Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:53, курсовая работа
Цель работы: выявить особенности педагогических ценностей в профессиональной деятельности
Задачи:
1 Описание особенностей профессионально-педагогической деятельности.
1 Закономерности профессиональных ценностей .
2 Выявить причины профессиональных ценностей.
Классификация педагогических ценностей
Педагогические ценности различаются по уровню своего существования, который может стать основой их классификации. Используя это основание, выделим личностные, групповые и социальные педагогические ценности.
Социально-педагогические ценности - отражают характер и содержание тех ценностей, которые функционируют в различных социальных системах, проявляясь в общественном сознании. Это совокупность идей, представлений, норм, правил, традиций, регламентирующих деятельность общества в сфере образования.
Групповые педагогические ценности - можно представить в виде идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Совокупность таких ценностей имеет целостный характер, обладает относительной стабильностью и повторяемостью.
Личностно-педагогические ценности - выступают как социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики личности учителя, составляющие в своей совокупности систему его ценностных ориентации. Аксиологическое "Я" как система ценностных ориентации содержит не только когнитивные, но и эмоционально-волевые компоненты, играющие роль ее внутреннего ориентира. В нем ассимилированы как социально-педагогические, так и профессионально-групповые ценности, служащие основанием индивидуально-личностной системы педагогических ценностей.
Эта система включает: ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (общественная значимость труда педагога, престижность педагогической деятельности, признание профессии ближайшим личным окружением и др.)
Ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, коллегами, референтными людьми, переживание детской любви и привязанности, обмен духовными ценностями и др.); Ценности, ориентирующие «Я» саморазвитие творческой индивидуальности (возможности развития профессионально-творческих способностей, приобщение к мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование и др.);
Среди названных педагогических ценностей можно выделить ценности самодостаточного и инструментального типов, различающиеся по предметному содержанию. Самодостаточные ценности — это ценности-цели, включающие творческий характер труда педагога, престижность, социальную значимость, ответственность перед государством, возможность самоутверждения, любовь и привязанность к детям. Ценности этого типа служат основанием развития личности и учителя, и учащихся. Ценности-цели выступают в качестве доминирующей аксиологической функции в системе других педагогических ценностей, поскольку в целях отражен основной смысл деятельности учителя.
Цели педагогической деятельности определяются конкретными мотивами, адекватными тем потребностям, которые реализуются в ней. Этим объясняется их ведущее положение в иерархии потребностей, к которым относятся: потребность в саморазвитии, самореализации, самосовершенствовании и развитии других. В сознании педагога понятия "личность ребенка" и "Я - профессионал" оказываются взаимосвязанными.Осуществляя поиск путей реализации целей педагогической деятельности, педагог выбирает свою профессиональную стратегию, содержание которой составляет развитие себя и других.
Следовательно, ценности-цели
отражают государственную образовательную
политику и уровень развития самой педагогической
науки, которые, субъективируясь, становятся
значимыми факторами педагогической деятельности
и влияют на инструментальные ценности, называемые
ценностями-средствами. Они формируются
в результате овладения теорией, методологией
и педагогическими технологиями, составляя
основу профессионального образования
педагога.
Ценности-средства - это три взаимосвязанные подсистемы:
Собственно педагогические действия,
направленные на решение профессионально-
Ценности-отношения обеспечивают педагогу целесообразное и адекватное построение педагогического процесса и взаимодействия с его субъектами. Отношение к профессиональной деятельности не остается неизменным и варьирует в зависимости от успешности действий педагога, от того, в какой мере удовлетворяются его профессиональные и личностные потребности. Ценностное отношение к педагогической деятельности, задающее способ взаимодействия педагога с учащимися, отличается гуманистической направленностью. В ценностных отношениях в равной мере значимыми является отношение педагога к себе как к профессионалу и личности.
Здесь правомерно указать на существование и диалектику "Я-реального", "Я-ретроспективного", "Я-идеального", "Я-рефлексивного", "Я-профессионального".
Динамика этих образов определяет уровень личностно-профессионального развития педагога.
В иерархии педагогических
ценностей наиболее высокий ранг имеют ценности-качества, так
как именно в них проявляются личностно-профессиональные
характеристики педагога. К их числу относятся
многообразные и взаимосвязанные индивидные,
личностные, статусно-ролевые и профессионально-деятельност-
Ценности-отношения и ценности-качества могут не обеспечить необходимый уровень осуществления педагогической деятельности, если не будет сформирована и усвоена еще одна подсистема-подсистема ценностей-знаний. В нее входят не только психолого-педагогические и предметные знания, но и степень их осознания, умения осуществить их отбор и оценку на основе концептуальной личностной модели педагогической деятельности .
