Проблема национального воспитания в современной школе: содержание и методика

Автор работы: m***************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 19:23, реферат

Описание

Глубокий, духовно верный и здоровый национализм должен воспитываться с колыбели. Он обязан стать духовной крепью и чистой силой человека на всю жизнь. Вера и молитва, воспитание на героическом прошлом Отечества, осознания своего долга и чести, привитие нравственной чистоты, семейной крепи и почитание своего рода и подвигов предков. Воспитание любви к героической истории Отчизны, к культуре и традиционному наследию, к святыням. Это должно прививаться национальным духовным прошлым, укреплять волю и молодые сердца[

Работа состоит из  1 файл

реферат метод воспит.docx

— 42.59 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

     БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

     Биологический факультет 
 
 
 
 
 

    Реферат по теме: «Проблема  национального воспитания в современной  школе: содержание и  методика» 
 
 

                                                                      

                                                  

                        

                                                                      

                          Выполнила:                   

                                                    студентка 4 курса, 8 группы

                                                                  Иванчик  Александра Николаевна. 
 

                                                      
 
 
 

Минск, 2011

     Содержание

                                                                                                        стр.

     Введение………………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

         Глубокий, духовно верный и здоровый национализм должен воспитываться с колыбели. Он обязан стать духовной крепью и чистой силой человека на всю жизнь. Вера и молитва, воспитание на героическом прошлом Отечества, осознания своего долга и чести, привитие нравственной чистоты, семейной крепи и почитание своего рода и подвигов предков. Воспитание любви к героической истории Отчизны, к культуре и традиционному наследию, к святыням. Это должно прививаться национальным духовным прошлым, укреплять волю и молодые сердца[].

       Каждый народ в историческом процессе создает свою национальную культуру, аккумулирующую вековую мудрость, духовные и нравственные ценности. И очень важно, чтобы эти созданные и накопленные богатства не оставались в прошлом, но постоянно питали новые подрастающие поколения[].

     Национальное  воспитание является одной из важных составляющих проблемы воспитания личности. Эта проблема весьма многогранна. В  ее решение внесли вклад представители  различных наук. Так, многие вопросы  теории и практики гуманистического и национального воспитания подрастающего  поколения нашли рассмотрение в  трудах Я. Гогебашвили, М.Е. Евсевьева, Я.А. Каменского, К. Насыри, К.Д. Ушинского. В социально-философском и историческом плане проблема национального воспитания, ее место и роль в теории и практике национальных отношений, получила методологическо-теоретическое обоснование и разработку в коллективных трудах и монографиях Р.Г.Абдулатипова, Ф.С.Бабейко, Р.К.Грдзелидзе, А.Ф.Дашдамирова, Л.М.Дробижева, И.И.Серовой, которые освещают различные теоретические и социологические аспекты этой проблемы, рассматривают спектр по формированию национального и межнационального сознания, убеждения и поведения, по совершенствованию методов и форм. Психологические труды Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, помогают уяснить механизм взаимодействия исторических, социально-экономических, этнокультурных и духовно-идеологических факторов, регулирующих отношения людей разных национальностей, выявить ситуации общения, типичные для конкретных национальных групп в регионах[].

     Важнейшая задача современной педагогики —  умножение духовного потенциала подрастающего поколения, формирование его интеллектуальной, нравственно-эстетической культуры через глубокий интерес  к прогрессивному прошлому своего народа, к национальной, отечественной и  мировой культурам[].

     В опыте каждой нации, любого малочисленного народа, есть свое неповторимое, добытое  собственной мыслью, собственными усилиями, собственной национальной энергией. Знакомство и приобщение к культуре, традициям, обычаям других народов  делает человека более обогащенным  и духовно, и эмоционально[].

     Педагогов и психологов интересует: как построить учебно-воспитательный процесс, целью которого было бы формирование национального самосознания, развитие у ребенка системы общечеловеческих ценностей, понимания роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе[].

     Сегодня не вызывает сомнения мысль о том, что определяющим в работе общеобразовательной  школы должен стать принцип диалектического  единства общечеловеческого и национального; политика национальной замкнутости, искусственной  самоизоляции, равно как и идея национального превосходства, неизбежно  ведет к духовному оскудению, к серьезным нравственным потерям[].  

     Актуальность темы можно обосновывать социальными и собственно педагогическими факторами. К числу первых можно отнести рост национального самосознания, усиливающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению народных традиций, религиозных верований, что в свою очередь часто приводит к межэтническим и межнациональным конфликтам. Ускорить развитие положительных тенденций и снизить по возможности рост постотрицательных факторов в процессе возрождения наций, этносов, регионов — новая социальная функция школы и всей системы воспитания детей и молодежи[].   

