Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 09:27, курсовая работа
Принципы воспитания в своём разнообразии могут охватывать целесообразным влиянием всю жизнь детей и педагогов наряду с педагогическим воздействием и взаимодействием .В жизни существует и содействие детей педагогам, и противодействие, и сопротивление им, и непротивление авторитетам, и отчуждение от них. Сознание ребёнка формируется постепенно, в процессе жизни и прежде всего средствами самой жизни. Поэтому педагогу, чтобы добиваться позитивного результата в воспитании, нужны не только принципы прямого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного действия на сознание и привычное поведение путём целенаправленного и духовного насыщения всех областей детской жизни.
1. Введение 3
2. Специфика принципов воспитания 4
3. Общественная направленность воспитания 5
4. Опора на положительное воспитание 10
5. Гуманизация воспитания 12
6. Личностный подход 13
7. Единство воспитательных воздействий 16
8. Принципы воспитания в трудах А.С. Макаренко 18
8.1. Воспитание в коллективе и в труде 18
8.2. Воспитание чувства долга и чести, воспитание воли, характера и дисциплины 21
8.3. Воспитание детей в семье 23
9. Заключение 24
10. Список литературы
Своей высшей формы
эта трудовая деятельность достигла
в коммуне имени Дзержинского,
В процессе трудовой деятельности детей, говорил Макаренко, надо развивать их умение ориентироваться,планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к материалам, добиваться высокого качества работы.
Во избежание ранней и узкой специализации следует переключать детей с одного вида труда на другой, дать им возможность получить среднее образование и в то же время овладеть рабочими профессиями, а также навыками по организации и управлению производством.
Большого внимания
заслуживают указания Макаренко о трудовом
воспитании детей в семье. Он советует
давать детям даже младшего возраста не
разовые поручения, а постоянные задания,
рассчитанные на месяцы и даже годы, с
тем чтобы дети длительное время несли
ответственность за порученную им работу.
Дети могут поливать цветы в комнате или
во всей квартире, накрывать на стол перед
обедом, следить за письменным столом
отца, производить уборку в комнате, обрабатывать
определенный участок семейного огорода
или цветника и ухаживать за ним и т. п.
Воспитание
чувства долга и чести,
В «Лекциях о воспитании детей» Макаренко говорил: «Мы требуем от человека, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг, не ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициативой и творческой волей».
Каждый член коллектива обязан сознавать и чувствовать свой долг перед коллективом. Он должен обладать чувством чести, гордиться своим коллективом, быть дисциплинированным, так как без дисциплины не может быть крепкого коллектива.
Чувство долга, чести и дисциплины Макаренко хорошо умел развивать у своих воспитанников и сочетал это развитие с воспитанием дисциплины.
В колонии имени Горького воспитанники приучались легко переносить неудобства и трудности. У них возник и получил всеобщее признание лозунг «Не хныкать, не пищать», всегда быть бодрым и мужественным.
В педагогике под влиянием Гербарта установилось ограниченное понимание дисциплины — только как дисциплины послушания. Она обычно ограничивалась отрицательными требованиями: «не шали», «не ленись», «не опаздывай» и т. д. Подобному пониманию дисциплины Макаренко противопоставляет свое требование активной дисциплины, или, как он выражается, «дисциплины борьбы и преодоления». «Дисциплинированным человеком мы имеем право называть только такого, который всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества, и найдет в себе твердость продолжать такое поведение до конца, несмотря на какие бы то ни было трудности и неприятности». Таким образом, дисциплина в понимании Макаренко—это не только дисциплина торможения, но и дисциплина стремлений, активности. Она не только сдерживает, но и окрыляет, вдохновляет к новым победам и достижениям.
Макаренко тесно связывает вопрос о дисциплине с воспитанием воли, мужества, твердого характера. «У наших школьников иногда бывает еще дисциплина порядка, но не бывает дисциплины борьбы и преодоления», — писал Антон Семенович. Он указывал, что школа умеет, пожалуй, бороться с дезорганизаторами, но «такие типы характеров, как «тихони», «иисусики», накопители, приспособленцы, шляпы, разини, кокеты, приживалы, мизантропы, мечтатели, зубрилы, проходят мимо нашей педагогической заботы... А на самом деле именно эти характеры вырастают в людей вредоносных...»
Дисциплина особенно
развивается и крепнет в
Рассматривая дисциплину как результат воспитания, Макаренко различает понятия «дисциплина» и «режим», указывая, что режим является важным средством воспитания. В лекции «Дисциплина, режим, наказания и поощрения» он указывает, что у детей часто наблюдается крикливость, егозливость, «истеричность» и т. п. Педагоги часто говорят: «Ребенок должен кричать, в этом проявляется его натура». Макаренко возражает против этого и требует:дети должны научиться сдерживать себя, режим должен быть глубоко продуманным, устойчивым, должен всеми строго соблюдаться.
Отвергая неправильное
утверждение педагогов, находившихся
под влиянием теории «свободного воспитания»,
будто «наказание воспитывает раба», Макаренко
указывал, что, применяя наказания, можно
воспитать и раба или запуганного, дряблого
человека и свободную, полную человеческого
достоинства сильную личность. Все дело
в том, какие наказания и как применять.
Телесные наказания, конечно, недопустимы.
В отношении прочих наказаний Макаренко
требовал, чтобы они были продуманными,
не назначались сгоряча и бессистемно,
чтобы они имели индивидуализированный
характер, соответствовали бы проступку,
не были частыми, пробуждали бы в наказанном
сознание справедливости наказания и
переживание собственной вины, чтобы коллектив
признавал справедливость этих наказаний.
Такие же подробные указания дает он и
относительно поощрений.
А. С. Макаренко внес много нового, оригинального в освещение проблемы семейного воспитания. Он был одним из первых советских педагогов, занявшихся разработкой этой важной проблемы.
Главнейшим условием семейного воспитания Макаренко считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царствуют любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая деятельность.
Макаренко дал интересный психолого-педагогический анализ ложных видов родительского авторитета. Им он противопоставлял истинный авторитет, главным основанием которого является жизнь и работа родителей, их гражданское лицо и поведение, требовал, чтобы родители честно и разумно руководили своими детьми, сознавали свою ответственность перед обществом за их воспитание. Каждая семья, говорил Макаренко, ведет свое хозяйство, ребенок — член семьи и, следовательно, участник всего семейного хозяйства. С ранних лет в семейных условиях он приучается к будущей своей хозяйственной деятельности в более широких масштабах. Именно здесь, в условиях семейной хозяйственной деятельности, у детей воспитываются коллективизм, честность, заботливость, бережливость, ответственность, способность ориентировки и оперативность.
Подробно осветил
Макаренко такие вопросы, как
значение сказки для детей раннего
возраста, руководство детским чтением,
посещение детьми театра, кино и
т. п. Большое место в жизни
детей он отводил эстетическому
воспитанию.
А. С. Макаренко—педагог-новатор,
обогативший русскую педагогику
ценными педагогическими
Макаренко был педагогом,
успешно применявшим в теории и на практике
воспитания диалектико-материалистические
принципы. Руководящим принципом всей
его педагогической деятельности была
преданность стране и педагогическим
принципам.
И.П. Подласый «Педагогика»
Москва, 1996
А.С. Макаренко
«О воспитании» Москва, 1988
Б.Т. Лигачёв
«Педагогика.Курс лекций» Москва, 1996
Константинов «История Педагогики», 1996
Информация о работе Принципы воспитания в трудах А.С. Макаренко