Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 06:35, реферат
К объектам принято относить те элементы действительности, на которые направлено действие. Назначение социально педагогической деятельности - оказание компетентной социально-педагогической помощи населению, повышение эффективности процесса социализации, воспитания и развития детей, подростков, юношей. По мнению В.А.Сластенина, очевидно, что объектом социальной педагогики, с одной стороны, выступает растущий человек во всем богатстве его жизнедеятельности, а с другой- элементы общественной культуры, которыми владеет педагог и которые служат «строительным материалом» для формирования личности.
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональная социально-педагогическая работа - один из главных способов реагирования общества на новую социальную ситуацию. Сегодня социальный педагог должен:
- иметь глубокие разносторонние знания (в области философии, социологии, теории социальной работы, юриспруденции, медицины, психологии, педагогики, политологии и т.п.);
- владеть основами
организационно-управленческой, исследовательско-
- уметь работать
с различными социальными,
Процесс
становления новой профессии
не лишен ошибок и проблем.
Наибольшую сложность вызывают
вопросы содержания
Вместе
с тем в последние годы
Объекты и субъекты социально-педагогической деятельности
К объектам принято относить те элементы действительности, на которые направлено действие. Назначение социально педагогической деятельности - оказание компетентной социально-педагогической помощи населению, повышение эффективности процесса социализации, воспитания и развития детей, подростков, юношей. По мнению В.А.Сластенина, очевидно, что объектом социальной педагогики, с одной стороны, выступает растущий человек во всем богатстве его жизнедеятельности, а с другой- элементы общественной культуры, которыми владеет педагог и которые служат «строительным материалом» для формирования личности.
Субъект- человек, познающий внешний мир(объект) и взаимодействующий на него в своей практической деятельности.
Можно выделить три уровня учреждений, организаций, специалистов, решающий задачи социального воспитания и социально-педагогической защиты:
1) первоочередные, ведущие (социального педагоги, социальные работники, специализирующиеся на работе с детьми, молодежью, различными категориями семей и т.п.; социально- педагогические центры системы социальной защиты населения и др.);
2) сопутствующие (учреждения, организации и специалисты здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты, внутренних дел и др.);
3) оказывающие косвенное, опосредованное влияние на реализацию другими учреждениями, организациями этих задач (учреждения и организации финансово-экономической сферы, пищевой и легкой промышленности, топливно-энергетического комплекса и др.);
Очевидно, что ведущим субъектом социально-педагогической деятельности является социальной педагог. Однако социальной воспитание и социально-педагогическая защиты эффективны лишь в случае активной позиции тех, на кого они направлены,- самой личности, ее семьи, группы общения.
Активность субъекта всегда направлена на конкретный объект.
В последнее
время выделены категории граждан,
которым оказывается социально-
· дети-сироты,
· дети-правонарушители,
· дети группы риска,
· та категория подростков, которая требует помощи в процессе социализации.
Это несовершеннолетние с психологическими, интеллектуальными, педагогическими и социальными отклонениями от нормы, а также те, что имеют физические, психические и умственные нарушения развития.
Подросток рассматривается как активный участник решения собственных проблем и обязательно выступает в роли субъекта. Социальный педагог и воспитанник в процессе деятельности вступают в объектно-субъектные отношения, которые характеризуются подвижностью.
Специализация социального педагога определяется
· по месту работы
или учреждению (школьный социальный
педагог, социальный педагог в детском
доме, социальный педагог учреждения
дополнительного образования…);
· или по профилю
деятельности (с семьей, детским
объединением, валеологический, дефектологический,
экологический, этнологический, физкультурно-оздоровительный…)
За последние
10 лет определилась система учреждений
и видов социально-
Социально-педагогическая работа с личностью, группой, общиной.
Социально-педагогическая работа с личностью предполагает организацию кратковременных или длительных контактов, доверительного и продуктивного общения .При этом основное назначение специалиста-помочь человеку ,его семье понять обстоятельства ,ситуацию ,в которой они оказались ,мобилизовать внутренние ресурсы ,понять свою роль в совместных действиях ,стимулировать и/или организовать при необходимости активные действия по преодолению проблемы. Инструментарий социального педагога включает различные методы, приемы, средства:
непосредственные - обеспечивают содействие и помощь в ситуациях, когда ребенок не может сам решить возникшую задачу, проблему, противоречие;
прямые непосредственные - система мер, осуществляемая социальным педагогом путем открытого вмешательства в трудную или опасную для ребенка ситуацию, когда создается угроза его жизни, здоровью и когда очевидна необходимость немедленной защиты прав и достоинства;
косвенные непосредственные-система мер, осуществляемая социальным педагогом без прямого вмешательства в возникшую ситуацию. В непосредственном общении с воспитанником педагог разъясняет и направляет, а ребенок сам решает возникшую задачу, противоречие, проблему. Кроме того, они применяются в ситуациях, когда ребенок сам не может вычленить свои проблемы или имеющаяся проблема не может быть разрешена объективно9например,заметный физический недостаток ребенка).Зачастую педагог учит ребенка жить с данной проблемой, переместив ее на менее значимый уровень, чтобы создать условия для актуализации иных потребностей, а может быть, и найти другую проблему, являющуюся причиной неразрешенности данной.К числу косвенных, непосредственных мер относится ,в частности, косвенная защита- совместный поиск воспитателем и воспитанником конкретных путей, ведущих к переосмыслению ситуации и достижению положения, когда отпадает необходимость во внешней защите. Педагог не дает конкретных рецептов защиты, а раскрывает «веер» ее потенциальных способов, которые могут использоваться в любой ситуации, помогая выбрать наиболее подходящий конкретному ребенку в конкретной ситуации;
опосредованные - предполагают создание атмосферы защищенности в коллективе (группе), что исключает в дальнейшем возникновение проблемы угрозы от сверстников и взрослых, а, следовательно, и саму проблему защиты.
При работе с группой специалист может либо выделять типичное, общее для этого объединения людей, либо использовать обратный процесс – формировать группу на основе общих проблем и/или интересов. Группы могут использоваться: в исправительных целях, когда дело касается одного или нескольких членов; для предупреждения дисфункций; для обеспечения нормального развития отдельных членов группы, особенно в критические периоды роста для утверждения личности; в целях обучения и воспитания чувств гражданственности. Особое место в социально-педагогической деятельности занимает семья как малая группа.
Специфика
социально-педагогической работ
Дифференцируя
свою деятельность в
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитание подрастающего поколения - нелегкая и ответственная задача. Каждый взрослый стремится выполнить ее как можно лучше. Однако, возникает вопрос, почему в одинаково тяжелых условиях результат оказывается разным: одни подростки, стараясь оправдать ожидания воспитывающих взрослых, оказываются неэффективными во взрослой жизни, другие - избегая требований и не соответствуя ожиданиям - превосходят своих воспитателей в психологической зрелости?
Социально-политические
и экономические изменения
А.А. Реан указывает на то, что школа должна выполнять не только учебную, но и воспитывающую функцию в таких аспектах, как:
1. развитие интеллекта
(большой объем знаний по
2. развитие эмоциональной сферы;
3. развитие устойчивости к стрессорам;
4. развитие уверенности в себе и самопринятия;
5. развитие положительного отношения к миру и принятия других;
6. развитие автономности личности;
7. развитие мотивации
к самосовершенствованию и
Существуют различные
точки зрения и теории, описывающие
особенности подросткового
Информация о работе Профессиональная социально-педагогическая работа