апробация полученных данных в массовой практике: публикация материалов исследования в печати, обсуждение их на научно-практических конференциях, семинарах, методических объединениях; сбор отзывов о предложенных методических рекомендациях и др.

Методический эксперимент  продолжается в течение 1–3 лет и  позволяет получить объективные  результаты. Кроме длительного эксперимента могут проводиться и кратковременные, выборочные. Они могут предварять разработку экспериментального обучения или сопровождать последнее. В первом случае они носят поисковый характер, для того чтобы при моделировании формирующего эксперимента можно было использовать результаты этого поиска. Например, с целью отбора наглядного и художественного материала для детей при закреплении и активизации словаря по разным темам можно провести перекрестные эксперименты, выясняющие доступность литературных произведений, картин. Аналогично поступают в случаях проверки эффективности отдельных приемов обучения, например таких, как привлечение внимания детей к слову, участие в экскурсиях представителей той профессии, с которой знакомятся дети (в словарной работе), и др.

Информация о работе Предмет методики развития речи, её прикладные и фундаментальные задачи