Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 18:50, реферат
Изучением интонации в разное время и в разных аспектах занимались актёры, режиссёры, лингвисты и методисты, описавшие ряд частных и общих особенностей интонации и взаимосвязи её компонентов.
Когда
происходит общение с ребенком, в
комнате должно быть тихо, радио
и телевизор выключены. В различных
звуках окружающего мира маленькому
человеку нужно научиться различать
звуки речи. Обязательно также, чтобы при
этом ребенок видел лицо взрослого, движение
губ, ведь он учится быть человеком, ему
надо усвоить, что те звуки, которые произносит
взрослый, совсем особые. При правильном
воспитании к 3 месяцам он начинает отличать
речь от других звуков, прислушивается
к разговорам, и можно увидеть, как у него
складываются губки при попытке подражать.
В это время у ребенка, кроме крика, развиваются
и более сложные голосовые реакции. Он
начинает произносить протяжно гласные
— гулит. Эти звуки свидетельствуют о
том, что малышу хорошо: он накормлен, выспался,
сухой.
Не следует оставлять гуление малыша без
ответа. Надо поддерживать общение, дать
ребенку время самому произнести звук,
а затем повторить его чисто и отчетливо.
Ребенок слышит свой голос и взрослого,
начинает более правильно произносить
звуки.
10
Все остальные действия с ребенком также следует сопровождать словами, особое внимание уделяя интонации спокойной, радостной или просящей. Тогда в возрасте от 3 до 5—6 месяцев ребенок долго, отчетливо и выразительно гулит.
Малыш растет, за гулением появляется лепет, т. е. к гласным звукам присоединяются согласные. Первые согласные в лепете возникают при смыкании губ — это «ма», «па», «та», «ба». Так же как и при гулении, надо вместе «лепетать» с ребенком, тогда он быстрее научится отчетливо произносить звуки.
Во втором полугодии первого года жизни малыш еще лучше овладевает интонацией и с помощью ее «сообщает», что ему нужно. Звуки могут быть одинаковые: «ма-ма» или «ба-ба», но произнесены с разной интонацией — то радостной, то спокойной, то выражающей недовольство. В этом возрасте интонационная сторона речи развивается наиболее активно, поэтому требуется еще большее внимание взрослого на собственные четкие, ясные интонации. Маленький человек должен слышать и связную речь, ведь ребенок, прежде чем заговорить, учится понимать взрослых. Обязательно связывать все обычные действия с ребенком со словами, которые относятся к этому действию. Например, при кормлении приговаривать: «Открой ротик, будем кушать кашку»; одевая малыша, следует объяснять: «Шапочку наденем, завяжем ленточки». Не надо в это время отвлекать его вниманием на разговоры с другими детьми, говорить слишком быстро; следует отчетливо произносить слова, чтобы ребенок связал действия и предметы с этими словами.
Очень хорошо показывать малышу предметы и называть их. «Вот часики»,—
11
говорит
взрослый. И маленький человек
поворачивает головку к
Почему первым у ребенка обычно бывает слово «мама»? Да ведь как раз это слово чаще всего произносится при разговоре с ребенком. Мама даст, мама возьмет на ручки, иди к маме... Слово «мама» ребенок слышит, мама все делает, поэтому образ и действия матери закрепляют это слово в пробуждающемся сознании ребенка, придают ему смысл.
К концу
года ребенок довольно много понимает
и говорит несколько
Ну, а как же с более сложными словами? Бывает по-разному. Чаще всего дети выделяют тот слог, который находится под ударением,— они его обычно более отчетливо слышат и вместо «молоко» говорят, например, одни — «мо», другие — «ко». Важно знать, что оба эти слога у начинающих говорить детей означают «молоко».
12
Чтобы малыш поскорее начал правильно произносить слова, никогда не надо
с
ним «сюсюкать»: Если он скажет
«мо», то следует ответить: «Сейчас будем
пить молоко». А если восхищаться его «детским»
произношением и укорачивать слово так
же, как ребенок, это замедляет процесс
формирования у ребенка правильного произношения.
И еще следует предупредить родителей:
не надо много говорить с ребенком перед
сном, когда он утомлен. Речевое общение
— это большая нагрузка для малыша. Поэтому
лучше всего учить его говорить, вызывать
ответные голосовые реакции, называть
и показывать ему предметы в утренние
часы, после сна, когда малыш сыт, активен,
в хорошем настроении. На втором году жизни
внимание к развитию речи ребенка не должно
ослабевать. В первом полугодии второго
года жизни наиболее бурно развивается
понимание речи и совершенствуется речевой
слух. Ребенок понимает обращенную к нему
связную речь, по слову выполняет простые
поручения, замечает, когда взрослый умышленно
«коверкает» слова, подделываясь под речь
ребенка. Во втором полугодии второго
года жизни происходит скачок в развитии
активной речи — в 1 год 6 месяцев малыш
пытается связать два слова в фразу («мама,
дай»), в 1 год 8 месяцев появляются формы
множественного числа, к 2 годам словарь
насчитывает до 300 слов. Имена существительные
составляют около 63%, глаголы —23%, другие
части речи —14%. Союзов нет. От 1 года 6 месяцев
до 2 лет проходит первый период вопросов:
что это?
На третьем году жизни отрабатывается
правильное произношение речевых звуков,
усваиваются первые грамматические формы,
появляются многословные фразы, придаточные
предложения. К концу третьего года жизни
употребляются соединительные союзы и
местоимения. Основное формирование речевой
системы заканчивается. Речь продолжает
13
совершенствоваться
на четвертом и пятом году
жизни, когда добавляются
Задержка
в речевом развитии ребенка может
возникнуть в первую очередь из-за
неправильных воспитательных воздействий
взрослых в течение подготовительного
периода (невнимание к слуховому сосредоточению
ребенка, интонационной выразительности
речи, недостаточное внимание к подражанию
речевым звукам взрослого, несвоевременная
выработка смысловых связей между словом
и предметом). На втором году жизни развитие
понимания речи может быть задержано из-за
недостаточного речевого общения с ребенком,
а активная речь может задержаться в формировании,
если взрослый не вызывает ребенка на
активный речевой контакт. Эти формы задержки,
связанные с так называемой педагогической
запущенностью, могут быть ликвидированы
с помощью целенаправленных мероприятий,
но надо получить своевременную консультацию
педагога или логопеда. Кроме того, встречаются
речевые расстройства, которые можно разделить
на четыре основные группы: нарушение
звукопроизношения; нарушение ритма и
темпа речи; расстройство речи, связанное
с нарушениями сЛуха; недоразвитие речи
или утрата ранее имевшейся. Эти речевые
расстройства' чаще возникают в результате
неблагополучного развития плода в течение
беременности, осложнений в родах, различных
заболеваний новорожденного. Такие дети
нуждаются в специальных воздействиях
логопеда или психоневролога.
14
ЛИТЕРАТУРА
1. Тонкова-Ямпольская,
Р. В. Становление
2. Тонкова-Ямпольская // Исследования языка и речи: ученые записки МГПИИЯ. – М.: МГПИИЯ, 1971. – Т. 60. – С. 5–12.
3.Тонкова-Ямпольская
Р.В. Значение
4.Тонкова-Ямпольская // Логопедия. 2006. -№4.-С.19-22.
5.
Тонкова-Ямпольская Р. В.
6.
Тонкова-Ямпольская Р.В.// Вопр. психол.
1968. - № 3. -С.94-101.
15