Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 11:53, реферат
Современное воспитание школьников осложнено многими негативными процессами, которые происходят в нашем обществе: кризис социальной системы; обострение политической ситуации; социальная напряженность; межнациональные распри; экономическая нестабильность; криминализация жизни; ухудшение экологической обстановки; падение нравственности. Ситуация выживания, в которой оказалось наше общество, объективно порождает формы социального поведения, адекватные ей: агрессию, жестокость, борьбу, конкуренцию. Все это приводит к снижению ценности человеческой жизни. Перестала выполнять свои воспитательные функции – семья – основной социальный институт. Некоторые семьи оказались за чертой бедности. Во многих – недостает элементарной духовной близости между родителями и детьми.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Государственное учреждение образования
«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»
КАФЕДРА СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
РЕФЕРАТ
по дисциплине
«СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»
на тему:
«ПРИОРИТЕТЫ ШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ:
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ»
Минск, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Современное воспитание школьников осложнено многими негативными процессами, которые происходят в нашем обществе: кризис социальной системы; обострение политической ситуации; социальная напряженность; межнациональные распри; экономическая нестабильность; криминализация жизни; ухудшение экологической обстановки; падение нравственности. Ситуация выживания, в которой оказалось наше общество, объективно порождает формы социального поведения, адекватные ей: агрессию, жестокость, борьбу, конкуренцию. Все это приводит к снижению ценности человеческой жизни. Перестала выполнять свои воспитательные функции – семья – основной социальный институт. Некоторые семьи оказались за чертой бедности. Во многих – недостает элементарной духовной близости между родителями и детьми.
Таким образом, на рубеже XX и XXI вв. явно обозначились тенденции, которые ввиду их негативного влияния на воспитание подрастающего поколения несут в себе угрозу будущему нашей страны. Вот лишь некоторые из них:
Сегодня, по выражению Н. Е. Щурковой, «нас объединяет тревога за бедственное состояние дела воспитания детей нашего Отечества... Нельзя не видеть, как выпадают из системы школьного воспитания тысячи подростков, лишенных родительской любви и общественной поддержки...».
Вместе с тем, основные направления воспитания хотя и разрабатываются в научно-теоретическом плане, но все еще слабо внедряются в практику. Знаниевая парадигма образования, привела к тому, что воспитание рассматривалось лишь как надстройка над определенной базой знаний. Поэтому проблемы воспитания были отодвинуты на второй план, и до сих пор многие педагоги затрудняются в выборе приоритетных направлений в воспитательном процессе, а также средств и способов воспитания детей.
Школа, как и любое другое образовательное учреждение, – это целостная, открытая, взаимодействующая с внешней средой система.
Каждая школа испытывает на себе влияние общего социального климата, политических, правовых, экономических, культурных, экологических и других воздействий. Она как относительно автономная система может пассивно приспосабливаться или, напротив, активно влиять на окружающую ее среду. В последнем случае она будет проявляться как адаптивная и адаптирующая система.
Вместе с тем школа как система имеет свою внутреннюю среду. Это системы взаимодействия, например: учащиеся - учащиеся; учителя - учащиеся; учителя - родители и т.д.
Кроме
того, это система взаимодействия,
определяющегося
Целями и задачами
школы как социального
1. Создание благоприятных
условий, гарантирующих
2. Формирование физически
здоровой, духовно богатой,
3. Воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом;
4. Формирование целостного
научного мировоззрения,
5. Разностороннее развитие учащихся, их познавательных интересов, творческих способностей, умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности.
Разветвленная сеть воспитательно-образовательных учреждений, социально-педагогических общностей, территориальных групп и объединений, служб помощи семье и детству направлена на социальную защиту и реализацию прав человека, на успешное разностороннее развитие и самореализацию.
Именно социально-
Отдельные звенья структуры обеспечивают целостный процесс социального воспитания, который помогает эффективно решать задачи разностороннего творческого развития личности, создания комфортной социально-образовательной среды в мире социума, правовой и экономической защиты, социальной профилактики.
Совместная работа школы, семьи, других социальных институтов совершается в рамках дополнительного образования, которое направлено на формирование базовой культуры личности и обеспечение каждому ребенку условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.
В современных условиях на образовательное учреждение оказывают влияние процессы, происходящие в обществе, которые, несомненно, положительно сказываются на развитии учреждений.
Однако идут и другие процессы, приводящие к снижению роли общественных организаций,- к крушению идеалов, к пересмотру ценностных ориентации в жизни молодого человека.
Все это требует мобилизации как внешних, так и внутренних возможностей образовательных учреждений для нейтрализации негативных явлений.
В настоящее время в теории воспитания достаточно определенно оформились такие подходы: формирующий, культурологический, синергетический, социализирующий, герменевтический, аксиологический, антропологический, психотерапевтический. Остановимся на характеристике каждого из них.
Формирующий подход. Сторонников этого подхода отличает безграничная убежденность в там, что будущая яркая индивидуальность ребенка напрямую зависит от целенаправленного воспитательного воздействия словом, примером, делом. «Формирование» понимается как самая широкая характеристика всех преобразований личности ребенка под влиянием воспитателя. Формирующее воздействие должно «разбудить» духовные ресурсы детей, организовать их, оформить и обеспечить устойчивые механизмы регуляции поведения и деятельности воспитанников. В настоящее время уже достаточно понятно, что формирующий подход к воспитанию активно реализует бихевиористический взгляд на личность. В этом контексте воспитание − не что иное, как организация специальных педагогических воздействий, которые вызывают определенное поведение личности как систему ее реакций.
