Предмет педагогики

Автор работы: Елена Орлова, 24 Июля 2010 в 10:56, реферат

Описание

Передача опыта старшими поколениями людей младшим существует с древнейших времен.Накопление человечеством знаний,развитие орудий и способов труда,их усложнение исторически привели к необходимости специально заниматься обучением и воспитанием детей.
Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи.Во-первых,освоить опыт предыдущих поколений,во-вторых,обогатить и приумножить этот опыт,и,в-третьих,-передать его следующему поколению.Общественный прогресс стал возможен лишь потому,что каждое новое поколение овладевало опытом предков,обогащало его и передавало своим потомкам.

Содержание

1.Введение
2.Предмет педагогики
3.Цели образования и воспитания
4.Средства и методы психического воздействия на личность
5.Нравственно-психологические взаимоотношения поколений
6.Рациональные условия отношений родителей и детей
7.Межличностные отношения в коллективе
8.Заключение
9.Список литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 44.44 Кб (Скачать документ)

                                          Содержание

1.Введение

2.Предмет педагогики

3.Цели образования  и воспитания

4.Средства и  методы психического воздействия  на личность

5.Нравственно-психологические  взаимоотношения поколений

6.Рациональные  условия отношений родителей  и детей

7.Межличностные  отношения в коллективе

8.Заключение

9.Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                              
 

                                                        Введение 

      Передача опыта старшими поколениями  людей младшим существует с  древнейших времен.Накопление человечеством  знаний,развитие орудий и способов  труда,их усложнение исторически  привели к необходимости специально  заниматься обучением и воспитанием  детей.

    Каждое  поколение людей решает три важнейшие  задачи.Во-первых,освоить опыт предыдущих поколений,во-вторых,обогатить и  приумножить этот опыт,и,в-третьих,-передать его следующему поколению.Общественный прогресс стал возможен лишь потому,что  каждое новое поколение овладевало опытом предков,обогащало его и  передавало своим потомкам.

    Новое время,третье тысячелетие,важные события,происходящие в нашей стране,задачи утверждения  в жизни российского общества гуанистических и демократических  идей,прав и свобод,рыночных отношений,норм жизни правового государства  и гражданского общества по- новому,расширенно ставят задачи перед педагогической наукой и практикой.Провозглашение идей не означает их воплощения в жизнь  общества и каждого человека.Прошедшие 90-е годы убедительно показали,что  люди должны уметь жить,вести себя надлежащим образом в условиях предоставленных  свобод.Чтобы жить в условиях демократии,надо,чтобы  демократия жила в нас;чтобы жить в условиях морали и справедливости ,надо,чтобы мораль и справедливость жили в нас;чтобы жить в условиях права,надо,чтобы право жило в  нас.Это ставит серьезные проблемы перед педагогикой. 
 
 

                                       
 
 

                                          Предмет педагогики 

    В Древней Греции педагогом назывался  раб,приставленный к ученику,сопровождавший его в школу,прислуживающий ему  на занятияхи вне их.Греческое  слово «пейдагогос» можно перевести  как «детоводитель».Таким образом  «педагогика»в буквальном переводе с греческого «детовождение».

    Предмет педагогики-процесс направленного  развития и формирования человеческой личности в условиях е ее обучения,образования,воспитания,или,более кратко,-это воспитание человека ,как особая функция общества.

    Основными категориями педагогики являются:развитие ,воспитание,образование,обучение.

    Развитие  человека – это процесс становления  его личности под влиянием внешних  и внутренних,управляемых и неуправляемых  социальных и природных факторов.

    Воспитание  в широком смысле представляет собой  целенапрвленный процесс формирования интеллекта , физических и духовных сил личности,подготовки ее к жизни,активному  участию в трудовой деятельности.Воспитание в узком смысле слова – систематическое  и целенаправленное воздействие  воспитателя на воспитуемых с  целью формирования у них желаемого  отношения к людям и явлениям окружающего мира.

