Профессиональная деятельность молодого учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:27, реферат

Описание

Учитель - это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.

Содержание

Профессия учителя;
Педагогическая деятельность;
Рекомендация ЮНЕСКО о положении учителей;
Памятка для молодого учителя;
Рекомендации молодому учителю;
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.docx

— 34.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

ИННОВАЦИОННЫЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра Педагогики и психологии

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Тема: Профессиональная деятельность молодого учителя

Дисциплина: Введение в специальность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка группы ИЯ-12

Проверила  Татьяна Анатольевна

 

 

г.Павлодар, 2010

 

Содержание

  1. Профессия учителя;
  2. Педагогическая деятельность;
  3. Рекомендация ЮНЕСКО о положении учителей;
  4. Памятка для молодого учителя;
  5. Рекомендации молодому учителю;
  6. Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель - это не профессия, это образ жизни. Нет профессии  почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.

Сегодня, как и во все  века, учитель - это не только и не столько хранитель знаний, образец  поведения, подражания для детей, сколько  мастер, способный научить своих  подопечных находить нужные знания в  безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих учеников на учение.

Конечно же, настоящий учитель  обладает профессиональными педагогическими  умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. И, наконец, очень важную роль играют личностные качества школьного учителя: педагогическая позиция, отношение  к жизни, коллегам, детям и людям  вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в  первую очередь присущи, конечно  же, учителю с многолетним опытом работы. А как же быть молодому педагогу, только что окончившему университет? "Легко ли быть молодым учителем в современной школе?" - именно этот вопрос ставят перед собой выпускники педагогических вузов, решая, идти ли им работать в школу.

За время обучения в  вузе студенты обычно проходят педагогическую практику на выпускных курсах. Тесная связь теории педагогики с практикой  помогает студентам почувствовать  уверенность в себе, в своих  действиях, осознать цели и задачи учительской  профессии. Однако не каждому студенту, получавшему отличные оценки на практике, удается успешно начать свою работу в школе.

Школа - это мир, в котором  свои обычаи и правила. Приступив  к работе, молодой педагог быстро осознает, что знания, полученные им в университете, конечно же, хороши, но только теоретически, а в жизни - все иначе!

В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель  сталкивается с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время  на уроке, логично выстроить последовательность этапов урока, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания  с коллегами - вот далеко не полный перечень невзгод, подстерегающих учителя-новичка.

Начинающий педагог должен освоиться в новом коллективе, наладить правильные отношения с  детьми, уметь грамотно и эмоционально говорить на уроках, стараться заинтересовать детей своим предметом. То есть, коротко  говоря, научиться учить. Ему необходимо выработать свой индивидуальный стиль  общения с детьми, коллегами и  администрацией школы.

Часто молодые учителя  испытывают чувство неуверенности  в своих действиях, вследствие чего возникают проблемы с дисциплиной. По данным психолога М.В. Зязько, 82% начинающих учителей ставит на первое место именно плохую дисциплину учеников на их уроках. Конечно, уверенность в себе, умение организовать класс и удержать дисциплину постепенно приходят к учителю. Однако молодым специалистам было бы легче начинать свою педагогическую деятельность, если бы старшее поколение преподавателей стремилось передать им свой опыт, а они при этом готовы были бы его принять. К сожалению, во многих школах опытные учителя, методисты и администрация пытаются создать только трудности для начинающего учителя. Но есть и такие школы, где к молодым преподавателям относятся очень трепетно. Продуманные действия администрации школы, психологической службы, хорошо спланированная система наставничества для начинающих учителей помогает быстро влиться в новый коллектив и успешно работать с учениками и их родителями.

В школе важную роль должно играть взаимодействие психологической  службы с учителями, родителями и  учащимися. Это способствует созданию доброжелательных взаимоотношений  в коллективе и достижению наивысших  результатов обучения. Сопровождение  молодого специалиста в школе - дело всех: начиная от директора школы, заканчивая учителем-коллегой.

