Принцип природосоообразности педагогической мысли Ж.-Ж.Руссо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 13:46, реферат

Описание

Цель данного реферата - раскрыть одну из главных проблем современной педагогики, а именно природосообразность. Можно с уверенностью сказать, что эта тема имеет огромное педагогическое значение.
Данный реферат построен на основе анализа идей развития в педагогическом труде Жан-Жака Руссо.

Содержание

Введение 3-4
1. Краткая биография Жан-Жака Руссо 5-8
2. Социально-политические и философские взгляды Руссо 9-10
3. Естественное и свободное воспитание 11
4. Возрастная периодизация 12-17
5. Развивающее обучение в наследии Жан-Жака Руссо 18-20
6. Воспитание как основа построения нравственной личности 21-24
Заключение 25-26
Список используемой литературы 27

Работа состоит из  1 файл

рефератПринцип природосообр пед мысли Руссо.doc

— 115.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

                                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУВПО  «Алтайская государственная педагогическая академия»

Педагогический  факультет

Кафедра социальной и педагогической технологии 

Тема: Принцип природосообразности педагогической мысли Ж. Ж. Руссо.

                                                                                             
 
 
 

                                                                                  Выполнила: Студентка 2-го                         

           Гр. 798-С Крук З.Д.

                                                                                        Проверила: Куликова Л. Г.

                                                                                                                                                                                    
 
 
 
 

                                         Барнаул 2009 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Содержание 

   Введение                                                                                                          3-4 

   1. Краткая биография Жан-Жака Руссо                                                       5-8

   2. Социально-политические и философские взгляды Руссо                     9-10

   3. Естественное и свободное воспитание                                                       11

   4. Возрастная периодизация                                                                       12-17

   5. Развивающее обучение в наследии Жан-Жака Руссо                          18-20

   6. Воспитание как основа построения нравственной личности             21-24 

   Заключение                                                                                                  25-26 

   Список  используемой литературы                                                                  27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение 

   Жан-Жак  Руссо родился в 1712 году в Женеве, в семье ремесленника-часовщика. Он не получил систематического образования. Много лет скитался по Франции и Швейцарии, перепробовал ряд профессий. Уже сложившимся человеком, тридцати лет, Руссо приехал в Париж, где познакомился с новой буржуазной интеллигенцией того времени, с ее лучшими представителями—публицистами и философами.

   В 1762 году вышел в свет роман-трактат  Руссо «Эмиль, или О воспитании». Он создал автору мировую известность. В нем Руссо показал путь воспитания свободного человека нового, т. е. буржуазного, общества. Появление «Эмиля» вызвало негодование у аристократов и духовенства. Книга за выраженное в ней свободомыслие, хотя Руссо не был атеистом, была сожжена на одной из площадей Парижа, а ее автор был вынужден бежать за границу. Лишь незадолго до смерти, больной и разбитый физически и морально, он смог вернуться на родину.

   Произведения  Руссо глубоко волновали умы  передового предреволюционного буржуазного общества, их влияние простиралось далеко за пределы Франции.

   Цель  данного реферата - раскрыть одну из главных проблем современной  педагогики, а именно  природосообразность. Можно с уверенностью сказать, что эта тема имеет огромное педагогическое значение.

   Данный  реферат построен на основе анализа  идей развития в педагогическом труде Жан-Жака Руссо.

   Интересен и оригинален Руссо в своих  педагогических воззрениях. В этой области он выступал горячим сторонником  естественного воспитания. В педагогическом романе «Эмиль, или О воспитании» Руссо показал порочность схоластической системы воспитания и блестяще изложил новую, демократическую систему, способную формировать трудолюбивых и добродетельных граждан.

   Воспитание  каждого человека, писал Руссо, дается природой путем непосредственного развития врожденных способностей и влечений. Обращаясь к родителям и воспитателям, он призывал их развивать в ребенке естественность, прививать чувство свободы и независимости, стремление к труду, уважать в нем личность и все полезные и разумные склонности.

