Профессионально ориентированная технология обучения специальным дисциплинам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:51, контрольная работа

Описание

Еще К.Д.Ушинский, основоположник научной педагогики в России, писал, что учение – есть труд, полный активности и мысли. Но именно активная (деятельностная и мыслительная) творческая сторона учения недостаточно актуализирована при традиционной организации обучения.
Повышение эффективности урока – одна из насущных задач совершенствования качества учебно-воспитательного процесса.

Содержание

Введение
3
1
Профессионально ориентированная технология обучения специальным дисциплинам.

4
2
Модель учебного занятия

5
3
Эффективность профессионально-технологического обучения

6

Заключение

Работа состоит из  1 файл

Педагогические технологии реферат.doc

— 75.00 Кб (Скачать документ)


 

Министерство образования и науки РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени Н.Г. Чернышевского»

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Тема: «Профессионально ориентированная

технология обучения специальным дисциплинам»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка  II курса

факультета ППиНО
по специальности

педагогика и психология
Винокур М.В.

Проверила:

Фадеева Т.Ю.

 

 

 

 

 

Саратов 2012 г.

 

Содержание

 

 

 

Стр.

 

 

Введение

3

1

Профессионально ориентированная технология обучения специальным дисциплинам.

 

4

2

Модель учебного занятия

 

5

3

Эффективность профессионально-технологического обучения

 

6

 

Заключение

8

 

Список литературы

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В законах об образовании Российской Федерации указывается на необходимость совершенствования образования, повышения качества воспитательной работы, целенаправленного развития творческих способностей учащихся.

Еще К.Д.Ушинский, основоположник научной педагогики в России, писал, что учение – есть труд, полный активности и мысли. Но именно активная (деятельностная и мыслительная) творческая сторона учения недостаточно актуализирована при традиционной организации обучения.
Повышение эффективности урока – одна из насущных задач совершенствования качества учебно-воспитательного процесса.

Аспект практической реализации современных педагогических технологий на уроке остается актуальным.

Одним из новых для педагогики является понятие «технологии», часто встречающиеся в педагогической литературе (научной, публицистической, учебной).
Появление этого термина из сферы информационных технологий и направления исследований в педагогике не является случайностью.
Распространение термина «технологии» в сфере образования имеет под собой серьезные объективные причины.
В любой сфере деятельности человека создание и широкое использование технологий ведет к усилению возможностей и повышению потенциала данной сферы, а также к опосредованному развитию других смежных сфер человеческой деятельности. Педагогика не является исключением.
Проблемой педагогических технологий как составляющей педагогической системы занимаются многие педагоги и психологи: В.П.Беспалько, М.В.Кларин, С.А.Маврин – определениями педагогической технологии; Б.Т.Лихачев – задачами педагогической технологии; Г.И.Щукина, М.Н.Скаткин, А.К.Маркова и другие – деятельностным подходом в обучении.

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Профессионально ориентированная технология обучения специальным дисциплинам

 

«Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В.Монахов)
Профессионально ориентированная технология реализуется в условиях профессионально-технологической системы обучения.


Цель технологии — обеспечить профессиональное становление личности современного конкурентоспособного специалиста, готового к полноценной профессиональной управленческой, производственно-технологической, научно-методической, исследовательской деятельности.


Задачи технологии:


1.  формирование у выпускника учреждения среднего профессионального образования ценностных отношений к собственному профессиональному образованию и профессиональной деятельности;

2.  гарантированная реализация образовательных программ, достижение запланированного уровня и качества подготовки специалиста;

3.  развитие творческого потенциала его личности;

4. воспитание полноценной направленности, готовности к самореализации в обществе.
 

Сущность и специфика процесса обучения кроме целей и задач определяется также функциями основных его субъектов – педагога и учащихся, характером их взаимодействия.

Учебно-познавательная деятельность обучающихся представляет собой целостный процесс усвоения системы научных знаний, формирования творческих умений и навыков путем пошагового продвижения в образовании, умственном развитии и воспитании от периода к периоду, от этапа к этапу, от одного учебного занятия к другому, от одной стадии учебного занятия к другой, от одной фазы стадии учебного занятия к другой посредством решения интеллектуально-насыщенных пороговых учебных  задач в ходе коллективно-индивидуального, социально-профессионального взаимодействия педагога и студентов, а также студентов между собой.
Обучающая деятельность преподавателя заключается в создании организационно-педагогических условий для самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся, в оказании им педагогической поддержки и методической помощи, обеспечивающих гарантированное решение дидактических, развивающих и воспитательных задач на основе использования умственных, материализованных и материальных психолого-педагогических процедур и системных комплексов методов, средств и форм педагогического взаимодействия.


2 Модель учебного занятия

 

Модель учебного занятия в системе профессионально-технологического обучения представляет собой целостную структуру компонентов, функций, деятельности учения обучающихся и поддержки преподавателя. Модель содержит компоненты организационный, дидактический и технологический.

