Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 16:09, реферат
Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий
и масштабный процесс информатизации общества являются ведущими
факторами, обусловливающими потребность и необходимость изменений в
сфере образования.
На сегодняшний день Российская система образования претерпевает
реформирование, направленное не только на процесс информатизации
отечественной системы, но и на вхождение в мировое информационно-
образовательное пространство.
Педагогические трудности и проблемы внедрения ИКТ в обучение и
воспитание младших школьников:
- одной из
основных ошибок педагогов
понятия «средства информационно-коммуникационных технологий». Как показывает практика, многие учителя ошибочно полагают, что использование ИКТ заключается исключительно в пользовании текстовыми редакторами (Microsoft Office Word) для печатания различной документации (учебных программ, тематического и поурочного планирования, отчетов, заданий и т.д.). В связи с этим, считаем необходимым привести определение ИКТ (по И.В.Роберт), которое, на наш взгляд, наиболее полно раскрывает сущность данного понятия:
Средства информационно-коммуникационных технологий – программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства,
функционирующие на базе средств микропроцессорной вычислительной
техники, а также
современных средств и систем
транслирования информации, информационного
обмена, обеспечивающие операции по сбору,
накоплению, обработке, хранению, продуцированию,
передаче, использованию информации,
возможность доступа к
- незнание педагогами
санитарных норм и правил
компьютерной техники в работе с учащимися начальных классов, а также
сложности в распределении нагрузки, в том числе зрительной. Это часто
приводит к нарушению требований использования здоровье сберегающего и
охранительного режимов работы с данной категорией учащихся;
- зачастую информационно-
на уроках изолированно, вместо их организованного включения в целостный
процесс обучения;
- имеет место
несоблюдение требований
дидактических задач в используемом средстве ИКТ, неумение педагогов
проводить анализ целей, содержания и логики применения информационных и коммуникационных технологий в обучении младших школьников.
Таким образом, можно сказать, что все озвученные выше педагогические
недостатки и трудности объединяются в одну масштабную проблему – низкий уровень ИКТ-компетентности педагогов.
ИКТ-компетентность – совокупность знаний, умений и опыта,
основанных
на психологической и
позволяющих создавать собственные и использовать разработанные средства
информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами обучения, учитывая возрастные и индивидуальные особенности учащихся, дидактические требования к средствам ИКТ, санитарные нормы и правила.
Но, прежде чем сформировать у педагогов умения и навыки использования
ИКТ, следует обратить внимание на их готовность к выработке данной
компетенции, которая, на наш взгляд, заключается в следующем:
•Общая психолого-педагогическая готовность (владение разнообразными
педагогическими
технологиями, приемами и методами
учебно-воспитательной работы с младшими
школьниками; осведомленность о
постоянно развивающихся
•Личностная психолого-педагогическая готовность: эмоциональная
устойчивость, позитивная направленность на педагогическую деятельность,
осознание и принятие положения о неотъемлемой роли ИКТ в современном
образовании, желание повысить профессиональную компетентность в области информационных технологий; творческая активность, наличие идей
воплощения собственных педагогических разработок в мультимедийных
проектах и компьютеризированных средствах обучения.
•Организационная готовность: понимание широких возможностей
использования
ИКТ не только в учебно-воспитательном
процессе, но и в работе с родителями
(консультативной и
конференциях и мастер-классах)
Таким образом, для совершенствования системы образования на основе
возможностей
современных информационно-
Выводы:
1. Формирование
ИКТ-компетентности педагогов
во всем многообразии
составляющих ее умений и навыков, влекущее
активное использование средств
информатизации и коммуникации в
обучении, воспитании и развитии младших
школьников, будет способствовать активизации
деятельности учащихся, повышению познавательного
интереса, мотивационного компонента
учебной деятельности, и, следовательно,
достижению педагогических целей и
повышению эффективности
2. Владея навыками
использования средств
коммуникационных технологий педагог будет способен применять их для
педагогической диагностики и отражения ее результатов, педагогического
целеполагания, планирования и прогнозирования, практического
осуществления
намеченного плана, а также анализа
результатов выполненной
3. Грамотное использование средств ИКТ в образовательном процессе
будет способно не только удовлетворить потребности детей, но и
заинтересовать младших школьников изучаемыми предметами, расположить их к самостоятельному приобретению знаний и их углублению.
4. Систематическое
использование средств
коммуникации,
расширяющих и дополняющих
Список
литературы:
1. Информационные и коммуникационные технологии в образовании/
И.В.Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова; под ред. И.В.
Роберт. – М.: Дрофа, 2008 – 312с.