    Образование  процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение  на этой основе соответствующего уровня развития личности.Образование получают,в  основном,в процессе воспитания и  обучения в учебных заведениях под  руководством педагогов.Однако всю  возрастающцю роль играет и самообразование ,т.е. приобритение системы знаний самостоятельно.

    Обучение  – это целенаправленный процесс  двусторонней деятельности педагога и  учащихся по передаче и усвоению знаний.Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием,а деятельность учащихся-учением.Поэтому обучение можно определить и так: обучение-это преподавание и учение,взяые в единстве.Всвете вышеизложенногопедагогика представлена как наука о воспитании;это наука, изучающая закономерности воспитания , образования и обучения.

    В результате развития науки,техники  и культуры происходят дифференциация знаний и специализация наук.В  педагогической науке процесс специализации  и дифференциации проявляется особенно заметно.Педагогика, зародившаяся в  недрах философии,как ее часть,имеет  в настоящее время большое  число ответвлений,которые развиваются  как ее отрасли.Эти отрасли определяются особенностями объекта воспитания:возрастом,профессией,психофизиологическими  данными.

    Основные  «ветви»педагогической науки следующие:

    Общая педагогика – изучает и формирует принципы,формы и методы обучения и воспитания,являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений.Составными частями общей педагогики являются:теория воспитания,теория обучения,и теория организации и управления в системе образования.

    Дошкольная  педагогика изучает закономерности воспитания детей дошкольного возраста.

    Педагогика  общеобразовательной школы –исследует содержание,формы и методы обучения и воспитания школьников.

    Специальная педагогика (дефектология)- наука об особенностях развития и закономерностях  обучения и воспитания аномальных детей,имеющих  физические и психические недостатки.

    Педагогика  профессионально-технического и среденого  профессионального образования  – изучает и разрабатывает  вопросы обучения и воспитания учащихся ПТУ и средних специальных  заведений.

    Исправительно-трудовая педагогика – занимается вопросами  перевоспитания правонарушителей всех возрастов.

    Военная педагогика изучает особенности  воспитания воинов.Педагогика высшей школы разрабатывает вопросы  обучения и воспитания студентов  вузов.

    Педагогика ,являясь самостоятельной и достаточно научной дисциплиной ,не может развиваться  обособленно от других наук. Важную метадологическую роль в процессе разработки педагогической теории выполняет философия, помогая определить исходные позиции при исследовании педагогических явлений. Особено большое значение для решения конкретных впросов обучения и воспитания ,разработки режимов труда  и отдыха имеет психология , и в первую очередь возрастная и педагогическая психология, которая изучает закономерности психических процессов детей в зависимости от возраста, в условиях обучения и воспитания. Социология, занимающаяся изучением общества как сложной целостной системы, дает педагогике большой фактический материал для более рациональной организации процесса обучения и воспитания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                      Цели образования и воспитания 

    Воспитательный  процесс в значительной степени  носит целенаправленный характер.Он предполагает определенное направление  воспитательных усилий,осознание их конечных целей,а также включает в себя содержательную сторону и  средства достижения этих целей.Цели же воспитания определяются идейными и  ценностными установками,которые  провозглашает то или ное сообщество.

      Кардинальные изменения,которые  произошли в жизни российского  общества в последние годы,вызвали  определенные затруднения  в  идейной и ценностной ориентации  населения.Прежние идеалы для  многих людей утратили свою  привлекательность,новые ориентации  не сложились.

    Вправящих кругах , в публицистике заговорили о выработке новой государственной  идеологии .Но всякая идеология –  это односторонний ,социально-заинтересованный подход тех или иных классов и  социальных групп к решению общественных проблем,которые они стремятся навязать другим в качестве господствующих идейных и ценностных ориентаций.

    В мировой педагогической теории и  практики уже давно сложилосьмнение,что  воспитательный процесс не должен быть заложником каких-то конъюктурных ситуаций,находиться в зависимости от того ,какие взгляды  и убеждения исповедуют люди,стоящие  ныне у власти.Воспитание ныне молодого поколения –это слишком серьезное дело.Оно должно базироваться на постоянных ,непереходящих  идеях и ценностях.АПоэтому в качестве идейной основы всей системы воспитания должны быть выработаны и проверены многовековой практикой принципы гуманизма.

