Принцип природосообразности воспитания в истории западно-европейской педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 16:31, контрольная работа

Описание

В период преобразований в обществе нередко терпят крушение прежние ценности, идет поиск новых ориентиров. Актуальными становятся проблемы сохранения основных духовных ценностей и формирования новых представлений об обществе, человеке, природе. Происходящие у нас процессы преобразования общества сопровождаются изменениями в общественном сознании. Деформируются понятия о культуре, образе жизни, искусстве, образовании, чему немало способствуют и средства массовой информации, по всем каналам внедряющие в сознание растущего человека новые и отнюдь не безупречные образцы поведения в условиях рыночных отношений.

Содержание

Введение
Прогрессивное значение выдвинутого Я.А. Коменским принципа природосообразности воспитания
Принцип природосообразности воспитания в педагогической теории Ж.Ж. Руссо
И.Г. Песталоцци о сущности природосообразного воспитания
Особенности принципа природосообразности воспитания в педагогическом учении А. Дистерверга
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

кр.docx

— 32.32 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

 

«САМАРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет «Социальная  педагогика»

 

 

 

Контрольная работа по истории образования и педагогической мысли

«Принцип природосообразности воспитания в истории западно-европейской педагогики»

 

 

 

 

Выполнил: студент  заочного отделения

17204.32 группы Бухтоярова В. М.

Проверил: кандидат педагогических наук,

доцент Пупынина Г. И.

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара, 2012

Содержание

Введение 

  1. Прогрессивное значение выдвинутого Я.А. Коменским принципа природосообразности воспитания
  2. Принцип природосообразности воспитания в педагогической теории Ж.Ж. Руссо
  3. И.Г. Песталоцци о сущности природосообразного воспитания
  4. Особенности принципа природосообразности воспитания в педагогическом учении А. Дистерверга

Заключение 

Список  используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

В период преобразований в обществе нередко  терпят крушение прежние ценности, идет поиск новых ориентиров. Актуальными  становятся проблемы сохранения основных духовных ценностей и формирования новых представлений об обществе, человеке, природе. Происходящие у нас  процессы преобразования общества сопровождаются изменениями в общественном сознании. Деформируются понятия о культуре, образе жизни, искусстве, образовании, чему немало способствуют и средства массовой информации, по всем каналам  внедряющие в сознание растущего  человека новые и отнюдь не безупречные  образцы поведения в условиях рыночных отношений. 

Сложившаяся в стране ситуация привела к тому, что в системе воспитания недостаточно учитываются истинные духовные ориентиры  в воспитании человека. Возрастает исключительно западная ориентация образа жизни. В некоторой степени  это способствует тому, что у определенной части современной молодежи формируется  потребительский взгляд на жизнь, что, естественно, сказывается и на духовном обнищании сознания этой части молодежи. 

Основополагающим  в формировании духовного мира человека является принцип природосообразности. Без анализа сущности и развития принципа природосообразности, его роли в духовной культуре невозможно понимание процесса воспитания в новых реалиях. 

Цель  контрольной работы – сравнить характеристику принципа природосообразности в трудах Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и Ж.Ж. Руссо.

 

 

 

 

Прогрессивное значение выдвинутого  Я.А. Коменским принципа природосообразности воспитания

 

Острые социальные противоречия эпохи  Возрождения побудили Я.А. Коменского к размышлению о возможных путях устранения общественных пороков путем разумно организованного воспитания и просвещения, в соответствии с гуманистическими идеями. Великий чешский педагог впервые дал научное обоснование принципа природосообразности как основной закономерности педагогического процесса. Он назвал этот принцип соответствием воспитания тем закономерностям, которые существуют независимо от человека. По Я.А. Коменскому, природа едина, в ней все происходит целесообразно, царят гармония и порядок, она не любит скачков, все протекает постепенно, каждое действие исходит из самого себя. В природе все протекает естественным путем. Это же должно быть и в воспитании. Таково исходное положение идеи природосообразности воспитания. Педагог утверждал, что человек — частица природы и подчиняется ее общим законам развития. Природосообразность воспитания означает соответствие воспитания природе вообще и природе ребенка, в частности. Ребенку необходимо помогать в его совершенствовании, освоении окружающего мира. Это понимание сущности человека отечественная педагогика сумела заново переосмыслить только в последние годы.

