Предмет педагогики

Автор работы: Елена Орлова, 24 Июля 2010 в 10:56, реферат

Описание

Передача опыта старшими поколениями людей младшим существует с древнейших времен.Накопление человечеством знаний,развитие орудий и способов труда,их усложнение исторически привели к необходимости специально заниматься обучением и воспитанием детей.
Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи.Во-первых,освоить опыт предыдущих поколений,во-вторых,обогатить и приумножить этот опыт,и,в-третьих,-передать его следующему поколению.Общественный прогресс стал возможен лишь потому,что каждое новое поколение овладевало опытом предков,обогащало его и передавало своим потомкам.

Содержание

1.Введение
2.Предмет педагогики
3.Цели образования и воспитания
4.Средства и методы психического воздействия на личность
5.Нравственно-психологические взаимоотношения поколений
6.Рациональные условия отношений родителей и детей
7.Межличностные отношения в коллективе
8.Заключение
9.Список литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 44.44 Кб (Скачать документ)

      :) ',' ...  ;-,\

    .

       Средства и методы психического воздействия на личность  

   Технологическая схема педагогического процесса выглядит примерно так. Прежде всего, педагог убеждает воспитуемого в важности и целесообразности решения конкретной задачи, затем он должен научить учащегося, добиться усвоения им определенной суммы знаний. На следующем этапе необходимо сформулировать у учащегося умения и навыки. На всех этих этапах полезно постоянно стимулировать прилежание обучаемых, контролировать и оценивать этапы и итоги работы.

   Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, пять групп методов воздействия на личность:

  1. убеждение;
  2. упражнения и приучения;
  3. обучение;
  4. стимулирование;
  5. контроль и оценка

    Методы  воздействия на личность оказывают  комплексное воздействие на учащихся и крайне редко применяются изолированно, вне связи друг с другом.

    Убеждение - это разностороннее воздействие  на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Если мы хотим убедить учащегося в истинности какого-либо научного положения, то мы обращаемся к его разуму, и в этом случае необходимо выстроить логически безупречную цепочку аргументов, что и будет доказательством. Важнейшую роль  
в убеждении с помощью слова играют такие приемы как беседа, лекция, диспут.

    Приучение – это организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек.Или,говоря по-другому :приучение- это упражнение с целью  выработки хороших привычек.

    Упражнение  занимает большое место в обучении , т.к. лежит в основе формирования умений и выработки навыков на всех его практических и практикоученических  этапах.

    Упражнение  как метод педагогического воздействия применяется для решения самых разнообразных задач гражданского,' нравственного, физического и эстетического восприятия и развития.Без систематического применения разумно поставленных упражнений нельзя добиться действенности воспитательной работы. Впрактике воспитательной работы применяются в основном три типа упражнений.

  1. упражнения в полезной деятельности;
  2. режимные упражнения;
  3. специальные упражнения.

    Номенклатура' и классификация методов обучения характеризуется большим разнообразием в зависимости-от того, какое основание избирается для их разработки. Подразделяют методы по доминирующим средствам на словесные, наглядные и практические. Их классифицируют также в зависимости от основных дидактических задач на:

  1. методы приобретения новых знаний;
  2. методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике;
  3. методы проверки и оценки знаний, умений и навыков

    Наиболее  оптимальной представляется классификация  методов обучения, в которой за основу берется характер учебно-познавательной деятельности обучаемых в усвоении ими изучаемого материала. Эта классификация включает в себя пять методов:

  1. объяснительно-иллюстративный метод;
  2. репродуктивный метод;
  3. метод проблемного изложения;
  4. частично-поисковый метод;
  5. исследовательский метод.

    Стимулировать - значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию. Определенное стимулирующее действие уже заложено внутри каждого метода. Но есть методы, главное назначение которых - оказывать дополнительное стимулирующее влияние и как бы усиливать действие других методов, которые по отношению к стимулирующим принято называть основными.

    К методам стимулирования относятся: соревнование и поощрение.

    Стремление  к первенству, приоритету, самоутверждение  свойственно всем людям, но особенно молодежи. Соревнование в учебных заведениях сродни лучшим образцам соперничества спортивного. Главная задача педагога - не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой. Соревнование должно быть проникнуто духом товарищеской взаимопомощи и доброжелательности.

    Поощрение - это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содержится общественное признание того подхода, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются учашимся: Чувство - удовлетворения, которое испытывает лтоощренный воспитанник, вызывает у него прилив -сил, -подъем .энергии, уверенность -в- своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. В то же время поощрение не должно быть слишком частым' чтобы не  
привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех.

    Важнейшее условие педагогической эффективности  поощрения - принципиальность, объективность, понятность для всех, поддержка общественным мнением, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника.

