Применение логоритмики при коррекции И профилактике расстройств письменной речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 18:37, реферат

Описание

В системе логопедической помощи учащимся имеет место быть такой предмет, как логоритмика. Она является своеобразной формой активной терапии профилактики дисграфий (нарушений письменной речи учащихся). Учитывая взаимосочетание таких компонентов как слово, музыка и движения, логоритмику можно включать в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с различными патологиями, в том числе и речевыми нарушениями.

Содержание

Понятие дисграфии.
Применение логоритмики в коррекции и профилактике дисграфии у младших школьнико
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 71.61 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию  РФ

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

Магнитогорский государственный  университет

Факультет педагогического образования  и сервисных технологий

Кафедра Логопедии и медико-биологических  дисциплин

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Логопедическая ритмика»

НА ТЕМУ «Применение логоритмики при коррекции

И профилактике расстройств письменной речи»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Пудинова Е.А.

Проверила Мицан Е.Л

 

 

 

 

 

 

МАГНИТОГОРСК 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Понятие дисграфии.

 

  1. Применение логоритмики в коррекции и профилактике дисграфии у младших школьников

 

Список  использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие дисграфии.

 

Для обозначения недостатков письменной речи употребляются термины "дисграфия" (от лат. "графо" - пишу) и "дислексия" (от лат. "лексо" - читаю). Частица "дис" указывает на качественное нарушение процесса.

Для обозначения наиболее тяжелых  степеней этих нарушений (полной невозможности  чтения и письма) иногда употребляются  термины "аграфия" и "алексия".

Письменная речь – одна из форм существования языка, противопоставленная  устной речи. Это вторичная, более  поздняя по времени возникновения  форма существования языка. Если устная речь выделила человека из животного  мира, то письменность следует считать  величайшим из всех изобретений, созданных  человечеством. Письменная речь не только совершила переворот в методах  накопления, передачи и обработки  информации, но она изменила самого человека, в особенности его способность  к абстрактному мышлению.

 

  1. Применениелогоритмики в коррекции и профилактике дисграфии у младших школьников

 

В системе логопедической помощи учащимся имеет место быть такой предмет, как логоритмика. Она является своеобразной формой активной терапии профилактики дисграфий (нарушений письменной речи учащихся). Учитывая взаимосочетание таких компонентов как слово, музыка и движения, логоритмику можно включать в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с различными патологиями, в том числе и речевыми нарушениями.

В поисках и разработке эффективных  методов и приемов коррекции, опираясь на традиционные ресурсы воздействия на учащихся – логопатов, придается немаловажное значение одновременному развитию лево-правосторонних зон коры головного мозга.

 

Поскольку левое полушарие отвечает за лингвистические функции, последовательно-логическое мышление и психомоторные функции  человека, а правое за музыкальные функции, образное мышление и пространственно-топографическое восприятие, то любая ассиметрия в функциональном плане развития мозга, приводит к децелерации – замедленному темпу физического и интеллектуального развития, что сказывается на качестве обучения.

Значимость логопедической ритмики  в деле минимизации речевых ошибок на письме просто неоспорима. Если “аритмизованный” ребенок не может повторить легкие позиции слогового ряда типа, ПА – па – па, па – ПА – па, па – па –ПА, то появляются проблемы, связанные с поиском ударных слогов в словах и написанием безударных гласных.

Часто бывает, что ученики затрудняются выделить из речевого потока повествовательные, вопросительные и восклицательные  предложения, а это в свою очередь  мешает усвоению структуры задачи, которая основывается на этих знаниях, где повествование адекватно  условию, вопрошение – вопросу, восклицание – решению и ответу.

Таких примеров, доказывающих тесную межпредметную взаимосвязь, можно привести много. Специальные упражнения в повторении ритмов помогают учащимся, имеющим трудности в проговаривании и прописывании длинных по слоговой структуре слов.

Эти и многие другие нарушения в  устной и письменной речи способна в интересной и ненавязчивой форме устранять логоритмика.

Цели и задачи логоритмики

Логритмическое воздействие направлено на решение оздоровительных, образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

Коррекционные задачи на логоритмических занятиях с учащимися решаются в тесной связи с коррекцией поведения и личности ребенка на фоне речевой патологии. Без знаний психологии ребенка определенного возраста, тех отклонений, которые возникли вследствие речевого расстройства, нельзя правильно воздействовать на него.

