Приёмы обучения творческому рассказыванию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 15:35, реферат

Описание

Все мы хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально благополучными, успешными в делах, учебе, разносторонне развитыми, словом, интересными личностями. А интересная личность – это знающий, уверенный в себе и постоянно развивающийся человек. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе, и успешности в жизни

Содержание

Введение
1. Творческое рассказывание - что это такое.
2. Приёмы обучения творческому рассказыванию
2.1 Традиционные приемы
2.2 Сочинение сказок
2.3 Творческое описание природы
2.4 Творческое рассказывание по сюжетной картине
3. Работа с родителями
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат по творческому рассказыванию docx.doc

— 105.00 Кб (Скачать документ)

   По мере овладения навыком моделирования дети используют вместо развернутой предметной модели обобщенную, содержащую только ключевые моменты. Происходит свертывание модели, переход ее в заместитель.

Элементами модели-заместителя являются схематичные зарисовки, сделанные детьми по ходу слушания рассказа. Количество элементов модели сначала определяется воспитателем, а затем, по мере усвоения навыка, самим ребенком – осуществляется переход от подробного пересказа к краткому.

Модель-заместитель служит также планом при составлении творческого рассказа. В этом случае ребенок производит действия обратные, производимым при пересказе:

• пересказ – слушание текста - составление модели - пересказ текста по модели;

• творческий рассказ – составление модели рассказа – рассказ по модели.

 

2.3 Творческое описание природы

Описание природы является наиболее сложным видом детских сочинений. Эффективной считается такая последовательность обучения описанию природы:

1.      Обогащение детских представлений и впечатлений о природе в процессе наблюдений, обучение умению видеть красоту окружающей природы.

2.      Углубление детских впечатлений о природе путем рассматривания художественных картин и сравнения красоты изображенного с живой действительностью.

3.      Обучение детей описанию объектов природы по представлению.

4.      Обучение умению описывать природу, обобщать свои знания, впечатления, полученные во время наблюдений, рассматривания картин, слушания художественных произведений.

    Интересны описания-миниатюры (О. С. Ушакова). Например, после небольшой беседы о весне и лексических упражнений детям предлагают рассказать о природе весной.

Примеры упражнений: «Как можно сказать о весне, какая весна? (Весна-красна, жарка, весна-зелена, теплая, солнечная.) Какая трава весной? (Зеленая, нежная трава-мурава, травка шепчет, мягкая, травушка-муравушка, росистая, трава-шелкова, мягкая, как одеяло) Какая может быть яблонька весной? (Белоснежная, душистая, цветущая, бледнорозовая, как снег белая, нежная)».

     В дошкольных учреждениях города Реджо-Эмилия (Италия) родилась «Игра в рассказчика». Дети по очереди поднимаются на возвышение и рассказывают своим товарищам выдуманную ими историю. Педагог записывает, ребенок внимательно следит за тем, чтобы он ничего не пропустил и не изменил. Затем иллюстрирует свой рассказ большим рисунком.

   Этот пример взят из книги Джанни Родари «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй» (М, 1978). В ней говорится о некоторых путях придумывания рассказов для детей и о том, как помогать детям сочинять самим. Рекомендации автора книги находят применение и в детских садах России.

       Полезно вести записи детских сочинений и составлять из них книжки-самоделки, чтение которых дети с удовольствием по многу раз слушают. Такие книжки хорошо дополняют детские рисунки на темы сочинений.

2.4   Творческое  рассказывание по сюжетной картине

Работа по обучению творческому рассказыванию по сюжетной картине состоит из 6 этапов.

Анализ содержания картины

Начальный этап работы по картине включает в себя установление:

• места действия,

• времени действия,

• свойств объектов и предметов,

• целей действия каждого персонажа,

• причинно-следственных связей между объектами и явлениями и пр.

Во время ответов на вопросы взрослый следит за четкостью, аргументированностью, полным и грамотным построением ребенком всех предложений.

При необходимости взрослый исправляет неточности высказываний ребенка, выражая свое несогласие с ним как вариант ответа («А, может быть, так лучше?»). Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания

Большое значение для воспитания навыков творческого рассказывания имеет подготовка психологической базы, а именно развитие:

• интереса,

• внимания,

• памяти,

• инициативности,

• воображения,

• мышления (в том числе критического) и др.

