Проблемы исследования интонационной стороны речи в работах Тонковой-Ямпольской Н.В.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 18:50, реферат

Описание

Изучением интонации в разное время и в разных аспектах занимались актёры, режиссёры, лингвисты и методисты, описавшие ряд частных и общих особенностей интонации и взаимосвязи её компонентов.

Работа состоит из  1 файл

танкова- ямпольская Р.В..doc

— 69.50 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

     Изучением интонации в разное  время и в разных аспектах  занимались актёры, режиссёры, лингвисты  и методисты, описавшие ряд  частных и общих особенностей  интонации и взаимосвязи её  компонентов. 

      За последние годы существенно  увеличилось число специальных исследований, посвященных русской интонации, получены новые теоретически и лингвистически перспективные результаты. Тем не менее работы отечественных и зарубежных авторов показывает, что проблема интонации остаётся актуальной и представляет несомненный лингвистический и литературоведческий интерес как в теоретическом так и в практическом отношении. Между тем, хотя лингвисты неоднократно говорили о необходимости описания законов языка и речи, а, следовательно, и законов русской интонации, законы эти до сих пор описаны не в полной мере.

    Правильное формирование речи  — непременное условие нормального  психического развития ребенка.  Если задать родителям вопрос: «Чем малыш больше всего порадовал  вас в конце первого года  жизни?», то получим почти один ответ: «Первым словом». Действительно, первое осмысленное слово, произнесенное ребенком, свидетельствует о качественном скачке в его развитии. Общение при помощи речи никому из живых существ, кроме человека, не свойственно, способность к речи неразрывно связана с человеческим мышлением. 
 

2

Проблемы  исследования интонационной  стороны речи в  работах Тонковой-Ямпольской Н.В. 

     Исследования  Тонковой-Ямпольской Р. В. показывают, что уже в крике новорожденного имеется первичная интонационная структура. Изначальными интонационными характеристиками плача ребенка являются интонации обиды, недовольства, которые совпадают с данными интонации у взрослых. Другие виды интонационной выразительности речевых сигналов формируются на основе этой первичной интонации. На втором месяце жизни появляется индифферентная интонация, которую по структуре можно было бы сравнить с интонацией повествования, увещевания (упрека), угрозы (требовательности) у взрослого. Такой качественный переход в интонационной структуре плача свидетельствует о том, что на втором месяце жизни ребенка начинается процесс превращения плача как биологического явления - средства приспособления к воздействиям внешней и внутренней среды, в социальное, т. е. средство обращения к взрослым. При этом взрослый способствует развитию корковой активности мозга ребенка, стимулируя дальнейшее развитие специфических речевых связей. 
Тонкова-Ямпольская Р. В. пишет, что «первичная интонационная структура после соответствующего реагирования взрослого на крик приобретает коммуникативное значение в виде так называемой интонации недовольства, уже не изменяющейся в течение всей последующей жизни. Интонации недовольства, обиды остаются и у взрослого в основном идентичными первичному интонационному рисунку крика новорожденного... Для объяснения того, как из первичного интонационного рисунка возникают другие виды интонаций, надо исходить из тех форм речевой коммуникации, которые взрослый использует в своем общении с ребенком в самый ранний период его жизни». Таким образом, убеждаемся, что процесс

3

формированияинтонационной структуры плача осуществляется механизмомфизиологически унаследованной системы связей с окружающей действительностью. Уже на первых месяцах жизни ребенок  обладает способностью слышать собственный  крик, возникающий в том же диапазоне частот, что и звуки человеческой речи, и дифференцировать его на крик, с одной стороны, удовольствия, а с другой — дискомфорта. При крике возникают те же нервные импульсы в органе слуха, как и при восприятии речи, а по специфическому пути эти импульсы достигают речеслуховых и речедвигательных зон коры и отсюда передаются на органы артикуляции. Более того, как отмечает ряд авторов, уже в первые месяцы жизни дети начинают среди звуковых раздражителей выделять и фиксировать речевые воздействия окружающих взрослых. Ребенок ориентируется на фонемный, интонационный, ритмико-структурный и тембровый состав речи взрослого. Поэтому структура детского плача должна обладать определенными параметрами, анализ которых дает возможность установить адекватное взаимодействие в системе «ребенок — взрослый». 
 
