Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 07:28, реферат
Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей.
Введение
Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей.
Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.
Профессиональная этика изучает:
- отношения
трудовых коллективов и
- нравственные
качества личности специалиста,
- взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;
- особенности профессионального воспитания.
Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной характеристике индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классовом обществе они определялись социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий.
Те ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование профессиональной этики. В процессе труда меду людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной этики.
Сейчас в России выявляется необходимость выработки нового типа профессиональной морали, которая отражает идеологию трудовой активности на основе развития рыночных отношений. Речь идет, прежде всего, о моральной идеологии нового среднего класса, составляющего подавляющее большинство рабочей силы в экономически развитом обществе.
В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда.
1. Специфика и структура профессиональной этики юриста
Профессиональная мораль, как уже отмечалось, складывается прежде всего в таких видах деятельности, объектом которых является человек. Безусловно, у юриста при работе с людьми возникают неповторимые ситуации, трудности, противоречия, которые необходимо своевременно разрешать и преодолевать в ходе самой деятельности. Качественное своеобразие характера отношений между людьми в каждой профессии предполагает соответствие деятельности определенным социальным нормам и стандартам, морально-этическим требованиям. Поэтому профессиональная мораль, с одной стороны, является составной частью общей морали, а с другой — имеет качественную специфику. Взаимосвязь между ними выражается в диалектике общего и особенного.
Профессиональная мораль юриста выступает как особенная по отношению к общему — общечеловеческой морали. Общие принципы и нормы морали, выражая закономерные и устойчивые связи личности и общества, проявляются через профессиональную специфическую мораль, претерпевая при этом определенные изменения в соответствии с особенностями данной деятельности. Вместе с тем нормы общечеловеческой морали не исчерпывают всего содержания профессиональной морали, ибо всякое общее лишь приблизительно охватывает отдельные предметы. Профессиональная мораль включает в свое содержание наряду с общим и специфическое — те нравственные дополнительные требования, которые предъявляются к людям именно данной профессии.
Показательна
в этом смысле структура профессиональной
этики юриста, которая включает три
элемента:
1) нравственная деятельность юриста и
ее специфические особенности;
2) нравственные отношения в сфере права и правоприменения;
3) особенности профессионально-нравственного
сознания работников правоохранительных
органов.
Первые два элемента по существу составляют объективную сторону
профессиональной этики юриста, а третий
элемент — субъективную сторону.
Такое деление, казалось бы, единого процесса
позволяет разграничить цель и задачи
юристов от отношения к порученному участку
деятельности, выявляя на этой основе
также три элемента:
1) цель юридической
деятельности;
2) средства, которые используются для достижения цели;
3) результат юридической деятельности.
Как известно, целями
и задачами юристов (всех сотрудников
правоохранительных органов) являются:
обеспечение личной безопасности граждан;
предупреждение и пресечение преступлений,
их раскрытие; охрана общественного порядка; оказание
помощи гражданам, должностным лицам,
частным и государственным предприятиям,
организациям и общественным объединениям
в осуществлении их законных прав и интересов.
Исходя из этого цели и задачи правоохранительных
органов устанавливаются правовыми системами
и носят нормативный характер, предусматривают
определенную социальную программу, которая
должна быть выполнена обязательно в процессе
профессиональной деятельности.
Кроме того, полученный результат иногда
содержит нечто такое, что заранее не было
предусмотрено, поэтому результат может
оказаться и позитивным, и негативным.
Отклонения
между целью и результатом
объясняются следующими причинами:
• противоречивость взаимодействия субъективных
и материальных, материальных и духовных сторон в профессиональной
деятельности юристов, когда существуют
заметные расхождения интересов и целей
различных участников;
• недостаточность экономических средств,
необходимых для решения задач;
• недобросовестность профессиональных
юристов при достижении результатов при
наличии условий и средств (субъективный
фактор), где может превалировать либерализм
и благодушие или излишняя подозрительность,
придирчивость.
Исходя из этих особенностей, критерием
нравственности средств, используемых
в профессиональной деятельности юристов,
может быть только законность, справедливость,
чтобы результат был всегда нравственным.
2. Особенности профессиональной этики юристов
Особенности предмета профессиональной этики юристов, сотрудников правоохранительных органов проявляются в специфике нравственных проблем их профессиональной деятельности. Предмет изучения определяет и общую направленность данной учебной дисциплины, которая призвана: сформировать основы профессионального отношения к избранной специальности; определить понятие и содержание профессиональной чести и профессионального долга, раскрыть нравственные основы осуществления будущей практической деятельности; выработать определенный иммунитет к профессионально-нравственной деформации в процессе непосредственного контакта с представителями криминального мира.