Технологически воспитание на основе формирующего подхода организуется в поведенческой модели: «показать образец» − «объяснить» − «упражнять». Воспитатель предъявляет ребенку образец поведения, добивается, чтобы он осознал эту норму, оценил ее, выразил к ней свое отношение и принял в собственном поведении. Формирующая технология воспитания позволяет управлять поведением ребенка: поощрять социально положительные действия и ограничивать социально негативные. Именно поэтому в поведенческой модели воспитания так важны оценки в баллах, очки, соревнования.
«Воспитание как формирование» всегда ориентировано на систему устойчивых мотивов воспитанников, на основе которых вырабатываются определенные качества личности. Набор этих качеств напрямую связан с социальным заказом общества, его идеологией и политикой. Практика воспитания организует систему идеальных качеств личности в форме «Правил для учащихся», «Законов школы», «Кодекса чести» и др.
Формирующий подход характеризует достаточно прочно установившийся в педагогическом сознании линейный принцип осмысления процесса воспитания: каждое педагогическое воздействие воспитателя предполагает определенный отклик воспитанника (словом, действием, поступком). Для воспитателя в рамках формирующего подхода необычайную значимость имеет воспитательный идеал, программа воспитания, традиционные формы воспитательной работы, стремление организовать четко функционирующую воспитательную систему. В такой «формирующей» воспитательной системе всегда серьезное внимание уделяется режиму, порядку, дисциплине, преодолению детского своеволия.
Неверно думать, что формирующий подход − некий атавизм системы советского воспитания. Идеологи этого подхода успешно осваивают новый педагогический язык и уже определяют воспитание как «усвоение субъектом на познавательном, мотивационно-волевом и эмоциональном уровнях личностью значимого смысла, гуманистических ценностей, обретаемых учащимися в данном воспитательном пространстве». Ив среде воспитателей-практиков еще достаточно сильно стремление уйти от теоретической и технологической неразберихи в традиционные и понятные способы формирования поведения воспитанников.
Культурологический подход. В основе этого подхода лежат идеи философии постмодернизма и гуманистической психологии, в частности К.Роджерса. Сторонников культурологического подхода отличает отказ от воспитания как специально организованного педагогического процесса. Они считают, что ребенок, осмысливая мир культуры, картину мира, адаптируется к действиям и поведению окружающих и «опытным путем», «между делом» осваивает культурные нормы и ценности. Главное − взаимодействие, взаимоотношения, личностное общение взрослых и детей, а воспитание − это «побочный эффект» всех самостоятельных исканий ребенка.
Нельзя не заметить, что сторонники культурологического подхода считают центральной фигурой образования, его главным действующим субъектом самого ребенка. За ребенком утверждается право самому определять не только «кем быть», «каким быть», но и «как жить», т. е. право самостоятельно строить свой образ жизни, выбирать область интеллектуальных, физических, художественных интересов, самостоятельно решать свои проблемы. «Ребенку и подростку не нужны обучение и воспитание как особым образом организуемые взрослыми виды работы, общения, поведения, взаимоотношений. Ему нужны естественные для него действия, в которых он сам экспериментирует и ищет, пробует и контролирует, находит и реконструирует». Воспитатель в такой системе взаимоотношений признается как равноправный партнер по совместным занятиям, как доброжелательный организатор поддержки (фасилитации) ребенка в рамках его проблем. Педагог-фасилитатор не позволяет себе прямо организовывать деятельность и общение детей, контролировать и оценивать их поступки, управлять их поведением. В своей деятельности фасилитатор реализует понимание ребенка, принятие его, одобрение, доверие, свой открытый личностный интерес к нему. «Фасилитатор создает психологический климат, в котором ученик может принять на себя ответственность и контроль».
Разработанная О. С. Газманом система деятельности «освобожденного классного руководителя» (тьютора) в полной мере воплощает фасилитаторские начала культурологического подхода, своеобразного неопедоцентризма в воспитании.
Синергетический подход. Сложился на основе теории самоорганизации сложных систем. Термин «синергетика» ввел в научный обиход Герман Хакен и определил ее как науку, которая занимается изучением систем, состоящих из большого числа частей, компонентов и подсистем, сложным образом взаимодействующих между собой. Почему эта философская парадигма, реализуемая современной математикой, физикой, биологией, не менее активно воспринята отечественной теорией воспитания?
В обществе все больше осознаются феномены складывающейся префигуративной культуры: неопределенность будущего (даже ближайшего), нестабильность настоящего, информационный хаос. Воспитание в этих условиях не может быть подчинено целенаправленному управлению, воспитание само − область неопределенности. Не случайно воспитание трудно поддается диагностике, измерению результатов: они всегда далеко отсрочены по времени от реальной ситуации воспитания и неопределенны. В процессе воспитания нелегко установить, какие преобразования мотивационно-ценностной системы личности происходят под воздействием педагога, а какие в результате собственных духовных поисков воспитанников, преодоления себя, приобретения жизненного опыта.
Информация о работе Приоритеты школьного воспитания: анализ современных подходов