Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:42, реферат
Программа «Детство» является результатом многолетней научно-исследовательской работы коллектива кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена(В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.)
. В ее основу легли теоретические взгляды Петербургской (Ленинградской) научной школы воспитания на сущность развития ребенка в период дошкольного детства, требования к содержанию образовательной программы для детского сада и пути ее реализации в педагогическом процессе.
Введение……………………………………………….……………………………………3
Задачи и цели программы…………………………….……………………………………4
Цели программы……………………………………………………………………………5
Особенности программы……………………………..……………………………………6
Чувствовать - Познавать – Творить……………………………………………………….8
Список ДОУ/СОШ, работающих по программе…………………………………………9
Методическая литература………………………………………………………………...10
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
«Одинцовский институт»
Факультет довузовского образования колледж
Реферат по дисциплине:
Теоретические основы дошкольного воспитания.
Тема:
Программа «Детство»
Одинцово 2012
Содержание
Введение……………………………………………….………
Задачи и цели программы…………………………….………………………
Цели программы…………………………………………
Особенности программы……………………………..……………………
Чувствовать - Познавать – Творить……………………………………………………….8
Список ДОУ/СОШ, работающих по программе…………………………………………9
Методическая литература…………………
ВВЕДЕНИЕ
Программа «Детство» является результатом многолетней научно-исследовательской работы коллектива кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена(В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.)
. В ее основу легли теоретические взгляды Петербургской (Ленинградской) научной школы воспитания на сущность развития ребенка в период дошкольного детства, требования к содержанию образовательной программы для детского сада и пути ее реализации в педагогическом процессе.
Программа представляет универсальную комплексную систему развития и воспитания детей в детском саду, разработанную на основе достижений классической и современной дошкольной педагогики. Программа составлена в соответствии с тремя основными ступенями дошкольного детства - младшего, среднего и старшего возраста.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Задачи программы:
- Начальное становление личности ребенка;
- Формирование основ самосознания;
- Обеспечение процесса начальной социализации;
- Индивидуализации в развитии;
- Приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям;
- Охрана и укрепление здоровья детей;
- Развитие эмоциональной отзывчивости и гуманности;
- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.
Задачи решаются в программе через усвоение детьми идеи единства всего живого. Программа ориентирует воспитателя на ознакомление детей с доступными для их понимания эмоциональными переживаниями и проблемами людей, с их поступками, эмоциональными состояниями. Благодаря этому дети начинают понимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям у всех людей независимо от возраста, пола. Так постепенно формируется понятие о гуманном и негуманном поведении, дети учатся замечать общность настроения природы и человека, сострадать человеку, животным, растениям.
На первый план выдвигается воспитание позитивного, гуманного отношения ребенка к окружающему миру. Программа предлагает насыщенное образовательное содержание в соответствии с познавательными запросами современного ребенка. Его реализация достигается путем приобщения ребенка к изобразительному искусству, музыке, детской литературе и родному языку, экологии, математике, игре.
Целостность и единство разделов программы определяется связью ее трех магистральных линий - развитие эмоциональной сферы, познавательной и практической деятельности.
Программа ориентирует педагога на творческое отношение к работе. Количество учебных занятий и их продолжительность не регламентированы. Педагогу предоставлено право самостоятельно определять их место в режиме дня, а также решать, какое образовательное содержание может быть реализовано через совместную или самостоятельную деятельность детей, в процессе игр или занятий.
Программа составлена с
учетом дифференцированного освоения
содержания образования (высокий, средний,
низкий) по каждому разделу, которые
являются ориентиром для педагога в
конструировании
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
- обеспечение всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного, - через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду;
- введение, ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия (миром людей, природы и др.) и культуры (изобразительным искусством, музыкой, детской литературой и родным языком, математикой и др.)
- приобщении детей к добру, красоте, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и поступки, участвовать в охране окружающей среды.
