Автор работы: m***************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 19:23, реферат
Глубокий, духовно верный и здоровый национализм должен воспитываться с колыбели. Он обязан стать духовной крепью и чистой силой человека на всю жизнь. Вера и молитва, воспитание на героическом прошлом Отечества, осознания своего долга и чести, привитие нравственной чистоты, семейной крепи и почитание своего рода и подвигов предков. Воспитание любви к героической истории Отчизны, к культуре и традиционному наследию, к святыням. Это должно прививаться национальным духовным прошлым, укреплять волю и молодые сердца[
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Биологический
факультет
Реферат
по теме: «Проблема
национального воспитания
в современной
школе: содержание и
методика»
Выполнила:
Минск, 2011
Содержание
Введение……………………………………………
Введение
Глубокий, духовно верный и здоровый национализм должен воспитываться с колыбели. Он обязан стать духовной крепью и чистой силой человека на всю жизнь. Вера и молитва, воспитание на героическом прошлом Отечества, осознания своего долга и чести, привитие нравственной чистоты, семейной крепи и почитание своего рода и подвигов предков. Воспитание любви к героической истории Отчизны, к культуре и традиционному наследию, к святыням. Это должно прививаться национальным духовным прошлым, укреплять волю и молодые сердца[].
Каждый народ в историческом процессе создает свою национальную культуру, аккумулирующую вековую мудрость, духовные и нравственные ценности. И очень важно, чтобы эти созданные и накопленные богатства не оставались в прошлом, но постоянно питали новые подрастающие поколения[].
Национальное воспитание является одной из важных составляющих проблемы воспитания личности. Эта проблема весьма многогранна. В ее решение внесли вклад представители различных наук. Так, многие вопросы теории и практики гуманистического и национального воспитания подрастающего поколения нашли рассмотрение в трудах Я. Гогебашвили, М.Е. Евсевьева, Я.А. Каменского, К. Насыри, К.Д. Ушинского. В социально-философском и историческом плане проблема национального воспитания, ее место и роль в теории и практике национальных отношений, получила методологическо-теоретическое обоснование и разработку в коллективных трудах и монографиях Р.Г.Абдулатипова, Ф.С.Бабейко, Р.К.Грдзелидзе, А.Ф.Дашдамирова, Л.М.Дробижева, И.И.Серовой, которые освещают различные теоретические и социологические аспекты этой проблемы, рассматривают спектр по формированию национального и межнационального сознания, убеждения и поведения, по совершенствованию методов и форм. Психологические труды Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, помогают уяснить механизм взаимодействия исторических, социально-экономических, этнокультурных и духовно-идеологических факторов, регулирующих отношения людей разных национальностей, выявить ситуации общения, типичные для конкретных национальных групп в регионах[].
Важнейшая задача современной педагогики — умножение духовного потенциала подрастающего поколения, формирование его интеллектуальной, нравственно-эстетической культуры через глубокий интерес к прогрессивному прошлому своего народа, к национальной, отечественной и мировой культурам[].
В опыте каждой нации, любого малочисленного народа, есть свое неповторимое, добытое собственной мыслью, собственными усилиями, собственной национальной энергией. Знакомство и приобщение к культуре, традициям, обычаям других народов делает человека более обогащенным и духовно, и эмоционально[].
Педагогов и психологов интересует: как построить учебно-воспитательный процесс, целью которого было бы формирование национального самосознания, развитие у ребенка системы общечеловеческих ценностей, понимания роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе[].
Сегодня
не вызывает сомнения мысль о том,
что определяющим в работе общеобразовательной
школы должен стать принцип диалектического
единства общечеловеческого и
Актуальность темы
можно обосновывать социальными и собственно
педагогическими факторами. К числу первых
можно отнести рост национального самосознания,
усиливающееся внимание к сохранению
и развитию национальных культур и языков,
к возрождению народных традиций, религиозных
верований, что в свою очередь часто приводит
к межэтническим и межнациональным конфликтам.
Ускорить развитие положительных тенденций
и снизить по возможности рост постотрицательных
факторов в процессе возрождения наций,
этносов, регионов — новая социальная
функция школы и всей системы воспитания
детей и молодежи[].
Национальное самосознание — одно из свойств нации, зачастую имеющее определяющее значение для выделения нации из числапрочих. Развитие национального самосознания позволяет нации выделиться и оформиться в виде исторически сложившейся устойчивой группы людей, которая в своё время возникла на базе общего языка, территоррии проживания, экономической жизни, культуры и самобытного характера. Национальное самосознание — это процесс самопознания и развития национально-культурной самобытности нации, а также свойство человека, которое позволяет ему для себя лично определиться, к какой нации он относится.
