Преимущества и недостатки применения информационных технологий в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 14:29, реферат

Описание

Цель информатизации в глобальной рационализации интеллектуальной деятельности за счет использования НИТ, подготовки специалистов до уровня, соответствующего современным требованиям постиндустриального информационного общества.

Поэтому образование перестало быть средством усвоения готовых общепринятых знаний, а стало способом информационного обмена личности с окружающим миром.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
Концепция модернизации образования………………………………………………4
Вопросы компьютеризации учебного процесса в общеобразовательных школах……………………………………………………………………………….…. 5
Градация среди предметников………………………………………………………...7
Использование мультимедиа учебников и Интернет - технологии в образовательном процессе………………………………………………………..…..9
Основные функциональные компоненты информационной образовательной
среды школы……………………………………………………………………….……..11

Вывод …………………………………………………………….…………………………...13

Используемая литература……………………………….………………….………………..

Работа состоит из  1 файл

Реферат по информатике.doc

— 116.00 Кб (Скачать документ)

     Уровень третий - на пути к творчеству. Учитель начинает овладевать технологиями “созидания”: ему становятся доступными основные элементы программ MS Power Point, MS FrontPage, MS Publisher. В руки педагога попадают инструменты, используя анимационные возможности которых он существенно может усилить эффективность своего занятия. До применения этих программ на уроке дело еще не дошло, но учитель уже начинает выступать авторитетным консультантом во внутришкольных проектах. Под руководством предметника ученики создают свои тематические Web-страницы, а учитель информатики или сетевой координатор помогает в публикации этих материалов в сети “Интернет”. Для третьего уровня характерны также попытки создания электронной библиотеки учителя и проекты по написанию несколькими педагогами общего учебного пособия.

     Уровень четвертый - первые уроки. Постепенно из внешкольной жизни новые информационные технологии начинают проникать и на “его величество урок”. Важно, что для такого учителя уже вряд ли возможно движение в обратную сторону. Наоборот, возникает проблема систематизации создаваемого материала уже на качественно новом уровне.

     Уровень пятый - поиски системы. Для учителя становится профессионально необходимым научиться совмещать собственный преподавательский почерк с теми техническими возможностями, которые предоставляют ему новые информационные технологии. 

     Использование компьютерной техники в урочной  деятельности представлена на диаграмме: 

 
 

     Использование мультимедиа учебников  и Интернет - технологии в образовательном  процессе. 

Одна  из составляющих программы информатизации - преподавание информатики как учебного предмета. Необходимо во всем образовательном процессе использовать мультимедиа учебники и Интернет - технологии. Но на пути внедрения этих технологий возникают проблемы:

  • отсутствие в школе организованных условий с максимально свободным доступом к компьютеру - из-за наличия компьютеров в школе только в кабинете информатики и предназначенных в основном для обучения учащихся;
  • участникам педагогического процесса, учащимся и учителям, не предоставлен свободный доступ к компьютеру для работы в глобальной сети и с мультимедиа учебниками;
  • нет заинтересованности учителей - предметников в проведении уроков, связанных с применением в учебном процессе электронных носителей информации, из-за отсутствия поддержки (материальной, организационной, методической и пр.);
  • преподаватели не умеют интегрировать проектную методику, использовать компьютерные технологии с достаточно жесткой классно-урочной системой.
 

  Понятие информационной грамотности включает в себя следующие компоненты:

  • знание системы услуг для получения  текущей и ретроспективной информации и регулярного обращения к  ней, например к реферативному журналу «Информатика», к мировой сети Интернет;

  • способность оценить ценность, эффективность  и надежность информации, полученной из разных источников, для удовлетворения различных информационных потребностей;

• владение основными навыками приобретения информации в автоматизированных системах и хранения собственной информации.

   Информационная  культура требует прежде всего от директора и от учащегося новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивающих им необходимую социальную адаптацию к переменам и гарантирующих достойное место в информационном обществе. Она выполняет следующие функции: регулятивную, поскольку оказывает решающе воздействие на всю деятельность, включая информационную; познавательную, так как непосредственно связана с исследовательской деятельностью субъекта и его обучением; коммуникативную, поскольку информационная культура является неотъемлемым элементом взаимосвязи людей; воспитательную, ибо информационная культура активно участвует в освоении человеком всей культуры, овладении всеми накопленными человечеством богатствами, формировании его поведения.

