Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 00:22, статья
Педагоги, работающие с детьми, которые страдают общим недоразвитием речи (ОНР), знают, как непросто научить - даже старших дошкольников и младших школьников - описательной речи. Описание обладает как общими, типичными для всех типов монолога чертами, так и специфическими. Связность и образность характерны для любого монолога, но в описательном тексте межфразовая связь подчиняется законам его перечислительной структуры, а выразительные средства языка призваны подчеркнуть особенности объекта описания. Сложности описательной речи остаются у детей с ОНР, к сожалению, и на этапе младшего школьного детства. Недостаток описательной речи, являющейся начальным этапов овладения монологической речи оказывает влияние на развитие самостоятельной повествовательной речи в дальнейшем
О проблеме развития словаря прилагательных у детей младшего школьного возраста с ОНР.
Арефьева О.В.,
учитель-логопед,
Педагоги, работающие
с детьми, которые страдают общим
недоразвитием речи (ОНР), знают, как
непросто научить - даже старших дошкольников
и младших школьников - описательной
речи. Описание обладает как общими,
типичными для всех типов монолога
чертами, так и специфическими. Связность
и образность характерны для любого
монолога, но в описательном тексте
межфразовая связь подчиняется
законам его перечислительной структуры,
а выразительные средства языка
призваны подчеркнуть особенности
объекта описания. Сложности описательной
речи остаются у детей с ОНР, к
сожалению, и на этапе младшего школьного
детства. Недостаток описательной речи,
являющейся начальным этапов овладения
монологической речи оказывает влияние
на развитие самостоятельной повествовательной
речи в дальнейшем.
Качество описательного
текста определяется полнотой характеристики
внешних признаков или
Изучение описательной
речи детей восьмого года жизни с
ОНР третьего и четвертого уровня
выявило: немногие из них способны самостоятельно
построить текст; большинству требуются
вопросы-подсказки; их рассказы отличаются
непоследовательностью, отсутствием
оценочных суждений, завершающих
описание. Как правило, рассказы бессвязны,
в качестве средств межфразовой
связи редко используются повторы
и местоимения. Налицо проблемы с
грамматическим оформлением предложений.
Образные средства в них единичны
либо вовсе отсутствуют.
Описательная речь младших школьников с ОНР требует значительной корректировки с целью развития умений, необходимых для построения описательного текста:
умения вычленять и называть признаки объекта описания;
умения перечислять признаки в определенной последовательности (в логике описательной структуры);
умения связывать
слова, фразы и периоды в целостный
текст.
По мнению психологов,
педагогов и логопедов, использование
предметно-схематических
В своей работе мы
предприняли попытку восполнить
указанные выше пробелы, адаптировав
существующие модели к обучающим
задачам и спроектировав
Недостатки в лексико-
упражнения в наблюдательности (детей учили видеть признаки предметов, рассматривать их в разной последовательности);
словарные и грамматические
упражнения, сопровождающие рассматривание
и предназначенные для
Указанные упражнения
сочетались с обучением детей
действиям замещения (выделяемый признак
обследуемого предмета обозначался
каким-либо символом). Упражнения в
подборе таких символов проводились
до полного освоения детьми действий
замещения.
При рассматривании
предметов использовали сенсорно-графическую
схему В.К. Воробьевой, отражающей сенсорные
каналы получения информации о признаках
предметов (зрительный, обонятельный,
тактильный, вкусовой) и сами признаки
(методика широко использована в работах
ТкаченкоТ.А., Арбековой Н.Е.). Эта схема
помогала определять способы сенсорного
обследования предмета и закреплять результаты
обследования в наглядном виде. Схема
составлялась в ходе обследования, поэтому
дети имели возможность закреплять действия
замещения.
Данная работа возможна
при условии овладения детьми
навыками словообразования прилагательных
(Лалаева Р.И.), поэтому в систему планирования
занятия по развитию словаря признаков
с целью овладения ими в дальнейшем навыками
описательных рассказов, мы включали работу
по словообразованию, согласно основного
онтогенетического принципа коррекционной
работы.
При этом словообразование
различных частей речи происходит последовательно-параллельно.