Следует учитывать также, что в  любой коррекции должно быть развивающее  начало. Это важно уже потому, что речевое расстройство появляется и развивается у формирующейся  личности. Речевое нарушение необязательно, но может сказаться на формировании многих психических процессов: мышления, памяти, восприятия, внимания, способности  саморегуляции психической деятельности. Коррекционные логоритмические упражнения должны, с одной стороны, исправлять нарушенные функции, а с другой – развивать функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляторный аппарат, слуховое и зрительное внимание, слуховую и зрительную память, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала, то есть развивать речевую функциональную систему и неречевые психические процессы

В результате решения оздоровительных  задач у детей с речевыми нарушениями 

укрепляется костно-мышечный аппарат;

развиваются дыхание, моторные и сенсорные  функции;

воспитывается чувство равновесия, правильная осанка.

Осуществление образовательных задач  способствует:

формированию двигательных навыков  и умений;

пространственных представлений  и способности произвольно передвигаться  в пространстве относительно других людей и предметов;

развитию ловкости, силы, выносливости;

переключаемости, координации движений.

Решение воспитательных задач содействует:

развитию чувства ритма и  способности ощущать ритмическую  выразительность;

проявлению художественно-творческих способностей;

воспитанию положительных личностных качеств;

формированию организаторских  способностей.

Общая характеристика средств логоритмики

Логопедические средства приобретают  свои специфические особенности  в деле музыкального воспитания школьников, но в основном они рассматриваются  как лечебно-педагогические методы в нервно-психиатрических и специальных  логопедических учреждениях.

Основной принцип перечисленных  всех видов работы – тесная связь  движения с музыкой. Музыка, с её огромным эмоциональным влиянием, богатством выразительных средств, позволяет  бесконечно разнообразить приемы движения и характер упражнений.

Следующим принципом использования  логоритмических средств является обязательное включение в них речевого материала. Слово может быть введено в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему. Введение в содержательный материал урока речевого материала позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном, который в свою очередь, способствует развитию ритмичности движений.

Средствами логопедической ритмики  являются:

ходьба и маршировка в различных  направлениях;

упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

упражнения, регулирующие мышечный тонус;

упражнения, активизирующие внимание

счетные упражнения;

речевые упражнения без музыкального сопровождения;

упражнения, формирующие чувство  музыкального темпа;

ритмические упражнения;

пение, упражнения в игре на музыкальных  инструментах;

самостоятельная музыкальная деятельность детей с речевыми нарушениями;

игровая деятельность;

УПРАЖНЕНИЯ, АКТИВИЗИРУЮЩИЕ ВНИМАНИЕ

 

Эти упражнения воспитывают быструю  и точную реакцию на зрительные и  слуховые раздражители, развивают все  виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Занимающиеся учатся сосредотачиваться  и проявляют волевые усилия. Организуя  двигательную сферу, педагог формируют  у занимающихся готовность действовать определенным образом в определенном направлении. Воспитание такой готовности способствует устойчивости внимания; формирует умение воспроизводить заданный ряд последовательных действии, способность переключаться с одного движения на другое, удерживать в памяти последовательный ряд движений.

 

Воспитывать внимание помогают слово, музыка, жест

 

 

Упражнение на устойчивость внимания (импровизация).

 

 

Упражнение «Жуки».

 

Дети свободно стоят по всей площадке. По сигналу педагога бегут врассыпную: «Жуки летают». Затем по сигналу  останавливаются, быстро ложатся на спину и болтают в воздухе  ногами и руками: «Жуки упали на спинки и не могут перевернуться». По сигналу педагога быстро встают.

 

Упражнения на развитие слухового  внимания. Эти упражнения помогают детям различать мажорное и минорное окончание музыки, слышать и передавать в движении короткие музыкальные  фразы с затактовым построением; совершенствуют плавность движений. Чтобы дети различали мажорное и  минорное окончание, педагог спрашивает их: «Грустно или весело окончилась музыка?» Позднее, чтобы проверить, действительно ли дети научились  различать мажор и минор, следует  менять последовательность частей. Например, дать прослушать два раза части с  мажорным окончанием и последующей  пляской или с минорным окончанием и колыбельной.

«Поспи и попляши». (Т.Ломовова «Игра с куклой».)

 

Дети стоят в кругу, в руках  у одного ребенка кукла.

 

Первая часть музыки. На затакте  каждого такта ребенок плавным  движением передает куклу своему соседу справа (слева), который принимает  ее на первый счет следующего такта, и  так до конца первой части музыки, которая заканчивается в миноре: кукла засыпает, ребенок держит ее на руках.

