Автор работы: m***************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 19:23, реферат
Глубокий, духовно верный и здоровый национализм должен воспитываться с колыбели. Он обязан стать духовной крепью и чистой силой человека на всю жизнь. Вера и молитва, воспитание на героическом прошлом Отечества, осознания своего долга и чести, привитие нравственной чистоты, семейной крепи и почитание своего рода и подвигов предков. Воспитание любви к героической истории Отчизны, к культуре и традиционному наследию, к святыням. Это должно прививаться национальным духовным прошлым, укреплять волю и молодые сердца[
Следовательно,
осваивая культуру своего народа, постигается
и общее. Любя свое, “особенное”, учим
почувствовать уважение к иной, “особенной”
культуре. Никогда не было абстрактной
мировой культуры, всегда органическое
целое разных культур, связанных между
собой. Начинать изучение культуры, нужно
осваивая в первую очередь собственную,
чтобы не потерять себя, не потерять свое
место и свой голос в ”концерте народов”,
чтобы “совместно творить гармоническое
единство жизни, сверкающей богатыми красками
различных культур”. А это, в свою очередь,
“можно лишь в том случае, если мы будем
сочувственно вживаться в чужие культуры,
постигать их как свою собственную и таким
образом воспитывать в себе способность
восполнять друг друга своим творчеством”[1]. Занимаясь
по курсу «Народная культура», дети смогут
расти, впитывая в себя с уважением и восторгом
перед своей национальной культурой, восторг
и уважение культурой народов, живущих
рядом. Надо постараться научить их не
переставать удивляться чуду народной
культуры. Кружок «Народная культура»
поможет младшим школьникам найти в жизни
гармонию с природой, любовь к ближнему,
красоте и уважение к самому себе.
Роль родителей
в воспитании национального
самосознания ребенка
Проблемы воспитания детей находятся в центре внимания ученых, педагогических коллективов, широкой общественности. Идут поиски новых подходов к созданию концепции воспитания, системы образования. Важнейшей основой в решении этих проблем является возрождение принципа народности, согласно которому обучение, воспитание и вся система образования строятся с учетом психологии, языка, культуры народа, его традиций, обычаев и национальных особенностей. В то же время сегодня зреет осознание того факта, что богатый опыт воспитания молодого поколения, накопленный народами в течение веков, должен собираться, осмысливаться педагогической наукой, учителями и применяться в практике современной школы.
Изучение особенностей традиционной культуры воспитания особенно важно сейчас, когда семья находится в нестабильных социально-экономических условиях, а ее адекватные защитные механизмы еще не сформированы, что в первую очередь отражается на детях, вызывает у них ожесточение. Как правило, дети приходят в школу, уже имея отрицательный жизненный опыт, неустойчивую психику. В таких условиях на школу ложится решение не только педагогических, но и социальных проблем, решение которых возможно только при совместной работе с родителями.
Исходя из этого педагоги дополнительного образования определили для себя одну из приоритетных задач своей педагогической деятельности - это поиск наиболее эффективных форм работы с родителями учеников.
Коллективы образовательных школ выдвигают в качестве ведущей задачи подготовку личности ученика к осмысленной деятельности в сфере духовно-нравственной жизни в современных условиях. С трудом можно себе представить весь объем информации, то множество знаний и навыков, которые должен переработать и освоить ребенок, чтобы ориентироваться в мире -жить в нем. Ребенок вправе рассчитывать на помощь взрослых. Каким образом способствовать развитию ребенка, его самостоятельности, инициативности, его социализации в обществе, воспитанию его нравственных качеств?
На протяжении многих
веков мир семьи являлся
Педагоги ставят своей задачей обеспечить взаимодействие с родителями учащихся с целью создания единой воспитательной среды, в которой основой жизни являлись бы наивысшие человеческие ценности.