Информационная культура тесно смыкается с коммуникационной культурой — культурой общения, диалога в широком смысле этого слова: диалога народов, человека с человеком, человека и компьютера, внутреннего диалога, мысленного диалога писателя и читателя, актера и зрителя, обучаемого и обучающего и др.

   Образование через передачу информации, достижение ее понимания и усвоение субъектом образования — один из основных способов передачи культуры и развития цивилизации. Настоящее образование всегда гуманно и гуманитарно, каков бы ни был набор учебных дисциплин, — все определяет учитель, его личность, опыт, совесть и страсть. 

Основные  функциональные компоненты информационной образовательной  среды школы

Очень часто создание в школе информационной образовательной среды связывается только с созданием компьютерной сети и подключением школы к Интернету.

На самом  деле, современная информационная образовательная  среда — это новый этап в  развитии информатизации школы, которому предшествовали следующие этапы:

1. Создание  компьютерных классов в школе и использование компьютеров в однопользовательском режиме для изучения школьного курса информатики и для подготовки некоторых документов в рамках административной деятельности.

2. Создание  в школе сетевых компьютерных  классов и отдельных компьютерных рабочих мест, например в библиотеке, объединенных в локальную школьную сеть, проведение в них уроков по информатике в сетевом режиме, частичное использование отдельными педагогами на уроках компьютера в качестве устройства для тестирования учащихся и организации тренингов, создание отдельных обучающих программ по небольшому количеству изучаемых в школе дисциплин и использование их в образовательном процессе, а также автоматизация элементарных административных функций, связанных с созданием и ведением базы данных учащихся и сотрудников в виде exсel форм.

3. Оснащение  школ мультимедийным компьютерным  оборудованием и отдельными специализированными  компьютерными местами учителей  физики, химии, биологии; формирование  в школах медиацентров; начало  подключения школ к Интернету в основном через телефонные линии; целевая поставка цифровых образовательных ресурсов на компакт дисках по целому ряду школьных дисциплин; использование отдельных приложений для автоматизации административных функций: учет кадров, ведение штатного расписания школы, частичное опытное использование в подготовке расписания занятий, обмен документами с вышестоящими органами управления образованием на съемных носителях.

4. Подключение  школ к скоростным каналам  Интернета, регулярное использование электронной почты, массовое создание школьных сайтов, формирование отраслевых образовательных ресурсов в Интернете, распространение дистанционного обучения, организация доступа к существующим цифровым образовательным ресурсам на федеральных образовательных порталах для использования в образовательном процессе; целевая поставка в школы ряда автоматизированных систем управления для

системной автоматизации административных функций, в том числе и с использованием корпоративной электронной почты.

В настоящее время большая часть российских школ находится еще на третьем этапе развития информатизации, но многие школы уже активно осваивают электронные образовательные ресурсы и информационные технологии, характерные для четвертого этапа. По мере реализации приоритетного национального проекта «Образование» и ряда других федеральных целевых

программ  таких школ скоро будет большинство. Но говорить даже в этом случае о  создании полноценной информационной образовательной среды школы  не приходится, поскольку для ее реализации необходимо использовать не фрагментарные решения, характерные для четвертого этапа, а системные, в полной мере охватывающие весь педагогический коллектив каждой школы как узла информационной образовательной среды. Только такой подход позволит сформировать в школе реально действующую информационную образовательную среду, для которой характерны следующие системные качества:

— организация  внутришкольного и межшкольного сетевого взаимодействия всех сотрудников  школы и учащихся;

— наличие  полноценной базы данных школы, включающей не    только базы данных, необходимые для непосредственного    управления школой, но и базы данных для управления    образовательным процессом, например методических мате    риалов, цифровых образовательных ресурсов, портфолио    учащихся, материалов проектной и научно исследовательской деятельности и т. п.;

— организация  эффективного доступа к цифровым образовательным ресурсам, представленным на федеральных образовательных  порталах;

