Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 09:01, реферат
Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний» педагогика выступает как единственная наука, для которой предметом изучения является воспитание человека.
Введение................................................................................................................3
Выделение педагогики в отдельную науку........................................................4
Объекты и предмет педагогики...........................................................................5
Задачи педагогики.................................................................................................6
Структура...............................................................................................................7
Связь педагогики с другими науками.................................................................9
Заключение……………………………………………………………………...10
Список использованной литературы..................................................................11
Российская Федерация
Федеральное агентство по образованию
Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского
Социально-экономический институт
Реферат
«Предмет
задачи и содержание
дисциплины
Общая и профессиональная
педагогика »
Студент * курса * группы
Специальность ********
***********************
****** 2009
Введение......................
Выделение педагогики
в отдельную науку.............
Объекты и предмет
педагогики....................
Задачи педагогики.............
Структура.....................
Связь педагогики
с другими науками.............
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы....................
Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний» педагогика выступает как единственная наука, для которой предметом изучения является воспитание человека.
Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны растущими потребностями общества в создании специальных учебно - воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и обобщении стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития.
Вот почему на определённой ступени развития человеческого общества и, в частности, в более поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделятся в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых стало обучение и воспитание детей.
Выделение
педагогики в отдельную
науку
Термин «педагогика», ведёт своё происхождение из античной Греции, в который закрепился в качестве названия науки о воспитании.
В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу и из школы, нести учебные принадлежности, а также совершать с ними прогулки. Греческое слово «педагогос» (педа – ребёнок, гогос – вести). В дальнейшем педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием детей, и для которых педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука о воспитании стала называться – педагогикой.Надо сказать, что из Древней Греции ведут своё происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например, школа, что, означает «досуг», гимназия - общественная школа физического воспитания, а впоследствии просто средняя школа, и др.
В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой.
Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.). Они критиковали механическую зубрёжку, процветавшую в обучении, выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от оков угнетения.
Оформление педагогики как самостоятельной научной дисциплины большинство исследователей связывает с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Сформулированные им принципы, методы, формы организации учебной работы с детьми и нравственного воспитания стали неотъемлемыми элементами последующих научно-педагогических систем.
Родоначальниками революционно-демографических взглядов в русской педагогике были В. Г. Белинский (1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н. Г. Чернышевский (1828-1889) и В. А. Добролюбов (1836-1861). На становление отечественной научной педагогики большое влияние оказали труды Л. Н. Толстого (1828-1910), Н. И. Пирогова (1810-1881). Целостное, систематизированное раскрытие отечественных педагогических идей было дано в трудах К. Д. Ушинского (1824-1870). Большой вклад в развитие советской педагогики внесли Н. К. Крупская (1869-1939), А. В. Луначарский (1875-1933), М. И. Калинин (1875-1946), А. С. Макаренко (1888-1939), В. А. Сухомлинский (1918-1970).
Объекты
и предмет педагогики
Принимая во
внимание вышесказанное, можно сказать,
что педагогика – это
единственная научная
дисциплина, изучающая
образование в единстве
всех составляющих его
частей, и для которой
оно и только оно является
её собственным объектом.
Педагогическая
наука осуществляет те же функции, что
и любая другая дисциплина: описание,
объяснение и предсказание явлений того
участка действительности, который она
изучает
Предметом
педагогики является исследование
сущности и закономерностей развития
человеческой личности и разработка на
этой основе теоретических и методических
проблем воспитания как специально организованного
педагогического процесса.
К проблемам, которые исследует педагогика, относятся:
Педагогическое
науковедение выделяет различные задачи,
решаемые педагогической наукой.
* «вскрытия
закономерностей»
в областях воспитания, образования, обучения,
управления образовательными и воспитательными
системами. Закономерности в педагогике
трактуются как связи между преднамеренно
созданными или объектно существующими
условиями и достигнутыми результатам.
В качестве результатов выступает обученность,
воспитанность, развитость личности в
конкретных её параметрах.
*
«изучение и обобщение
практики, опыта педагогической
деятельности». Непрерывное накопление
рациональных средств эффективного влияния
на учащихся – неотъемлемая черта труда
любого педагога-практика. Многие учителя
вошли в историю отечественного образования
как создатели оригинальных педагогических
технологий. Результаты их изобретательства
превратились в интернациональный продут
интеллектуального творчества и обогатили
мировой фонд педагогических ценностей.
*«прогнозирование
образования на ближайшее
и отдаленное будущее». Область педагогической
прогностики охватывает все горизонты
образовательной инфраструктуры и самой
науки. Без научных прогнозов невозможно
управлять педагогической политикой,
экономикой образования, совершенствованием
педагогической деятельности, системами
управления и др. В педагогическом прогнозирования
реализуется известный кибернетический
постулат: любая схема характеризуется
двумя параметрами: она функционирует
и одновременно развивается. Отсюда возникает
необходимость двуаспектного управления
ею: управления функционированием и управление
развитием.
*«внедрения результатов исследований в практику».
Можно отметить
причину возникновение проблемы внедрения
продуктов научного творчества в практику.
Это извечная борьба между традиционным
и инновационным. Педагогика, как и многие
другие области теории и практики, изобилует
многочисленными фактами сопротивления
новому. Масса результатов педагогических
исследований даже при явной и бесспорной
выгоде их применения остаются невостребованными,
что тормозит развитие педагогической
науки.
В общепринятый
перечень научных дисциплин, составляющих
структуру педагогики, в настоящее время
принято включать довольно значительное
их число. В целом эта структура выглядит
следующим образом:
Информация о работе Предмет задачи и содержание дисциплины "Общая и профессиональная педагогика"