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Национальное  самосознание — одно из свойств  нации, зачастую имеющее определяющее значение для выделения нации  из числапрочих. Развитие национального самосознания позволяет нации выделиться и оформиться в виде исторически сложившейся устойчивой группы людей, которая в своё время возникла на базе общего языка, территоррии проживания, экономической жизни, культуры и самобытного характера. Национальное самосознание — это процесс самопознания и развития национально-культурной самобытности нации, а также свойство человека, которое позволяет ему для себя лично определиться, к какой нации он относится. 

     Народная  культура воспитания представляет собой  основу всякой культуры. Начальная  школа непременно должна быть последовательно  национальной, это - школа родного  языка, естественное продолжение  «школы материнской». Национальное воспитание лежит в основе такой науки  как этнопедагогика.  Этнопедагогика — это наука, не только изучающая народную педагогику как реальность, но и вскрывающая закономерности становления традиционных культур воспитания в связи с развитием экономических, духовных, социальных и других общественных явлений, а также показывающая способы, пути ее функционирования в современных учебно-воспитательных системах в качестве их органической системообразующей части. Она выступает ведущим фактором воспитательного процесса, оказывает огромное влияние на формирование личности подрастающего человека. Раскрытие механизмов воздействия — важнейшая задача современной этнопедагогики и этнопсихологии. В связи с этим, при рассмотрении этой многогранной проблемы следует исходить из того, что обновление общества по пути демократизации, гуманизации, гуманитаризации способствует возрождению национального самосознания, культуры, коренного обновления школьной политики, самой школы, в основе которой лежит постоянное развитие образования, превращение его в механизм формирования личности и, в конечном счете, — действенный механизм развития общества. Решение этой задачи требует широкого вовлечения в процесс воспитания подрастающего поколения всех конструктивных национально-духовных традиций, религиозной культуры. И на этой основе —   разработку научно-педагогических рекомендаций по их эффективному применению в воспитательной практике. Однако  традиции сами по себе не могут быть основным средством формирования личности ребенка. Эффективность использования народных традиций зависит не только от понимания их роли, но и от умения воспитателя использовать все ценное, что они в себе заключают в общем контексте педагогических воздействий. Тем более что проблема воздействия народных традиций и этнопедагогической культуры имеет весьма сложный характер, что может гипертрофировать национальное самосознание, способное приводить к негативному отношению к обычаям и нравственным нормам других народов. Отсюда исключительно важно — найти формы использования народных традиций, которые бы снимали национальный эгоцентризм, выступая условием вхождения в цивилизованную общечеловеческую культуру и принятия ее ценностей при условии сохранения достижений национальной культуры. При этом учителю следует учитывать, что тесная взаимосвязь и взаимодействие в воспитательном процессе народных традиций, духовной, этнопедагогической (в т. ч. религиозной) и современной культуры различных этносов — оптимальный путь общественного развития, динамичного развития человечества, основы развития культуры, экономики и стабильности социальной жизни нации и народов. По  своей природе народные традиции, этнопедагогическая культура гуманистичны, обращены к человеку. В них сфокусированы  потребности в труде, гармония человека с природой, гуманистическое общение, проявление талантов и лучших качеств человека — совесть, достоинство, чувство милосердия, терпимость, добротворчество и взаимопонимание, забота о сохранении окружающей природы, общественных благ, снисхождение к слабому, отвращение к насилию и другие общечеловеческие нравственные ценности. Отход от соблюдения норм народных традиций осуждается общественным мнением. Таким образом, народные традиции оказывают нормативно-регулятивное воздействие, способствуют закреплению ценностных ориентиров, выступая важнейшим средством личностного развития людей. Основными принципами этнопедагогики являются: глубокая индивидуализация обучения и воспитания: развитие самостоятельности: формирование "Я — концепции" растущей личности.Раскрытие социально-психологического смысла народных традиций как сложного фунционального фактора формирования мотивационно-потребностной сферы ребенка есть условие его социального развития. В сложной системе отношений, в которые включен растущий человек и которые связывают его с разными (по социальному статусу, содержанию и т.д.) группами, этнические общности выделяются специальными условиями выработки нормативных систем, регулирующих поведение (религиозная культура, ее нравственные заповеди в определенной степени выступают как регулирующий и сдерживающий фактор). Нравственное  развитие ребенка происходит путем  присвоения им общественно-исторического  опыта человечества в процессе предметно-практической деятельности и усвоения норм человеческих взаимоотношений. Эти нормы выступают  как образцы, где в концентрированном виде сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны, принятые в социуме.