Активизировать названные процессы можно с помощью вопросов и заданий, причем, помимо их содержания, важна форма, то, как они предлагаются.

Известно, что во время индивидуальных занятий ребенок, целиком ориентированный на взрослого, невольно копирует его психологический настрой. Поэтому педагогу или родителю, особенно на данном этапе работы, желательно самому проявить активность, собранность, эмоциональность и заинтересованность.

Составление исходного рассказа по картине

Цель данного этапа на доступном материале выработать, закрепить либо улучшить у ребенка навык составления связного рассказа, чтобы затем перенести этот навык на творческий рассказ. Благодаря наличию наглядной опоры в виде сюжетной картины, ребенку намного проще составить исходный рассказ, чем творческий.

Перед составлением рассказа взрослый объясняет ребенку, что будет записывать каждое правильно составленное им предложение в таблицу, которая дана вместе с картиной. Получившуюся историю можно будет прочитать родственникам, друзьям и знакомым. Таким образом, запись рассказа явится дополнительным источником положительной мотивации для его составления.

При составлении рассказа ребенком взрослый следит за его связностью, последовательностью, объяснением причинно-следственных взаимосвязей (не только что и когда происходит, но и почему).

Во время формулирования предложений рассказа взрослый при необходимости помогает ребенку, исправляет неточности, добавляет слова и выражения.

В случаях когда ребенок совсем не может составить рассказ, взрослый составляет его самостоятельно. После прослушивания рассказа ребенок воспроизводит его целиком. Однако следует помнить высказывание Ф.А.Сохина о том, что «...образец дается для обобщенного подражания, а не для простого воспроизведения».

Планирование творческого рассказа

От успеха работы на данном этапе зависит достижение главной цели по воспитанию навыков творческого рассказывания. Эта работа заключается

• в трансформации сюжета в соответствии с видом творческого рассказывания, обсуждении замысла,

• выборе зачина, кульминации, развязки (начала, середины, конца истории),

• составлении «предикативной цепочки» (перечень глаголов, соответствующих последовательно разворачиваемым действиям и называемых ребенком с целью составления программы, плана развернутого высказывания),

• построении плана изложения (можно в графическом варианте),

• установлении объекта для прямой речи,

• придумывании заголовка к рассказу.

При планировании рассказа взрослый вначале объясняет ребенку задачу изменения сюжета картины (она может заключаться в добавлении последующих событий, замене объекта, изменении времени действия и пр).

Полезно, если до составления творческого рассказа ребенок придумает для него свое название, чтобы в ходе рассказывания соотносить содержание с заглавием.

Если планируемый рассказ оказывается слишком объемным для запоминания, можно предложить ребенку составить его графический план (изобразить с помощью рисунков-символов основные этапы повествования).

Составление творческого рассказа с учетом всех необходимых языковых средств

Качество речи при составлении творческого рассказа определяется наличием

• точных слов,

• образных сравнений,

• грамотных, четких предложений,

• связей предложений и частей рассказа,

• выразительности,

• интонирования,

• акцентирования наиболее значимых слов,

• плавности речи,

• фонетической четкости каждой фразы.

Существуют следующие приемы творческого рассказывания по сюжетной картине.

      Придумывание рассказа от имени какого-нибудь живого предмета, от первого лица. (н-р: составить рассказ от имени  кошки. Представьте, что вы кошка. Расскажите о себе, что видите, что чувствуете, как себя ведёте.).

      Придумывание рассказа от имени неживого предмета (оживление неживого предмета).

Рассказ ведётся от имени кресла, корзины. Представьте, что вы кресло. Опишите, что вы видите перед собой, что чувствуете, что можете сказать о себе и окружающем.

      Придумывание сказки (кантоминация).

Н-р: «Если бы я была феей»

      Придумывание рассказа по пословице и картине.

Примерные темы:

-«Дерево дорого плодами, а человек- делами».

- «Жизнь дана на добрые дела». И т.п.

