Проблемы ИКТ в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 16:09, реферат

Описание

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий
и масштабный процесс информатизации общества являются ведущими
факторами, обусловливающими потребность и необходимость изменений в
сфере образования.
На сегодняшний день Российская система образования претерпевает
реформирование, направленное не только на процесс информатизации
отечественной системы, но и на вхождение в мировое информационно-
образовательное пространство.

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 31.33 Кб (Скачать документ)

Педагогические  трудности и проблемы внедрения ИКТ  в обучение и

воспитание  младших школьников:

- одной из  основных ошибок педагогов является  непонимание сущности

понятия «средства информационно-коммуникационных технологий». Как показывает практика, многие учителя ошибочно полагают, что использование ИКТ заключается исключительно в пользовании текстовыми редакторами (Microsoft Office Word) для печатания различной документации (учебных программ, тематического и поурочного планирования, отчетов, заданий и т.д.). В связи с этим, считаем необходимым привести определение ИКТ (по И.В.Роберт), которое, на наш взгляд, наиболее полно раскрывает сущность данного понятия:

Средства  информационно-коммуникационных технологий – программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства,

функционирующие на базе средств микропроцессорной  вычислительной

техники, а также  современных средств и систем транслирования информации, информационного  обмена, обеспечивающие операции по сбору, накоплению, обработке, хранению, продуцированию, передаче, использованию информации, возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том  числе и глобальных).

- незнание педагогами  санитарных норм и правил использования

компьютерной  техники в работе с учащимися  начальных классов, а также

сложности в  распределении нагрузки, в том  числе зрительной. Это часто

приводит к  нарушению требований использования  здоровье сберегающего и

охранительного  режимов работы с данной категорией учащихся;

- зачастую информационно-коммуникационные  технологии используются

на уроках изолированно, вместо их организованного включения  в целостный

процесс обучения;

- имеет место  несоблюдение требований этапности  и усложнения

дидактических задач в используемом средстве ИКТ, неумение педагогов

проводить анализ целей, содержания и логики применения информационных и коммуникационных технологий в обучении младших школьников.

Таким образом, можно сказать, что все озвученные выше педагогические

недостатки  и трудности объединяются в одну масштабную проблему – низкий уровень  ИКТ-компетентности педагогов.

ИКТ-компетентность – совокупность знаний, умений и опыта,

основанных  на психологической и организационной  готовности педагога,

позволяющих создавать  собственные и использовать разработанные  средства

информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными  методами обучения, учитывая возрастные и индивидуальные особенности учащихся, дидактические требования к средствам  ИКТ, санитарные нормы и правила.

Но, прежде чем  сформировать у педагогов умения и навыки использования

ИКТ, следует  обратить внимание на их готовность к  выработке данной

компетенции, которая, на наш взгляд, заключается в следующем:

Общая психолого-педагогическая готовность (владение разнообразными

педагогическими технологиями, приемами и методами учебно-воспитательной работы с младшими школьниками; осведомленность о  постоянно развивающихся методах  преподавания; педагогическая просвещенность, компетентность в способах педагогического  оценивания, умение определять эмоциональную  атмосферу детского коллектива, выявлять проблемы и потребности детей, выбирать оптимальный стиль общения и  преподавания, проявлять интерес  к внутреннему миру учащихся и  др.).

Личностная психолого-педагогическая готовность: эмоциональная

устойчивость, позитивная направленность на педагогическую деятельность,

осознание и  принятие положения о неотъемлемой роли ИКТ в современном

образовании, желание  повысить профессиональную компетентность в области информационных технологий; творческая активность, наличие идей

воплощения  собственных педагогических разработок в мультимедийных

проектах и компьютеризированных средствах обучения.

Организационная готовность: понимание широких возможностей

использования ИКТ не только в учебно-воспитательном процессе, но и в работе с родителями (консультативной и просветительской), методической работе (участии в методических объединениях, семинарских выступлениях,

конференциях  и мастер-классах)

Таким образом, для совершенствования системы  образования на основе

возможностей  современных информационно-коммуникационных технологий, в первую очередь, необходимы подготовка и повышение квалификации педагогов, которые позволят учителям начальных классов использовать весь спектр возможностей ИКТ в работе с младшими школьниками.

Выводы:

1. Формирование  ИКТ-компетентности педагогов начальных  классов

во всем многообразии составляющих ее умений и навыков, влекущее активное использование средств  информатизации и коммуникации в  обучении, воспитании и развитии младших  школьников, будет способствовать активизации  деятельности учащихся, повышению познавательного  интереса, мотивационного компонента учебной деятельности, и, следовательно, достижению педагогических целей и  повышению эффективности обучения.

2. Владея навыками  использования средств информационных  и

коммуникационных  технологий педагог будет способен применять их для

педагогической  диагностики и отражения ее результатов, педагогического

целеполагания, планирования и прогнозирования, практического

осуществления намеченного плана, а также анализа  результатов выполненной работы.

3. Грамотное  использование средств ИКТ в  образовательном процессе

будет способно не только удовлетворить потребности  детей, но и

заинтересовать  младших школьников изучаемыми предметами, расположить их к самостоятельному приобретению знаний и их углублению.

4. Систематическое  использование средств информатизации  и

коммуникации, расширяющих и дополняющих традиционные методы и приемы обучения в сочетании  с педагогическими инновациями, значительно повысит эффективность  обучения, воспитания и развития младших  школьников, при этом позволит не только увеличить скорость, объём и качество передачи информации учащимся и повысить уровень ее понимания, но и будет  способствовать развитию широкого спектра  важных качеств личности ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

1. Информационные  и коммуникационные технологии  в образовании/

И.В.Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова; под ред. И.В.

Роберт. – М.: Дрофа, 2008 – 312с.

Информация о работе Проблемы ИКТ в начальной школе