Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:00, курсовая работа
В данной курсовой работе рассматриваются процессы функционирования высшего учебного заведения, основные характеристики объектов и актуальность данной системы.
Цель курсовой работы – закрепления знаний, полученных при изучении дисциплины, а также получение практических навыков проектирования информационных систем с использованием современных технологий и инструментальных средств
Задачей курсового проектирования является рассмотрение процессов функционирования ВУЗа и проектирование базы данных «Учебная часть».
ВВЕДЕНИЕ 4
Основная часть
1.1. Описание предметной области. Постановка задач 5
1.3. Построение инфологической концептуальной модели предметно
области 14
1.4. Схема данных физической и логической сущности 16
2. Разработка Базы Данных 18
2.1. Структура базы данных Microsoft Office Access 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
В целом же задачами информационно-аналитической поддержки принятия решений являются обеспечение эффективного хранения, обработки и анализа данных, рационального формирования информационных потоков.
Информационно-аналитическая поддержка должна позволять обеспечивать при принятии решений доступ к аналитической информации, защищенной от несанкционированного использования. Таким образом, структура информационно-аналитическая поддержка принимаемых решений предполагает следующие уровни:
1) формирование и поддержка
информационных потоков между
структурными подразделениями
2) сбор, преобразование и интегрирование необходимых данных;
3) складирование данных;
4) анализ данных.
Внедрение систем информационно-аналитической поддержки обеспечивает решение ключевой для руководителей задачи – осуществления эффективного управления в масштабах как вуза в целом, так и на уровне отдельных процессов, на основе стратегически целостного анализа, позволяет осуществлять среднесрочный и стратегический анализ деятельности вуза. Использование современных технологий поддержки принятия решений позволяет снизить риски, связанные с принятием необоснованных решений, корректировать тактику и стратегию поведения на рынке в условиях быстро меняющейся ситуации, неотъемлемым элементом которых является эффективная организация коммуникаций. Повышение эффективности процесса коммуникации всех вузовских служб позволит вузу вести свою деятельность и решать поставленные задачи с меньшими затратами и большей результативностью, повысить эффективность принимаемых решений на всех уровнях.
На основании анализа информации поступающей в систему администрации ВУЗа можно сделать вывод о том, что ее объекты могут быть внешними и внутренними. К внешним объектам информационного обеспечения можно отнести органы системы законодательной власти РФ; министерства и ведомства; органы системы региональной власти; организации, предприятия, ВУЗы, НИИ и т.д.; международные представительства, организации, ВУЗы и др.
Основными внешними источниками информации являются законы, стандарты, ГОСТы, патенты, диссертации, авторефераты, мнографии, сборники, журналы, справочники, договора, электронные сайты, приказы, распредетильные документы, направления и др.
К внутренним объектам информационного обеспечения можно отнести студентов и аспирантов; преподавателей и сотрудников кафедр; научных и технических сотрудников центров, отделов и лабораторий и других подразделений ВУЗа.
Основными внутренними источниками информации являются: заявления; документы, подтверждающие трудовую деятельность работника; расчетные документы; служебные записки, отчеты, лабораторные работы; курсовые работы; дипломные работы; бакалаврские работы; научно-исследовательские работы и др.
Руководители структурных подразделений несут ответственность за анализ и своевременное, полное, достоверное доведение и разъяснение необходимой информации до своих сотрудников, полученной по различным каналам от высшего руководства университета, а также за сбор, анализ и представление установленной информации по результатам деятельности структурного подразделения и поэтому они обеспечивают совершенствования форм и методов внутреннего обмена информацией, внедрение информационных технологий в процедуры сбора, обработки и распространения информации в зоне своей ответственности и полномочий, а также за обеспечение необходимой доступности и согласно этого они обрабатывают документы, и выполняют необходимые действия по полученной информации, а после этого осуществляется действие по обратной связи с поставщиком информации, то есть они отправляют документы по месту требования, согласно распорядительной документации.
По горизонтали между структурными подразделениями, сотрудниками различных структурных подразделений, а также студентами.
В данной курсовой работе рассматривается задачи, выполняемые учебной частью вуза. Данная информационная система обеспечивает: хранение информации о студентах, учет всех процессов, связанных с обучением студентов, данные о преподавателях, назначение преподавателей и т.д. Информационная система реализует запросы упорядочения по полям: студенты, группы, факультет, преподаватели, так же осуществляется поиск сведений об успеваемости студентов, предшествующее образование и т.д.
Каждый поступивший или уже учащийся в данном учебном заведении и так же преподаватели заносятся в информационную систему. Это способствует удобству обработки данных, уменьшению времени поиска определенных данных.