Народная
культура воспитания представляет собой
основу всякой культуры. Начальная
школа непременно должна быть последовательно
национальной, это - школа родного
языка, естественное продолжение «школы
материнской». Национальное воспитание
лежит в основе такой науки
как этнопедагогика. Этнопедагогика
— это наука, не только изучающая народную
педагогику как реальность, но и вскрывающая
закономерности становления традиционных
культур воспитания в связи с развитием
экономических, духовных, социальных и
других общественных явлений, а также
показывающая способы, пути ее функционирования
в современных учебно-воспитательных
системах в качестве их органической системообразующей
части. Она выступает ведущим фактором
воспитательного процесса, оказывает
огромное влияние на формирование личности
подрастающего человека. Раскрытие механизмов
воздействия — важнейшая задача современной
этнопедагогики и этнопсихологии. В связи
с этим, при рассмотрении этой многогранной
проблемы следует исходить из того, что
обновление общества по пути демократизации,
гуманизации, гуманитаризации способствует
возрождению национального самосознания,
культуры, коренного обновления школьной
политики, самой школы, в основе которой
лежит постоянное развитие образования,
превращение его в механизм формирования
личности и, в конечном счете, — действенный
механизм развития общества. Решение этой
задачи требует широкого вовлечения в
процесс воспитания подрастающего поколения
всех конструктивных национально-духовных
традиций, религиозной культуры. И на этой
основе — разработку научно-педагогических
рекомендаций по их эффективному применению
в воспитательной практике. Однако традиции
сами по себе не могут быть основным средством формирования
личности ребенка. Эффективность использования
народных традиций зависит не только от
понимания их роли, но и от умения воспитателя
использовать все ценное, что они в себе
заключают в общем контексте педагогических
воздействий. Тем более что проблема воздействия
народных традиций и этнопедагогической
культуры имеет весьма сложный характер,
что может гипертрофировать национальное
самосознание, способное приводить к негативному
отношению к обычаям и нравственным нормам
других народов. Отсюда исключительно
важно — найти формы использования народных
традиций, которые бы снимали национальный
эгоцентризм, выступая условием вхождения
в цивилизованную общечеловеческую культуру
и принятия ее ценностей при условии сохранения
достижений национальной культуры. При
этом учителю следует учитывать, что тесная
взаимосвязь и взаимодействие в воспитательном
процессе народных традиций, духовной,
этнопедагогической (в т. ч. религиозной)
и современной культуры различных этносов
— оптимальный путь общественного развития,
динамичного развития человечества, основы
развития культуры, экономики и стабильности
социальной жизни нации и народов. По своей природе народные
традиции, этнопедагогическая культура
гуманистичны, обращены к человеку. В них сфокусированы
потребности в труде, гармония человека
с природой, гуманистическое общение, проявление
талантов и лучших качеств человека —
совесть, достоинство, чувство милосердия,
терпимость, добротворчество и взаимопонимание,
забота о сохранении окружающей природы,
общественных благ, снисхождение к слабому,
отвращение к насилию и другие общечеловеческие
нравственные ценности. Отход от соблюдения
норм народных традиций осуждается общественным
мнением. Таким образом, народные традиции
оказывают нормативно-регулятивное воздействие,
способствуют закреплению ценностных
ориентиров, выступая важнейшим средством
личностного развития людей. Основными
принципами этнопедагогики являются:
глубокая индивидуализация обучения и
воспитания: развитие самостоятельности:
формирование "Я — концепции" растущей
личности.Раскрытие социально-психологического
смысла народных традиций как сложного
фунционального фактора формирования
мотивационно-потребностной сферы ребенка
есть условие его социального развития.
В сложной системе отношений, в которые
включен растущий человек и которые связывают
его с разными (по социальному статусу,
содержанию и т.д.) группами, этнические
общности выделяются специальными условиями
выработки нормативных систем, регулирующих
поведение (религиозная культура, ее нравственные
заповеди в определенной степени выступают
как регулирующий и сдерживающий фактор). Нравственное
развитие ребенка происходит путем присвоения
им общественно-исторического опыта человечества
в процессе предметно-практической деятельности
и усвоения норм человеческих взаимоотношений.
