Автор работы: Елена Орлова, 24 Июля 2010 в 10:56, реферат
Передача опыта старшими поколениями людей младшим существует с древнейших времен.Накопление человечеством знаний,развитие орудий и способов труда,их усложнение исторически привели к необходимости специально заниматься обучением и воспитанием детей.
Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи.Во-первых,освоить опыт предыдущих поколений,во-вторых,обогатить и приумножить этот опыт,и,в-третьих,-передать его следующему поколению.Общественный прогресс стал возможен лишь потому,что каждое новое поколение овладевало опытом предков,обогащало его и передавало своим потомкам.
1.Введение
2.Предмет педагогики
3.Цели образования и воспитания
4.Средства и методы психического воздействия на личность
5.Нравственно-психологические взаимоотношения поколений
6.Рациональные условия отношений родителей и детей
7.Межличностные отношения в коллективе
8.Заключение
9.Список литературы
:) ',' ... ;-,\
.
Средства
и методы психического
воздействия на личность
Технологическая схема педагогического процесса выглядит примерно так. Прежде всего, педагог убеждает воспитуемого в важности и целесообразности решения конкретной задачи, затем он должен научить учащегося, добиться усвоения им определенной суммы знаний. На следующем этапе необходимо сформулировать у учащегося умения и навыки. На всех этих этапах полезно постоянно стимулировать прилежание обучаемых, контролировать и оценивать этапы и итоги работы.
Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, пять групп методов воздействия на личность:
Методы
воздействия на личность оказывают
комплексное воздействие на учащихся
и крайне редко применяются
Убеждение
- это разностороннее воздействие
на разум, чувства и волю
человека с целью формирования у него
желаемых качеств. В зависимости от направленности
педагогического воздействия убеждение
может выступать как доказательство, как
внушение, или как их комбинация. Если
мы хотим убедить учащегося в истинности
какого-либо научного положения, то мы
обращаемся к его разуму, и в этом случае
необходимо выстроить логически безупречную
цепочку аргументов, что и будет доказательством.
Важнейшую роль
в убеждении с помощью слова играют такие
приемы как беседа, лекция, диспут.
Приучение – это организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек.Или,говоря по-другому :приучение- это упражнение с целью выработки хороших привычек.
Упражнение занимает большое место в обучении , т.к. лежит в основе формирования умений и выработки навыков на всех его практических и практикоученических этапах.
Упражнение
как метод педагогического
Номенклатура'
и классификация методов
Наиболее оптимальной представляется классификация методов обучения, в которой за основу берется характер учебно-познавательной деятельности обучаемых в усвоении ими изучаемого материала. Эта классификация включает в себя пять методов:
Стимулировать - значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию. Определенное стимулирующее действие уже заложено внутри каждого метода. Но есть методы, главное назначение которых - оказывать дополнительное стимулирующее влияние и как бы усиливать действие других методов, которые по отношению к стимулирующим принято называть основными.
К методам стимулирования относятся: соревнование и поощрение.
Стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственно всем людям, но особенно молодежи. Соревнование в учебных заведениях сродни лучшим образцам соперничества спортивного. Главная задача педагога - не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой. Соревнование должно быть проникнуто духом товарищеской взаимопомощи и доброжелательности.
Поощрение
- это сигнал о состоявшемся самоутверждении,
потому что в нем содержится общественное
признание того подхода, того образа действия
и того отношения к действию, которые избраны
и реализуются учашимся: Чувство - удовлетворения,
которое испытывает лтоощренный воспитанник,
вызывает у него прилив -сил, -подъем .энергии,
уверенность -в- своих силах и, как следствие,
сопровождается высокой старательностью
и результативностью. В то же время поощрение
не должно быть слишком частым' чтобы не
привести к обесцениванию, ожиданию награды
за малейший успех.
Важнейшее условие педагогической эффективности поощрения - принципиальность, объективность, понятность для всех, поддержка общественным мнением, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника.
Наказание
- один из самых старейших методов
воспитания. Наказание корректирует
поведения воспитанника, заставляет
его задуматься, где и в чем он
поступил неправильно, вызывает чувство
неудовлетворенности, стыда, дискомфорта.
Наказание это самоутверждение наоборот,
которое порождает потребность изменить
свое поведение, а при планировании будущей
деятельности - чувство опасения пережить
еще раз комплекс неприятных чувств. Однако
наказание не должно причинять воспитаннику
ни морального
унижения, ни физического страдания. Главное
чувство наказанного воспитанника - чувство
переживания, отчужденности, отстраненности
от других воспитанников, от коллектива.
