Предмет задачи и содержание дисциплины "Общая и профессиональная педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 09:01, реферат

Описание

Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний» педагогика выступает как единственная наука, для которой предметом изучения является воспитание человека.

Содержание

Введение................................................................................................................3

Выделение педагогики в отдельную науку........................................................4

Объекты и предмет педагогики...........................................................................5

Задачи педагогики.................................................................................................6

Структура...............................................................................................................7

Связь педагогики с другими науками.................................................................9

Заключение……………………………………………………………………...10

Список использованной литературы..................................................................11

Работа состоит из  1 файл

Реферат по педагогике.doc

— 65.50 Кб (Скачать документ)

                 Российская Федерация

  Федеральное агентство  по образованию

Брянский  государственный  университет имени  академика И.Г. Петровского

             Социально-экономический  институт

                                   Факультет технологии  и дизайна 
 
 

      
 

           Реферат 
         
         

    «Предмет задачи и содержание дисциплины                Общая и профессиональная педагогика » 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                                                                                                    Выполнил:

                               Студент * курса * группы

                            Специальность ********

                   *********************** 
 
 
 
 

              

     

               ****** 2009

                                     Содержание 

Введение................................................................................................................3

Выделение педагогики в отдельную науку........................................................4

Объекты и предмет  педагогики...........................................................................5

Задачи педагогики.................................................................................................6

Структура...............................................................................................................7

Связь педагогики с другими науками.................................................................9

Заключение……………………………………………………………………...10

Список использованной литературы..................................................................11 

 

                                            Введение 

Каждая  наука  в  одном  и  том  же  объекте  изучения  выделяет  свой  предмет  исследования – ту  или  иную  форму  бытия  объективного  мира, ту  или  иную  сторону  процесса  развития  природы  и  общества. В общей  системе  наук, в общей системе «вещей  и  знаний»  педагогика  выступает  как  единственная  наука, для которой  предметом изучения является воспитание  человека.

     Обособление  и  формирование  педагогики  как  науки  были  вызваны  растущими  потребностями  общества  в  создании  специальных  учебно - воспитательных  учреждений, в  теоретическом  осмыслении  и  обобщении  стихийно  складывающегося  опыта  обучения  и  воспитания  подрастающих  поколений, специальная  подготовка  их  к  жизни. Образование  и  воспитание, таким  образом, превратились  в  объективную  потребность  общества  и  стали  важнейшей  предпосылкой  его  развития.

     Вот  почему  на  определённой  ступени  развития  человеческого общества  и, в частности, в  более  поздний  период  рабовладельческого  строя, когда  производство  и  наука  достигли  значительного развития, воспитание  выделятся в особую  общественную  функцию, т.е. возникают специальные воспитательные  учреждения, появляются  лица, профессией  которых стало обучение  и воспитание  детей.

 

Выделение педагогики в отдельную науку 
 

Термин  «педагогика»,  ведёт  своё  происхождение  из  античной  Греции, в  который закрепился  в качестве  названия  науки о воспитании.

В  Древней  Греции  педагогами  назывались  рабы, которым аристократы поручали  присматривать за  своими  детьми, сопровождать  их  в школу и из  школы,  нести учебные принадлежности, а также совершать с ними  прогулки. Греческое слово «педагогос»  (педа – ребёнок, гогос – вести). В дальнейшем  педагогами  стали  называть  специально  подготовленных  людей, которые  занимались  обучением   и  воспитанием  детей,  и для которых педагогическая  деятельность  являлась  профессией. Отсюда  особая  наука о воспитании  стала называться – педагогикой.Надо  сказать, что  из  Древней  Греции  ведут  своё  происхождение  и  многие другие  педагогические  понятия  и  термины, например, школа, что,  означает «досуг», гимназия - общественная  школа физического воспитания, а впоследствии  просто  средняя школа,  и др.

     В  средние  века  проблемы  воспитания  разрабатывались философами-богословами, педагогические  идеи  которых  носили  религиозную  окраску  и  были  пронизаны  церковной  догматикой.

       Дальнейшее  развитие  педагогическая  мысль  получила  в  трудах  мыслителей  эпохи  Возрождения (XIV-XVI вв.). Они  критиковали механическую  зубрёжку, процветавшую  в  обучении, выступали  за  гуманное  отношение  к  детям, за  освобождение  личности  от  оков  угнетения.

      Оформление педагогики  как  самостоятельной  научной  дисциплины большинство исследователей  связывает  с  именем  великого  чешского  педагога  Яна  Амоса  Коменского (1592-1670). Сформулированные  им  принципы, методы, формы  организации  учебной  работы  с  детьми  и  нравственного воспитания  стали  неотъемлемыми  элементами  последующих  научно-педагогических  систем.