Эти нормы выступают как образцы, где в концентрированном
виде сосредоточены лучшие черты, качества
личности, нравственные эталоны, принятые
в социуме.Входя в мотивационную сферу
— интернационализм
как идейной основы конструирования отношений
— ценности культур народов и значимости народной педагогики как мировоззренческой, инструментальной основы бытовых и профессиональных процессов социализации и становления личности;
— терпимости к воззрениям личности, в т. ч. различным религиозным верованиям, к социокультурной среде ее развития;
— учета специфики широких
Возрождение национального самосознания
в единстве с нравственным опытом поведения
и духовностью культуры приобретает в настоящеее
время особую актуальность. Оно определяется
возрастающей ролью человека в создании
материальных и духовных ценностей и способствует
формированию и развитию гармоничной
и конкурентоспособной личности. Эффективное
осуществление этих задач во многом зависит от
подготовленности учителей к реализации
воспитательного потенциала народной
педагогики. Школа в идеале должна представлять
собой общественный институт, передающий
молодому поколению культуру данного
общества, накопленную предыдущим поколением.
Оптимальным
является такое самосознание ребенка
и подростка, при котором он осознает
себя и членом этноса, и носителем
национальной культуры, и членом многонациональной
общности, гражданином своей страны, и
членом мирового сообщества, «гражданином
мира».Содержание образования (включая сюда
и воспитание) должно быть ориентировано на
выращивание у школьников нормального типа
этнической идентичности. В сущности, именно
этот тезис отстаивал еще в 1926 г. Л.С.Выготский,
который писал: «Национальные формы развития
представляют из себя несомненный и великий
исторический факт. Поэтому, само собой
разумеется, они входят непременным психологическим
условием в наше школьное дело... Национальная
окраска человеческого поведения представляет
из себя, как и все культурные приобретения,
величайшую человеческую ценность, однако
только тогда, когда она не становится
футляром, который замыкает в себе человека,
как улитку в раковину и отгораживает
его от всех внешних влияний. Сталкивание
различных культур часто давало прекрасные
результаты в смысле развития новых форм
культурного творчества. Верность своему
народу есть верность своей индивидуальности
и есть единственный нормальный и нефальшивый
путь поведения»[].
В этих замечательных
словах Выготского указан и один из путей к достижению
поставленной цели. Это «сталкивание различных
культур», или, как сейчас обычно говорят,
«диалог культур». Однако условием такого
диалога является осознание школьником
того факта, что он живет в стране,где
присутствуют разные нации, культуры,
языки, где каждый народ и язык, каждая
национальная культура самоценны и вносят
свой вклад в культуру соей страны и мировую
культуру. Интересно, что первым идею диалога культур в школьном
образовании высказал Л.Н.Толстой: «После
изучения жизни своего народа, думаю, что при правильной
постановке дела образования столь же
важным предметом будет изучение жизни
других народов, более отдаленных, их религиозных
верований, государственного устройства,
нравов, обычаев». И в другом месте: «...является
еще наука-языки, опять соответствующая
критерию братства людей».Малоисследованными
являются пока особенности психики различных народов,
которые необходимо учитывать в плане этнической
вариативности содержания и методов образования.
Необходимо учитывать
в методике, дидактике и системе воспитания
особенности этнопедагогической традиции
у различных народов страны. Следует остановиться
на синтезе национальной и мировой культуры
и истории в преподавании соответствующих
учебных предметов. Особенно благоприятные
возможности для выращивания «нормальной
этничности» предоставляют предметы художественного
цикла, в том числе литература. Синтез
в едином курсе изучения произведений,
написанных авторами своей страны, зарубежных
литератур (особенно если они входят в
реальный круг чтения школьников) дает
возможность выработать отношение к другим
языкам, другим литературам, другим культурам
как языкам, литературам, культурам равноправным,
привить и сделать органическим понимание
того, что любой другой язык, культура,
народ - это прежде всего и только другой,
т.е. чем-то отличный, непохожий. Но другой
не значит априори чужой, враждебный, недостойный.
С другим языком, народом, другой культурой
можно и нужно вступать в отношения диалога.
Но конечной целью здесь является не «мирное
сосуществование» различных национальных
культур в одном сознании, а интеграция
и интериоризация этих культур. Не то важно,
что Шекспир англичанин и тем отличается
от Толстого, но тоже великий писатель
и достойный человек, что он мне близок
и понятен, что он часть моего духовного
мира. Когда наш школьник естественно
и свободно скажет «мой Шекспир», как он
говорит «мой Пушкин», можно считать, что
наша цель достигнута.
