Предмет, задачи и функции педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:17, контрольная работа

Описание

Существование человеческого общества невозможно без передачи подрастающему поколению накопленного обществом опыта. Еще на заре общественной жизни взрослые в нелегкой борьбе с природой должны были учить детей тому немногому, что они сами знали и умели: как разжигать костёр, как изготавливать лук и стрелы для охоты на диких зверей и т.п. Такая передача знаний и умений молодому поколению и была той деятельностью, которую мы теперь называем обучение.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1. Предмет педагогики………………………………………………….4
2.Задачи и функции педагогики………………………………………..8
Заключение……………………………………………………………..16
Список использованной литературы………………………………….17

Работа состоит из  1 файл

контрольная.docx

— 32.43 Кб (Скачать документ)

Введение

Существование человеческого  общества невозможно без передачи подрастающему  поколению накопленного обществом  опыта. Еще на заре общественной жизни  взрослые в нелегкой борьбе с природой должны были учить детей тому немногому, что они сами знали и умели: как разжигать костёр, как изготавливать лук и стрелы для охоты на диких зверей и т.п. Такая передача знаний и умений молодому поколению и была той деятельностью, которую мы теперь называем обучение.

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно  сказать, что подготовка молодого поколения  к участию в жизни общества путем передачи социального опыта  есть неотъемлемая общественная функция  во все времена и у всех народов.

Знание педагогики необходимо огромному количеству людей: родителям, работникам сферы обслуживания, работникам правоохранительных органов и другим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Предмет педагогики

Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном  переводе «пайдогогос» означает «детоволитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его  в школу. Учительствовал в этой школе  не редко другой раб, только ученый.

Позже слово «педагогика» стало употребляться в более  общем смысле для обозначения  искусства «вести ребенка по жизни  », т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и и телесное развитие. То есть педагогика стала  наукой о воспитании детей.

Такое понимание педагогики сохранилось в плоть до середины XX в. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые

Педагогика – это наука, изучающая закономерности и целенаправленную практику обучения и воспитания человека, приобщение человеческих существ к жизни общества, связанные с этим педагогические процессы и педагогическую деятельность. Иначе говоря, наука, обеспечивающая изучение и реализацию педагогических закономерностей, выявление которых – цель и результат исследования ее объекта и предмета.

Педагогика - это наука  о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляются в самом  широком смысле, включая образование, обучение, развитие.

Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую  сущность, закономерности, тенденции  и перспективы развития педагогического  процесса (образования) как фактора  и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных  видов деятельности учащихся, а также  стратегий и способов их взаимодействия.

Область внимания и влияния  научной педагогики так же связана  и с изучением, и с реализацией  педагогических явлений и процессов. Возможные разные взгляды на объект и предмет педагогической науки. Среди них следующий: ее объектом является образование – сфера  обучения и воспитания, а предметом - закономерности процессов, происходящие в системе отношений, которые  формируются в этой сфере.

Объекты научного и практического  интереса педагогики выделяются по наличию  у них педагогического качества - свойств и закономерностей педагогической природы (одновр6менно им могут быть присущи и иные качества, например, биологические, физиологические, психологические, социальные, экономические и др.). Это качество объективно присудить  отдельным людям, группам, обществу в целом. Педагогика призвана специально «высвечивать» и обнаруживать объекты  и явления одним качеством, исследовать  их, создавать систему научных  знаний, взаимодействуя с другими  науками, изучающуюся со своих позиций.

Предмет педагогики есть везде, где:

· осуществляется образование, воспитание, обучение, развитие и самоорганизация  граждан (независимо от возраста и социального  положения в педагогических учреждениях  и в процессе труда, семейной жизни);

· оказывается педагогическое влияние  на воспитанность, образованность, обученность, развитость и самореализацию граждан  любых факторов иной природы (политики, экономики, права, культуры, искусства, досуга, труда, быта и пр.) независимо от того, как это происходит. а также преднамеренно или стихийно;

· существуют и обнаруживаются результаты (позитивные или негативные) целенаправленного  или стихийного воспитания, образования, обучения, развития и самореализации граждан, влияющие на успехи и недостатки жизни, труда, поведения людей, сфер общества, на состояние, развитие, стабильность и силу государства, на будущее народа.

Имеются и обстоятельства жизнедеятельности, которые, не являясь по своей природе  только или по преимуществу педагогическими, тем не менее, оказывают на отдельных  людей и группы педагогическое воздействие. Это политика в обществе, экономика, деятельность государственных органов  и хозяйствующих структур, состояние  правопорядка, уровень безопасности жизни, культуры и пр. Отстраниться от их изучения и рассматривать, например, деятельность школы, педагога изолированно, в отрыве от них, педагогика не может, если хочет быть реалистичной и практичной, а не витать в словесных облаках  абстрактных мудрствований. Поэтому  то, что в этих объектах связано  с воспитанием, образованием, обучением, развитием, активной самореализацией  людей, оказывает влияние на внутреннюю жизнь педагогических учреждений, на успех и просчеты в деятельности педагогов, общества, государства, требует  сегодня пристального внимания педагогики и относится к ее предмету. Именно в этой ипостаси раскрывается современная  сущность педагогики, круг научных  и практических проблем, ее значение и социальная миссия.

