Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:18, реферат
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
1.Артикуляционная гимнастика
2.Пальчиковые игры и их влияние на развитие речи
3.Строение речевого аппарата
4.Развитие речи в онтогенезе
В связи с этим
развитие лексики во многом
определяется социальной
Вопросу развития
лексики ребенка посвящено
Н.И. Красногорский выделяет следующие этапы развития речи у детей:
Первый предречевой период (первый год жизни):
1) подготовка дыхательной
системы к реализации
2) гуление; образование
голосовых
3) лепет как первичная
форма речевого потока, состоящего
из недифференцированных
Второй период - образование речевых звуков и их дифференцировка (второй год жизни):
1) синтез слогов (6 - 12 месяцев);
опосредование ими внешних
2) синтез слоговых двучленных цепей (9 -12 месяцев) и их автоматизация;
3) образование первых 5-10 слов (8 -10 месяцев).
Третий период (третий год жизни):
1) обогащение словарного фонда до 500 слов и больше;
2) образование и автоматизация речевых цепей от двучленных до многочленных шаблонов;
3) совершенствование
Четвертый период (четвертый год жизни):
1) обогащение словарного фонда до 1000 слов и больше;
2) удлинение и усложнение речевых цепей; число слов в речевых цепях достигает 9-10;
3) накопление и автоматизация речевых цепей и формирование более сложных речевых потоков;
4) усиленно громкое произношение речевых цепей, способствующее их укреплению;
5) укрепление, упрочение
речевых стереотипов и их
6) дальнейшее улучшение
неправильно произносимых
7) появление простых подчиненных
словарных цепей или
Пятый период (пятый год жизни):
1) дальнейшее обогащение словарного фонда;
2) выработка приспособительной громкости произношения;
3) развитие подчиненных сложных словарных цепей или придаточных предложений.
А.Р. Лурия отмечает,
что развитие языка не есть
прямое продолжение
Процесс формирования речевой
деятельности (и соответственно усвоения
системы родного языка) в концепции
«речевого онтогенеза» А.А.
1 период - подготовительный (с рождения до года) - это доречевой этап, в котором выделяются периоды гуления и лепета;
2 период - преддошкольный (от года до трех лет): 2-й год жизни - этап первичного освоения языка (дограмматический), 3-й год жизни - этап усвоения грамматики;
3 период - дошкольный (от
трех до семи лет) - этап наиболее
интенсивного речевого
4 период - школьный (от семи
до семнадцати лет) - продолжается
совершенствование лексико-
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М., 2000.
2. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). – М., 1997.
3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М, 1961.
4. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса: Дневник научных наблюдений, Саратов, 1981.
5. Дедюхина Г.В., Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком.— М., 1997.
6. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. 2-е изд. М., 1979.
7. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М, 1986.
8. Филичева Т.Б., Чевелева
Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии.
9. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб, 1996.
10. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. М., 2007.