Нравственно-
Отношения родителей и детей как психолого- педагогическая проблема в отношениях родителей, педагогов и детей есть сложная, парадоксальная проблема.
Сложность
ее - в скрытом, интимном характере
человеческих отношений, щепетильности
«внешнего» проникновения в них. А парадоксальность
в том, что, при всей ее важности, родители
и педагоги обычно ее не замечают, ибо
не имеют для этого необходимой
психолого-педагогической информации.
Отношения
родителей и детей с годами
складываются в определенные типичные
варианты независимо от того, осознаются
они или нет. Такие варианты начинают существовать
как реальности отношений. Причем их можно
представить в определенной структуре
- последовательных стадиях развития.
Типы отношений возникают постепенно.
Родители же обращаются к педагогу, психологу,
как правило, по поводу возникшей «вчера»,
«неделю назад» тревожной конфликтной
ситуации. То есть они видят не процесс
развития отношений, не их последовательность
и логику, а, как им кажется, внезапный,
необъяснимый, удивительный случай.
Конфликт
в отношениях родителей и детей
крайне редко возникает случайно и внезапно
.. Сама природа позаботилась о взаимной
привязанности родителей и детей, выдав
им своеобразный аванс в чувстве любви,
потребности друг в друге. Но как родители
и дети распорядятся этим даром -спроблема
их-общения и отношений. Конфликт - жестокое
столкновение, эмоциональная агрессия,
болевой синдром отношений. А боль в организме,
как известно, - сигнал бедствия, физиологический
крик о помощи. Она возникает в ходе развития
заболевания.
В
здоровых семьях родители и дети связаны
с естественными повседневными
контактами. Слово «контакт» в
педагогическом смысле может означать
мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные,
эмоциональные, деловые связи родителей
и детей, такое тесное общение между ними,
в результате которого возникает душевное
единение,
согласованность основных, жизненных
устремлений и действий. Природную основу
таких отношений составляют родственные
связи, чувства материнства и отцовства,
которые проявляются в родительской любви
и заботливой привязанности детей к родителям.
Изучение
множества разнообразных
бескомпромиссными путями и методами.
Существуют следующие стадии отношений родителей и детей:
- родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении;
- родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними;
- чем скорее родители вникают в интересы и заботы детей, тем скорее дети испытывают
- желание делиться с родителями;
- поведение
детей вызывают в семье конфликты, и при
этом правы родители;
поведение детей вызьmает в семье конфликты,
и при этом правы дети;
конфликты возникают по причинам обоюдной
неправоты;
- полное взаимное отчуждение и враждебность.
Рациональные
условия отношений
родителей и детей
Духовные контакты в семье не могут возникнуть в результате одних лишь платонических пожеланий и стремлений родителей. для этого должны быть созданы психолого-педагогические предпосылки.
Первая и главная из них - разумная организация семьи. Общие перспективы, совместная деятельность, определенные трудовые обязанности, . традиции взаимопомощи, совместных решений, общих интересов и увлечений служат благодатной почвой для произрастания и-развития ростков внутренних взаимосвязей родителей и детей.
В коллективной жизни семьи можно наиболее успешно' создавать обстоятельства воспитательного процесса, подкрепляющие словесные требования. Нужные педагогические обстоятельства отнюдь не всегда совпадают с жизненными. И их нередко приходится создавать вопреки жизненным обстоятельствам.
Дети ожидают от родителей глубинного, пристально го интереса к их внугреннему миру, учета их возрастных ииндивидуальных особенностей. Возрастные особенности - это характерные для того пли иного возрастного периода анатомо-физиологические и психологические особенности. А под индивидуальностью человека имеется в виду ущественное своеобразие его основных свойств и качеств.
Учет
возрастных особенностей детей требует
постепенного изменения
воспитательных влияний на различных
ступенях становления личности.
Подход к детям требует от родителей педагогического такта, учета жизненного опыта воспитанников, их эмоционального состояния, тонкого и неторопливого анализа мотивов поступка, чуткого, мягкого прикосновения к внутреннему миру человека. Общение, совместные дела, единые стремления становятся наиболее естественным процессом воспитания.
Важная сторона обоюдных контактов - участие в занятиях и интересах детей. Если родители смогут разделить интересы, увлечься занятиями своих детей, то в их руках окажется эффективное средство воспитательного воздействия.