    Наказание - один из самых старейших методов  воспитания. Наказание корректирует поведения воспитанника, заставляет его задуматься, где и в чем он поступил неправильно, вызывает чувство неудовлетворенности, стыда, дискомфорта. Наказание это самоутверждение наоборот, которое порождает потребность изменить свое поведение, а при планировании будущей деятельности - чувство опасения пережить еще раз комплекс неприятных чувств. Однако наказание не должно причинять воспитаннику ни морального  
унижения, ни физического страдания. Главное чувство наказанного воспитанника - чувство переживания, отчужденности, отстраненности от других воспитанников, от коллектива.
 
 
 

 

    

    Нравственно-психологические  отношения поколений

      Отношения родителей и детей  как психолого- педагогическая проблема в отношениях родителей, педагогов и детей есть сложная, парадоксальная проблема.

    Сложность ее - в скрытом, интимном характере  человеческих отношений, щепетильности «внешнего» проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители и педагоги обычно ее не замечают, ибо не имеют для этого необходимой  
психолого-педагогической информации.

    Отношения родителей и детей с годами складываются в определенные типичные варианты независимо от того, осознаются они или нет. Такие варианты начинают существовать как реальности отношений. Причем их можно представить в определенной структуре - последовательных стадиях развития. Типы отношений возникают постепенно. Родители же обращаются к педагогу, психологу, как правило, по поводу возникшей «вчера»,  
«неделю назад» тревожной конфликтной ситуации. То есть они видят не процесс развития отношений, не их последовательность и логику, а, как им кажется, внезапный, необъяснимый, удивительный случай.

    Конфликт  в отношениях родителей и детей  крайне редко возникает случайно и внезапно .. Сама природа позаботилась о взаимной привязанности родителей и детей, выдав им своеобразный аванс в чувстве любви, потребности друг в друге. Но как родители и дети распорядятся этим даром -спроблема их-общения и отношений. Конфликт - жестокое столкновение, эмоциональная агрессия, болевой синдром отношений. А боль в организме,  
как известно, - сигнал бедствия, физиологический крик о помощи. Она возникает в ходе развития заболевания.

    В здоровых семьях родители и дети связаны  с естественными повседневными  контактами. Слово «контакт» в  педагогическом смысле может означать мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, эмоциональные, деловые связи родителей и детей, такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение,  
согласованность основных, жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей к родителям.

    Изучение  множества разнообразных документов позволило выявить некоторые основные тенденции отношений родителей и детей в семье. В основу анализа положено видоизменение потребности в общении - одна из фундаментальных характеристик межличностных отношений. Под конфликтом понимается возникшая ситуация неразрешенного противоречия, в которой родители и дети испытывают острый психологический дискомфорт и пытаются решить возникшую проблему односторонне,  
бескомпромиссными путями и методами.

    Существуют  следующие стадии отношений родителей  и детей:

-   родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении;

-   родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними;

-  чем скорее родители вникают в интересы и заботы детей, тем скорее дети испытывают

-  желание делиться с родителями;

-  поведение детей вызывают в семье конфликты, и при этом правы родители;  
поведение детей вызьmает в семье конфликты, и при этом правы дети;  
конфликты возникают по причинам обоюдной неправоты;

-  полное взаимное отчуждение и враждебность.

    Рациональные  условия отношений  родителей и детей  

    Духовные  контакты в семье не могут возникнуть в результате одних лишь платонических  пожеланий и стремлений родителей. для этого должны быть созданы  психолого-педагогические предпосылки.

    Первая  и главная из них - разумная организация  семьи. Общие перспективы, совместная деятельность, определенные трудовые обязанности, . традиции взаимопомощи, совместных решений, общих интересов и увлечений служат благодатной почвой для произрастания и-развития ростков внутренних взаимосвязей родителей и детей.

    В коллективной жизни семьи можно наиболее успешно' создавать обстоятельства воспитательного процесса, подкрепляющие словесные требования. Нужные педагогические обстоятельства отнюдь не всегда совпадают с жизненными. И их нередко приходится создавать вопреки жизненным обстоятельствам.

    Дети  ожидают от родителей глубинного, пристально го интереса к их внугреннему миру, учета их возрастных ииндивидуальных особенностей. Возрастные особенности - это характерные для того пли иного возрастного периода анатомо-физиологические и психологические особенности. А под индивидуальностью человека имеется в виду ущественное своеобразие его основных свойств и качеств.

    Учет  возрастных особенностей детей требует  постепенного изменения  
воспитательных влияний на различных ступенях становления личности.

    Подход  к детям требует от родителей  педагогического такта, учета жизненного опыта воспитанников, их эмоционального состояния, тонкого и неторопливого анализа мотивов поступка, чуткого, мягкого прикосновения к внутреннему миру человека. Общение, совместные дела, единые стремления становятся наиболее естественным процессом воспитания.

    Важная  сторона обоюдных контактов - участие  в занятиях и интересах детей. Если родители смогут разделить интересы, увлечься занятиями своих детей, то в их руках окажется эффективное средство воспитательного воздействия.

Информация о работе Предмет педагогики