Входя в мотивационную сферу личности, такой образец функционирует  по принципу непосредственно действующей  потребности, определяя этим поведением и деятельность ребенка. Именно деятельность выступает психологической основой реализации образца. Наиболее  активно усвоение, "присвоение" образцов деятельности и поведения  социальных норм происходит в младшем  школьном и подростковом возрасте, когда растущий человек стремится к утверждению себя в мире взрослых, следуя образцам социума, сфокусированным в традициях и обычаях. А в старшем школьном возрасте происходит социализация личности. Растущий человек открыт к восприятию социальных образцов. Отсюда его желание быть похожим на взрослых, он готов и мотивационно стремиться к освоению общественных ценностей. Вместе с тем, дети испытывают большие трудности в самостоятельном осмыслении и освоении нравственного образца социально-этических норм поведения из-за определенных суженных условий, которые ему предоставляет социальная среда и воспитание. И в этом отношении народные традиции, этнопедагогическая, духовная культура выступают реальным регулятором развивающегося национального самосознания и поведения растущего человека. В народной педагогике содержание, методы и средства воспитания во многом скадываются и определяются требованиями, основанными  на религиозных канонах. Религия, как  часть общественного сознания, теснейшим  образом взаимосвязанная с народными  традициями, оказывает влияние на отношения во многих семьях и обществе. Религиозные убеждения содержат принципы, регулирующие не только морально-этические нормы поведения в семье и обществе, но и его личную, хозяйственную и общественную жизнь, определяют образ жизни человека и социума. Приобщение подрастающего поколения к религиозной культуре позволяет  сделать предположение, что религиозная  культура, аккумулирующая в себя  многовековой опыт народа, связи  с этнопедагогикой, позволит достойно  решить многие задачи, связанные с развитием человека, его морально-этическим отношением  к  себе,   своей   семье,   ближайшему  окружению, товарищам, сверстникам, людям разных наций, вероисповеданий и сословий. Отправная точка и морального, и религиозного сознания — отдельная человеческая личность и ее взаимоотношение с обществом, миром в т. ч. божественным. В нравственной жизни огромную роль играет вера в торжество добра, справедливости. Без такой веры нравственная жизнь человека почти невозможна. Народная педагогика ориентирует человека на веру. Следует отметить, что там, где сильны религиозные традиции, наиболее устойчиво сохранились и народные традиции. Соответственно этому, воздействие традиций значительно отражается и на детской среде.Передача  подрастающему поколению социально-нравственных ценностей предшествующих поколений, прогрессивных традиций народа осуществляются через труд (особенно ценен совместный труд детей и взрослых), добротворческую созидательную деятельность и через приобщение молодежи к своей истории и произведениям народного творчества — музыкально-танцевального, художественно-прикладного. Народные праздники, ритуалы, эпос, легенды, дастаны, сказки, пословицы и поговорки, в которых воплощена народная мудрость, байты (дастаны, байты—формы этических произведений у восточных народов) и другие формы народного творчества особенно богатые морально-этическими назиданиями, наставлениями — во многом отражают бесценный педагогический опыт, направленный на приобщение к богатствам национальной, а через них — мировой культуры, интериоризацию общечеловеческих ценностей, следование велению совести, а не внешним императивам, воспитанию личной порядочности, скромности, действенной доброты, принципиальности, сочетающейся с терпимостью к инакомыслию, не приносящему вреда людям.Знание  традиционной духовной культуры своего этносоциума способствует зарождению интереса к традициям и культуре других народов, что является основой  формирования социально-этических  норм поведения с высокой культурой  межличностного общения и межнациональных отношений.Анализ  воспитательной работы в школах показывает, что случайные и разрозненные попытки использовать прогрессивные  идеи народного воспитания не приносят желаемых результатов. Тем более, если эта работа проводится оторванно  от родителей, не используется мудрость, опыт старших поколений, культура в семейном, трудовом, социально-этическом воспитании. Вместе с тем народные эпические произведения, где воплощена мудрость воспитания, почти не изучаются в школе. Культурологическая, добротворческая, совместная со взрослыми созидательная деятельность, основанная на народных традициях, также забыта.Жестко  централизованное обучение, очерченное до последнего времени учебными планами  и программами, не позволяет изучать  в полном объеме произведения народного творчества различных жанров. Вместе с тем, опыт показывает, что изучение таких материалов эффективно тогда, когда оно включено в содержание урока, внеурочного времени на факультативных занятиях и в творческих объединениях школьников.Обобщая сказанное, современной школе необходимо учитывать следующие принципы: 

—  интернационализм как идейной основы конструирования отношений      

— ценности культур народов и значимости народной педагогики как мировоззренческой, инструментальной основы бытовых и профессиональных процессов социализации и становления личности;

—  терпимости к воззрениям личности, в т. ч. различным религиозным  верованиям, к социокультурной среде  ее развития; 

—  учета специфики широких социальных движений в своей стране,и мире и использования их возможностей, традиций, обычаев в развитии самобытной личности. 

