Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 16:09, реферат
Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий
и масштабный процесс информатизации общества являются ведущими
факторами, обусловливающими потребность и необходимость изменений в
сфере образования.
На сегодняшний день Российская система образования претерпевает
реформирование, направленное не только на процесс информатизации
отечественной системы, но и на вхождение в мировое информационно-
образовательное пространство.
Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий
и масштабный процесс информатизации общества являются ведущими
факторами, обусловливающими потребность и необходимость изменений в
сфере образования.
На сегодняшний день Российская система образования претерпевает
реформирование, направленное не только на процесс информатизации
отечественной системы, но и на вхождение в мировое информационно-
образовательное пространство.
Поиском и анализом оптимальных путей и способов внедрения
информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в педагогическую
науку и сферу образования занимаются как ученые: психологи, педагоги,
методисты, специалисты
в области информатики и
так и практико-ориентированные работники системы образования (Б.С.
Гершунский, В.Г. Житомирский, Ю.А. Кузнецов, М.П. Лапчик, Г.В. Рубина,
Ю.А. Первин и др.).
Вопросу изучения психолого-педагогических основ использования ИКТ в
учебном процессе посвящено не меньшее количество исследований (Р.Вильямс, К.Клейман, С.Пейперт, В.В. Давыдов, В.В. Рубцов, Т.В. Минькович, И.В. Левченко, Г.Л. Луканин, И.В. Роберт и др.).
В то же время теоретико-методологический анализ современных
исследований показал, что проблеме включения компьютерных технологий в
процесс обучения, а также разработке средств информатизации и
коммуникации образовательного назначения, особенно в начальной школе, не уделяется должного внимания. Стоит отметить, что именно начальное
образование является базовым для всего последующего обучения
применительно ко всем образовательным областям. В начальной школе
закладываются основы обобщенного и целостного представления о мире,
человеке, его творческой деятельности, которые развиваются и дифференцируются на дальнейших ступенях обучения.
Глубокие изменения психологических особенностей младших школьников
свидетельствуют о широких возможностях развития детей на данном
возрастном этапе. В этот период на качественно новом уровне происходит
реализация потенциала развития младшего школьника как активного субъекта, осуществляющего познание окружающего мира и собственной личности, формирующего собственный опыт действий в этом мире.
Следует помнить, что младший школьный возраст является
благоприятным для формирования мотивационного компонента учебной
деятельности, развития познавательных интересов и потребностей, раскрытия индивидуальных особенностей и личностных способностей, освоения продуктивных приемов и навыков учения, становления адекватной самооценки, критичности в отношении себя и окружающих, а также развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции.
Указанные особенности позволяют сделать заключение о том, что
информационно-коммуникационные технологии должны стать не
дополнительным средством в обучении, а неотъемлемой частью целостного
образовательного процесса, значительно повышающими его эффективность и
максимально способствующими всестороннему развитию интеллектуальной,
эмоциональной и личностной сфер детей младшего школьного возраста.
Таким образом, компьютер в обучении младших школьников должен
выступать не столько объектом изучения, т.е. инструментом для формирования компьютерной грамотности учащихся, сколько средством обучения, влияющим на развитие и воспитание учащихся.
В связи с этим, следует остановиться на положительных основах
использования информационных и коммуникационных технологий в
работе с учащимися начальных классов:
- применение средств ИКТ при изложении учебного материала
способствует его лучшему усвоению, в связи с тем, что уроки становятся более увлекательными, улучшается их наглядность. Это наиболее полезно на уроках литературного чтения и окружающего мира;
- компьютеризированные средства позволяют педагогу сформировать
целостное восприятие
и стойкое запоминание
- средства информационно-
использовании на уроках позволяют поддерживать внимание учащихся в
течение длительного периода времени, что является немаловажным при
изложении трудного для восприятия и требующего глубокого осмысления
материала;
- демонстрация
на экране наглядной
иллюстрации видеоизображений, анимационных роликов с аудио
сопровождением также повышают эффективность обучения за счет облегчения процесса восприятия, повышения интереса к учебной деятельности;
- внедрение
средств информационно-
процесс обучения и воспитания младших школьников позволяет совершенствовать формы организации и методы обучения, способствует
формированию гармоничной личности в условиях современного
информационного общества;
- применение педагогических технологий, основанных на средствах
информатизации и коммуникации, а также использование программных
комплексов нового поколения будут способствовать развитию
интеллектуальных и творческих способностей учащихся, активизации
самостоятельной работы и инициативности;
- широкий спектр
дидактических возможностей
коммуникационных технологий несомненно способствует формированию
мировоззрения личности младшего школьника, а возможность ведения
интерактивных диалогов – формированию навыков социальной деятельности и взаимодействия;
- знакомство
детей с технологиями
компьютером и различными периферийными устройствами позволяет
приобщить учащихся к современным методам получения, обработки, хранения и передачи информации.
- использование
виртуальности средств ИКТ
демонстрации учащимся смоделированных процессов или событий, которые не могут быть представлены реально. Применительно к начальной школе это
является полезным при изучении окружающего мира (моделирование
солнечных и лунных затмений, природных стихий и др.);
- информационно-
использования электронных (компьютеризированных) материалов, как в
классной учебной деятельности, так и в домашних условиях;
- совместная с педагогом, а в дальнейшем – самостоятельная проектная
деятельность
с применением средств ИКТ
оказывает положительное
- средства информатизации и коммуникации способствуют организации
эффективного информационного взаимодействия педагогов, школьников и
родителей (использование ИКТ в публичных отчетах, на родительских
собраниях, управляющих советах школы, введение электронного дневника,
позволяющего родителям, не имеющим возможности частого посещения
образовательного учреждения, контролировать успехи ребенка, своевременно получать информацию о проблемах и трудностях детей, рекомендации педагога для дополнительных занятий дома).
Прежде чем обратиться к описанию основных проблем информатизации
начальной школы,
трудностей внедрения информационно-
Средства информатизации и коммуникации образовательного назначения
– средства информационных и коммуникационных технологий, используемые
вместе с учебно-методическими, нормативно-техническими и организационно-
инструктивными материалами, обеспечивающими реализацию оптимальной
технологии их педагогического использования.
Основные недостатки и трудности внедрения информационно-
коммуникационных технологий в начальную школу:
•одна из основных проблем – низкая материальная оснащенность
кабинетов начальных классов современной техникой. В связи с большой
загруженностью
школьных кабинетов информатики
ученики начальной школы
•несоответствие предлагаемых разработчиками компьютерных программ и
игр, ориентированных на младший школьный возраст, дидактическим целям
обучения, их противоречие
требованиям рационального
образовательных задач;
•к сожалению, количественные характеристики существующих средств
информатизации и коммуникации для начальной школы пока не переходят в
новое качество увеличения педагогической эффективности создаваемых
систем. Часто новые курсы, программно-методические комплексы не
учитывают опыта предшествующих версий, либо повторяют их ошибки;
•существенным недостатком большинства создаваемых программных
продуктов и систем - является слабая педагогическая преемственность и
методическая системность;
• сложности в управлении, несоответствие целям и задачам начального
обучения, отсутствие четкой предметной ориентированности, несоответствие
содержанию и логике изучаемого материала, большинства из существующих
программно-методических (компьютеризированных) комплексов понижают
интерес педагогов к их применению;
•отсутствие единой информационно-образовательной среды в сети
Интернет не
позволяет педагогам
взаимодействие с целью обмена опытом и формирования общедоступной
программно-методической базы информатизации начальной школы.