       Родоначальниками  революционно-демографических   взглядов  в   русской  педагогике  были  В. Г. Белинский (1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н. Г. Чернышевский (1828-1889) и  В. А. Добролюбов (1836-1861). На  становление  отечественной  научной  педагогики  большое   влияние  оказали  труды  Л. Н. Толстого (1828-1910),  Н. И. Пирогова (1810-1881). Целостное, систематизированное  раскрытие  отечественных  педагогических  идей  было  дано  в  трудах  К. Д. Ушинского (1824-1870). Большой  вклад  в  развитие  советской  педагогики  внесли  Н. К. Крупская (1869-1939),    А. В. Луначарский (1875-1933), М. И. Калинин (1875-1946), А. С. Макаренко (1888-1939), В. А. Сухомлинский (1918-1970).

 

                           Объекты и предмет педагогики 
 

Принимая во внимание вышесказанное, можно сказать, что педагогика – это единственная научная дисциплина, изучающая образование в единстве всех составляющих его частей, и для которой оно и только оно является её собственным объектом. 

Педагогическая  наука осуществляет те же функции, что  и любая другая дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений того участка действительности, который она изучает 

 Предметом педагогики является исследование сущности и закономерностей развития человеческой личности и разработка на этой основе теоретических и методических проблем воспитания как специально организованного педагогического процесса. 

К проблемам, которые  исследует педагогика, относятся:

    • изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности;
    • определение целей воспитания;
    • разработка содержания воспитания;
    • исследования методов и форм организации учебно-воспитательной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                      Задачи педагогики 
 

Педагогическое науковедение выделяет различные задачи, решаемые педагогической наукой. 

* «вскрытия закономерностей» в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике трактуются как связи между преднамеренно созданными  или объектно существующими условиями и достигнутыми результатам. В качестве результатов выступает обученность, воспитанность, развитость личности в конкретных её параметрах. 

* «изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности». Непрерывное накопление рациональных средств эффективного влияния на учащихся – неотъемлемая черта труда любого педагога-практика. Многие учителя вошли в историю отечественного образования как создатели оригинальных педагогических технологий. Результаты их изобретательства превратились в интернациональный продут интеллектуального творчества и обогатили мировой фонд педагогических ценностей. 

прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее». Область педагогической прогностики охватывает все горизонты образовательной инфраструктуры и самой науки. Без научных прогнозов невозможно управлять педагогической политикой, экономикой образования, совершенствованием педагогической деятельности, системами управления и др. В педагогическом прогнозирования реализуется известный кибернетический постулат: любая схема характеризуется двумя параметрами: она функционирует и одновременно развивается. Отсюда возникает необходимость двуаспектного управления ею: управления функционированием и управление развитием.  

*«внедрения результатов исследований в практику».

Можно отметить причину возникновение проблемы внедрения продуктов научного творчества в практику. Это извечная борьба между традиционным и инновационным. Педагогика, как и многие другие области теории и практики, изобилует многочисленными фактами сопротивления новому. Масса результатов педагогических исследований даже при явной и бесспорной выгоде их применения остаются невостребованными, что тормозит развитие педагогической науки.  
 

                                       

                                 

                                 Структура  

В общепринятый перечень научных дисциплин, составляющих структуру педагогики, в настоящее время принято включать довольно значительное их число. В целом эта структура выглядит следующим образом: 
 

  • Ясельная  педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста. По своему возрасту это сравнительно молодая отрасль педагогики.
 
  • Дошкольная  педагогика представляет собою науку о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. В настоящее время существуют отрасли дидактики дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, международные стандарты дошкольного развития ребёнка.
 
  • Педагогика  школы относится к самым богатым и развитым отраслям науки о воспитании. Тысячелетия её существования в мировой истории позволили накопить несметные ценности опыта руководства развитием, формированием подрастающих поколений в различных социальных условиях.
 
  • Педагогика  профессионально-технического образования как самостоятельная отрасль науки находится на стадии становления. Её теоретический фонд в настоящее время развивается за счёт заимствования, адаптации научных и прикладных положений школьной и вузовской практики.
 
  • Педагогика  высшей школы в системе педагогических наук занимает особое место. Её развитие обусловлено несколькими факторами. Среди них – фактор научного потенциала. Будущих специалистов обучают представители высшей категории: доктора наук, профессора, академики, авторы научных теорий, разработчики концепция.
 
  • Производственная  педагогика изучает закономерности обучения работающих переориентации их на новые средства производства, повышения их квалификации, переучивания на новые профессии. Необходимость научных разработок в этой области педагогики предопределяется объективными законами развития как материального, так и духовного производства.
  • Военная педагогика вскрывает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, методы, формы обучение и воспитания военнослужащих всех рангов.

Информация о работе Предмет задачи и содержание дисциплины "Общая и профессиональная педагогика"