Основным положением «Великой дидактики» Я.А. Коменского является гуманистическое представление о воспитываемой и образовываемой личности человека как самого высшего, самого совершенного и превосходнейшего творения, сравнительно с творениями растительного и животного мира. Мысль о высокой оценке личности ребенка лежит в основе всех его педагогических построений о целях и задачах воспитания, о назначении человека в мире, его природных свойствах, обеспечивающих ему возможность такого широкого и глубокого образования. Я.А. Коменский полагал, что в каждом человеке должна быть развита человеческая сущность, и в этом состоит основная задача воспитания. Человек и его развитие должны быть подчинены закону мироздания. Природосообразность воспитания означает признание природного равенства людей. Люди наделены одинаковой природой, они одинаково нуждаются в полном умственном и нравственном развитии. Их права на образование равны.

Я.А. Коменский выявил следующие основные черты принципа природосообразности воспитания: Человек - разумное создание природы. Его стремление к знаниям и добродетели заложено природой, оно - явление закономерное. Человек - микрокосмос. Ему присущи все стороны макрокосма, он развивается и живет по законам природы. Человек по природе своей идеален: он наделен всеми задатками, чтобы стать образованным, нравственным. От природы все люди равны, одинаковы, и их образование должно быть одинаковым (индивидуальные особенности не исключаются). Обучение и воспитание должно соответствовать закономерности развития природы - осуществляться непрерывно, в системе (ступенчато, без пробелов, в определенном порядке). Спонтанность развития человеческих чувств — отсюда свобода развития ребенка, недопустимость принуждения. Педагогические реалии Я.А.Коменский обосновывал аналогиями из природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принцип природосообразности воспитания в педагогической теории Ж.Ж. Руссо

 

Основой педагогических взглядов Ж.Ж. Руссо  составляет теория естественного воспитания, которая тесно связана с его  социальными взглядами, с его  учением о естественном праве. Ж.Ж. Руссо утверждал, что человек  рождается совершенным, но современные  общественные условия, существующее воспитание уродуют природу ребенка. Воспитание будет содействовать его развитию только в том случае, если приобретет естественный, природосообразный характер.

Ж.Ж. Руссо, утверждая, что естественное состояние является идеальным, предлагал сделать воспитание свободным и природосообразным. Он считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди, общество. Каждый из этих факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; общество обогащает опыт. Вместе с тем они обеспечивают естественное развитие ребенка. Задача воспитателя - привести в гармонию действие этих сил. Наилучшим воспитанием он полагал самостоятельное накопление ребенком жизненного опыта. Великий гуманист выступал за превращение воспитания в естественный, активный, исполненный оптимизма процесс, когда ребенок живет в радости, самостоятельно слушая, осязая, наблюдая мир, духовно обогащаясь и удовлетворяя свою жажду познания. Естественное воспитание, по Ж.Ж. Руссо, - это живительный процесс, в котором, с одной стороны, учитываются детские склонности и потребности, а с другой — не упускается из виду необходимость готовить ребенка к общественным отношениям и обязанностям. Внутренней мотивацией такого педагогического процесса становится стремление ребенка к самосовершенствованию. Природосообразность нравственного воспитания Ж.Ж. Руссо видел в том, что человек «природный» (как естественное существо) становится человеком социальным (общественным существом). Педагог считал, что дети трудящихся получают природосообразное воспитание в процессе жизни, в труде. Надо природосообразно воспитывать детей - выходцев из знатных сословий.

Ж.Ж. Руссо попытался раскрыть сущность личности. Ведущей чертой личности он считал врожденную, природную доброту человека. Природосообразное нравственное воспитание должно решать задачу воспитания добрых чувств, добрых суждений и доброй воли. В конечном итоге нравственное воспитание призвано научить ребенка любить всех людей. В систему моральных ценностей Ж.Ж. Руссо включал понятия нравственной истины, свободы, равенства и добра. На долю воспитателя выпадала обязанность распознать природные стремления, естественные склонности ребенка. Защитить и помочь развитию телесных и духовных даров природы, нравственных качеств организовав жизнедеятельность воспитанников в условиях, наиболее естественных для свободного проявления его природных сил – таковы важнейшие задачи этого воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И.Г. Песталоцци о сущности природосообразного воспитания

 

В отличие Яна Коменского, стремившегося  научить «всех и всему» И.Г. Песталоцци исходил из природосообразности обучения, согласованности его с возможностями ученика. Вероятно, это связано с тем, что он имел возможности сравнивать учебные результаты детей из обеспеченных и бедных семей. 

