Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:09, курсовая работа
В связи с социально-экономическими изменениями в мире в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Из истории проектного метода……………………………………………....5
2. Метод учебных проектов – образовательная технология XXI века……….8
3. Классификация учебных проектов (по Коллингсу)…………………………9
4. Требования к использованию метода проектов…………………………...10
5. Постановка цели…………………………………………………………......10
6. Выбор темы проекта…………………………………………………………11
7. Отличные черты проектного метода……………………………………….13
8. Цель проектного обучения………………………………………………….15
9. Теоретические позиции проектного обучения…………………………….15
10. Системы действий учителя и учащихся……………………………………16
11. Современная классификация учебных проектов………………………….18
Заключение …………………………………………………………………….22
Список литературы……………………………………………………………23
Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения
1.2. Выделение подтем и тем проекта
Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора
Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую
Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта
Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль)
1.3. Формирование творческих групп
Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности
Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды
1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы
Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу.
Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом
1.5. Определение
форм выражения итогов
Учитель принимает участие в обсуждении
Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.
2. Разработка проекта
Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность
Учащиеся осуществляют поисковую деятельность
3. Оформление результатов
Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность
Учащиеся вначале по группам, в потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами
4. Презентация
Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др).
Докладывают о результатах своей работы
5. Рефлексия
Оценивает свою деятельность по качеству оценок и. активности учащихся
Подводят итоги работы, высказывают пожелания, коллективно обсуждают оценки за работу
11. Современная классификация учебных проектов
Проект может быть групповым и
Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:
• практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны);
• исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;
• информационный проект — сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);
• творческий проект — максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт — альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.
• ролевой проект — литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.
Возможна классификация проектов по:
• тематическим областям;
• масштабам деятельности;
• срокам реализации;
• количеству исполнителей;
• важности результатов.
Но независимо от типа проекта, все они:
• в определенной степени неповторимы и уникальны;
• направлены на достижение конкретных целей;
• ограничены во времени;
• предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.
По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредме
Монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания.
Межпредметные — выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знания.
По характеру контактов проекты бывают — внутриклассными, внутришкольными, региональными и международными. Два последних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.
По продолжительности
• минипроекты — укладываются в один урок или даже его часть;
• краткосрочные — на 4-6 уроков;
• недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы;
• долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.
Виды презентации проектов:
- научный доклад;
- деловая игра;
- демонстрация видеофильма;
- экскурсия;
- телепередача;
- научная конференция;
- инсценировка;
- театрализация;
- игры с залом;
- защита на Ученом Совете;
- диалог исторических или литературных персонажей;
- спортивная игра;
- спектакль;
- путешествие;
- реклама;
- пресс-конференция.
Критерии оценки проекта должны быть понятны, их должно быть не более 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация.
Позиция учителя: энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек, задающий вопросы»; координатор, эксперт; позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности учащихся.
Если задачей педагога является обучение проектированию, то в работе по методу учебных проектов упор нужно сделать не на том, что получилось в результате совместных усилий ученика и учителя, а на том, каким путем был достигнут результат.
Захлестнувшая нас волна
увлечения проектами привела
к тому, что делать проекты в
школе стало модно, причем, часто
целью этих работ является желание
«засветиться» на каком-нибудь конкурсе,
благо, за последние несколько лет
их стало много: на любой вкус. Конкурсы
проектов учеников довольно часто представляют
собой «Выставку достижений учителей
(научных руководителей)». В работе
некоторых жюри иногда верх берет
академизм, и тогда преимущества
получают профессионально выполненные
проекты, доля участия детей в
которых минимальна. Эта тенденция
может принести много вреда, поэтому
нужно четко определить, зачем
выполняется тот или иной проект,
чему могут научиться школьники,
что именно должен делать каждый участник
работы (и ученики, и руководитель),
чтобы достичь собственных
Заключение
Смена концепции вызывает
лавинообразный процесс локальных
изменений в системе
Если ученик сумеет справиться
с работой над учебным
Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения отечественного образования. В последнее время в список социальных потребностей (ясно, что этот список далеко не сформирован окончательно) попали следующие необходимые сегодня качества личности: владение универсальными способами деятельности, владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, владение специфическими навыками учебного труда (способность к самообразованию), нормы и эталоны социальной жизнедеятельности (воспитанность). Если ученик будет обладать указанными свойствами, то он будет, с большой долей вероятности, реализован в современном обществе. Вместе с тем, такое образование будет обладать новым качеством, ибо оно другое, новое по сравнению с тем, что реализуется в предметно-нормативной модели образования и используется в представленных подходах к оценке его качества.
Список литературы
1. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования. – М., 2005.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000
3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.
4. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика./Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.
5. Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал. – М., 2004.