    Гуманизм,прежде всего,ознасает человечность человека:любовь к людям,высокий уровень психологической  терпимости,мягкость в человеческих отношениях ,уважение личности и достоинству.Вконечном  счете,понятие гуманизм оформляется  как система ценностных ориентаций ,в центре которых лежит признание  человека в качестве высшей ценности.

    При такой трактовке гуманизм получает получение общественного идеала.Человек  рассматривается как высшая цель общественного развития , в процессе которого обеспечивается создание необходимых условий для полной реализации всех его потенций,достижение гармонии в социально – экономической и духовной сфере жизни,наивысшего расцвета конкретной человеческой личности.Таким образом ,с позиции гуманизма,конечная цель воспитания состоит в том  ,чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности,познание и общение,то есть свободным ,самодеятельным существом,ответственным за все происходящее в этом мире.

    Содержательной  стороны реализация принципов гуманизма в воспитательном процессе означает проявление общечеловеческих ценностей. Общечеловеческие ценности - это ценности значимые не для какого-то узкого ограниченного круга людей, а то, что имеет значение для всего человечества. .Они в- той или иной, форме присущи всем.социальным  
общностям, Социальным группам, народам, хотя не у всех выражены одинаковым образом.  
Особенности их выражения зависят от особенностей культурно-исторического развития той или иной страны, ее религиозных традиций, типа цивилизации.

    Также общечеловеческие ценности - это предельные, исторически и социально нелокализируемые ценности, то есть ценности, которые носят абсолютный характер, вечные ценности. Верующие люди, осмысливая общечеловеческие ценности с позиций религии, считают, что эти ценности имеют божественную природу. для неверующих людей за общечеловеческими ценностями стоит многовековой опыт человечества, его потенций и устремлений.

    При разных подходах к источнику и  гаранту общечеловеческих ценностей верующие и неверующие осознают; что общечеловеческие ценности носят постоянный, непреходящий  
характер. И именно поэтому общечеловеческие ценности выступают в качестве идеала, регулятивной идеи, образца поведения для всех людей.

    Следует отметить, что любовь к Родине сама по себе вписывается в систему гуманистических ценностей. Общечеловеческие установки не следует трактовать как некие космополитические ценности. У каждого народа эти ценности выражены особым образом. Это выражение зависит от особенностей культурно-исторического развития той или иной  
страны. Поэтому общечеловеческое всегда реализуется через конкретно человеческое. А каждый конкретный человек является гражданином конкретного государства, принадлежит к определенной народности, нации. И общечеловеческое начало реализуется в этих конкретных социальных образованиях. Поэтому воспитание человека с общечеловеческих  
позиций не противоречит, а предполагает его воспитание как гражданина, патриота своей страны, Отечества. Следовательно, гуманизм предполагает патриотизм, любовь к своей Родине, воспитание гражданской ответственности, уважение обычаев и законов своей страны.

    Гуманизм  предполагает признание данной личностью  в качестве ценности личности всех других людей, любовь к ним и служение им. Не случайно под термином «гуманизм»  
изначально понималось «человеколюбие». Поэтому гуманизм не исключает, а предполагает коллективизм, стремление к общности с другими людьми, их взаимную поддержку. В общественной психологии нашего народа это нравственное качество получило сильный импульс для своего развития. Не случайно в русской философии идея соборности является одной из ведущих идей русского национального самосознания .

     В нашей стране традиционно в качестве главной цели учебно-воспитательного процесса вылвигалась подготовка высококвалифицированного специалиста, способного с  
наибольшей эффективностью работать на npоизводствена благо нашего государства. Гуманистический подход требуег
ггобы в качестве главной-цели учебно-воспитагельного процесса должно рассматриваться сознание предпосылокдля самореалиэацни личности.

Информация о работе Предмет педагогики