Профессиональная социально-педагогическая работа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 06:35, реферат

Описание

К объектам принято относить те элементы действительности, на которые направлено действие. Назначение социально педагогической деятельности - оказание компетентной социально-педагогической помощи населению, повышение эффективности процесса социализации, воспитания и развития детей, подростков, юношей. По мнению В.А.Сластенина, очевидно, что объектом социальной педагогики, с одной стороны, выступает растущий человек во всем богатстве его жизнедеятельности, а с другой- элементы общественной культуры, которыми владеет педагог и которые служат «строительным материалом» для формирования личности.

Работа состоит из  1 файл

Социально-педагогическая деятельность(реферат).doc

— 57.50 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

Профессиональная  социально-педагогическая работа - один из главных способов реагирования общества на новую социальную ситуацию. Сегодня социальный педагог должен:

- иметь глубокие  разносторонние знания (в области  философии, социологии, теории социальной работы, юриспруденции, медицины, психологии, педагогики, политологии и т.п.);

- владеть основами  организационно-управленческой, исследовательско-аналитической  и научно-педагогической деятельности;

- уметь работать  с различными социальными, половозрастными, религиозными, этническими группами и отдельными лицами , нуждающимися  в социальной помощи и защите.

    Процесс  становления новой профессии  не лишен ошибок и проблем.  Наибольшую сложность вызывают  вопросы содержания деятельности  социального педагога, его операционально-технического оснащения. Они лишь недавно стали активно рассматриваться теоретиками и практиками. Причин тому много: эта профессия появилась не так давно; длительное время игнорировались богатейшие отечественные традиции, интересный и во многом поучительный зарубежный опыт в области социальной педагогики; до сих пор недостаточно распространены психологические знания ,они слабо интегрируются с педагогическим опытом; возникают разнообразные трудности с кадровым обеспечением и профессиональной подготовкой специалистов и т.д.

    Вместе  с тем в последние годы активно  растет  число научных разработок  и рекомендаций, обобщается и  распространяется опыт социально-педагогической  деятельности, ширится инновационный  поиск. 
 
 
 
 

Объекты и субъекты социально-педагогической деятельности

К объектам принято  относить те элементы действительности, на которые направлено действие. Назначение социально педагогической деятельности - оказание компетентной социально-педагогической помощи населению, повышение эффективности процесса социализации, воспитания и развития детей, подростков, юношей. По мнению В.А.Сластенина, очевидно, что объектом социальной педагогики, с одной стороны, выступает растущий человек во всем богатстве его жизнедеятельности, а с другой- элементы общественной культуры, которыми владеет педагог и которые служат «строительным материалом» для формирования личности.

Субъект- человек, познающий внешний мир(объект)  и взаимодействующий на него в своей практической деятельности.

Можно выделить три уровня учреждений, организаций, специалистов, решающий задачи социального воспитания и социально-педагогической защиты:

1) первоочередные, ведущие (социального педагоги, социальные работники, специализирующиеся на работе с детьми, молодежью, различными категориями семей и т.п.; социально- педагогические центры системы социальной защиты населения и др.);

2) сопутствующие  (учреждения, организации и специалисты здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты, внутренних дел и др.);

3) оказывающие  косвенное, опосредованное влияние на реализацию другими учреждениями, организациями этих задач (учреждения и организации финансово-экономической сферы, пищевой и легкой промышленности, топливно-энергетического комплекса и др.);

Очевидно, что ведущим субъектом социально-педагогической деятельности является социальной педагог. Однако социальной воспитание и социально-педагогическая защиты эффективны лишь в случае активной позиции тех, на кого они направлены,- самой личности, ее семьи, группы общения.

Активность субъекта всегда направлена на конкретный объект.

В последнее  время выделены категории граждан, которым оказывается социально-педагогическая помощь:

· дети-сироты,

· дети-правонарушители,

· дети группы риска,

· та категория  подростков, которая требует помощи в процессе социализации.

Это несовершеннолетние с психологическими, интеллектуальными, педагогическими и социальными  отклонениями от нормы, а также те, что имеют физические, психические  и умственные нарушения развития.

Подросток рассматривается  как активный участник решения собственных проблем и обязательно выступает в роли субъекта. Социальный педагог и воспитанник в процессе деятельности вступают в объектно-субъектные отношения, которые характеризуются подвижностью.

Специализация социального педагога определяется

· по месту работы или учреждению (школьный социальный педагог, социальный педагог в детском  доме, социальный педагог учреждения дополнительного образования…);  по категории клиентов (по работе с  инвалидами, сиротами, беженцами, переселенцами…);

· или по профилю  деятельности (с семьей, детским  объединением, валеологический, дефектологический, экологический, этнологический, физкультурно-оздоровительный…).

За последние 10 лет определилась система учреждений и видов социально-педагогической деятельности по оказанию квалифицированной помощи детям, нуждающимся в поддержке. Созданы методологические основы развития системы социальной службы для молодежи. Вместе с тем происходит дальнейшее ее развитие.

Социально-педагогическая работа с личностью, группой, общиной.