И.Г. Песталоцци, стремясь обеспечить в процессе воспитания гармоническое развитие подрастающего поколения, и прежде всего детей бедноты, придавал особенно большое значение элементарному нравственному образованию. Это вытекало из его социально-педагогической концепции. Он ставил перед народной школой важные общественные задачи: вооружить детей обнищавших крестьян жизненно необходимыми знаниями, научить их умело и продуктивно работать, воспитать в них такие нравственные качества, как стойкость, самообладание, трудолюбие, бережливость, готовность выполнить гражданские обязанности. Мысль о ведущем значении природосообразного нравственного воспитания в формировании личности проходит чрез все его произведения. Он справедливо показал, что природа человека представляет собой единое целое. Развитие какого-либо одного из природных задатков ребенка не может не сказаться и на развитии всех остальных. Педагог стремился доказать внутреннее единство элементарного умственного и нравственного образования, которое заключается в том, что они не только сообща направлены на достижение конечной цели воспитания - формирование истинной человечности, но и строятся на одних и тех же природных основах. Выдвинутые им положения о том, что в развитии нравственных сил ребенка необходимо возбуждение (стимулирование) его природных духовных сил, самодеятельности, собственных суждений представляют несомненный интерес. Мысль И.Г. Песталоцци о том, чтобы вся система нравственного воспитания была построена на началах развития активности ребенка, не утратило своего значения в наше время.

Религиозное воспитание И.Г. Песталоцци по существу сводил к формированию моральных чувств, в частности, чувства долга. Зародыши этого чувства таятся в глубинах человеческой природы. Чувства благодарности, доверия, любви, которые уже в раннюю пору жизни пробудились у ребенка в ответ на заботы о нем «естественной воспитательницы» - матери, Песталоцци справедливо предлагал сделать исходным элементом для выработки нравственных привычек. Они, в свою очередь, должны быть использованы для формирования нравственных навыков. Чтобы сформировать такой характер, воспитателю надо научить ребенка владеть своими чувствами, уметь в некоторых случаях превозмочь непосредственно возникающие чувственные желания во имя стремления достичь высоких нравственных целей. В результате поведение ребенка должно быть подчинено природосообразным нравственным требованиям и находиться в соответствии с развившимися у него в процессе воспитания нравственным сознанием. Идеи И.Г. Песталоцци о роли природосообразного воспитания в формировании личности, об изучении ребенка и проявлении к нему индивидуального подхода, о воспитании у детей гуманизма и уважения к человеческому достоинству представляют большой интерес и в наши дни.

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности принципа природосообразности воспитания в педагогическом учении А. Дистерверга

 

А. Дистервег - продолжатель демократических сторон педагогической теории Песталоцци, разделял идеи общечеловеческого воспитания, выступал против прусского национализма и пережитков феодализма. Ведущим принципом воспитания он считал природосообразность. Раскрывая его содержание, педагог исходил непосредственно из сущности человека и непосредственно к нему возвращался. Он признавал ценность и абсолютную целесообразность природной организации человека. Требовал главного: во всей своей воспитательной деятельности поступать природосообразно. Осуществлять принцип природосообразности в воспитании, по А. Дистервегу, означало выработать стремление воспитанника к высшему, вечному идеалу.

А. Дистервег доказал, что успех в воспитании детей, во всей работе учителя немыслим без глубокого знания законов развития их природы. Нежелание знать и следовать этим законам он называл «педагогическим невежеством», «педагогическим варварством». В соответствии с принципом природосообразности А. Дистервег дал возрастную периодизацию учащихся. Он показал, что воспитание достигает своей цели только тогда, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение всей дальнейшей жизни, при этом знает способы и средства осуществления самообразования и самовоспитания. Благодаря этому успехи в жизни становятся делом собственных рук человека.

Природосообразность воспитания и образования, по А. Дистервегу, означает, что человек обладает врожденными задатками. В их развитии в соответствии с ходом природных процессов в организме ребенка суть воспитания. Все люди сходны в том, что все они имеют одинаковое назначение: быть человеком. Однако с точки зрения назначения человека в обществе, выполнения жизненных ролей люди неодинаковы, потому что существует различие между ними, отсюда имеет место бесконечное разнообразие в единстве и сходстве. Природосообразное воспитание означает естественное, свободное развитие задатков, исключающее как отставание, так и опережение проявления природных сил и способностей. Оно включает в себя развитие духовной сферы (основная цель педагогической деятельности). Высшей ступенью развития души является ее самодеятельность. А. Дистервег первым в истории педагогики установил, что основным средством воспитания дисциплинированности, воли и характера учащихся является четкая организация процесса обучения на основе реализации принципа природосообразности. Успех всей работы школы, природосообразное воспитание, развитие самодеятельности и активности учащихся возможны в том случае, если учитель обладает высокими качествами. Учителями должны быть лучшие люди нации: культурные и образованные.

Информация о работе Принцип природосообразности воспитания в истории западно-европейской педагогики