Проблемы профессиональных ценностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:53, курсовая работа

Описание

Цель работы: выявить особенности педагогических ценностей в профессиональной деятельности
Задачи:
1 Описание особенностей профессионально-педагогической деятельности.
1 Закономерности профессиональных ценностей .
2 Выявить причины профессиональных ценностей.

Работа состоит из  1 файл

введение.docx

— 43.22 Кб (Скачать документ)

Введение

 

     Профессионально – педагогические ценностные ориентации –это уникальное явление  по духовной глубине ,эмоциональной  насыщенности и альтуистической готовности «отдать себя детям»это сосредоточение нравственных заповедей ,сокровищ мысли ,поведенческих моделей.

 Ценности ,по мнению психологов  , позволяют человеку обрести точку зрения, выработать оценочные суждения. Они мотивируют и направляют деятельность, что является основой для реализации целей и задач ,фундаментом стабильности в жизненных перспективах.

   Социальной базой исследования ценностных ориентаций выступает складывающаяся в последние годы новая концепция ,представляет человека как универсум, не сводимый к окружающему его социуму.

     Выявление личностей и профессионально-педагогических ориентаций сегодня осложнено тем, что изучение закономерностей и технологической работы внутреннего мира человека как личности ,реализующей себя в основном в профессиональной деятельности только начинается. И хотя уже накоплен обширный материал и даже приведены специальные исследования ценностно-мотивационной сферы личности в профессиональной деятельности ( А.Г Асименов; В.Л Сластенен) многое по-прежнему имело ясности. Представители  разных филосовских школ с разных сторон оценивая сущность ценности, в основном рассматривая это явление как стержень стратегий жизни ,формирующий ее смысл.Особое значение имеет выявление ценностных предпочтений личности в профессиональной сфере . Ответ на вопрос о том ,на какие ценности ориентируется преподаватель, позволяет выяснить реальное положение современного педагога ,силу его влияния на социокультурные процессы в обществе  ,потенциальные возможности учительства как социальной страты для будущего развития России.

     Изучение педагогический ценностей преподавателя даст возможность прогнозировать ситуацию в образовательной сфере ,что имеет принципиальное значение в развитии  теории и практики педагогической науки.

     В. Сластенин,И. Исаев внесли определенный  вклад в процессе изучения педагогических ценностей. «Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может, так как оно представляет собой особый человеческий тип значимости предметов и явлений. Ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека»  [1]

 

Цель работы: выявить особенности педагогических ценностей в профессиональной деятельности

Обьект:  профессиональная деятельность педагога

Предмет:  Профессиональные ценности.

 

 

Задачи:

1     Описание особенностей  профессионально-педагогической деятельности.

  1. Закономерности профессиональных ценностей .
  2. Выявить причины  профессиональных ценностей.
  3. Рассмотреть методы исследования ценностей в профессиональной деятельности.
  4. Дать интерпетацию результатов исследования ценностей в профессиональной деятельности.

 

Методы исследования:

Метод  ранговой оценки (ранжирование)

 

Теоретико-практическая значимость работы:

Проработав и проанализировав материал, выявить  особенности  ценностных ориентаций. определить   содержательную   сторону  направленности личности , основу ее отношений к окружающему  миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения.

 

 

1 Профессиональные ценности  в педагогической деятельности

 

    1. Общее понятие о профессионально-педагогической деятельности

 

Приступим к раскрытию  содержания основных понятий:

     Педагог - (от греч. paidagogos - воспитатель) - 1) лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического училища, среднего специального учебного заведения, воспитатель детского сада и т. д.). 2) Ученый, разрабатывающий теоретические проблемы педагогики.[ 2]

     Деятельность (активность) - процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения).

     Педагогическая деятельность- разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания[ 3]

     Профессиональная деятельность представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

     Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки .Для проникновения в сущность профессиональной деятельности необходимо обратиться к анализу ее строения, которое определяется постановкой целей и задач воспитательно-образовательной работы с детьми адекватно современным запросам, подбором наиболее эффективных методов и приемов для их реализации, и, главное, достижением тех результатов, которые были запланированы. Качество достигаемых результатов зависит от личностных характеристик педагога, его педагогических умений, компетентности[.4 ]

1.2 Основные компоненты, функции и цели, составляющие структуру педагогической деятельности

      Структура - это взаиморасположение и связь составных частей чего-либо; строение, устройство.

    Первый компонент - знание педагогом потребностей, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку (т.е. учитель должен знать, какого человека надо воспитывать для общества).

     Второй компонент - многообразные научные знания, умения, навыки (ЗУН), накопленные человеком в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям. В результате освоения этих основ у человека формируется осознанное отношение к жизни - мировоззрение.

     Третий компонент - собственно педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция.

     Четвертый компонент - высочайшая гражданская, нравственная, эстетическая, экологическая и др. культура ее носителя.

     Профессор Н.В. Кузьмина в структуру деятельности  включает следующие компоненты, рассматривая профессионально-педагогическую деятельность  как цикл этапов педагогического управления:

- Диагностический; 

- проектировочно -целевой; 

- конструктивный;

- организационный; 

-коммуникативный.