Реальным предметом современной  педагогики выступает широкое поле педагогической действительности в  государстве, обществе, их структурах, группах, специальных педагогических учреждениях, труде к жизни людей, каждого человека, представленное в  виде педагогических фактов, закономерностей, механизмов процессов образования. воспитания, обучения, развития и самосовершенствования. Можно также сказать, что предметом  педагогики выступают особенности  окружающего мира и человека, взятые для научного рассмотрения в аспекте педагогической деятельности, ее интересов и ответственности. Там, где в действительности существует предмет педагогики, есть и ее специальный научный интерес и социальная ответственность, там она в состоянии и обязана принять конструктивное участие в помощи и поддержке людей, общества и государства.

С одной стороны наличие в  обществе и жизни людей очевидных  реалий педагогической природы (например, педагогических учреждений) определяет ее объект, а с другой - педагогический взгляд на общество и жизнь людей  дополнительно выявляет другие объекты, которые она обязана изучать  и участвовать в их совершенствовании. В результате возникает объктно-предметное поле педагогической науки, реальные явления  в котором представляют собой  педагогическую деятельность в обществе, она существует не зависимо от чьего-то признания или непризнания, ее нельзя отменить, закрыть или игнорировать. Она играла и играет важнейшую роль в жизни общества не только сама по себе, но и влияя на качество других сфер и явлений - политических, экономических трудовых, правовых, нравственных, культурных, социально-демографических, и др., что повышает ее социальную значимость и ответственность. Нерешенность многих проблем совершенствования педагогической действительности ныне реально и значительно сказывается на осуществляемых преобразованиях и предпринимаемых мерах.

Можно заключить, что современная  педагогика - это одна из наук о жизни  людей и общества, не только о  воспитании или образовании, школе, учителе, учениках, детях, но и о жизни  деятельности всех граждан в сложившихся  общественных условиях, о педагогическом обеспечении их жизненного успеха, совершенствование условий для  этого и будущее общества с  помощью воспитания, обучения, образования, развития и самосовершенствования  людей, их общностей, всего населения.

 

 

2.Задачи и функции  педагогики

Основная цель педагогики - всемерно способствовать цивилизованной самореализации каждого человека в жизни и развитию общества на основе научного познания педагогической действительности, разработки и реализации эффективных мер по ее совершенствованию.

Задачи педагогики - описание, объяснение прогнозирование явлений и процессов, происходящих в сфере образования.

Следует различать теоретические  и практические задачи педагогики. Педагогика как наука - решает несколько  важных теоретических задач:

  • выяснение закономерностей процесса воспитания, образования;
  • изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;
  • разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;
  • внедрение результатов исследований в практику преподавания;
  • планирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.

Практическое же воплощение теории лежит на отдельных образовательных учреждениях.

Функции педагогики - своего рода производные  от ее задач: направления, сферы компетенции, необходимые для эффективного решения  этих задач. В свою очередь функции  задают программу, содержание и технологию, определяют условия эффективности  и характер анализа результатов  такого решения.

Функции педагогики - аналитическая, прогностическая, проективно - конструктивная.

  1. Аналитическая функция характеризует решение следующих задач педагогической науки:
  • теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно - следственных связей процесса воспитания;
  • анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта.
  1. Прогностическая функция:
  • обеспечение научно - обоснованного целеполагания, планирования и развития системы воспитания;
  • обеспечение эффективного управления образовательной политикой.
  1. Проективно - конструктивная функция:
  • разработка новых педагогических технологий (содержания, форм, методов, средств воспитания и обучения), педагогических систем, основ инновационной педагогической деятельности;
  • внедрение результатов педагогических исследований в практику;
  • научно - методическое обеспечение управления образовательными структурами.

Проанализировав функции педагогики легко выделить и задачи этой науки. Таким образом, можно выявить  определенную классификацию задач  педагогики:

1)Научное обоснование развития системы образования, содержания образовательного процесса.

  2)Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.

3)Выявление закономерностей и формирование принципов процесса обучения и воспитания людей.

4)Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.

5)Разработка содержания и методик самообразования и самовоспитания людей.

6)Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования и развития его профессионального мастерства.

7)Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.

Основные задачи педагогики связаны с конкретизацией путей создания отвечающей основной цели педагогики эффективной педагогической системы работы в обществе, на местах и с каждым человеком. К ним относятся:

1) изучение истории развития  педагогического знания и его  использования в обществе;

2) разработка методологии и методики  педагогического познания;

3) создание научной картины педагогической  действительности, присущей обществу, жизни и деятельности ею граждан,  и разоблачение антинаучных походов  к воспитанию, образованию, обучению и развитию;

4) проведение широкомасштабных  и непрерывных исследований по  актуальным педагогическим проблемам  и видам целенаправленной педагогической  активности групповых и индивидуальных  субъектов ее, разработка адекватных  педагогических теорий. практических  рекомендаций и содействие их  проведению в жизнь;

5) развитие педагогического движения  в обществе для поддержании  ее педагогической сферы в  состоянии, обеспечивающем цивилизованную  самореализацию в жизни его  граждан и непрерывное прогрессивное  развитие его самого;

6) теоретическая и прикладная  разработка развернутой многоступенчатой  системы педагогической работы  в обществе и ее структурах  для успешной передачи опыта  старших поколений молодому и  младшим, для подготовки последних  к его приумножению, отвечающему  современным условиям и потребностям;

7) педагогическое способствование  становлению и совершенствованию  личности граждан всеми средствами, которыми располагает общество, единства, взаимосвязи и преемственности  деятельности педагогических учреждений  и социально-педагогических влияний  субъектов государственного управления, права, экономики, культуры, информации, семьи и др.;

Информация о работе Предмет, задачи и функции педагогики