Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 16:31, контрольная работа
В период преобразований в обществе нередко терпят крушение прежние ценности, идет поиск новых ориентиров. Актуальными становятся проблемы сохранения основных духовных ценностей и формирования новых представлений об обществе, человеке, природе. Происходящие у нас процессы преобразования общества сопровождаются изменениями в общественном сознании. Деформируются понятия о культуре, образе жизни, искусстве, образовании, чему немало способствуют и средства массовой информации, по всем каналам внедряющие в сознание растущего человека новые и отнюдь не безупречные образцы поведения в условиях рыночных отношений.
Введение
Прогрессивное значение выдвинутого Я.А. Коменским принципа природосообразности воспитания
Принцип природосообразности воспитания в педагогической теории Ж.Ж. Руссо
И.Г. Песталоцци о сущности природосообразного воспитания
Особенности принципа природосообразности воспитания в педагогическом учении А. Дистерверга
Заключение
Список используемой литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет «Социальная педагогика»
Контрольная работа по истории образования и педагогической мысли
«Принцип природосообразности воспитания в истории западно-европейской педагогики»
Выполнил: студент заочного отделения
17204.32 группы Бухтоярова В. М.
Проверил: кандидат педагогических наук,
доцент Пупынина Г. И.
Самара, 2012
Содержание
Введение
Заключение
Список используемой литературы
Введение
В период
преобразований в обществе нередко
терпят крушение прежние ценности,
идет поиск новых ориентиров. Актуальными
становятся проблемы сохранения основных
духовных ценностей и формирования
новых представлений об обществе,
человеке, природе. Происходящие у нас
процессы преобразования общества сопровождаются
изменениями в общественном сознании.
Деформируются понятия о
Сложившаяся в стране ситуация привела к тому, что в системе воспитания недостаточно учитываются истинные духовные ориентиры в воспитании человека. Возрастает исключительно западная ориентация образа жизни. В некоторой степени это способствует тому, что у определенной части современной молодежи формируется потребительский взгляд на жизнь, что, естественно, сказывается и на духовном обнищании сознания этой части молодежи.
Основополагающим в формировании духовного мира человека является принцип природосообразности. Без анализа сущности и развития принципа природосообразности, его роли в духовной культуре невозможно понимание процесса воспитания в новых реалиях.
Цель контрольной работы – сравнить характеристику принципа природосообразности в трудах Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и Ж.Ж. Руссо.
Прогрессивное значение выдвинутого Я.А. Коменским принципа природосообразности воспитания
Острые социальные противоречия эпохи
Возрождения побудили Я.А. Коменского
к размышлению о возможных путях устранения
общественных пороков путем разумно организованного
воспитания и просвещения, в соответствии
с гуманистическими идеями. Великий чешский
педагог впервые дал научное обоснование
принципа природосообразности
Основным положением «Великой дидактики» Я.А. Коменского является гуманистическое представление о воспитываемой и образовываемой личности человека как самого высшего, самого совершенного и превосходнейшего творения, сравнительно с творениями растительного и животного мира. Мысль о высокой оценке личности ребенка лежит в основе всех его педагогических построений о целях и задачах воспитания, о назначении человека в мире, его природных свойствах, обеспечивающих ему возможность такого широкого и глубокого образования. Я.А. Коменский полагал, что в каждом человеке должна быть развита человеческая сущность, и в этом состоит основная задача воспитания. Человек и его развитие должны быть подчинены закону мироздания. Природосообразность воспитания означает признание природного равенства людей. Люди наделены одинаковой природой, они одинаково нуждаются в полном умственном и нравственном развитии. Их права на образование равны.
Я.А. Коменский выявил следующие основные черты принципа природосообразности воспитания: Человек - разумное создание природы. Его стремление к знаниям и добродетели заложено природой, оно - явление закономерное. Человек - микрокосмос. Ему присущи все стороны макрокосма, он развивается и живет по законам природы. Человек по природе своей идеален: он наделен всеми задатками, чтобы стать образованным, нравственным. От природы все люди равны, одинаковы, и их образование должно быть одинаковым (индивидуальные особенности не исключаются). Обучение и воспитание должно соответствовать закономерности развития природы - осуществляться непрерывно, в системе (ступенчато, без пробелов, в определенном порядке). Спонтанность развития человеческих чувств — отсюда свобода развития ребенка, недопустимость принуждения. Педагогические реалии Я.А.Коменский обосновывал аналогиями из природы.
Принцип природосообразности воспитания в педагогической теории Ж.Ж. Руссо
Основой педагогических взглядов Ж.Ж. Руссо составляет теория естественного воспитания, которая тесно связана с его социальными взглядами, с его учением о естественном праве. Ж.Ж. Руссо утверждал, что человек рождается совершенным, но современные общественные условия, существующее воспитание уродуют природу ребенка. Воспитание будет содействовать его развитию только в том случае, если приобретет естественный, природосообразный характер.
Ж.Ж. Руссо, утверждая, что естественное
состояние является идеальным, предлагал
сделать воспитание свободным и природосообразным.
