Автор работы: Елена Орлова, 24 Июля 2010 в 10:56, реферат
Передача опыта старшими поколениями  людей младшим существует с  древнейших времен.Накопление человечеством  знаний,развитие орудий и способов  труда,их усложнение исторически  привели к необходимости специально  заниматься обучением и воспитанием  детей.
    Каждое  поколение людей решает три важнейшие  задачи.Во-первых,освоить опыт предыдущих поколений,во-вторых,обогатить и  приумножить этот опыт,и,в-третьих,-передать его следующему поколению.Общественный прогресс стал возможен лишь потому,что  каждое новое поколение овладевало опытом предков,обогащало его и  передавало своим потомкам.
1.Введение
2.Предмет педагогики
3.Цели образования  и воспитания
4.Средства и  методы психического воздействия  на личность
5.Нравственно-психологические  взаимоотношения поколений
6.Рациональные  условия отношений родителей  и детей
7.Межличностные  отношения в коллективе
8.Заключение
9.Список литературы
:) ',' ... ;-,\
.
       Средства 
и методы психического 
воздействия на личность  
Технологическая схема педагогического процесса выглядит примерно так. Прежде всего, педагог убеждает воспитуемого в важности и целесообразности решения конкретной задачи, затем он должен научить учащегося, добиться усвоения им определенной суммы знаний. На следующем этапе необходимо сформулировать у учащегося умения и навыки. На всех этих этапах полезно постоянно стимулировать прилежание обучаемых, контролировать и оценивать этапы и итоги работы.
Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, пять групп методов воздействия на личность:
    Методы 
воздействия на личность оказывают 
комплексное воздействие на учащихся 
и крайне редко применяются 
    Убеждение 
- это разностороннее воздействие 
на разум, чувства и волю 
человека с целью формирования у него 
желаемых качеств. В зависимости от направленности 
педагогического воздействия убеждение 
может выступать как доказательство, как 
внушение, или как их комбинация. Если 
мы хотим убедить учащегося в истинности 
какого-либо научного положения, то мы 
обращаемся к его разуму, и в этом случае 
необходимо выстроить логически безупречную 
цепочку аргументов, что и будет доказательством. 
Важнейшую роль  
в убеждении с помощью слова играют такие 
приемы как беседа, лекция, диспут.
Приучение – это организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек.Или,говоря по-другому :приучение- это упражнение с целью выработки хороших привычек.
Упражнение занимает большое место в обучении , т.к. лежит в основе формирования умений и выработки навыков на всех его практических и практикоученических этапах.
    Упражнение 
как метод педагогического 
    Номенклатура' 
и классификация методов 
Наиболее оптимальной представляется классификация методов обучения, в которой за основу берется характер учебно-познавательной деятельности обучаемых в усвоении ими изучаемого материала. Эта классификация включает в себя пять методов:
Стимулировать - значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию. Определенное стимулирующее действие уже заложено внутри каждого метода. Но есть методы, главное назначение которых - оказывать дополнительное стимулирующее влияние и как бы усиливать действие других методов, которые по отношению к стимулирующим принято называть основными.
К методам стимулирования относятся: соревнование и поощрение.
Стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственно всем людям, но особенно молодежи. Соревнование в учебных заведениях сродни лучшим образцам соперничества спортивного. Главная задача педагога - не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой. Соревнование должно быть проникнуто духом товарищеской взаимопомощи и доброжелательности.
    Поощрение 
- это сигнал о состоявшемся самоутверждении, 
потому что в нем содержится общественное 
признание того подхода, того образа действия 
и того отношения к действию, которые избраны 
и реализуются учашимся: Чувство - удовлетворения, 
которое испытывает лтоощренный воспитанник, 
вызывает у него прилив -сил, -подъем .энергии, 
уверенность -в- своих силах и, как следствие, 
сопровождается высокой старательностью 
и результативностью. В то же время поощрение 
не должно быть слишком частым' чтобы не  
привести к обесцениванию, ожиданию награды 
за малейший успех. 
Важнейшее условие педагогической эффективности поощрения - принципиальность, объективность, понятность для всех, поддержка общественным мнением, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника.
    Наказание 
- один из самых старейших методов 
воспитания. Наказание корректирует 
поведения воспитанника, заставляет 
его задуматься, где и в чем он 
поступил неправильно, вызывает чувство 
неудовлетворенности, стыда, дискомфорта. 
Наказание это самоутверждение наоборот, 
которое порождает потребность изменить 
свое поведение, а при планировании будущей 
деятельности - чувство опасения пережить 
еще раз комплекс неприятных чувств. Однако 
наказание не должно причинять воспитаннику 
ни морального  
унижения, ни физического страдания. Главное 
чувство наказанного воспитанника - чувство 
переживания, отчужденности, отстраненности 
от других воспитанников, от коллектива.  
 