   Основная  мысль педагогической теории Руссо  выражена в изречении, ставшем знаменитым: «Все прекрасно, когда выходит из рук творца, все портится под руками человека». В соответствии с этим положением Руссо считает, что задача педагога заключается в том, чтобы способствовать развитию прекрасных естественных свойств человека. Обязательным условием воспитания Руссо считает трудовую деятельность – обучение ремеслу, сельскому хозяйству.

   Среди наставлений, заслуживающих серьезного внимания, мы встречаем у Руссо и такие поучительные советы: если вы хотите овладеть ребенком, вы обязаны прежде всего владеть самим собою.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1. Краткая биография  Жан-Жака Руссо 

   Жан-Жак Руссо родился 28 июня 1712 года в Женеве, в семье часовщика. Мать умерла через 9 дней после его рождения. Жан-Жак с самых ранних лет был окружен добрыми и любящими его тетками.

   Впечатлительный, мягкий и добрый мальчик в годы своего детства много читал.

   Жан-Жак рано начал самостоятельную жизнь, полную невзгод и лишений. Он перепробовал самые различные профессии:  был писцом у нотариуса, учился у гравёра, служил лакеем. Затем, не находя соответствующего применения своим способностям, стал на путь бездомных скитаний.

   Шестнадцатилетний Жан-Жак в городе Аннеси познакомился с 28-летней швейцарской дворянкой Луизой де Варанс, которая «жила милостями сардинского короля» и занималась вербовкой молодых людей в католичество.

   Госпожа де Варанс отправила Жан-Жака в Турин, в приют для новобранцев, где он был наставлен и принят в лоно католической церкви.

   Спустя 4 месяца Руссо оставил Турин и  с двадцатью франками в кармане  отправился искать работу. Найти такой  труд, который был бы приятен и  легок, ему не удалось. Его по-прежнему тянуло к странствиям, а вместе с  тем он не переставал мечтать о новой встрече с госпожой де Варанс. И эта встреча вскоре состоялась. Госпожа де Варанс простила Руссо безрассудные юношеские скитания и приняла его в свой дом, который надолго стал его пристанищем.

   Разошелся с де Варанс осенью 1741 года и переехал в Париж. В течение двух лет Руссо перебивался перепиской нот, уроками музыки, мелким литературным трудом. Пребывание в Париже расширило его связи и знакомства в литературном мире, открыло возможности для духовного общения с передовыми людьми Франции. Руссо познакомился с Дидро, Мариво, Фонтенелем и другими.

   Наиболее  теплые дружеские отношения завязались у него с Дидро. Блестящий философ, так же как и Руссо увлекался  музыкой, литературой, страстно стремился  к свободе. Но мировоззрение у  них было разное. Обе эти сложные натуры в течение пятнадцати лет так или иначе сохраняли довольно тесные дружеские отношения. Но в конце 60-х годов на почве идейных и личных разногласий между Руссо и Дидро возник конфликт, приведший к их разрыву.

   В Париже Руссо сошелся с молодой белошвейкой Терезой Левассер, которая, по его словам, обладала простым и добрым нравом. Руссо прожил с ней 34 года, до конца своих дней. Он пытался развить ее, обучить грамоте, однако все усилия его в этом направлении оставались бесплодными.

   Французские просветители, в особенности философы-материалисты XVIII века, вели борьбу против идеологической и политической реакции своей эпохи. Большинство из них сотрудничало в многотомной «Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремесел», редакторами которой были Д”Аламбер и Дидро.

   Некоторое время Руссо был незаметным сотрудником  «Энциклопедии», однако, в 1750 году, когда  Дижонская академия объявила конкурс  сочинений на тему «Способствовало  ли возрождение наук и искусств улучшению  нравов?» Руссо представил жюри великолепный трактат, в котором читателю сообщалось, что наука и искусство только «обвивают гирляндами цветов оковывающие людей железные цепи, заглушают в них естественное чувство свободы, при которой они, казалось бы рождены, заставляют их любить свое рабство и создают так называемые цивилизованные народы».