      Социально-педагогическая работа с личностью предполагает организацию кратковременных или длительных контактов, доверительного и продуктивного общения .При этом основное назначение специалиста-помочь человеку ,его семье понять обстоятельства ,ситуацию ,в которой они оказались ,мобилизовать внутренние ресурсы ,понять свою роль в совместных действиях ,стимулировать и/или организовать при необходимости активные действия по преодолению проблемы. Инструментарий социального педагога включает различные методы, приемы, средства:

непосредственные - обеспечивают содействие и помощь в ситуациях, когда ребенок не может сам решить возникшую задачу, проблему, противоречие;

прямые непосредственные - система мер, осуществляемая социальным педагогом путем открытого вмешательства в трудную или опасную для ребенка ситуацию, когда создается угроза его жизни, здоровью и когда очевидна необходимость немедленной защиты прав и достоинства;

косвенные непосредственные-система мер, осуществляемая социальным педагогом без прямого вмешательства в возникшую ситуацию. В непосредственном общении с воспитанником педагог разъясняет и направляет, а ребенок сам решает возникшую задачу, противоречие, проблему. Кроме того, они применяются в ситуациях, когда ребенок сам не может вычленить свои проблемы или имеющаяся проблема не может быть разрешена объективно9например,заметный физический недостаток ребенка).Зачастую педагог учит ребенка жить с данной проблемой, переместив ее на менее значимый уровень, чтобы создать условия для актуализации иных потребностей, а может быть, и найти другую проблему, являющуюся причиной неразрешенности данной.К числу косвенных, непосредственных мер относится ,в частности, косвенная защита- совместный поиск воспитателем и воспитанником конкретных путей, ведущих к переосмыслению ситуации и достижению положения, когда отпадает необходимость во внешней защите. Педагог не дает конкретных рецептов защиты, а раскрывает «веер» ее  потенциальных способов, которые могут использоваться в любой ситуации, помогая выбрать наиболее подходящий конкретному ребенку в конкретной ситуации;

опосредованные - предполагают создание атмосферы защищенности в коллективе (группе), что исключает в дальнейшем возникновение проблемы угрозы от сверстников и взрослых, а, следовательно, и саму проблему защиты.

     При  работе с группой специалист может либо выделять типичное, общее для этого объединения людей, либо использовать обратный процесс – формировать группу на основе общих проблем и/или интересов. Группы могут использоваться: в исправительных целях, когда дело касается одного или нескольких членов; для предупреждения дисфункций; для обеспечения нормального развития отдельных членов группы, особенно  в критические периоды роста для утверждения личности; в целях обучения и воспитания чувств гражданственности. Особое место в социально-педагогической деятельности занимает семья как малая группа.

   Специфика  социально-педагогической работы в общине, организации, объединении заключается в существовании общих проблем, осознаваемых в той или иной степени всеми 9почти всеми, большей частью наиболее подготовленными) их членами. Кроме того, наличие в той или иной степени правомочных и зрелых органов самоуправления дает возможность организовать эффективную самопомощь, социальные инициативы, социально-преобразовательную самодеятельность. Основная деятельность социального педагога в общине, организации, объединении: определение и классификация потребностей, изыскание средств для их удовлетворения и принятия, соответствующих мер путем коллективных и совместных действий. «Метод работы в общине рассматривается как социально-политическое средство удовлетворения интересов, потребностей, ожидания граждан. При этом ставится задача добиваться, чтобы клиент понимал тесную зависимость и взаимообусловленность личных и общественных проблем. Он должен принимать активное участие в солидарных действиях, направленных на решении ситуаций. Этот метод состоит из выяснения сути и типа проблемы, анализа причин, разработки стратегии, программы, планов, привлечения необходимых ресурсов, выявления и вовлечения лидеров, развития отношений между членами общества для облегчения их усилий».

   Дифференцируя  свою деятельность в зависимости  от особенностей клиента, социальный  педагог может максимально реализовать  свои профессиональные задачи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитание подрастающего  поколения - нелегкая и ответственная задача. Каждый взрослый стремится выполнить ее как можно лучше. Однако, возникает вопрос, почему в одинаково тяжелых условиях результат оказывается разным: одни подростки, стараясь оправдать ожидания воспитывающих взрослых, оказываются неэффективными во взрослой жизни, другие - избегая требований и не соответствуя ожиданиям - превосходят своих воспитателей в психологической зрелости?

Социально-политические и экономические изменения затронули  практически все стороны процесса обучения, воспитания и развития личности. На фоне всеобщего кризиса в экономической, политической, социальной сферах значительно возросли такие явления как безработица, преступность, проституция, расширился круг пораженных алкоголизмом, наркоманией, умственными заболеваниями, увеличилось количество детей, оставшихся без присмотра. В связи с этим основная задача школы, по мнению А.А.Реана, состоит в повышении у детей адаптационного потенциала (одновременно это является и задачей профилактики аддиктивного поведения). Однако при организации образовательного процесса все равно доминирует учебная составляющая - усвоение знаний (актуальность этой проблемы возрастает в связи с увеличением профильных и специальных классов, повышенными требованиями информатизации и др.).

А.А.   Реан указывает на то, что школа должна выполнять не только учебную, но и воспитывающую функцию в таких аспектах, как:

1. развитие интеллекта (большой объем знаний по различным  дисциплинам вовсе не предполагает  обязательного развития интеллектуальных способностей, в лучшем случае увеличивается объем памяти);

2. развитие эмоциональной  сферы; 

3. развитие устойчивости  к стрессорам;

4. развитие уверенности  в себе и самопринятия;

5. развитие положительного  отношения к миру и принятия  других;

6. развитие автономности личности;

7. развитие мотивации  к самосовершенствованию и мотивации  к учению и самореализации  личности.

Существуют различные  точки зрения и теории, описывающие  особенности подросткового возраста. Многие исследователи рассматривают подростковый возраст как фактор риска для развития девиантного поведения, одной из форм которого является употребление наркотиков. Основание такого подхода лежит в психологических особенностях подросткового возраста, который является кризисным в отношении всех аспектов взросления: биологического, психологического, психосоциального.

Информация о работе Профессиональная социально-педагогическая работа