Для более глубокого
понимания профессиональной этики
юристов важно уяснить, во-
Именно поэтому предмет
профессиональной этики юриста определяет
специфическую направленность данной
учебной дисциплины, призванной:
• развить интерес к этому виду деятельности
как к правовой профессии широкой направленности;
• определить понятие и содержание профессиональной
чести, раскрыть нравственные основы будущей
профессиональной деятельности;
• выработать иммунитет к профессионально-нравственной
деформации в процессе непосредственного
общения с теми, кто преступил закон.
Все это в комплексе
вырабатывает умения и навыки соблюдения
служебного этикета в конкретных
ситуациях служебной и
3. Профессиональная значимость - качество юриста
Для успешного разрешения научной разработки и практической реализации кадровой политики в системе правоохранительных органов, юридических служб, в том числе их кадрового обеспечения, прежде всего, необходимо всесторонне исследовать специфику профессиональной деятельности юриста, дать ее точное научное обоснованное описание. Профессиография описания системы требований, предъявляемых определенной профессией к психофизиологическим и психическим качествам индивида - основа профессиональной диагностики. Необходимо определить требования, которые предъявляет эта деятельность к психике личности юриста, к его психологическим качествам, которые должны составить содержание психограммы личности юриста с определением четких критериев его профессиональной пригодности либо непригодности к работе в правоохранительных органах, в различных государственно-правовых и других структурах.
Определение путей повышения эффективности и качества правоохранительной деятельности предполагает всестороннее изучение индивидуально-психических особенностей, свойств личности юриста, его соответствия требованиям, предъявляемым профессией. Установление четких связей между этими требованиями и свойствами личности юриста, выявление лиц, пригодных по своим индивидуально-психологическим качествам к этой деятельности, лежат в основе активизации человеческого фактора. Кадровое обеспечение правовой реформы предполагает создание стройной системы оценки, подбора, воспитания, подготовки и переподготовки юристов, принимаемых на работу в различные правоохранительные органы.
В этих условиях особую актуальность приобретают вопросы, относящиеся к исследованию личности юриста, создание соответствующих методик психологической оценки и профессионального отбора лиц, направляемых на работу в сферу правоохранительной деятельности. О том, что это необходимо сделать, показал анализ деятельности прокурорско-следственных работников, тот очевидный факт, что значительная часть выпускников юридических вузов, направляемых по распределению в органы прокуратуры, в психологическом отношении оказывается далеко не всегда профессионально пригодной. Несоответствие индивидуально-психологических весьма специфическим, порой жестким требованиям труда в прокуратуре способствует возникновению у многих из них состоянию психического перенапряжения, и, как следствие этого, возникновению различных психосоматических расстройств и заболеваний. В итоге это приводит к неудовлетворенности своим служебным положением, избранной профессией, в результате чего часть из них уходит в другие структуры, либо вообще меняет профиль работы.
Профессиографический анализ правоохранительной деятельности прокурорских работников позволит сформулировать 5 основных факторов профессиональной пригодности, включающих соответствующие им комплексы профессионально значимых психологических качеств.
Первый фактор - высокий уровень социальной (профессиональной) адаптации. Этот фактор связан с нормативностью поведения юриста в любых, в том числе сложных, экстремальных условиях профессиональной деятельности. Поэтому его следует рассматривать в качестве одного из главных факторов профессиональной пригодности работников правоохранительных органов. К качествам личности, формирующим указанный фактор, следует отнести:
- высокий уровень правосознания;
- честность, гражданское мужество, совестливость;
- принципиальность (непримиримость) в борьбе с нарушителями правопорядка;
- обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность.
Свидетельством профессиональной непригодности юриста являются противоположные качества: низкий нравственный облик, нечестность, безответственное отношение к делу, недисциплинированность, склонность к алкоголизму.
Второй фактор - нервно-психическая (эмоциональная) устойчивость личности юриста. Этот фактор предполагает:
- устойчивость
к стрессу, высокий уровень
самоконтроля над эмоциями и
поведением, работоспособность в
критических, вызывающих
- развитые адаптивные
свойства нервной системы,
Отрицательно оцениваются следующие качества личности: низкий порог устойчивости к стрессу, повышенная эмоциональная напряженность, избыточная агрессивность, импульсивность поступков, невротические симптомы, быстрая истощаемость нервных процессов, психопатические свойства характера.
Третий фактор
- высокий уровень
- развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция;
- гибкое, творческое мышление, умственная работоспособность, умение выделять главное;
- активность, подвижность
психических познавательных