Р.И. Лалаева выделяет 3 этапа в коррекционном воздействии с учетом постепенного усложнения словообразовательных моделей, где словообразованию прилагательных определялся II этап коррекционной работы, после овладения навыками словообразования существительных. Автор рекомендовал проводить коррекционную работу в следующей последовательности:
а) образование притяжательных прилагательных (сначала с суффиксом – ин–; затем – с суффиксом – j-);
б) образование качественных прилагательных;
в) образование относительных
прилагательных (сначала – с суффиксом
ов–; затем – с суффиксом – н-).
В.И Селиверстов
считает, что работа по развитию лексической
стороны речи является важным разделом
логопедической работы. Ребенок должен
уметь узнавать и понимать те слова,
которые слышит, уметь отбирать слова
для высказываний и правильно
их употреблять как в структурной,
так и в смысловой связи. На
основе своего значения и грамматических
признаков слова в языке
Автор указывает дополнительные задачи в работе над словом:
работать над узнаванием слов, а также над различением слов, близких по звуковому и слогоритмическому оформлению:
работать над развитием умений отличать правильно и неправильно произносимые слова;
работать над систематизацией слов, которыми располагает ребенок, группировать их по разным признакам;
работать над разными видами значений слов: предметной соотнесенностью с понятийным, ситуативным, эмоциональным;
работать над сопоставлением, сравнением слов по их лексическим значениям;
работать над смысловой сочетаемостью слов;
работать над активизацией
поиска слов ребенком.
Л.П. Ефименкова, а также
и Н.С. Жукова и Е.М. Мастюкова предлагают
работу над словом начинать с уточнения,
расширения и активизации словарного
запаса детей.
Л.П. Ефименкова отмечает,
что нужно знакомить детей со словоизменением
и словообразованием, учить делить слова
на слоги.
Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова
описали приемы словарной работы, которые
могут быть использованы на логопедических
занятиях в ДОУ.
Так как проблема
овладения словарём признаков у
детей с ОНР рассматривается
в лексико-грамматической сфере, то
для планирования работы с детьми
младшего школьного возраста в данном
направлении мы анализировали теоретическую
литературы и исследования отечественных
педагогов не только по преодолению
ОНР, но и по профилактике аграмматической
дисграфии (работы Мазановой Е.В, Лалаевой
Р.И, Ефименковой Л.Н.).
Проведя анализ теоретической
литературы и имея результаты обследования
младших школьников с ОНР (первичное
исследование в периоды обследования
по речевым картам), мы приступили к
разработке технологий коррекционно-логопедической
работы по развитию словаря-признаков
у детей младшего школьного возраста с
ОНР в условиях школьного логопункта.
Определены следующие
этапы коррекционно-
I этап. Подготовительный.
Цель.
Формирование
продуктивных
Задачи.
Образование качественных прилагательных с суффиксами –Н- и –К-.
Образование относительных прилагательных с суффиксами –Н- (-ИН-), -ОВ- (-ЕВ-), -СК-.
Образование притяжательных прилагательных с суффиксом –ИН-.
II этап. Основной.
Цель.
Формирование
навыка словообразования имен
прилагательных с
Задачи.
Образование качественных прилагательных с суффиксами –Е-, -АТ- (-ЧАТ).
Образование относительных прилагательных с суффиксами –АЛЬН- (-ЕЛЬН-), -АН- (-ЯН-).
Образование притяжательных прилагательных с суффиксами –ИЙ-, -Й-.
III этап. Закрепление
в речи различных
Цель.
Закрепление раннее
сформированных
рассматривание предметов,
рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием,
дидактические игры и упражнения.
тренировочные упражнения
и тесты.
В результате проведенной коррекционной работы, по итогам итогового мониторинга увеличился объем активного словаря прилагательных, как по количеству, так и по качественным показателям, т.е. по распределению прилагательных по группам. Дети стали употреблять больше прилагательных. Значительно увеличилось употребление прилагательных всех групп. Учащиеся первого класса с ОНР, обучающиеся на логопункте составляли описательные рассказы в пределах нормы по различным лексическим темам. Успешно использовали полученные навыки при самостоятельном составлении описательно-повествовательных рассказов и самостоятельном рассказывании по серии картин, одной картине и по воображению.
Литература.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. – Екатеринбург,2005.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – С.- Пб., 1999.
Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова . – 2-е изд., испр. – М.: М.: Издательство Гном и Д, 2007. – 128 с.
Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М,, 1996.
Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов. – М., 1999.
Желаем успехов!
Информация о работе Проблема развития словаря прилагательных у младших школьников с ОНР