 

Вторая часть музыки. «Колыбельная». Ребенок, последним получивший куклу, ходит внутри круга, укачивая ее. После  окончания музыки он занимает свое место в кругу

 

Третья часть музыки. Дети передают спящую куклу дальше по кругу. Музыка оканчивается в мажорной тональности. Кукла просыпается, ребенок поворачивает ее вертикально.

 

Четвертая часть музыки. «Плясовая». Ребенок, последним получивший куклу, пляшет с нею внутри круга, остальные  дети слегка ^лопают в ладоши.

 

Повторяется громко четвертая часть  музыки. Дети пляшут, а кукла «  хлопает».

 

Упражнение «Летний дождь». (Музыка С. Разоренова.)

 

Кап, кап, кап, кап.

 

Кап, кап, кап, кап.

 

Дождь пошел сначала редкий.

 

Капля — две на весь лесок.

 

Кап, кап, кап, кап.

 

А потом по каждой ветке — кап!

 

На каждый лепесток.

 

Ливень хлынул проливной

 

И повис над мокрым лесом.

 

Словно пряжей водяной.

 

И поил он все травинки,

 

Огороды и сады.

 

Не оставил ни пылинки —

 

только лужицы воды.

 

 

 

КАТЮША(скандированное и четкое произношение ,своевременная паузация,эмоциональная окраска речи помогает дисграфику ощутить начало,конец предложения,тем самым мы сокращаем ошибки связанные с пунктуацией,а так же с расстановкой знаков препинания по типу высказывания(вопросительное,восклицательное,повествовательное)

 

 Подарили мы Катюшке 

 

 Очень славные игрушки: 

 

 Вот котенок, 

 

 Вот щенок,

 

 Вот веселый Колобок. 

 

 Рано спать легла Катюшка. 

 

 Рядом с нею все игрушки. 

 

 На подушечке — щенок, 

 

 За спиною - Колобок, 

 

 А пушистого котенка, 

 

 Завернув в пеленку, 

 

 На руках качает,

 

 Тихо напевает.

 

Дети сгибают руки в локтях, совершают  поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.

 

ЧЕРЕПАШКА

 

 Долго в норке спала черепашка, 

 

 Но совсем не помялась  рубашка, 

 

 Вылезает тихонько из норки, 

 

 Поднимается медленно в горку, 

 

 «Эй! — кричу я, — давай,  черепашка, 

 

 Поиграем с тобою в пятнашки!» 

 

 Еле шепчет она мне в  ответ: 

 

 «У меня, извините, обед!»

 

Руки совершают плавные встречные  движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.

 

 

 

 

 СНЕГУРОЧКА

 

 Снег лежит на улице, 

 

 Вышли мы во двор.

 

 «Давай лепить Снегурочку?»  — 

 

 Предложил Егор.

 

 Приделаем Снегурочке 

 

 Мы длинную косичку, 

 

 А из тонких веточек — 

 

 Пушистые реснички.

 

 Кругленькие пуговки 

 

 Шубку украшают,

 

 А вот щечки бледные — 

 

 Солнышка не знают. 

 

 Говорит вдруг Маша:

 

 «Чтоб Снегурка наша 

 

 Порумянен стала,

 

 Свеколку из погреба

 

  Бабушка достала. 

 

 Ведь чудеса бывают 

 

 Всегда на Новый год, 

 

 А вдруг наша Снегурочка 

 

 Возьмет и оживет?»

 

Дети сгибают руки в локтях, совершают  поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят  скандированно и четко.

 

 

 

Так же движения руками ,способствуют развитию ручной моторики,что благоприятно влияет на развитие письма и подчерка.

 

Так же в коррекции дисграфии можно использовать логоритмические сказки

СКАЗКА - О ЗВУКЕ «У»

 

Жил да был звук «у».

 У звука «у» была удивительная  особенность: когда он пел,  то вытягивал губы трубочкой,  отчего все его песни становились  похожи на гудок: «у, у, у».

 Звук «у» умел гудеть как  пароход: «у__ у__ у__».

 Умел звук «у» гудеть и  как поезд: «у__у__у__у__у__у__».

 Звук «у» умел гудеть и  тихо: «у__у__у__», и громко: «у__у__у__».

 Но больше всего звук «у»  любил играть на трубе: «уууууууу у__».

 Заслышав такую мелодию, весь  честной народ собирался вместе, люди дружно хлопали в ладоши  и подпевали: «уууууууу у__ ».

Информация о работе Применение логоритмики при коррекции И профилактике расстройств письменной речи