Ценности-знания — это определенным образом упорядоченная и организованная система знаний и умений, представленная в виде педагогических теорий развития и социализации личности, закономерностей и принципов построения и функционирования образовательного процесса и др.Овладение педагогом фундаментальными психолого-педагогическими знаниями создает условия для творчества, позволяет ориентироваться в профессиональной информации, решать педагогические задачи на уровне современной теории и технологии, используя продуктивные творческие приемы педагогического мышления.[9]
Таким образом, названные группы педагогических ценностей, порождая друг друга, образуют аксиологическую модель, имеющую синкретический характер. Он проявляется в том, что ценности-цели определяют ценности-средства, а ценности-отношения зависят от ценностей-целей и ценностей-качеств и т.д., т.е. они функционируют как единое целое. Данная модель может выступать критерием принятия или непринятия выработанных или создаваемых педагогических ценностей. Она определяет тональность культуры, обусловливая избирательный подход как к ценностям, имеющимся в истории того или иного народа, так и к вновь создаваемым произведениям человеческой культуры. Аксиологическое богатство педагога определяет эффективность и целенаправленность отбора и приращения новых ценностей, их переход в мотивы поведения и педагогические действия.
Гуманистические параметры педагогической деятельности, выступая ее "вечными" ориентирами, позволяют фиксировать уровень расхождения между сущим и должным, действительностью и идеалом, стимулируют к творческому преодолению этих разрывов, вызывают стремление к самосовершенствованию и обусловливают мировоззренческое самоопределение педагога.[10]
Метод ранговой оценки(ранжирование)- предполагает расположение собранных данных в определенной последовательности, обычно в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей и, соответственно, определение места в этом ряду каждого из исследуемых.
Для описания метода «ранжирование» используется методика «Ценностные Ориентации» М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.
Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни".
М. Рокич различает два класса ценностей:
терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
инструментальные – убеждения
в том, что какой-то образ действий
или свойство личности является предпочтительным
в любой ситуации. Это деление
соответствует традиционному
Проведение методики : испытуемому предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом) на листах бумаги в алфавитном порядке. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Для проведения исследовательской работы используем методику «Ценностные Ориентации» , проведенную у студентов высшего учебного заведения.
Инструкция: будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.
Внимательно изучите
таблицу и, выбрав ту ценность,
которая для Вас наиболее
значима, поместите ее на
Анализируя
иерархию ценностей, следует
обратить внимание на
их группировку испытуемым в
содержательные блоки по
С целью выявления «ценностных ориентаций» было проведено исследование. В эксперименте приняли участие студенты АлтГТУ. С целью определения содержательной стороны направленности личности и составляющих основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни" была использована методика «Ценностные Ориентации» М. Рокича.
По результатам исследования:
Список А (терминальные ценности)
Наиболее значимые ценности : с 1-6 (см приложение)
Ценности, имеющие «среднюю» значимость: с 13-18
Следовательно, менее значимые ценности : с 7-12.
Список Б (инструментальные ценности):
Наиболее значимые ценности: с 7-12
Ценности, имеющие «среднюю» значимость: 1-6
Менее значимые ценности: с 12-18
В основном ценности могут трансформироваться под влиянием воспитания и культуры. В зависимости от характера человека, ценности трансформируются по-разному.
Наиболее высокий ранг значимости занимают здоровье, любовь, материально- обеспеченная жизнь, уверенность в себе, активная деятельная жизнь.
Ценности профессиональной самореализации (развитие,познание) выражены в значительно меньшей степени и носят более абстрактный характер.
Далее следуют ценности, которые можно сгруппировать как абстрактные: жизненная мудрость, мужество, свобода.
Такие ценности, как красота природы и искусства, счастье других, творчество, познание, в иерархии ценностей последние места.
Ведущие ранги в иерархии инструментальных ценностей принадлежат следующим ценностям: образованность, воспитанность, ответственность, смелость. Так же принадлежат ценностям, которые позволяют общаться и принимать друг друга как личностей: широта взглядов, умение признавать свои ошибки, честность, чуткость, работа со своими слабостями, а также такие качества как умение ставить цели и твердая воля. Воспитанность, желание развивать свои способности , также имеет важное значение.
Выводы:
Рассмотрев результаты исследования
по методике М. Рокича можно говорить
о сформированности у испытуемых
системы ценностей, приоритетами которой
являются индивидуальные ценности, конкретные
жизненные ценности, этические ценности,
ценности профессионального