Предупреждение речевых нарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:18, реферат

Описание

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Содержание

1.Артикуляционная гимнастика
2.Пальчиковые игры и их влияние на развитие речи
3.Строение речевого аппарата
4.Развитие речи в онтогенезе

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 29.27 Кб (Скачать документ)

   В связи с этим  развитие лексики во многом  определяется социальной средой, в которой воспитывается ребенок.  Возрастные нормы словарного  запаса детей одного и того  же возраста значительно колеблются  в зависимости от социально-культурного  уровня семьи, так как словарь  усваивается ребенком в процессе  общения.

   Вопросу развития  лексики ребенка посвящено большое  количество исследований, в которых  данный процесс освещается в  разных аспектах: психофизиологическом, психологическом, лингвистическом,  психолингвистическом. Формирование  речи, овладение словом и лексико-грамматическим  строем, развитие связной речи  детей многосторонне рассматриваются  в работах многих авторов, таких  как Е.Н.Винарская; А.Н.Гвоздев;  Н.И.Жинкин; Н.И.Красногорский; А.Р.Лурия;  Г.Д.Розенгард-Пупко; С.Л.Рубинштейн; Т.В.Туманова Т.Б.Филичева; Д.Б.Эльконин  и другие.

Н.И. Красногорский выделяет следующие этапы развития речи у  детей:

Первый  предречевой период (первый год жизни):

1) подготовка дыхательной  системы к реализации голосовых  реакций; образование недифференцированных  голосовых шумов и звуков (с  3 до 6 месяцев);

2) гуление; образование  голосовых недифференцировашилх  гортанных, глоточных, ротовых,  губных шумов и отдельных неопределенных  речевых звуков;

3) лепет как первичная  форма речевого потока, состоящего  из недифференцированных голосовых  звуков, вызванных подражанием.

Второй  период - образование речевых звуков и их дифференцировка (второй год жизни):

1) синтез слогов (6 - 12 месяцев); опосредование ими внешних раздражителей;

2) синтез слоговых двучленных  цепей (9 -12 месяцев) и их автоматизация;

3) образование первых 5-10 слов (8 -10 месяцев).

Третий  период (третий год жизни):

1) обогащение словарного  фонда до 500 слов и больше;

2) образование и автоматизация  речевых цепей от двучленных  до многочленных шаблонов;

3) совершенствование произношения  отдельных слов и речевых шаблонов.

Четвертый период (четвертый год жизни):

1) обогащение словарного  фонда до 1000 слов и больше;

2) удлинение и усложнение  речевых цепей; число слов в  речевых цепях достигает 9-10;

3) накопление и автоматизация  речевых цепей и формирование  более сложных речевых потоков;

4) усиленно громкое произношение  речевых цепей, способствующее  их укреплению;

5) укрепление, упрочение  речевых стереотипов и их автоматизация;

6) дальнейшее улучшение  неправильно произносимых фонем  и слов в речевых цепях;

7) появление простых подчиненных  словарных цепей или придаточных  предложений.

 

 

Пятый период (пятый год жизни):

1) дальнейшее обогащение  словарного фонда;

2) выработка приспособительной  громкости произношения;

3) развитие подчиненных  сложных словарных цепей или  придаточных предложений.

   А.Р. Лурия отмечает, что развитие языка не есть  прямое продолжение первоначальных  звуков гуления, которое выражает  состояние ребенка. Начало настоящего  языка ребенка и возникновение  первого слова, которое является  элементом этого языка, всегда  связано с действием ребенка  и с его общением со взрослым. Первые слова ребенка не выражают  его состояния, а обращены к  предмету и обозначают предмет.  Эти слова сначала тесно вплетены  в практику. Только на следующем  этапе слово начинает отрываться  от действия и постепенно приобретать  самостоятельность.

Процесс формирования речевой  деятельности (и соответственно усвоения системы родного языка) в концепции  «речевого онтогенеза» А.А.Леонтьева  подразделяется на ряд последовательных периодов или «стадий»:

1 период - подготовительный (с рождения до года) - это доречевой  этап, в котором выделяются периоды  гуления и лепета;

2 период - преддошкольный (от  года до трех лет): 2-й год  жизни - этап первичного освоения  языка (дограмматический), 3-й год  жизни - этап усвоения грамматики;

3 период - дошкольный (от  трех до семи лет) - этап наиболее  интенсивного речевого развития  ребенка, когда происходит качественный  скачок в расширении словарного  запаса, формируются навыки словообразования  и словоизменения, развиваются умения  морфолого-синтаксического оформления  предложений, формируется способность  к построению связных развернутых  высказываний (после 5 лет);

4 период - школьный (от семи  до семнадцати лет) - продолжается  совершенствование лексико-грамматического  строя, связной речи, формируется  письменная речь.

 

 

                                      Список литературы   

 

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М., 2000.

2.  Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). – М., 1997.

3.  Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М, 1961.

4.  Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса: Дневник научных наблюдений, Саратов, 1981.

5. Дедюхина Г.В., Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком.— М., 1997.

6.  Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. 2-е изд. М., 1979.

7.  Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М, 1986.

8. Филичева Т.Б., Чевелева  Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии.  – М,1989.

9. Цвынтарный В.В. Играем  пальчиками и развиваем речь. – СПб, 1996.

10. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. М., 2007.

 

 


Информация о работе Предупреждение речевых нарушений