Преимущества и недостатки применения информационных технологий в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 14:29, реферат

Описание

Цель информатизации в глобальной рационализации интеллектуальной деятельности за счет использования НИТ, подготовки специалистов до уровня, соответствующего современным требованиям постиндустриального информационного общества.

Поэтому образование перестало быть средством усвоения готовых общепринятых знаний, а стало способом информационного обмена личности с окружающим миром.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
Концепция модернизации образования………………………………………………4
Вопросы компьютеризации учебного процесса в общеобразовательных школах……………………………………………………………………………….…. 5
Градация среди предметников………………………………………………………...7
Использование мультимедиа учебников и Интернет - технологии в образовательном процессе………………………………………………………..…..9
Основные функциональные компоненты информационной образовательной
среды школы……………………………………………………………………….……..11

Вывод …………………………………………………………….…………………………...13

Используемая литература……………………………….………………….………………..

Работа состоит из  1 файл

Реферат по информатике.doc

— 116.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ.

Тема: Преимущества и недостатки применения информационных технологий в образовании. 

     Оглавление 

  1. Введение………………………………………………………………………………..3
  2. Концепция модернизации образования………………………………………………4
  3. Вопросы компьютеризации учебного процесса в   общеобразовательных школах……………………………………………………………………………….…. 5
  4. Градация среди предметников………………………………………………………...7
  5. Использование мультимедиа учебников и Интернет - технологии в образовательном процессе………………………………………………………..…..9
  6. Основные функциональные компоненты информационной образовательной

     среды школы……………………………………………………………………….……..11

Вывод …………………………………………………………….…………………………...13

Используемая  литература……………………………….………………….………………..15 
 

 

Введение.

«Впервые  в истории человечества поколения  вещей и идей сменяются быстрее, чем поколения людей».

Развитие Internet все больше приближает нас к  тому состоянию, которое Билл Гейтс  определил как «информация на кончиках пальцев» - получение практически  любой информации в любое время  производится нажатием на клавишу.

Решать проблемы современного развития общества должны люди, которые  соответствующим образом подготовлены -  владеют новейшими методами управления, современными информационными и телекоммуникационными технологиями; люди, способные оперативно и оптимально работать в условиях информационного общества.

Цель  информатизации в глобальной рационализации интеллектуальной деятельности за счет использования НИТ, подготовки специалистов до уровня, соответствующего современным  требованиям постиндустриального  информационного общества.

Поэтому образование перестало быть средством  усвоения готовых общепринятых знаний, а стало способом информационного  обмена личности с окружающим миром.

Наш выпускник  будет жить и работать в современном  информационном обществе. Поэтому информатизация образования должна основываться на комплексной, системной технологии программно-технических и учебно-методических систем, обеспечивающих непрерывное компьютерное образование, формирование информационной культуры. 

 

     Концепция модернизации образования.

   Концепция модернизации образования, принятая Правительством РФ, определяет три приоритетные задачи: качество образования, общедоступность  образования, эффективность образования.

Механизмы модернизации требуют нового типа педагогического  мышления, новых способов действительности. Это новый класс задач, встающих перед педагогической практикой. Для их решения необходима практикоориентированная методология, дающая в руки учителю средства и методы рефлексии, анализа и самоанализа,  оценки и самооценки педагогических инноваций, поиска и выбора культурных смыслов, моделей и вариантов собственной образовательной деятельности. Сегодняшнее время – это пора осознания процессов, происходящих в школе. Если раньше интересовал сам процесс обновления, то теперь педагогическую общественность больше интересуют результаты.

     Концепция модернизации выдвинула перед образовательными учреждениями новые цели. Этот документ развивает основные принципы образовательной  политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации «Об образовании». Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

     Другими словами, главными результатами образовательного процесса являются положительные изменения  в развитии личности. Главная цель сегодняшней системы образования - это воспитание свободной, самоопределяющей личности, самостоятельно адаптирующейся в коллективе и обществе.

Качественное  образование - это, прежде всего становление человека, обретение им себя, своего образа: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека - значит помочь ему стать субъектом культуры, научить его жизнетворчеству.

Качество  образования как основной результат  учебно-педагогической деятельности включает в себя четыре основных компонента:

·        обученность  учащегося,  выраженная в сформированности основных компетенций, готовности к творческому освоению мира, к продолжению образования, приобретению специальности и профессии;

·        воспитанность, предполагающая овладение  богатствами культуры, которые накоплены  человечеством, способность к эмоционально-ценностному восприятию мира, социума и себя в социуме;

·        развитие всех сторон личности, высокий  уровень её функциональных возможностей;

·  здоровье, понимаемое как физиологическое, психическое, интеллектуальное и нравственное благополучие.

Качество образования зависит от того, насколько учтены разнообразные факторы и условия деятельности общеобразовательного учреждения – как внутренние, так и внешние (политические, экономические, социальные, культурные и др.) по отношению к образовательному учреждению и системе образования в целом. 

Вопросы компьютеризации  учебного процесса в  общеобразовательных  школах. 

Как известно, компьютеризация школ является одним  из главных направлений модернизации образования. Между тем, уже проведенная  в этом направлении работа выявила ряд существенных проблем.

Зная  положение дел, связанных с компьютеризацией школ, можно сформулировать проблемы компьютеризации школ следующим  образом:

     1. Отсутствует единая концепция  компьютеризации учебного процесса, то есть отсутствует идеология, позволяющая включить компьютер в учебный процесс.

     2. Имеющиеся в школах компьютеры  используются в основном на  уроках информатики и очень  редко при изучении других  предметов, то есть КПД использования  компьютеров крайне низок.