Педагог не может перевоспитывать родителей и преобразовывать семью - это лежит за пределами его профессиональных полномочий. Но он может содействовать наиболее благоприятным условиям личностного становления ребенка путем педагогического влияния на семейное воспитание. Подчеркнем, что объектом профессионального влияния педагога выступает не сама семья и не родители ребенка, а именно семейное воспитание. В этом и заключается взаимодействие педагога и родителей. Составной частью такого взаимодействия является информационное обеспечение родителей сведениями об образовательной концепции гимназии, о целях и задачах личностного развития учащихся, их деятельности на основных учебных занятиях и на занятиях в творческих лабораториях во второй половине дня. Должна также реализоваться функция педагогического просвещения. Такая информация чрезвычайно влияет на воспитательную семейную среду, вносит осознанность в действия родителей, придает их влиянию на детей целесообразный характер, повышает уровень положительного отношения к данному образовательному учреждению.
Цель совместной
деятельности педагогов и родителей заключается в объединении
- создание школы
художественного образования
- повышение общего культурного уровня
- организация
встреч с мастерами народных
промыслов и интересными
- пропаганда здорового
образа жизни, славянской
- проведение праздников
по народному календарю;
- консультации психолога школы;
- организация совместных выставок, концертов творческих лабораторий;
- участие в городских народных праздниках, проводимых Центрами национальных культур.
Для достижения поставленных целей педагог должен:
- уметь создавать
условия неформального общения,
- уметь влиять на общение, отношения между людьми;
- уметь строить
взаимоотношения на основе
- формировать интерес к народной культуре,
развивать механизм
- развивать у взрослых интерес к совместному проведению времени с ребенком;
- знать и уметь применять психологические
Практическая работа
педагогов дополнительного
Коллективные формы работы: родительские собрания и конференции, дни открытых дверей, отчетные концерты и выставки учащихся, народные праздники.
Индивидуальные формы работы: консультации и беседы, поручения при подготовке к проведению народных праздников, совместная с детьми творческая деятельность, помощь в организации и проведении экскурсий и поездок в другие города.
Органом, координирующим совместную деятельность, является совет, в который входят администрация образовательных учреждений, научные руководители педагогического института, попечительский совет (родители).
Таким образом,
образовательные школы на современном
этапе развития образования помогают
решать проблемы объединения усилий различных
образовательных учреждений в решении
вопроса нравственного воспитания подрастающего
поколения, проблем развития личности
ребенка.
Заключение
При разработке методики обучения и воспитания, основывающейся на народной педагогике, можно исходить из представления о том, что в процессе становления и развития народных культур, в том числе и культуры воспитания у различных народов, этносов и наций, прослеживаются общие тенденции и закономерности. Это позволяет многие методические рекомендации и научно-практические разработки, создаваемые для одного этноса, "переносить" на другие.
К числу общих закономерностей и
наличие идеала личности, зафиксированного в фольклоре, эпосе, мифологии и других источниках народной духовной культуры и
представляющего систему общечеловеческих ценностей;
единство естественного механизма развития народных педагогик, выражающегося во взаимодействии социальных (общественных) требований и народности;
общность факторов воспитания, позволяющих ребенку активно включаться в реальную человеческую деятельность и общение (природа, труд, игра и др.);
общинно-групповой и гуманистически направленный характер обучения и воспитания.
Эти закономерности и характеристики составляют сущностное ядро народных педагогик, общее для всех народов. В качестве вариативных характеристик народных педагогик различных этносов выступают природно-географические условия и исторические особенности развития народов, определяющие характер труда, игр, праздников, традиций и обрядов, содержание устного народного творчества, изобразительного искусства и народных промыслов, специфику отношений людей друг к другу и окружающей природе.
В основу построения методики формирования национального самосознания, базирующейся на народной педагогике, положен идеал личности как цель воспитания и обучения. Этот идеал органически включается в систему современных социальных целей и выполняет по отношению к учебно-воспитательным системам роль программы обучения и воспитания и критерия эффективности данного процесса.
Механизмом, позволяющим
включить народную педагогику в современный
учебно-воспитательный процесс, является
национальное самосознание. Именно национальное
самосознание выражает сущность народной
культуры и ее связь с социальными условиями.
Информация о работе Проблема национального воспитания в современной школе: содержание и методика