Предмет методики развития речи, её прикладные и фундаментальные задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 21:31, контрольная работа

Описание

Методика развития речи детей дошкольного возраста входит в состав педагогических наук. Она является одновременно отраслью методики русского языка и дошкольной дидактики и относится к прикладным наукам, поскольку решает практические задачи развития и воспитания детей.
Предметом ее изучения является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия. Она изучает закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование правильной устной речи и навыков речевого общения у детей дошкольного возраста.

Работа состоит из  1 файл

Предмет методики развития речи.docx

— 42.87 Кб (Скачать документ)

Методикой научного исследования студенты начинают овладевать в учебной работе, выполняя различные  задания исследовательского характера (анализ литературы, изучение речи детей, разработка программ индивидуального  развития детей и др.). Элементы эксперимента, опытно-педагогическая работа становятся основными методами выполнения курсовых и дипломных работ.

  1. Какими профессиональными умениями в развитии речи детей должен владеть воспитатель детского сада.

 

 

Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем в  различных видах деятельности: хозяйственно-бытовой  и трудовой, учебной. Воспитатель  организует игры с детьми, говорит  с ними на всех занятиях, знакомит детей  с речью авторов художественных произведений во время чтения и т.д. Следовательно, развивающий потенциал  речевой среды целиком зависит  от качества речи воспитателя. Для воспитателя  детского сада владение образцовой речью - это показатель его профессиональной подготовленности. Он обязан развить  в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом  передаст детям. Поэтому забота о  совершенствовании коммуникативно-речевых  умениях воспитателя имеет важнейшее  значение в педагогическом процессе дошкольного учреждения с дошкольниками. Дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых. Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада - формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком. организованной речи взрослых. Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. Строгое соответствие содержания речи воспитателя возрасту детей, их развитию, запасу представлений, с опорой на их опыт; владение педагогами методическим мастерством, знанием приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей; умение педагогов применять культурные и методические требования к собственной речи во всех случаях общения с дошкольниками.

Требования к речи воспитателя  детского сада:

Правильность - соответствие речи языковым нормам. В общении  с детьми воспитатель использует основные нормы русского языка: орфоэпические  нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования  и изменения слов.

Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая  лежит в ее основе. Воспитатель  должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т.к. это  способствует формированию у детей  навыков точности словоупотребления.

Логичность - выражение в  смысловых связях компонентов речи и отношений между частями  и компонентами мысли. Воспитатель  в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются  представления о структурных  компонентах связного высказывания, формируются навыки использования  различных способов внутритекстовой связи.

Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), воспитатель заботится о чистоте  собственной речи: недопустимо использование  слов-паразитов, диалектных и жаргонных  слов.

Выразительность - особенность  речи, захватывающая внимание и создающая  атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя  является мощным орудием воздействия  на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию  им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к  предмету разговора.

Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью  оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности  и образности речи, так как в  дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.

Уместность - употребление в  речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики  дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами  речевого этикета, ориентироваться  на ситуацию общения, собеседника и  др.).

К вышеперечисленным требованиям  необходимо отнести правильное использование  педагогом невербальных средств  общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Словарь - богатство и  точность. Частота употребления слов, которые медленно усваиваются детьми, точность обозначения оттенков цвета, материал, форму, величину предметов  и др. Использование художественного  слова, фразеологических оборотов.

Грамматическое оформление - содержание разнообразных синтаксических конструкций.

Звуковая сторона речи - чистое звукопроизношение, четкая дикция, орфоэпическая правильность. Речь воспитателя  должна быть яркой, выразительной: необходимы богатая мимика, приветливый, доброжелательный тон по отношению ко всем окружающим.

Связная речь - умение вести  диалог, рассказывать, слушать рассказы и ответы других. Речь воспитателя  должна быть немногословной, но очень  понятной и логичной.

Навыки публичной речи - умение рассказывать и свободно держаться  в детской аудитории, а так  же выступить с сообщением перед  товарищами, организовать коллективную беседу с родителями воспитанников  и т. п. 0бразцом для окружающих должна быть вся манера поведения  воспитателя в процессе речевого общения (поза, жест, отношение к  собеседникам).

Возрастная направленность - доступность содержания, использование  соответствующего возрасту детей словаря  и синтаксиса. Особенно это важно  при работе с детьми раннего и  младшего дошкольного возраста. В  этом случае для педагога характерны некоторое замедление темпа, особо подчеркнутые артикуляция и дикция, эмоциональностъ речи.

Также использовать ритмические прибаутки, стихи, обращать внимание детей на различия между простой речью и поэзией, рекомендует учить понимать образную речь, заучивать стихи, использовать в работе с детьми художественные рассказы, басни, сказки о животных.

Детский сад — первое звено в системе народного  образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами  родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада — формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.

Развитие речи нужно тесно  связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического  строя дает возможность детям  свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи  между предметами и явлениями.

 

 


Информация о работе Предмет методики развития речи, её прикладные и фундаментальные задачи