Проблемы ИКТ в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 16:09, реферат

Описание

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий
и масштабный процесс информатизации общества являются ведущими
факторами, обусловливающими потребность и необходимость изменений в
сфере образования.
На сегодняшний день Российская система образования претерпевает
реформирование, направленное не только на процесс информатизации
отечественной системы, но и на вхождение в мировое информационно-
образовательное пространство.

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 31.33 Кб (Скачать документ)

РЕФЕРАТ

ПО  ТЕМЕ: «ПРОБЛЕМЫ ИКТ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ».

 
 

 
 
 

                                                                                        
 
 

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий

и масштабный процесс  информатизации общества являются ведущими

факторами, обусловливающими потребность и необходимость  изменений в

сфере образования.

На сегодняшний  день Российская система образования  претерпевает

реформирование, направленное не только на процесс  информатизации

отечественной системы, но и на вхождение в мировое информационно-

образовательное пространство.

Поиском и анализом оптимальных путей и способов внедрения

информационных  и коммуникационных технологий (ИКТ) в педагогическую

науку и сферу  образования занимаются как ученые: психологи, педагоги,

методисты, специалисты  в области информатики и вычислительной техники,

так и практико-ориентированные  работники системы образования  (Б.С.

Гершунский, В.Г. Житомирский, Ю.А. Кузнецов, М.П. Лапчик, Г.В. Рубина,

Ю.А. Первин и  др.).

Вопросу изучения психолого-педагогических основ использования  ИКТ в

учебном процессе посвящено не меньшее количество исследований (Р.Вильямс, К.Клейман, С.Пейперт, В.В. Давыдов, В.В. Рубцов, Т.В. Минькович, И.В. Левченко, Г.Л. Луканин, И.В. Роберт и др.).

В то же время  теоретико-методологический анализ современных

исследований  показал, что проблеме включения  компьютерных технологий в

процесс обучения, а также разработке средств информатизации и

коммуникации  образовательного назначения, особенно в начальной школе, не уделяется  должного внимания. Стоит отметить, что именно начальное

образование является базовым для всего последующего обучения

применительно ко всем образовательным областям. В начальной школе

закладываются основы обобщенного и целостного представления о мире,

человеке, его  творческой деятельности, которые развиваются  и дифференцируются на дальнейших ступенях обучения.

Глубокие изменения  психологических особенностей младших  школьников

свидетельствуют о широких возможностях развития детей на данном

возрастном  этапе. В этот период на качественно  новом уровне происходит

реализация  потенциала развития младшего школьника  как активного субъекта, осуществляющего  познание окружающего мира и собственной  личности, формирующего собственный  опыт действий в этом мире.

Следует помнить, что младший школьный возраст  является

благоприятным для формирования мотивационного компонента учебной

деятельности, развития познавательных интересов  и потребностей, раскрытия индивидуальных особенностей и личностных способностей, освоения продуктивных приемов и  навыков учения, становления адекватной самооценки, критичности в отношении  себя и окружающих, а также развития навыков самоконтроля, самоорганизации  и саморегуляции.

Указанные особенности  позволяют сделать заключение о  том, что

информационно-коммуникационные технологии должны стать не

дополнительным  средством в обучении, а неотъемлемой частью целостного

образовательного  процесса, значительно повышающими  его эффективность и

максимально способствующими  всестороннему развитию интеллектуальной,

эмоциональной и личностной сфер детей младшего школьного возраста.

Таким образом, компьютер в обучении младших  школьников должен

выступать не столько  объектом изучения, т.е. инструментом для  формирования компьютерной грамотности  учащихся, сколько средством обучения, влияющим на развитие и воспитание учащихся.

В связи с  этим, следует остановиться на положительных основах

использования информационных и  коммуникационных технологий в

работе  с учащимися начальных  классов:

- применение  средств ИКТ при изложении  учебного материала

способствует  его лучшему усвоению, в связи  с тем, что уроки становятся более  увлекательными, улучшается их наглядность. Это наиболее полезно на уроках литературного  чтения и окружающего мира;

- компьютеризированные  средства позволяют педагогу  сформировать

целостное восприятие и стойкое запоминание изучаемого материала, опираясь на принцип: слышу, вижу, пишу, запоминаю;

- средства информационно-коммуникационных  технологий при их

использовании на уроках позволяют поддерживать внимание учащихся в

течение длительного  периода времени, что является немаловажным при

изложении трудного для восприятия и требующего глубокого  осмысления

материала;