     3. Имеющиеся многочисленные обучающие, контролирующие и прочие программы, иногда очень высокого качества, или совсем не используются учителями, или используются крайне редко и во внеурочное время, так как совершенно несовместимы с учебной программой.

     4. Виртуальные учебники и учебные пособия в основном являются переводами печатных учебников и непригодны для самостоятельного изучения учениками незнакомого учебного материала, то есть требуют присутствия рядом с учеником учителя, который переводил бы этом материал ученику, как и на обычном уроке.

     Прежде  всего, отметим, что классно-урочная  система, которая является основой  всей нашей системы образования, и компьютеризация учебного процесса, по нашему мнению, плохо совместимы. Классно-урочная система по определению  предназначена для изучения всеми учениками класса одного и того же учебного материала за одно и тоже время, а само название «персональный компьютер» говорит о полной индивидуализации общения ученика и компьютера. Поэтому работа ученика с компьютером всегда автоматически происходит с учетом индивидуальных особенностей ученика, что выражается хотя бы в том, что каждый ученик работает с компьютером в своем темпе. Связать это с так называемым «прохождением учебного материала», что обязан делать учитель, в рамках классно-урочной системы, как мы думаем, невозможно в принципе.   Поэтому, для того, чтобы компьютер использовался в учебном процессе на полную мощность, надо, используя все то хорошее, что есть в классно-урочной системе, постепенно модернизировать ее таким образом, чтобы каждый ученик за одно и тоже время усваивал разное количество учебного материала и по количеству и по степени трудности, в зависимости от своих индивидуальных особенностей. Это будет возможно в том случае, если положим в основу работы учителя не передачу знаний ученику и контроль за этим процессом, а положим в основу учебного процесса системную самостоятельную работу учеников по овладению знаниями с помощью учителя.

Для этого  необходимы следующие условия:

     а) разноуровневые дидактические материалы, то есть система самостоятельных работ созданных по единым дидактическим принципам с учетом специфики предмета, выполняя которые в определенной последовательности, ученик усваивает учебный материал;

     б) знание учителями индивидуальных особенностей учащихся для оказания ученику своевременной помощи при возникновении у ученика трудностей при изучении нового незнакомого материала;

     в) система компьютерных тестов, созданных  на основе многочисленных печатных изданий. При этом надо предоставить учителю  возможность собирать из имеющихся вопросов теста свой набор, как на конструкторе.

     г) обучение учителей работе с готовыми тестами и созданию собственных  тестов различных модификаций и  созданию обучающих программ.

     Все предметы школьного цикла можно  условно разделить на три части. При изучении предметов первой части (например, математики, русского языка) компьютер может стать помощником учителя на каждом уроке. При изучении предметов второй части (например, физики, химии, географии, биологии) компьютер может использоваться только частично. При изучении третьей части предметов (например, физкультуры, труда) компьютер может использоваться только эпизодически.

     Техническое осуществление этой работы можно  реализовать двумя способами. Коротко  эти способы можно охарактеризовать так. Или в школе создается компьютерный центр, в котором на уроке одновременно работают ученики разных классов по разным предметам, или весь класс на уроке работает в компьютерном классе, что наблюдается в большинстве школ. При этом в настоящее время разрабатываются различные подходы к компьютеризации учебного процесса, связанные с техническим оснащением школ.

     Конечно, нужно различать компьютеризацию и информатизацию школы. Последнее более широкий по содержанию процесс, связанный с созданием новой школы информационного общества. Компьютеризация школы лишь часть этого большого и важного дела. И следовательно информатизация - это не только компьютер. Вообще в данном случае компьютер лишь техническое средство информатизации.

     Благодаря, в том числе, и государственной  программе информатизации современные компьютеры появились практически во всех школах. Для многих педагогов очевидно, что современный мультимедийный компьютер - надежный помощник и эффективное учебное средство в преподавании различных предметов. Но сам по себе компьютер бесполезен, если нет доступа к современным электронным ресурсам в Интернете или на компакт-дисках. А использование учителем качественных образовательных электронных ресурсов делает реальным для учащихся получение адекватного современным запросам школьного исторического образования вне зависимости от месторасположения учебного заведения. 

Градация  среди предметников. 

     Представляется, что сейчас уже можно составить  некую градацию среди предметников, использующих компьютер в своей  работе. При этом четко можно выделить пять уровней такого пользователя.

     Уровень первый - высокий старт. Использование компьютера в качестве “пишущей машинки с памятью”; более или менее регулярная подготовка с его помощью простейших дидактических материалов, планов уроков, планирования и т.д.; создание списков и картотек; шаблонных форм, спокойное отношение к создаваемым в компьютерном виде работам учащихся; элементарная систематизация документов в домашнем компьютере.

     Уровень второй - открытие возможностей. Достижение данного уровня неразрывно связано с выходом в Интернет. Возможно выделение промежуточного этапа - знакомство с тематическими CD-ROMами. Несмотря на низкий учебно-методический уровень последних, они способны поразить соскучившегося по качественным наглядным пособиям учителя предметника, и, в первую очередь богатейшими анимационными возможностями современных технологий. Использование компьютера на уроках и во внеурочной деятельности создает учителю славу человека передового и прогрессивного. Школьники начинают ставить его в пример другим предметникам, и в глазах коллег по работе авторитет такого учителя возрастает. Именно на этом этапе учитель начинает привлекать своих учеников к участию в дистанционных олимпиадах и конкурсах.

Информация о работе Преимущества и недостатки применения информационных технологий в образовании