— наличие  удобных и доступных компьютерных инструментов в виде автоматизированных рабочих мест, позволяющих автоматизировать многие рутинные функции участникам образовательного процесса и активно внедрять в

учебно  воспитательный процесс школы существующие  цифровые образовательные ресурсы  и информационные    технологии;

— наличие  средств дистанционного обучения детей, не имеющих возможности посещать школу по состоянию здоровья и  имеющих ограниченные возможности;

— наличие  средств дистанционного обучения и  методической  поддержки педагогов;

— интеграция с образовательными и информационными сайтами региональных и муниципальных органов управления  образованием, организация эффективного информационного обмена между ними с целью получения новостной и

нормативно  распорядительной информации и передачи из    школы отчетной информации;

— интеграция школы в единое информационное пространство путем создания школьного электронного представительства в Интернете;

— организация сетевого взаимодействия учебно-педагогического состава школы и родителей, обеспечение родителей    персонифицированной информацией об успеваемости и    посещаемости их детей за счет интеграции базы данных    школы с базой данных школьного сайта, обеспечение доступа к школьному сайту с использованием средств мобильной связи;

— активное участие педагогов в работе сетевых профессиональных сообществ, позволяющее достойно представлять результаты своей деятельности как российскому учительству, так и международному, обмениваться опытом в

инновационной деятельности, повышать квалификацию в дистанционном режиме и т. п.

 

Вывод

Для того чтобы быть Учителем, надо быть всегда немного впереди. Надо быть способным  осваивать новые технологии, жить в новом времени.

«Каким  быть XXI веку?.. Либо он станет веком  высокой культуры, либо человечество изживет себя.… В эпоху своего бурного развития информационные технологии должны соответствовать развитию культуры».

Леви-Стросс

Основное  богатство школы – ее преподаватели. Особенно опытные учителя, проработавшие  в школе многие годы. Их бесценные  знания и опыт позволяют увлечь ученика, заинтересовать его в получении знаний предмета.

Как правило, большинство таких учителей с  компьютером на «Вы», относятся к  информационным технологиям негативно.

     Но, как показывает опыт, даже ярые противники компьютерной техники при близком  знакомстве с ее возможностями, при методической поддержке соответствующих  специалистов настолько привыкают к современным информационным технологиям, что потом не могут представить себе, как без них обходились ранее. Было бы желание преподавателя овладевать новыми знаниями.

     Мы  уже говорили о том, какими должны быть шаги информатизации деятельности школы и доступности учеников и их родителей к различной  информации.

В некоторых  общеобразовательных школах уже  внедрены электронные дневники учеников, развернуты или разворачиваются электронные библиотеки, рассматриваются к внедрению те или иные системы дистанционного обучения.

Но в  любом случае для того, чтобы процесс  информатизации школы шел планомерно и систематизировано, необходима концепция: порядок, план, график (назовите как угодно) того, как и в какой последовательности внедрять те или иные системы в действие. 

Условно можно выделить следующие этапы  информатизации учебного заведения (в  порядке проведения работ):

  • Обучение учителей работе в среде информационных технологий (как с техническими средствами обучения – «hard», так и с программным обеспечением – «soft»).
  • Техническое оснащение школ (компьютерные классы, подключение школы к сети Интернет, мультимедийные проекторы и overhead-проекторы, электронные интерактивные доски, планшетные компьютеры, электронные книги и т.п.).
  • Создание и поддержка школьного сайта.
  • Развертывание в школе электронной библиотеки.
  • Параллельное внедрение информационно-коммуникационных технологий в управление общеобразовательными учреждениями и систем, позволяющих вовлечь родителей в активную жизнь школы (электронные журналы, электронные школьные дневники, системы электронного общения между всеми участниками образовательного процесса и др.).
  • Внедрение систем дистанционного обучения и разработка курсов дистанционного обучения отдельным дисциплинам с перспективой создания «виртуальной» школы – электронные дистанционные курсы по всем предметам для всех параллелей классов.
  • Создание и внедрение в учебный процесс электронных сервисов (прикладного программного обеспечения, учебных программ, гиперучебников и т.п.).

Информация о работе Преимущества и недостатки применения информационных технологий в образовании