- демонстрация  на экране наглядной информации, использование для

иллюстрации видеоизображений, анимационных роликов с аудио

сопровождением  также повышают эффективность обучения за счет облегчения процесса восприятия, повышения интереса к учебной  деятельности;

- внедрение  средств информационно-коммуникационных  технологий в

процесс обучения и воспитания младших школьников позволяет совершенствовать формы организации и методы обучения, способствует

формированию  гармоничной личности в условиях современного

информационного общества;

- применение  педагогических технологий, основанных  на средствах

информатизации  и коммуникации, а также использование  программных

комплексов  нового поколения будут способствовать развитию

интеллектуальных  и творческих способностей учащихся, активизации

самостоятельной работы и инициативности;

- широкий спектр  дидактических возможностей информационных  и

коммуникационных  технологий несомненно способствует формированию

мировоззрения личности младшего школьника, а возможность  ведения

интерактивных диалогов – формированию навыков социальной деятельности и взаимодействия;

- знакомство  детей с технологиями информатизации  и коммуникации,

компьютером и  различными периферийными устройствами позволяет

приобщить учащихся к современным методам получения, обработки, хранения и передачи информации.

- использование  виртуальности средств ИКТ предоставляет  возможность

демонстрации  учащимся смоделированных процессов или событий, которые не могут быть представлены реально. Применительно к начальной школе это

является полезным при изучении окружающего мира (моделирование

солнечных и  лунных затмений, природных стихий и др.);

- информационно-коммуникационных  технологии дают возможность

использования электронных (компьютеризированных) материалов, как в

классной учебной  деятельности, так и в домашних условиях;

 - совместная с педагогом, а в дальнейшем – самостоятельная проектная

деятельность  с применением средств ИКТ  оказывает положительное влияние  на повышение эффективности и  качества процесса обучения;

- средства информатизации  и коммуникации способствуют  организации

эффективного  информационного взаимодействия педагогов, школьников и

родителей (использование  ИКТ в публичных отчетах, на родительских

собраниях, управляющих  советах школы, введение электронного дневника,

позволяющего  родителям, не имеющим возможности  частого посещения

образовательного  учреждения, контролировать успехи ребенка, своевременно получать информацию о  проблемах и трудностях детей, рекомендации педагога для дополнительных занятий  дома).

Прежде чем  обратиться к описанию основных проблем  информатизации

начальной школы, трудностей внедрения информационно-коммуникационных технологий и недостатков компьютеризированных средств обучения и воспитания, приведем определение средств информатизации и коммуникации (по И.В. Роберт):

Средства  информатизации и  коммуникации образовательного назначения

– средства информационных и коммуникационных технологий, используемые

вместе с  учебно-методическими, нормативно-техническими и организационно-

инструктивными  материалами, обеспечивающими реализацию оптимальной

технологии  их педагогического использования.

Основные  недостатки и трудности  внедрения информационно-

коммуникационных  технологий в начальную  школу:

одна из основных проблем – низкая материальная оснащенность

кабинетов начальных  классов современной техникой. В  связи с большой

загруженностью  школьных кабинетов информатики  ученики начальной школы посещают его эпизодически, в основном для  прохождения тестовых заданий по изучаемым предметам. Это противоречит дидактическому требованию систематичности  и последовательности в использовании  средств ИКТ;

несоответствие предлагаемых разработчиками компьютерных программ и

игр, ориентированных  на младший школьный возраст, дидактическим  целям

обучения, их противоречие требованиям рационального решения

образовательных задач;

к сожалению, количественные характеристики существующих средств

информатизации  и коммуникации для начальной  школы пока не переходят в

новое качество увеличения педагогической эффективности  создаваемых

систем. Часто  новые курсы, программно-методические комплексы не

учитывают опыта  предшествующих версий, либо повторяют  их ошибки;

существенным недостатком большинства создаваемых программных

продуктов и  систем - является слабая педагогическая преемственность и

методическая  системность;

сложности в управлении, несоответствие целям и задачам начального

обучения, отсутствие четкой предметной ориентированности, несоответствие

содержанию  и логике изучаемого материала, большинства  из существующих

программно-методических (компьютеризированных) комплексов понижают

интерес педагогов  к их применению;

отсутствие единой информационно-образовательной среды в сети

Интернет не позволяет педагогам осуществлять информационное

взаимодействие  с целью обмена опытом и формирования общедоступной

программно-методической базы информатизации начальной школы.

Информация о работе Проблемы ИКТ в начальной школе