Подводя итог обзору научных данных по проблеме детского плача, можно утверждать, что плач, рассматриваемый на психофизиологическом уровне, интерпретируется, с одной стороны, как негативная реакция и, с другой — как предречевая активность ребенка. В первом случае плач несет экспрессивную функцию, благодаря которой ребенок выражает свое эмоциональное состояние, используя голосовые проявления, мимику, пантомимику. Во втором случае интонационная структура плача несет коммуникативную функцию, посредством которой ребенок передает матери информацию о своих потребностях и выражает свое отношение к ее действиям. Плач становится социально детерминированным. В то же время

4

он  выполняет функцию интерактивную, так как между матерью и ребенкомсовершается процесс взаимодействия, направленный на опредмечивание его нужд и на устранение причин, вызывающих 
беспокойство ребенка. Таким образом, при интерпретации детского плача необходимо учитывать три основных фактора: экспрессивный, коммуникативный и интерактивный. Рассматриваемые в совокупности, они позволяют судить о «плачевых формах» поведения как о показателе психического развития ребенка. Это значит, что, как и все психические функции, плач ребенка претерпевает качественные изменения в зависимости от возрастных особенностей и закономерностей его психического развития. 
В исследовании  Тонковой-Ямпольской Р. В. показано наличие определенной интонационной структуры крика ребенка в первый месяц жизни, сходной по своему акустическому составу с интонацией недовольства взрослого. С помощью акустического анализа выявлена синхронность в изменениях частоты и силы голосовой реакции новорожденного и интонации взрослого, выраженных в подъеме и последующем спаде кривых этих двух параметров звука. На 2-м мес. жизни различаются звуки недовольства и спокойного гуления (повествовательная интонация). С 3-го мес. у ребенка появляются звуки радости и смеха, с 6-го — интонация радости дифференцируется, возникает радость с восклицанием и более спокойные звуки. С 7 мес. выделяется интонация, сходная по своей структуре с эмоциональной просьбой, и выразительное спокойное гуление, похожее на интонацию утверждения взрослого. С 10 мес. выявляется настойчивая интонация, близкая к убеждению и настойчивому повелению у взрослого. И, наконец, на 2-м году жизни добавляется интонация вопроса. В результате  Тонкова-Ямпольская Р. В. приходит к выводу о том, что «несмотря на потенциальную возможность артикулировать фонемы, речевое развитие ребенка в первом

5

полугодии жизни проявляется в первую очередь  в интонационном структурировании, которое остается доминирующим по значению до конца первого года».Различные  виды интонационной выразительности  звуков ребенка, как отмечает  Тонкова-Ямпольская Р. В., не идентичны подобным тонемам взрослых, но в значительной мере сходны с ними. Это объясняется тем, что процесс становления интонации наряду с совершенствованием звукопроизношения у ребенка осуществляется в общении со взрослыми, использующими в речевой коммуникации различные виды интонации (спокойные, радостные и т. п.), которые затем отражаются и закрепляются в голосовых реакциях младенца. Генетически первичным образованием, следовательно, является интонационная структура речи, что подтверждается клиническими исследованиями, выполненными В. И. Деглиным.

Социальное  развитие в младенческом возрасте выступает  в двух аспектах: общем и конкретном. Общий аспект выражается в том, что  с момента рождения у ребенка  существует предрасположенность к  социальному развитию, к усвоению многообразных воздействий среды, в том числе и социального окружения. Незавершенность нервной организации в фазе новорожденности создает общую готовность к последующему развитию в его высших интегрированных формах. В этом смысле младенческий период представляет собой существенный этап для последующей социализации человека. В это время в первичном виде складываются основные естественные формы психической деятельности, предпосылки социального развития психики. Естественный путь своего развития психические функции проходят в социальных условиях, в процессе общения со взрослыми.

Конкретные  проявления социализации в младенческом возрасте выражены в формировании генетически  ранней формы доречевого общения  и

6

возникновении на этой основе вербальной коммуникации, действий спредметами на базе неспецифической моторной активности ребенка. «Широкие психические возможности новорожденного и младенца необходимы ему для жизненно важного для него налаживания контакта со взрослым, опосредующим его отношения с остальным миром. Именно поэтому младенец, поражающий наблюдателя крайней беспомощностью и видимой неприспособленностью во всем, что касается сферы самостоятельного удовлетворения своих нужд, оказывается удивительно хорошо вооруженным в другой сфере — в сфере взаимоотношений со взрослыми, а также в некоторых областях доступной ему практической деятельности (например, поведение в ситуации кормления)».