Возрождение национального самосознания в единстве с нравственным опытом поведения  и духовностью культуры приобретает  в настоящеее время особую актуальность. Оно определяется   возрастающей   ролью   человека   в   создании материальных и духовных ценностей и способствует формированию и развитию гармоничной и конкурентоспособной личности. Эффективное осуществление этих задач во многом зависит от подготовленности учителей к реализации воспитательного потенциала народной педагогики. Школа в идеале должна представлять собой общественный институт, передающий молодому поколению культуру данного общества, накопленную предыдущим поколением.  
  
  
  
 
 

     Оптимальным является такое самосознание ребенка  и подростка, при котором он осознает себя и членом этноса, и носителем национальной культуры, и членом многонациональной общности, гражданином своей страны, и членом мирового сообщества, «гражданином мира».Содержание образования (включая сюда и воспитание) должно быть ориентировано на выращивание  у школьников нормального типа этнической идентичности. В сущности, именно этот тезис отстаивал еще в 1926 г. Л.С.Выготский, который писал: «Национальные формы развития представляют из себя несомненный и великий исторический факт. Поэтому, само собой разумеется, они входят непременным психологическим условием в наше школьное дело... Национальная окраска человеческого поведения представляет из себя, как и все культурные приобретения, величайшую человеческую ценность, однако только тогда, когда она не становится футляром, который замыкает в себе человека, как улитку в раковину и отгораживает его от всех внешних влияний. Сталкивание различных культур часто давало прекрасные результаты в смысле развития новых форм культурного творчества. Верность своему народу есть верность своей индивидуальности и есть единственный нормальный и нефальшивый путь поведения»[].  В этих замечательных  словах Выготского указан и один из путей к достижению поставленной цели. Это «сталкивание различных культур», или, как сейчас обычно говорят, «диалог культур». Однако условием такого диалога является осознание школьником того факта, что он живет в  стране,где присутствуют разные нации, культуры, языки, где каждый народ и язык, каждая национальная культура самоценны и вносят свой вклад в культуру соей страны и мировую культуру. Интересно, что первым идею диалога культур в школьном образовании высказал Л.Н.Толстой: «После изучения жизни своего народа, думаю, что при правильной постановке дела образования столь же важным предметом будет изучение жизни других народов, более отдаленных, их религиозных верований, государственного устройства, нравов, обычаев». И в другом месте: «...является еще наука-языки, опять соответствующая критерию братства людей».Малоисследованными  являются пока особенности психики различных народов, которые необходимо учитывать в плане этнической вариативности содержания и методов  образования.  Необходимо учитывать в методике, дидактике и системе воспитания особенности этнопедагогической традиции у различных народов страны. Следует  остановиться на синтезе национальной и мировой культуры и истории в преподавании соответствующих учебных предметов. Особенно благоприятные возможности для выращивания «нормальной этничности» предоставляют предметы художественного цикла, в том числе литература. Синтез в едином курсе изучения произведений, написанных авторами своей страны, зарубежных литератур (особенно если они входят в реальный круг чтения школьников) дает возможность выработать отношение к другим языкам, другим литературам, другим культурам как языкам, литературам, культурам равноправным, привить и сделать органическим понимание того, что любой другой язык, культура, народ - это прежде всего и только другой, т.е. чем-то отличный, непохожий. Но другой не значит априори чужой, враждебный, недостойный. С другим языком, народом, другой культурой можно и нужно вступать в отношения диалога. Но конечной целью здесь является не «мирное сосуществование» различных национальных культур в одном сознании, а интеграция и интериоризация этих культур. Не то важно, что Шекспир англичанин и тем отличается от Толстого, но тоже великий писатель и достойный человек, что он мне близок и понятен, что он часть моего духовного мира. Когда наш  школьник естественно и свободно скажет «мой Шекспир», как он говорит «мой Пушкин», можно считать, что наша цель достигнута.  
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3.Воспитание национального  самосознания младших  школьников через  приобщение к народной  культуре        