Он считал, что на ребенка воздействуют
три фактора воспитания: природа, люди,
общество. Каждый из этих факторов выполняет
свою роль: природа развивает способности
и чувства; люди учат, как ими пользоваться;
общество обогащает опыт. Вместе с тем
они обеспечивают естественное развитие
ребенка. Задача воспитателя - привести
в гармонию действие этих сил. Наилучшим
воспитанием он полагал самостоятельное накопление
ребенком жизненного опыта. Великий гуманист
выступал за превращение воспитания в
естественный, активный, исполненный оптимизма
процесс, когда ребенок живет в радости,
самостоятельно слушая, осязая, наблюдая
мир, духовно обогащаясь и удовлетворяя
свою жажду познания. Естественное воспитание,
по Ж.Ж. Руссо, - это живительный процесс,
в котором, с одной стороны, учитываются
детские склонности и потребности, а с
другой — не упускается из виду необходимость
готовить ребенка к общественным отношениям
и обязанностям. Внутренней мотивацией
такого педагогического процесса становится
стремление ребенка к самосовершенствованию.
Природосообразность нравственного воспитания
Ж.Ж. Руссо видел в том, что человек «природный»
(как естественное существо) становится
человеком социальным (общественным существом).
Педагог считал, что дети трудящихся получают
природосообразное воспитание в процессе
жизни, в труде. Надо природосообразно воспитывать
Ж.Ж. Руссо попытался раскрыть сущность
личности. Ведущей чертой личности он
считал врожденную, природную доброту
человека. Природосообразное
И.Г. Песталоцци о сущности природосообразного воспитания
В отличие Яна Коменского, стремившегося научить «всех и всему» И.Г. Песталоцци исходил из природосообразности обучения, согласованности его с возможностями ученика. Вероятно, это связано с тем, что он имел возможности сравнивать учебные результаты детей из обеспеченных и бедных семей.
И.Г. Песталоцци, стремясь обеспечить
в процессе воспитания гармоническое
развитие подрастающего
Религиозное воспитание И.Г. Песталоцци по существу сводил к формированию моральных чувств, в частности, чувства долга. Зародыши этого чувства таятся в глубинах человеческой природы. Чувства благодарности, доверия, любви, которые уже в раннюю пору жизни пробудились у ребенка в ответ на заботы о нем «естественной воспитательницы» - матери, Песталоцци справедливо предлагал сделать исходным элементом для выработки нравственных привычек. Они, в свою очередь, должны быть использованы для формирования нравственных навыков. Чтобы сформировать такой характер, воспитателю надо научить ребенка владеть своими чувствами, уметь в некоторых случаях превозмочь непосредственно возникающие чувственные желания во имя стремления достичь высоких нравственных целей. В результате поведение ребенка должно быть подчинено природосообразным нравственным требованиям и находиться в соответствии с развившимися у него в процессе воспитания нравственным сознанием. Идеи И.Г. Песталоцци о роли природосообразного воспитания в формировании личности, об изучении ребенка и проявлении к нему индивидуального подхода, о воспитании у детей гуманизма и уважения к человеческому достоинству представляют большой интерес и в наши дни.
Особенности принципа природосообразности воспитания в педагогическом учении А. Дистерверга
А. Дистервег - продолжатель демократических сторон педагогической теории Песталоцци, разделял идеи общечеловеческого воспитания, выступал против прусского национализма и пережитков феодализма. Ведущим принципом воспитания он считал природосообразность. Раскрывая его содержание, педагог исходил непосредственно из сущности человека и непосредственно к нему возвращался. Он признавал ценность и абсолютную целесообразность природной организации человека. Требовал главного: во всей своей воспитательной деятельности поступать природосообразно. Осуществлять принцип природосообразности в воспитании, по А. Дистервегу, означало выработать стремление воспитанника к высшему, вечному идеалу.
А. Дистервег доказал, что успех в воспитании
детей, во всей работе учителя немыслим
без глубокого знания законов развития
их природы. Нежелание знать и следовать
этим законам он называл «педагогическим
невежеством», «педагогическим варварством».
В соответствии с принципом природосообразности
А. Дистервег дал возрастную периодизацию
учащихся. Он показал, что воспитание достигает
своей цели только тогда, когда человек
настолько созрел, что обладает силой
и волей самого себя образовывать в течение
всей дальнейшей жизни, при этом знает
способы и средства осуществления самообразования
Природосообразность воспитания и образования,
по А. Дистервегу, означает, что человек
обладает врожденными задатками. В их
развитии в соответствии с ходом природных
процессов в организме ребенка суть воспитания.
Все люди сходны в том, что все они имеют
одинаковое назначение: быть человеком.
Однако с точки зрения назначения человека
в обществе, выполнения жизненных ролей
люди неодинаковы, потому что существует
различие между ними, отсюда имеет место
бесконечное разнообразие в единстве
и сходстве. Природосообразное воспитание
означает естественное, свободное развитие
задатков, исключающее как отставание,
так и опережение проявления природных
сил и способностей. Оно включает в себя
развитие духовной сферы (основная цель
педагогической деятельности). Высшей
ступенью развития души является ее самодеятельность.
А. Дистервег первым в истории педагогики
установил, что основным средством воспитания
Информация о работе Принцип природосообразности воспитания в истории западно-европейской педагогики