Главными требованиями, положенными в основу при разработке комплекса стали: лёгкое использование и расширяемость. Поэтому комплекс разбивается на 5 основных программных блоков (модулей):
1.2. Построение инфологической концептуальной модели предметной области
Предметная область определена, если известны существующие в ней объекты, их свойства и отношения (ПО: объекты, свойства, отношения). Модель "сущность-связь" - неформальная модель предметной области, используемая на этапе инфологического проектирования.
Модель сущность-связь (рисунок 3) строится с использованием трех конструктивных элементов: сущность, атрибут и связь.
Сущность – это некоторая абстракция (модель) реально существующего объекта, процесса или явления, о котором необходимо хранить информацию в ПО.
Атрибут – поименованная характеристика сущности - средство для описания свойств сущностей (средство для моделирования свойств объекта).
Связь – ассоциирование двух или более сущностей. Однако одно из основных требований к организации базы данных – это обеспечение возможности отыскания одних сущностей по значениям других, для чего необходимо установить между ними определенные связи.[4]
Рисунок 3. Модель сущность-связь
1.3. Схема данных физической и логической сущности
Рис.4. Схема данных логической структуры данных
На этой схеме данных изображено 10 таблиц, так же на этой схеме данных можно увидеть связи, и их тип.
Рис 4. - Схема данных физической структуры данных
На этой схеме данных так же видно связи, и их тип. Но кроме этого, справа от названия поля можно увидеть его тип.
Text – текстовое поле
Long Integer – числовое поле
Data/Time – Дата/Время
2. Разработка Базы Данных
Для хранения данных создано 10 таблиц, структура которых приведена ниже. В Таблице 1 хранятся данные о группах.
Таблица 1. - Группы
Поле |
Тип данных |
Код группы |
Счетчик |
Код факультета |
Числовой |
Название группы |
Текстовый |
В Таблице 2 содержатся данные о дисциплинах. Включают в себя: код дисциплины и название дисциплины.
Таблица 2. – Дисциплины
Поле |
Тип данных |
Код дисциплины |
Счетчик |
Название дисциплины |
Текстовый |
В Таблице 3 содержатся данные о назначении преподавателей.
Таблица 3. - Назначение
Поле |
Тип данных |
Код преподавателя |
Числовой |
Код дисциплины |
Числовой |
В Таблице 4 содержатся данные о нормах для преподавателей на группу.
Таблица 4. – Нормы для преподавателей на группу
Поле |
Тип данных |
Код нормы |
Счетчик |
Фамилия преподавателя |
Мастер подстановок |
Имя преподавателя |
Мастер подстановок |
Отчество преподавателя |
Мастер подстановок |
Группа |
Мастер подстановок |
Дисциплина |
Мастер подстановок |
Норма часов |
Числовой |
Таблице 5 находятся данные о предшествующем образовании студента.
Таблица 5. – Образование
Поле |
Тип данных |
Код образования |
Счетчик |
Код студента |
Числовой |
Образование |
Текстовый |
Наименование учебного заведения |
Текстовый |
Год окончания |
Дата/время |
Серия документа |
Текстовый |
Номер документа |
Числовой |
В Таблице 6 хранятся данные о преподавателях.
Таблица 6. – Преподаватели
Поле |
Тип данных |
Код преподавателя |
Счетчик |
Фамилия |
Текстовый |
Имя |
Текстовый |
Отчество |
Текстовый |
Дата рождения |
Дата/время |
Адрес |
Текстовый |
Специализация |
Текстовый |
Стаж работы |
Числовой |
В Таблице 7 находятся данные о студентах.
Таблица 7. – Студенты
Поле |
Тип данных |
Код студента |
Счетчик |
Код группы |
Числовой |
Фамилия |
Текстовый |
Имя |
Текстовый |
Отчество |
Текстовый |
Пол |
Текстовый |
Дата рождения |
Дата/время |
Адрес |
Текстовый |
Телефон |
Текстовый |
Серия паспорта |
Числовой |
Номер паспорта |
Числовой |
Кем выдан |
Текстовый |
Дата выдачи |
Дата/время |
Военная обязанность |
Текстовый |
Дата поступление |
Дата/время |
В Таблице 8 находятся данные об успеваемости студентов.
Таблица 7. – Успеваемость
Поле |
Тип данных |
Код успеваемости |
Счетчик |
Фамилия студента |
Мастер подстановок |
Имя студента |
Мастер подстановок |
Отчество студента |
Мастер подстановок |
Группа |
Мастер подстановок |
Дисциплина |
Мастер подстановок |
Оценка за 1 семестр |
Числовой |
Оценка за 2 семестр |
Числовой |
Средний бал |
Числовой |
В Таблице 9 находятся данные об учебе студентов.
Таблица 9. – Учеба
Поле |
Тип данных |
Код дисциплины |
Числовой |
Код студента |
Числовой |