Организационный компонент включает вводную, основную и заключительную части. Вводная часть, предусмотренная планом учебного занятия, используется для организации обучающихся в учебной группе, оценки их готовности к педагогическому взаимодействию. Содержание деятельности обучающихся и преподавателя рассматривается в дидактическом и технологическом компонентах. Основная часть модели дидактического компонента состоит из двух стадий для теоретического и трех — для практического занятия: обеспечивающей, формирующей и результативной (практической).

Дидактический компонент вводной части содержит ценностно-целевые технологические предписания. В каждой стадии основной части учебного занятия сформулированы: цель, содержание деятельности преподавателя и обучающихся, а также методы, средства реализации целей и формы педагогического взаимодействия субъектов процесса учения и поддержки.

Технологический компонент вводной части включает получение обучающимися информации о номере, наименовании, уровне усвоения дидактической единицы учебного материала, методике его усвоения и присвоения как ценности профессионального образования.

Технологический компонент основной части структуры учебного занятия включает системные комплексы учебно-познавательной деятельности студентов, научно-методической, обучающей деятельности преподавателя на каждой стадии. Системный комплекс содержит: цели, содержание педагогической деятельности обучающихся и преподавателя, совокупности методов, средств и форм педагогического взаимодействия. Системные комплексы разрабатываются преподавателем с учетом принципов целостности, структурирования, взаимосвязанности элементов, самоорганизации, встроенности механизмов устойчивого функционирования и развития, связей планирования и контроля, конструирования и реконструирования.

Технология деятельности студентов и преподавателя в первой, обеспечивающей, стадии основной части учебного занятия включает следующие компоненты:
- усвоение обучающимися знаний о типовых конструкциях, технологиях, методах, способах, приемах, правилах учебной деятельности; осознание результата присвоения их как образовательных ценностей; оценка уровня педагогических отношений к сформированным ценностям;
- закрепление обобщенных знаний путем решения пороговых учебных задач, заданий, ситуаций; присвоение методов их решения как личностных ценностей;
- формирование обобщенных ориентировочных основ учебно-профессиональной деятельности путем воспроизведения по памяти каждым обучающимся самостоятельно, при поддержке или при помощи преподавателя; осознание их как образовательных ценностей;
- представление преподавателем учебных материалов обучающимся с целью организации коллективно-индивидуальной учебно-познавательной деятельности;
- организация преподавателем совместной учебно-познавательной деятельности обучающихся, формирующей гуманные нравственные отношения в учебных подгруппах, учебных парах;
- организация индивидуальной самостоятельной учебной деятельности обучающихся;
- оценка преподавателем уровня и качества сформированности у обучающихся обобщенных ориентировочных основ самостоятельной учебной деятельности, осознанного присвоения каждым общечеловеческих и профессиональных ценностей, становления своего «я».

Технология учебно-познавательной деятельности обучающихся, научно-методической, обучающей деятельности преподавателя на второй, формирующей, стадии учебного занятия отличается, В первую очередь, уровнем целеполагания, связанного с необходимостью формирования продуктивного мышления, соответствующих отношений и деятельности.
В заключительной части учебного занятия осуществляется объективная оценочно-мотивационная деятельность посредством сравнения студентами и преподавателем достижений с эталонными показателями по уровню и качеству в реализации обучающей функции, продвижении студентов в умственном развитии по уровню продуктивности решенных учебных задач и в воспитанности — по уровню направленности личности каждого обучающегося.


3 Эффективность профессионально-технологического обучения

 

Технология профессионально ориентированного обучения обладает существенными достоинствами, определяющими ее эффективность. Наиболее значимые показатели эффективности рассматриваемой технологии по критерию результативности обучения:
- технология обеспечивает гарантированное выполнение требований государственных образовательных стандартов к уровню и качеству подготовки специалистов среднего звена;
- в процессе обучения создаются необходимые и достаточные условия для становления творчески активной, ценностно ориентированной личности специалиста-профессионала;
- технология содержит в дидактической структуре механизмы ее адаптации к уровню способностей студентов к самостоятельному учению, умственному развитию и воспитанию;
- технология позволяет осуществлять действенный мониторинг процесса и результата подготовленности обучающихся, выводить их из затруднений, поддерживать и развивать познавательный интерес;
- обеспечивается общая эмоциональная удовлетворенность студентов обучающей деятельностью преподавателя и собственной учебно-познавательной деятельностью;
- технология воспроизводима каждым преподавателем, независимо от его опыта профессионально-педагогической деятельности;
- технология позволяет обеспечить полное усвоение учебного материала каждым обучающимся на установленном стандартом уровне в процессе учебной деятельности непосредственно на учебном занятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Профессионально ориентированная технология обучения специальным дисциплинам