     Цель профессионально - педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Это общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям.

 

    С одной стороны, эти цели являются вполне конкретными и даже в определенном смысле узкими, если рассматривать отдельные эпизоды взаимодействия субъектов педагогического процесса, такие, например, как сообщение той или иной информации ребенку, значимой для формирования его представлений об окружающем мире, обсуждение или оценка поступка ребенка и развитие у него адекватных форм поведения. С другой стороны, смысл педагогической работы с детьми, а, следовательно, значительно более важная стратегическая ее цель - развитие учащегося как самобытной и неповторимой личности.

 

     Профессионально - педагогическую деятельность определяют как решение педагогических задач. Главная особенность педагогической деятельности состоит в специфике ее объекта. В том, что объектом и субъектом деятельности всегда является человек. Поэтому профессию педагога относят к системе «человек-человек».

 Функции профессионально - педагогической деятельности

1. Передача знаний, умений  и навыков (ЗУН), формирование  на этой основе мировоззрения  у воспитанников. 

2. Развитие интеллектуальных  сил и способностей подрастающего  поколения, эмоционально-волевой  и действенно-практической сфер.

3. Формирование нравственного  поведения учащихся на основе  сознательного усвоения нравственных  принципов и навыков поведения  в обществе.

4. Формирование эстетического  отношения к действительности (учить  распознавать прекрасное и безобразное,  отстаивать прекрасное).

5. Укрепление здоровья  детей, развитие их физических  сил и способностей.

     Все эти функции взаимосвязаны. Передача ребенку ЗУН, организация его многообразной деятельности закономерно влечет за собой развитие его сущностных сил, потребностей, способностей, дарований. Функции направлены на формирование разносторонне развитой личности учащихся.[5]

 

 

 

 

1.3 Профессиональные ценности. Общее понятие

 

     Категория ценности стала предметом философского осмысления в отечественной науке начиная с 60-х гг. XX столетия, когда возрос интерес к проблемам человека, морали, гуманизма, к субъективному фактору в целом. 
Категория ценности применима к миру человека и обществу.

Вне человека и без человека понятие  ценности существовать не может, так  как оно представляет собой особый человеческий тип значимости предметов  и явлений. Ценности не первичны, они  производны от соотношения мира и  человека, подтверждая значимость того, что создал человек в процессе истории. В обществе любые события  так или иначе значимы, любое  явление выполняет ту или иную роль.

     Однако к ценностям относятся только положительно значимые события и явления.

     Ценностные характеристики относятся как к отдельным событиям, явлениям жизни, культуре и обществу в целом, так и к субъекту, осуществляющему различные виды творческой деятельности. В процессе творчества создаются новые ценные предметы, блага, а также раскрывается и развивается творческий потенциал личности. Следовательно, именно творчество создает культуру и гуманизирует мир.

     Гуманизирующая роль творчества определяется еще и тем, что его продукт никогда не бывает реализацией только одной ценности. В силу того, что творчество есть открытие или созидание новых, неизвестных ранее ценностей, оно, создавая даже "одноценностный" предмет, вместе с тем обогащает и человека, раскрывает в нем новые способности, приобщает его к миру ценностей и включает в сложную иерархию.  [7]

     Ценность того или иного объекта определяется в процессе его оценки личностью, которая выступает средством осознания значимости предмета для удовлетворения ее потребностей. Принципиально важно понять разницу между понятиями ценности и оценки, которая состоит в том, что ценность объективна. Она складывается в процессе социально-исторической практики. Оценка же выражает субъективное отношение к ценности и потому может быть истинной (если она соответствует ценности) и ложной (если она ценности не соответствует). В отличие от ценности оценка может быть не только положительной, но и отрицательной. 

Именно благодаря оценке происходит выбор предметов, нужных и полезных человеку и обществу.  Рассмотренный категориальный аппарат общей аксиологии позволяет обратиться к педагогической аксиологии, суть которой определяется спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью и личностно образующими возможностями.              

         Педагогические, как и любые другие духовные, ценности утверждаются в жизни не спонтанно. Они зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики и образовательной практики. Причем эта зависимость не механическая, так как желаемое и необходимое на уровне общества часто вступают в противоречие, разрешает которое конкретный человек, педагог в силу своего мировоззрения, идеалов, выбирая способы воспроизводства и развития культуры.

     Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Они, как и другие ценности, имеют синтагматический характер, т.е. формируются исторически и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений. Овладение педагогическими ценностями осуществляется в процессе педагогической деятельности, в ходе которой происходит их субъективация. Именно уровень субъективации педагогических ценностей служит показателем личностно-профессионального развития педагога. С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности трансформируются и педагогические ценности. Так, в истории педагогики прослеживаются изменения, связанные со сменой схоластических теорий обучения на объяснительно-иллюстративные и позже на проблемно-развивающие. Усиление демократических тенденций приводило к развитию нетрадиционных форм и методов обучения. Субъективные же восприятие и присвоение педагогических ценностей определяются богатством личности учителя, направленностью его профессиональной деятельности.[8]

Информация о работе Проблемы профессиональных ценностей