Проблемы семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 14:47, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: рассмотреть понятие семейного воспитание, методы и формы взаимодействия семьи и школы в воспитании. Объект исследования – воспитание школьников. Предмет исследования – методы и средства семейного воспитания, методы взаимодействия семьи и школы.

Работа состоит из  1 файл

лето)2 часть пед и псих.docx

— 36.08 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

Семья – это  особого рода коллектив, играющий в  воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Доверие и  страх, уверенность и робость, спокойствие  и тревога, сердечность и теплота  в общении в противоположность  отчуждению и холодности – все  эти качества приобретается в  семье. Они проявляются и закрепляются у ребенка задолго до поступления  в школу и оказывают продолжительное  влияние на его развитие.

Семейное воспитание – общее название для процессов  воздействия на детей со стороны  родителей и других членов семьи  с целью достижения желаемых результатов.

Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в  остальных аспектах – социальной.

Определяющая  роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в  ней человека. Семья для ребенка  является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние  семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает  другие воспитательные воздействия.

Семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести  довольно определенную зависимость  успешности формирования личности. Обуславливается, она, прежде всего, семьей. Чем лучше  семья и чем лучше влияет она  на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового  воспитания личности.

За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.

Именно в семье  ребенок получает первый жизненный  опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных  ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось  конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Цель курсовой работы: рассмотреть понятие семейного  воспитание, методы и формы взаимодействия семьи и школы в воспитании.

Объект исследования – воспитание школьников.

Предмет исследования – методы и средства семейного  воспитания, методы взаимодействия семьи  и школы.

Задачи:

- изучить теоретические  основы данной проблемы;

- раскрыть основы  семейного воспитания, методы, формы  и содержание воспитания;

- исследовать  психолого-педагогические основы  взаимодействия семьи и школы:  рассмотреть педагогическую поддержку  в воспитании, и изучить роль  классного руководителя в воспитании  школьника

Глава I: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ  

1.1 Понятие семейного  воспитания

Традиционно главным  институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет  в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института  воспитания обусловлена тем, что  в ней ребёнок находится в  течение значительной части своей  жизни, и по длительности своего воздействия  на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В  ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в  школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может  выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора  воспитания. И вместе с тем никакой  другой социальный институт не может  потенциально нанести столько вреда  в воспитании детей, сколько может  сделать семья. Семья – это  особого рода коллектив, играющий в  воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных  матерей часто вырастают тревожные  дети; честолюбивые родители нередко  так подавляют своих детей, что  это приводит к появлению у  них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам  того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей  и т.д.

В связи с  особой воспитательной ролью семьи  возникает вопрос о том, как сделать  так, чтобы максимизировать положительные  и свести к минимуму отрицательные  влияния семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические  факторы, имеющие воспитательное значение.

Именно в семье  ребёнок получает первый жизненный  опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных  ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребёнка, подкреплялось  конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи  родителей с ребёнком. Родителям  ни в коем случае не стоит пускать  процесс воспитания на самотек.[3, с. 23]

Конфликтная ситуация между родителями – различные  подходы к воспитанию детей. Первая задача родителей – найти общее  решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно  удовлетворить основные требования сторон. Когда один родитель принимает  решение, он обязательно должен помнить  о позиции второго. Вторая задача – сделать так, чтобы ребёнок  не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы  лучше без него. Воспитание ребёнка  состоит из многочисленных форм взаимодействия и рождается в совместной жизни  в семье. Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребёнка.

Ребёнок может  приниматься родителями таким, какой  он есть (безусловная любовь). Возможно, родители любят его, когда ребёнок  соответствует их ожиданиям, когда  хорошо учится и ведет себя, но если ребёнок не удовлетворяет тем  потребностям, то ребёнок как бы отвергается, отношение меняется в  худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребёнок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной  безопасности, которая должна быть с самого младенчества (обусловленная  любовь). Ребёнок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен  и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков).

Можно ли назвать  хорошими тех родителей, которые  никогда не сомневаются, всегда уверены  в своей правоте? Можно ли назвать  хорошими тех родителей, которые  пребывают в постоянных тревожных  сомнениях, теряются при столкновении с чем-то новым в поведении  ребёнка? И повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность  не содействуют успешному родительству.

Будущие родители задумываются о том, как лучше  сформулировать для самих себя цели работы по воспитанию своего ребёнка. Цель и мотив воспитания ребёнка  – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и  должно быть направлено семейное воспитание.[2, с. 43]

Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в  целостной личности человека – все  это и придает воспитанию каждого  родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.

В педагогической деятельности абсолютной нормы не существует. В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения. Воспитание в семье – это та же жизнь. Отношения с ребёнком, так  же как и с каждым человеком, глубоко  индивидуальны и неповторимы.

Например, если родители во всем совершенны, знают  правильный ответ на любой вопрос, то в этом случае они вряд ли смогут осуществить самую главную родительскую задачу – воспитать в ребёнке  потребность к самостоятельному поиску, к познанию нового.

В каждой семье  объективно складывается определенная система воспитания. Под системой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка его задач, более или  менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребёнка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом  их возникновения: диктат, опека, «невмешательство»  и сотрудничество. Диктат в семье  проявляется в систематическом  подавлении одними членами семейства  инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Опека в семье – это система  отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребёнка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Личности родителей играют существеннейшую  роль в жизни каждого человека. Специфика чувств, возникающих между  детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания  самой жизни ребёнка. Любовь каждого  ребёнка к своим родителям  беспредельна, безусловна, безгранична. Причем, если в первые годы жизни  любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию  поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь –  источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного  здоровья.

Именно поэтому  первой и основной задачей родителей  является создание у ребёнка уверенности  в том, что его любят и о  нем заботятся. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться к  ребёнку в любом возрасте любовно  и внимательно. И, тем не менее, подчеркивание  необходимости создания у ребёнка  уверенности в родительской любви  диктуется рядом обстоятельств. Психологами доказано, что за трагедией  подросткового алкоголизма и  подростковой наркомании часто стоят  не любящие своих детей родители. Главное требование к семейному  воспитанию – это требование любви. Только при уверенности ребёнка  в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви  можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.

Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая  что, когда ребёнок хорошо знает, что его любят, это приводит к  избалованности, эгоизму, себялюбию. Наоборот, эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при  недостатке любви, когда создается  некий эмоциональный дефицит, когда  ребёнок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребёнком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано  всем родителям, контакт необходим  в воспитании каждого ребёнка  в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать  и осознать родительскую любовь, привязанность  и заботу. Основа для сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни  ребёнка.

Когда говорится  о взаимопонимании, эмоциональном  контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребёнка и взрослого друг с  другом. Как строить педагогический диалог? Главное в установлении диалога  – это совместное устремление  к общим целям, совместное видение  ситуаций, общность в направлении  совместных действий. Первостепенное значение имеет сам факт совместной направленности к разрешению проблем. Ребёнок всегда должен понимать, какими целями руководствуется родитель в  общении с ним. Ребёнок, даже в  самом малом возрасте, должен становиться  не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни, в известном смысле ее создателем и творцом. Когда ребёнок участвует  в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, наступает  подлинный диалог. Ещё важно соблюсти равенство позиций – то есть признание  активной роли ребёнка в процессе его воспитания. Человек – всегда активный субъект самовоспитания. Равенство  позиций в диалоге состоит в необходимости для родителей постоянно учиться видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей.

Информация о работе Проблемы семейного воспитания