Необходимость связи со взрослыми приводит к  появлению разнообразных неречевых  видов общения в виде голосовых, двигательных и мимических реакций. Разнообразные контакты со взрослыми условно можно разделить на две группы: реактивную и активную. Ребенок реагирует на воздействие взрослого, выступая в качестве объекта общения (реактивная форма). При активной форме общения ребенок начинает воздействовать на взрослого, являясь субъектом общения. К реактивной форме относятся подражательные движения ребенка, возникающие в первом полугодии. Ребенок в это время может подражать движениям рта, рук, вокализациям. Среди разнообразных воздействий взрослых именно речевые стимулы, по данным М. И. Лисиной, вызывают у ребенка особенно интенсивные эмоциональные реакции, наблюдаемые уже в полтора месяца жизни. Чувствительность младенца к речевым раздражителям оказывается более высокой по сравнению с тактильно-кинестетическими, эмоциональными воздействиями (прикосновение, улыбка). Подтверждением этого является исследование Д. Б.

7

 Годовиковой,  где было показано, что звуки  голоса оказывают более сильное  воздействие на ребенка, чем  звуки музыкального инструмента той же частоты и интенсивности. Максимальную реактивность вызывает самый сложный речевой раздражитель — фраза, сказанная с интонацией, затем по силе воздействия идут мелодия без слов и звук (тон «соль»), пропеваемые голосом. Реагирование ребенка на звуковые раздражители выражается главным образом в поисковой, ориентировочной реакции при затормаживании общедвигательной активности.

По мнению А.Н. Гвоздева, Р.В. Тонковой-Ямпольской приблизительно к 1г. 9 м. появляются разновидности восклицательной интонации, после 1г. 11 м. – вопросительные, начинает усваиваться фразовое ударение. К 2 годам дети владеют основным набором типовых интонем (вопросительная, восклицательная, утвердительная) (А.Н. Корнев), приблизительно в 2 г. 6 м. они максимально, иногда утрированно, используются в спонтанной речи.

На третьем  году речь становится более эмоциональна и выразительна, проявляется личностный компонент интонационной окраски высказываний. Коммуникативный мотив и ситуация, преломляясь через определенную личностную позицию и эмоциональное отношение, вызывают заметные индивидуальные вариации интонационной выразительности. При восприятии речи дети данного возраста реагируют на логическое ударение, поэтому часто воспроизводят не все высказывание, а только акцентированное слово.

Возраст четырех лет признается «рубежом в усвоении интонационной системы» в плане реализации, в пять лет  дети четко различают конец и начало предложения, интонационные возможности соответствуют интонации взрослого человека .

  8 

  Развитие речи

Правильное  формирование речи — непременное  условие нормального психического развития ребенка. Если задать родителям  вопрос: «Чем малыш больше всего порадовал вас в конце первого года жизни?», то получим почти один ответ: «Первым словом». Действительно, первое осмысленное слово, произнесенное ребенком, свидетельствует о качественном скачке в его развитии. Общение при помощи речи никому из живых существ, кроме человека, не свойственно, способность к речи неразрывно связана с человеческим мышлением.

Но речь — это не врожденное качество. Области  мозга, которые «отвечают» за речь, начинают активно работать лишь после  рождения, причем самая главная роль в их развитии принадлежит взрослому, постоянно общающемуся с маленьким человеком. Если речь малыша развивается своевременно и правильно, то к концу третьего года жизни он свободно разговаривает, правильно произносит все звуки, употребляет простые грамматические формы. Речевое развитие способствует и умственному: малыш более общителен, он сознательнее воспринимает окружающий его мир, быстрее понимает происходящие явления. Естественно, такому ребенку будет легче учиться в школе. 
Как могут родители помочь своему ребенку овладеть речью? Давайте понаблюдаем, каким образом дети первого года жизни выражают свои желания и заявляют о своих потребностях, пока они еще не произносят слов. Ну, конечно, криком. Хочется есть -кричит, хочется на руки — кричит, холодно — также кричит, мокро—опять крик. И мама ласково приговаривает: «Ну, не плачь, маленький...»

Это речевое  общение: маленький человек закричал, а взрослый ему ответил,

9

 сначала  словом, а потом конкретным действием.  Значит, взрослый понял, что хотел «сказать» ребенок.

Конечно, до настоящего разговора еще далеко, но ведь крик -это голосовая реакция, в которой участвуют те же органы, что и в образовании речи: голосовые  связки, язык, мышцы щек и губ, так называемые органы артикуляции. Крик малыша — единственный доступный ему (до определенного возраста) способ сообщения о своих потребностях и возможность упражнения органов артикуляции. Когда он кричит, то сообщает о своих потребностях голосом. Взрослый, удовлетворяя эти потребности, должен ответить ему не только действием, но и поговорить с ним. Так активизируется деятельность мозга малыша.

Информация о работе Проблемы исследования интонационной стороны речи в работах Тонковой-Ямпольской Н.В.