   Тем самым Руссо дал начало новому направлению общественной мысли  – эгалитаризму.

     В 1763 году был опубликован знаменитый  роман Руссо «Эмиль или О воспитании». Здесь Руссо заявлял: «Труд есть неизбежная обязанность для общественного человека. Всякий праздный гражданин – богатый или бедный, сильный или слабый – есть плут».

   Большой популярностью у современников  пользовался и другой роман Руссо  «Юлия или Новая Элоиза», написанный им в 1761-1763 годах. Этот роман в письмах повествует о любви аристократки Жюли д”Этанж и ее домашнего учителя Сен-Пре. Руссо на протяжении всего этого произведения подчеркивает социальное неравенство влюбленных.

   Кроме того, Руссо писал статьи для «Энциклопедии». Интересна его статья «О политической экономии». Он осветил в ней социально-экономические проблемы, в частности имущественные отношения, государственное управление, общественное воспитание.

   После выхода в свет романа «Эмиль или  О воспитании» и политического  трактата «Об общественном договоре» (в котором Руссо высказывался против абсолютизма и развил демократическую теорию общественного договора) парижский парламент стал метать громы и молнии против автора «зловредных» произведений.

   Королевский суд приговорил «Эмиля», а затем и «Общественный договор» к сожжению и издал постановление об аресте Руссо. Спасаясь от преследования, Руссо ночью бежал в Швейцарию.

   Но  здесь, как и в Париже, его ожидали  преследования. Женевское правительство  также осудило «Эмиля» и «Общественный договор» и запретило автору появляться в пределах Женевского округа.

   Руссо, ища пристанища, в сопровождении  Терезы отправился в город Страсбург. Однако и тут он не мог оставаться долго. Тогда Руссо уговорили  поехать в Англию, куда пригласил  его философ Юм. Руссо и Тереза поселились в деревушке Вуттон. Но даже здесь, в глухом уединении, Руссо не находил покоя. Ему казалось, что и Юм вслед за его бывшими французскими друзьями отвернулся от него.

   Письма, получаемые Руссо из Швейцарии, тоже поддерживали в нем представление, что его всюду окружают враги и недоброжелатели. Все это породило у Руссо тяжелый недуг. В течение ряда лет он страдал манией преследования и подозрительностью. Принимая Юма за неискреннего друга, за послушное орудие в руках врагов, он решил покинуть Вуттон и в мае 1767 года внезапно оставил английское убежище.

   Очутившись  снова на Французской земле, Руссо  и тут не мог дышать свободно. Он вынужден был скрываться под именем гражданина Рену.

   В 1770 году, когда французское правительство  в связи с бракосочетанием дофина с Марией-Антуанеттой стало воздерживаться от политических репрессий и Руссо, к своему удовольствию, мог свободно появляться на улицах, посещать друзей и знакомых.

   2 июля 1778 года, вернувшись домой после  продолжительной прогулки, Руссо почувствовал острую боль в сердце и прилег отдохнуть, но вскоре тяжело застонал и упал на пол. Прибежавшая Тереза помогла ему подняться, но он снова упал и, не приходя в сознание, скончался. Скоропостижная смерть и обнаружение кровоточащей раны на лбу дали пищу для ошеломительной сенсации: быстро распространился слух, что Жан-Жак  Руссо покончил жизнь самоубийством.

   Через 16 лет, 11 октября 1794 года, прах Руссо  был торжественно перенесен в  Пантеон и положен рядом с  прахом Вольтера. Позже на его родине, в Швейцарии, жители Женевы воздвигли на Бильском озере памятник своему великому соотечественнику. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Принцип природосоообразности педагогической мысли Ж.-Ж.Руссо