Сначала проводится работа по осознанию смысла пословицы, затем данный смысл применяется к картине и составляется рассказ.

      Придумывание эмоционально окрашенных рассказов.

Предварительно нужна работа по формированию представлений об эмоциональных состояниях.

      Придумывание смешной истории.

      Придумывание печальной истории.

Сочиняя печальную историю, нужно помнить: история должна иметь счастливый конец.

      Придумывание рассказа с недостающим предметом. (рассказ-рассуждение, доказательство своего мнения). На картине закрывают какой-то предмет (важный для понимания ситуации), и педагог предлагает детям догадаться, что это за предмет, и доказать своё мнение.

      Составление рассказа с введением в повествование нового предмета или персонажа.

      Составление рассказа с разрешением проблемной ситуации.

Проблемная ситуация – это сложный вопрос, на который нет видимого решения.

      Составления рассказа – инсценировки.

Среди детей распределяются роли, определяются реплики персонажей, их действия, слова автора берёт на себя педагог.

      Составление рассказа-небылицы.

Н-р: «Как кошка Мурка кормила девочку Машу».

      Сочинение стихотворения по картине.

Такое разнообразие приемов при минимальном изменении условий составлении рассказа можно использовать при обучении детей творческому рассказыванию с использованием сюжетной картины.

     Взрослый может  записывать рассказ ребенка, чтобы затем обсудить и оценить его. При записи рассказа взрослый не должен подменять речь ребенка своими словами. Вначале следует исправить ошибки ребенка, устранить неточности высказываний, добиться правильного построения фраз и только затем записывать их.

Прежде всего, следует уточнить слова, с которых ребенок начнет рассказ (Однажды... Как-то раз... В один летний день и пр.). Затем необходимо обсудить финальные слова, в которых отразятся мораль либо основной смысл высказывания.

При работе над связностью детского рассказа взрослому желательно уточнить слова для связи предложений (потом, теперь, в это время), имена детей, местоимения и пр. Следует помнить высказывание Ф. А. Сохина: «Связность речи это связность мыслей!».

В случаях, когда ребенок совсем не может составить творческий рассказ, взрослый зачитывает ему образец, данный в приложении в конце пособия. После прослушивания рассказа ребенок воспроизводит его самостоятельно.

Анализ и оценка творческого рассказа

Рассказ анализируется и оценивается взрослым в соответствии с требованиями, указанными в предыдущих пяти этапах.

Для ребенка очень важны такт, корректность, доброжелательность оценки взрослого. По этой причине оценки «плохо», «не очень хорошо» и т. п. заменены в таблицах к картинам более мягкими. Но мягкость оценок не исключает разумной требовательности взрослого. Она мобилизует ребенка, заставляет его активно перестраиваться, стимулирует поиск наилучших замыслов и речевых средств.

В тех случаях, когда взрослый избегает проявлений несогласия с ребенком и одобряет любые его высказывания, речевое и умственное развитие малыша блокируется.

Однако нежелательна и другая крайность: излишняя критичность, особенно при оценке замысла ребенка. Взрослому не следует сразу же отвергать образы, придуманные ребенком. В таких случаях появляется опасность сковать творчество, фантазию ребенка большим количеством запретов.

Исправлять малыша следует только при нелепом, пустом фантазировании.

Ошибочные слова в высказывании ребенка взрослому не следует повторять или обсуждать. Их необходимо заменить правильными в собственной речи, а затем предложить ребенку повторить измененную фразу целиком.

 

3.      Работа с родителями

В работе по развитию речевого творчества так же необходимо активное участие родителей. Им можно предложить систему творческих заданий:

•    Учимся составлять загадки, ориентируясь на признаки действия предметов. Например: треугольная, оранжевая, твердая, хрустящая, сочная. сладкая, вкусная (морковь).

•    Фантазирование.

На прогулке, наблюдая за «живыми» облаками, задуматься над тем, куда они плывут? Какие вести несут? Почему тают? О чем мечтают? О чем расскажут?

«Оживляем» ветер. Кто его мама? Кто его друзья? Какой характер ветра? О чем спорят ветер с солнцем?

Информация о работе Приёмы обучения творческому рассказыванию