Глава 3.Воспитание национального самосознания младших школьников через приобщение к народной культуре
Младший школьный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Этот период первичной социализации, приобщения его к миру общечеловеческих ценностей, время установления его отношений с природой, людьми и обществом. Именно в этом возрасте надо стремиться привить ребенку тягу к изучению культуры своего народа и народов всего мира в целом. С чего же начинать? Конечно с того, что известно ребенку “с пеленок,” из первых услышанных от матери сказок, песенок, потешек. В этом возрасте у детей существует неосознанная тяга к чудесному, сказочному. К сожалению, наша система школьного воспитания направлена на усредненного ученика, в ней не остается места для чуда. Детская тяга к чудесному часто подавляется повседневной реальностью. Альберт Эйнштейн писал: ” Самое прекрасное, что мы можем испытать,- это ощущение тайны. Она – источник всякого подлинного искусства и науки. Тот, кто никогда не испытывал этого чувства, кто не умеет остановиться и задуматься, охваченный робким восторгом, тот подобен мертвецу, и глаза его закрыты…”. Войти в сказку, погрузиться в волшебный мир, разрушить границы времени и пространства, почувствовать себя не просто созерцателем, а творцом должны помочь детям ,например, занятия кружка ”Народная культура”. Начиная занятия по этому курсу, необходимо стремиться на основе изучения народной культуры раскрыть творческий и нравственный потенциал ребенка, воспитать у него чувство единства человека с природой, Родиной, народом, живущим рядом с ним, дать ему познать самого себя. Включить ребенка в культурную национальную среду.Н.Лосский, крупный отечественный философ, совершенно справедливо говорит о необходимости “Эмоционально – волевого вживания в конкретную жизнь - как основном педагогическом принципе в системе национального воспитания и освоения культуры”.И еще одна обширная цитата Н.Лосского, очень хорошо раскрывает основные цели и задачи преподавания кружка “ Народная культура”.“Как бы ни был могуч национальный характер, бывают и в историческом процессе тяжелые годы внешних и внутренних потрясений, истощающих силы народа, и в такие периоды может развиться недоверие к себе и опасная подражательность. Поэтому в деле сохранения и развития национального своеобразия, кроме природной мощи народа, нужно еще содействие национального воспитания и образования”. К сожалению, современная педагогика еще не выработала разумной системы национального воспитания. Обдумывая вопрос о такой системе, необходимо отдавать себе отчет в том, что сущность национального характера и национальной культуры, как и все индивидуальное, не выразима в отвлеченных понятиях. Нация есть конкретное живое бытие. По поводу этого бытия можно высказать тысячи отвлеченных идей. Но сколько бы таких идей не формулировали, каждая из них и все они в целом окажутся бледными, тощими принципиально и несоизмеримыми с живой полнотою национальной индивидуальности. Поэтому задача национального воспитания и образования не сводится лишь к тому, чтобы вырабатывать и усваивать характерные черты народа, выразимые в отвлеченных понятиях. Конечно, их не следует выпускать из виду, но главным средством воспитания должно быть интеллектуальное и эмоционально-волевое вживание в саму конкретную жизнь, в само конкретное содержание национального творчества, как оно выразилось в религии, истории, в языке, в литературе, в искусстве, вообще в культуре народа. Еще труднее, но также необходимо дополнять постижение индивидуальности своего народа еще и сочувственным вживанием в культуру других народов. Вспомнить с детьми обычаи и обряды предков - значит научить их любви к Родине, уважению к культуре, обрядам обычаям народов, не зря говорят: “Народ не знающий своего прошлого, не имеет будущего”. Уроки народной культуры - это пусть маленький, но очень важный шаг, цивилизованное будущее страны. Во всем мире уже пришли к пониманию, что народная культура занимает значительное место в развитии общества. А. Печин говорит: «Люди начинают все больше опасаться, что в будущем все культуры могут оказаться на одно лицо – причем лицо, как показывает сегодняшний опыт, не слишком уж привлекательное, и что это движение к обезличивающей однородности происходит сейчас» [6]. Сейчас просто жизненно необходимо начинать работать над воспитанием в детях национального самосознания. Огромный культурный слой, оставленный нам в наследие, должен послужить детям дверью, которая откроет им путь в будущее страны.Занятия кружка «Народная культура» должно способствовать формированию национального самосознания, даст ребенку понятие о неразрывности человека и природы, человека и нации, различных народов и наций. Поможет развить воображение фантазию, полет мысли, дает возможность раскрыть огромный творческий потенциал, заложенный в каждом человеке. Культура каждого народа как форма его исторической памяти и самосознания есть органическая часть мировой культуры.
Информация о работе Проблема национального воспитания в современной школе: содержание и методика