Данная система развития строится на основе практических видов деятельности, доступных ребенку(рисование, лепка, аппликация, рассказ, кукольный театр, прослушивание сказок, подготовка к праздником). В результате совершения их дети познают свойства и отношения объектов, чисел, величины и их характерные особенности, многообразие геометрических форм.
ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Авторы программы дошкольного образования «Детство» впервые поставили вопрос о сообразности логики образовательной программы природе самого ребенка; а так же были первыми в решении вопроса о формировании моделей поведения свойственных разным половым группам. В условиях трудностей в половой идентификации на сегодня, данный аспект приобретает не маловажное значение.
Авторы стремились к тому, чтобы ребенок с детства приобщался к истокам народной культуры своей страны.
В программе уделяется большое внимание произведениям устного народного творчества, народным хороводным играм, народной музыке и танцам, декоративно-прикладному искусству России. Одновременно программа предполагает воспитание уважения к другим народам.
Программа разработана авторами с позиций гуманистической педагогики, личностно-деятельностного подхода к развитию и воспитанию ребенка-дошкольника. Она включает три части в соответствии с тремя ступенями дошкольного периода (младший, средний, старший дошкольный возраст). Научную основу программы «Детство» составляют три теоретических положения:
В программе выделен новый важный раздел: «Отношение ребенка к самому себе» (самопознание).
Все содержание программы условно объединяется вокруг четырех основных блоков:
«Познание» (помощь дошкольникам в освоении разнообразных доступных способов познания окружающего мира (сравнение, элементарный анализ, обобщение и др.), развитии их познавательной активности, познавательных интересов);
«Гуманное отношение» (ориентация детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, развитие гуманных чувств и отношения к окружающему миру);
«Созидание» (блок творчества: развитие самостоятельности как высшего проявления творчества);
«Здоровый образ жизни» (воспитание двигательной культуры, привычки вести здоровый образ жизни)
Особый акцент в программе сделан на приобщение детей к миру природы, воспитание бережного отношения к природным объектам.
Программа «Детство»
является комплексной образовательной программой. Ее использование
требует от педагога развитой педагогической
рефлексии, способности строить педагогический
процесс по модели субъект-субъектного
взаимодействия с ребенком на основе педагогической
диагностики. В осуществлении индивидуально-
Современный детский сад — это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Поэтому реализация программы «Детство» требует целесообразной организации развивающей материальной среды. Педагогическая среда создается с учетом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Подбор дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей и помогает осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка.
Для авторов программы идеальный детский сад — это теплый дом, где царит семейная обстановка, где дети играют, слушают сказки, участвуют в занятиях, труде, общении. При построении педагогического процесса основное образовательное содержание программы «Детство» педагоги осуществляют в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра.
Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей интересными делами, проблемами, идеями, включает каждого ребенка в содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.
Педагогический процесс включает также организованное обучение (занятия). В каждой возрастной группе проводится не более двух занятий в день. В младшей и средней группах одно из игровых занятий планируется утром, второе — после сна. В старшем дошкольном возрасте оба занятия следует проводить в утренний отрезок времени.
ЧУВСТВОВАТЬ-ПОЗНАВАТЬ-ТВОРИТЬ
Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство — время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Поэтому программа «Детство» создавалась авторами как программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.
Программа «Детство» предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. Исходя из принципов гармоничности образования, авторы предусмотрели для органического вхождения ребенка в современный мир широкое взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом. Широкое образовательное содержание становится основой для развития любознательности, познавательных способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов.
Девиз программы "Детство": "Чувствовать - Познавать - Творить".
Эти слова определяют
три взаимосвязанных линии
Обеспечение всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного, - через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду. Введение, ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия (миром людей, природы и др.) и культуры (изобразительным искусством, музыкой, детской литературой и родным языком, математикой и др.). Основная идея программы – социализация ребенка, т.е. вхождение ребенка в культуру через осознание ребенком своих возможностей и способностей.