Младший школьный возраст - важнейший этап в  развитии ребенка. Этот период первичной социализации, приобщения его к миру общечеловеческих ценностей, время установления его отношений с природой, людьми и обществом. Именно в этом возрасте надо стремиться привить ребенку тягу к изучению культуры своего народа и народов всего мира в целом. С чего же начинать? Конечно с того, что известно ребенку “с пеленок,” из первых услышанных от матери сказок, песенок, потешек. В этом возрасте у детей существует неосознанная тяга к чудесному, сказочному. К сожалению, наша система школьного воспитания направлена на усредненного ученика, в ней не остается места для чуда. Детская тяга к чудесному часто подавляется повседневной реальностью. Альберт Эйнштейн писал: ” Самое прекрасное, что мы можем испытать,- это ощущение тайны. Она – источник всякого подлинного искусства и науки. Тот, кто никогда не испытывал этого чувства, кто не умеет остановиться и задуматься, охваченный робким восторгом, тот подобен мертвецу, и глаза его закрыты…”. Войти в сказку, погрузиться в волшебный мир, разрушить границы времени и пространства, почувствовать себя не просто созерцателем, а творцом должны помочь детям ,например, занятия кружка ”Народная культура”.       Начиная занятия по этому курсу, необходимо стремиться на основе изучения народной культуры раскрыть творческий и нравственный потенциал ребенка, воспитать у него чувство единства человека с природой, Родиной, народом, живущим рядом с ним, дать ему познать самого себя. Включить ребенка в культурную национальную среду.Н.Лосский, крупный отечественный философ, совершенно справедливо говорит  о необходимости “Эмоционально  – волевого вживания в конкретную жизнь - как основном педагогическом принципе в системе национального воспитания и освоения культуры”.И еще одна обширная цитата Н.Лосского, очень хорошо раскрывает основные цели и задачи преподавания кружка “ Народная культура”.“Как  бы ни был могуч национальный характер, бывают и в историческом процессе тяжелые годы внешних и внутренних потрясений, истощающих силы народа, и в такие периоды может развиться недоверие к себе и опасная подражательность. Поэтому в деле сохранения и развития национального своеобразия, кроме природной мощи народа, нужно еще содействие национального воспитания и образования”. К сожалению, современная педагогика еще не выработала разумной системы национального воспитания. Обдумывая вопрос о такой системе, необходимо отдавать себе отчет в том, что сущность национального характера и национальной культуры, как и все индивидуальное, не выразима в отвлеченных понятиях. Нация есть конкретное живое бытие. По поводу этого бытия можно высказать тысячи отвлеченных идей. Но сколько бы таких идей не формулировали, каждая из них и все они в целом окажутся бледными, тощими принципиально и несоизмеримыми с живой полнотою национальной индивидуальности. Поэтому задача национального воспитания и образования не сводится лишь к тому, чтобы вырабатывать и усваивать характерные черты народа, выразимые в отвлеченных понятиях. Конечно, их не следует выпускать из виду, но главным средством воспитания должно быть интеллектуальное и эмоционально-волевое вживание в саму конкретную жизнь, в само конкретное содержание национального творчества, как оно выразилось в религии, истории, в языке, в литературе, в искусстве, вообще в культуре народа. Еще труднее, но также необходимо дополнять постижение индивидуальности своего народа еще и сочувственным вживанием в культуру других народов. Вспомнить с детьми обычаи и обряды предков - значит научить их любви к Родине, уважению к культуре, обрядам обычаям  народов, не зря говорят: “Народ не знающий своего прошлого, не имеет  будущего”. Уроки народной культуры - это пусть маленький, но очень важный шаг, цивилизованное будущее страны. Во всем мире уже пришли к пониманию, что народная культура занимает значительное место в развитии общества. А. Печин говорит: «Люди начинают все больше опасаться, что в будущем все культуры могут оказаться на одно лицо – причем лицо, как показывает сегодняшний опыт, не слишком уж привлекательное, и что это движение к обезличивающей однородности происходит сейчас» [6]. Сейчас просто жизненно необходимо начинать работать над воспитанием в детях национального самосознания. Огромный культурный слой, оставленный нам в наследие, должен послужить детям дверью, которая откроет им путь в будущее страны.Занятия кружка «Народная культура» должно способствовать формированию национального самосознания, даст ребенку понятие о неразрывности человека и природы, человека и нации, различных народов и наций. Поможет развить воображение фантазию, полет мысли, дает возможность раскрыть огромный творческий потенциал, заложенный в каждом человеке. Культура  каждого народа как форма его  исторической памяти и самосознания есть органическая часть мировой  культуры.       

Информация о работе Проблема национального воспитания в современной школе: содержание и методика