Особую роль в становлении  молодого специалиста играет председатель методического объединения, который  способствует постоянному развитию учителя, ведь, как отмечал в одной  из своих книг известный педагог  и психолог М.М. Рубинштейн, "педагог  в узком смысле слова рождается  не в учебном заведении, а в  практической жизни". Методист или  куратор школы должен выступать  в роли учителя учителей, который  всегда подскажет, как правильно  спланировать этапы урока, подобрать  формы работы, как наладить ту самую  пресловутую дисциплину в классе, которая является камнем преткновения для всех молодых преподавателей. Такая поддержка просто необходима начинающему учителю. Ведь мало быть талантливым и образованным. Если рядом не окажется мудрых наставников, то из начинающего педагога никогда  не получится ценный специалист.

Учительская профессия сложна, она требует призвания, раскрыться которому и помогает опытный педагогический коллектив школы. Молодой преподаватель  должен чувствовать постоянную поддержку  старших, опытных наставников: администрации, председателя методического объединения, учителей-коллег, классных руководителей  и психологов. Ведь все они могут  и помочь новичку в календарно-тематическом планировании, и рассказать о специфике  работы с детьми и поделиться опытом многими другими способами. Ведь каждый из них - мастер своего дела.

Именно в таком коллективе может сформироваться настоящий  учитель. Хотелось бы, чтобы так было во всех школах, тогда число молодых  учителей будет значительно больше, а престиж профессии учителя  выше.

                                    Педагогическая деятельность

Многих людей, чья деятельность не связана с профессией учителя  интересует вопрос: какие виды деятельности вбирает в себя профессиональные учителя и какое количество времени входит в рабочий день учителя.

Профессия учителя находится  среди немногих профессий, имеющих  ненормированный рабочий день.

Что такое "рабочее время  учителя"?

Никаких сомнений не вызывает то, что время проведения уроков есть рабочее время. Однако, прежде чем провести урок, учитель должен подготовиться к нему: просмотреть специальные книги, подобрать материал, продумать и написать план урока, подготовить необходимые наглядные пособия.

В бюджете времени трудно установить чёткие, как у рабочего завода или служащего, границы между  рабочим и свободным временем.

Какие же виды деятельности учителя охватывают рамки его  рабочего времени. Это:

1)  учебно-педагогическая  работа и подготовка к ней;

2) организационно-воспитательная  работа и подготовка к ней;

3) педагогическая работа  с родителями;

4) методическая работа;

5) общественная работа (работа  в микрорайоне, пропагандистская  работа) и т.д.

Жизненный опыт, педагогические наблюдения показали, что нет другой такой области человеческой деятельности, кроме педагогической, где бы на результатах работы так сильно сказывались  личные качества самого работника: его  мировоззрение, убеждения, принципиальность, честность, доброта...

В связи с этим предъявляются  серьёзные требования к личности учителя, т.к. личность учителя, его  педагогическое мастерство определяют успех обучения и воспитания:

1. Учитель школы должен  быть политически грамотным человеком.

2.  Каждый учитель может  и должен овладеть педагогическим  мастерством. Весьма важным является  наличие таланта, но, как и любой,  талант педагогический встречается  не так уж часто, поэтому  только на него рассчитывать  нельзя. И поэтому надо говорить  лишь о мастерстве, т.е. о воспитательном  умении.

Из чего же складывается педагогическое мастерство, это воспитательное умение? Складывается оно из:

А. Знания закономерностей  воспитания и обучения;

Б. Педагогических способностей;

В. Педагогического такта;

Г. Педагогической техники.

Знание закономерностей  обучения и воспитания, т.е. теоретическую  основу мастерства даёт изучение таких  педагогических наук, как педагогика, психология, возрастная физиология, частные  методики и др. А педагогические способности надо в себе развивать.

1. Академические это глубокое всестороннее знание своего предмета на уровне современной науки, плюс широкие познания в области смежных наук.

С. Макаренко справедливо  отвечал, что ученики простят  своим учителям строгость, сухость  и даже придирчивость, но не простят  плохого знания дела.

2. Дидактические это не только много и глубоко знать самому, но и уметь сделать свои знания достоянием своих учеников, т.е. уметь доходчиво объяснять, эмоционально преподносить знания, использовать интонацию, жесты.

3. Речевые речь учителя должна быть литературной, грамотной, эмоциональной, с правильной дикцией, темпом и т.п.