 
 
    Нравственно-
Отношения родителей и детей как психолого- педагогическая проблема в отношениях родителей, педагогов и детей есть сложная, парадоксальная проблема.
    Сложность 
ее - в скрытом, интимном характере 
человеческих отношений, щепетильности 
«внешнего» проникновения в них. А парадоксальность 
в том, что, при всей ее важности, родители 
и педагоги обычно ее не замечают, ибо 
не имеют для этого необходимой  
психолого-педагогической информации. 
    Отношения 
родителей и детей с годами 
складываются в определенные типичные 
варианты независимо от того, осознаются 
они или нет. Такие варианты начинают существовать 
как реальности отношений. Причем их можно 
представить в определенной структуре 
- последовательных стадиях развития. 
Типы отношений возникают постепенно. 
Родители же обращаются к педагогу, психологу, 
как правило, по поводу возникшей «вчера»,  
«неделю назад» тревожной конфликтной 
ситуации. То есть они видят не процесс 
развития отношений, не их последовательность 
и логику, а, как им кажется, внезапный, 
необъяснимый, удивительный случай. 
    Конфликт 
в отношениях родителей и детей 
крайне редко возникает случайно и внезапно 
.. Сама природа позаботилась о взаимной 
привязанности родителей и детей, выдав 
им своеобразный аванс в чувстве любви, 
потребности друг в друге. Но как родители 
и дети распорядятся этим даром -спроблема 
их-общения и отношений. Конфликт - жестокое 
столкновение, эмоциональная агрессия, 
болевой синдром отношений. А боль в организме,  
как известно, - сигнал бедствия, физиологический 
крик о помощи. Она возникает в ходе развития 
заболевания. 
    В 
здоровых семьях родители и дети связаны 
с естественными повседневными 
контактами. Слово «контакт» в 
педагогическом смысле может означать 
мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, 
эмоциональные, деловые связи родителей 
и детей, такое тесное общение между ними, 
в результате которого возникает душевное 
единение,  
согласованность основных, жизненных 
устремлений и действий. Природную основу 
таких отношений составляют родственные 
связи, чувства материнства и отцовства, 
которые проявляются в родительской любви 
и заботливой привязанности детей к родителям. 
    Изучение 
множества разнообразных 
бескомпромиссными путями и методами. 
Существуют следующие стадии отношений родителей и детей:
- родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении;
- родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними;
- чем скорее родители вникают в интересы и заботы детей, тем скорее дети испытывают
- желание делиться с родителями;
-  поведение 
детей вызывают в семье конфликты, и при 
этом правы родители;  
поведение детей вызьmает в семье конфликты, 
и при этом правы дети;  
конфликты возникают по причинам обоюдной 
неправоты; 
- полное взаимное отчуждение и враждебность.
    Рациональные 
условия отношений 
родителей и детей 
 
Духовные контакты в семье не могут возникнуть в результате одних лишь платонических пожеланий и стремлений родителей. для этого должны быть созданы психолого-педагогические предпосылки.
Первая и главная из них - разумная организация семьи. Общие перспективы, совместная деятельность, определенные трудовые обязанности, . традиции взаимопомощи, совместных решений, общих интересов и увлечений служат благодатной почвой для произрастания и-развития ростков внутренних взаимосвязей родителей и детей.
В коллективной жизни семьи можно наиболее успешно' создавать обстоятельства воспитательного процесса, подкрепляющие словесные требования. Нужные педагогические обстоятельства отнюдь не всегда совпадают с жизненными. И их нередко приходится создавать вопреки жизненным обстоятельствам.
Дети ожидают от родителей глубинного, пристально го интереса к их внугреннему миру, учета их возрастных ииндивидуальных особенностей. Возрастные особенности - это характерные для того пли иного возрастного периода анатомо-физиологические и психологические особенности. А под индивидуальностью человека имеется в виду ущественное своеобразие его основных свойств и качеств.
    Учет 
возрастных особенностей детей требует 
постепенного изменения  
воспитательных влияний на различных 
ступенях становления личности. 
Подход к детям требует от родителей педагогического такта, учета жизненного опыта воспитанников, их эмоционального состояния, тонкого и неторопливого анализа мотивов поступка, чуткого, мягкого прикосновения к внутреннему миру человека. Общение, совместные дела, единые стремления становятся наиболее естественным процессом воспитания.
Важная сторона обоюдных контактов - участие в занятиях и интересах детей. Если родители смогут разделить интересы, увлечься занятиями своих детей, то в их руках окажется эффективное средство воспитательного воздействия.