4.  Организаторские это способность требовать и добиваться своего, руководить детским коллективом.

5. Психо-аналистические это умение проникнуть во внутренний мир ученика, понять, помочь, отреагировать на поступок ученика соответствующим образом.

6. Личностные это качества личности. Л.А. Коменский считал, что дело воспитания нельзя доверять человеку, неустойчивому в нравственном отношении. “Учителями должны стать лучшие из людей.”

7. Специальные способности (к пению, рисованию, танцам, спорту…) Дети тянутся к людям, мастерам на все руки.

8. Педагогический такт  это показатель внутренней и  внешней культуры. Это качество  необходимое для учителя. Оно  проявляется в серьёзном, простом,  искреннем тоне обращения с  детьми, в уважении их достоинства,  в самообладании, умении без  грубости и раздражительности  добиваться желаемых результатов.

9. Педагогическая техника это умение словом, жестом, мимикой воздействовать на учащихся.

10. Любовь и уважение к детям.

Эти качества необходимы каждому, кто работает с детьми. Крупская любила детей заботливо, Гайдар весело, Макаренко требовательно, Сухомлинский нежно, Корчак грустно.

11. Творческий подход к  воспитательной работе, постоянный  поиск нового.

12. Повышение квалификации.

Только постоянное обогащение знаниями, неослабимый интерес к трудам классиков педагогики и последним достижениям науки приведут к успехам. “Учитель, если он честен, учится всю жизнь”, Горький. “Учитель до тех пор учитель, пока сам учится”, М.И. Калинин.

Повышение квалификации одно из требований к личности учителя. Повышение  квалификации, развитие педагогического  мастерства идёт по двум основным направлениям, которые тесно взаимосвязаны:

I.   Развитие педагогического  мастерства, управляемое извне:

а) организация методических объединений в школах,

б) курсы повышения- квалификации при ИУУ пединститутах.

II.  Развитие, рост мастерства, управляемый изнутри, со стороны самого учителя:

а) самообразование (приобретение знаний, умений, навыков);

б) самовоспитание (формирование мировоззрения, мотивов и опыта  деятельности, качеств личности);

в) саморазвитие (совершенствование  психических процессов и способностей);

г) изучение передового педагогического  опыта, взаимопосещение уроков.

В конце 60-х годов прошлого столетия была принята Рекомендация ЮНЕСКО о положении учителей. Она представляла собой первый международно-правовой документ, регламентирующий их профессиональное и социально-экономическое положение. Кроме того, в ней был определен механизм международного контроля за выполнением государствами положений Рекомендации: государства, являющиеся членами ЮНЕСКО обязаны регулярно представлять в Секретариат ЮНЕСКО доклады о выполнении (юридическом и фактическом) положений Рекомендации. Строгий международный контроль осуществляется специально созданным комитетом экспертов.

В эти же годы стали закладываться  основы непрерывного педагогического  образования. В документах специальной  международной конференции по вопросам образования, состоявшейся на 35-й сессии ЮНЕСКО в августе 1975 г. отмечалось, что  невозможно снабдить будущего учителя  знаниями и умениями, достаточными для всей его профессиональной деятельности. Это обусловлено постоянным обновлением  и развитием общих и педагогических знаний и постепенными изменениями, происходящими в педагогических системах, а также ростом творческого  характера педагогической деятельности. Поэтому первоначальная подготовка к профессии должна рассматриваться  в процессе непрерывного педагогического  образования учителей, как первая фундаментальная стадия.

В настоящее время современная  концепция непрерывного педагогического  образования в мире выглядит следующим  образом:

Начальное фундаментальное  педагогическое образование обеспечивается в стенах педагогических колледжей, институтов или университетов, причем во всех странах ярко выражена тенденция  перехода на университетское педагогическое образование.

Период адаптации и  становления профессиональной деятельности молодого учителя под руководством более опытных учителей школы (в  Казахстане и России этот процесс  получил название наставничество, в  Англии - пробный год (тьюторинг) и в США - менторинг, который занимает по продолжительности от одного до трех лет.

Информация о работе Профессиональная деятельность молодого учителя