Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 14:28, контрольная работа
Успехи в обучении и воспитании детей определяются множеством факторов, каждый из которых является достаточно весомым, и пренебрежение этими факторами неизбежно ведет к неудаче. Это – методика обучения и воспитания, возрастные особенности детей, наличный уровень их развития и другое. Кроме перечисленных, важным фактором детского развития является сам педагог, который берет на себя роль учителя и воспитателя.
Введение…………………………………………………………………………3
Сущность учебной деятельности……………………………………………….4
Факторы, влияющие на успешность обучения………………………………...8
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованных источников……………………………………………19
План
Введение…………………………………………………………
Сущность учебной деятельности…
Факторы, влияющие на успешность обучения………………………………...8
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………19
Введение
Успехи в обучении
и воспитании детей определяются
множеством факторов, каждый из которых
является достаточно весомым, и пренебрежение
этими факторами неизбежно
Профессиональный педагог – это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Если бы обучением и воспитанием детей не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие. Новое поколение людей оказалось бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс.
В современном цивилизованном
обществе педагог является фигурой,
которая требует особого
Сущность учебной деятельности
Концепция учебной деятельности является в психологии одним из подходов к процессу учения, реализующим положение об общественно-исторической обусловленности психического развития . Она сложилась на базе основополагающего диалектико-материалистического принципа психологии - принципа единства психики и деятельности в контексте психологической деятельности и в тесной связи с теорией поэтапного формирования умственной деятельности и типов учения .
Как должно быть организовано обучение, решающее две основные задачи:
обеспечение познания;
обеспечение психического развития?
Эта проблема стояла в свое время перед Л.С. Выготским, определившим ее как "соотношение обучения и развития". Однако ученый лишь наметил пути ее решения. Наиболее полно эта проблема разработана в концепции учебной деятельности Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова .
Оставаясь в рамках
Согласно в этой концепции, учащийся как субъект познания должен быть способен :
- овладеть научными понятиями, организованными по теоретическому типу;
- воспроизвести в собственной деятельности логику научного познания;
- осуществить восхождение от абстрактного к конкретному.
Иными словами, субъектность
ученика проявляется в его
способности воспроизвести
В концепции учебной
познания. Сам образовательный процесс трактуется не как трансляция научных знаний, их усвоение, воспроизводство, а как развитие познавательных способностей, основных психических новообразований. Развивает не само знание, а специальное его конструирование, моделирующее содержание научной области, методы ее познания[1,48].
Учебный предмет не просто
содержит систему знаний, но особым
образом (через построение
Организация обучения, построенного
по теоретическому типу, по мнению.
В.В.Давыдова и его
За эталон развития принимаются показатели, характеризующие теоретическое мышление:
- рефлексивность, целеполагание, планирование;
- умение действовать во внутреннем плане;
- умение обмениваться продуктами познания .
В концепции В.В. Давыдова цель образования представлена более широко, а главное, более психологично. Это не просто познание окружающего мира, существующего по своим объективным законам, а присвоение учеником общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями людей, воспроизводство образовательной культуры, куда входят не только знания, но и общественно выработанные ценности, нормативы, социально значимые ориентиры.
Формирование у учащихся
Такое структурирование
Иначе происходит процесс
Сущность учебной деятельности
состоит в том, что её
Систематическое осуществление
учебной деятельности
Факторы, влияющие на успешность обучения
Для того чтобы быть успешной, т. е. приводить к научению при минимальных затратах усилий и средств со стороны обучающего и обучаемого, учебная деятельность должна соответствовать следующим основным требованиям:
— быть как для обучающего,
так и для обучаемого
— иметь развитую и гибкую структуру;
— осуществляться в
— выполняться при помощи
современных технических
Рассмотрим каждое из этих
требований применительно к
Применительно к обучению мотивированность означает личную заинтересованность преподавателя в том, чтобы учащиеся как можно лучше усваивали учебный материал. Разносторонность мотивации обучения предполагает наличие многих различных мотивов, в силу которых преподаватель участвует в учебной работе и берет на себя определенные обязательства в научении учащегося. Глубина мотивированности оценивается по вовлеченности в учебный процесс самых значимых жизненных мотивов преподавателя, составляющих основу его личности[2,112].
Участие преподавателя в обучении учащихся, стимулируемое только материальным интересом или боязнью остаться без работы по причине несоответствия должности или сокращения штатов, равносильно обращению к мотивации избегания неудачи, которая, как нам уже известно, сама по себе не в состоянии обеспечить достижение значительных успехов в педагогической деятельности. Наряду с указанными побуждениями важно включать мотивы, связанные с соображениями престижа, просоциальные мотивы — те, которые связаны с благом людей и высокими нравственными ценностями.
Если деятельность учителя
служит для него только
Развитость структуры обучения означает наличие в арсенале преподавателя достаточного числа разнообразных действий, с помощью которых он может осуществлять свои функции в учебной деятельности, передавая учащимся знания, умения и навыки, развивая их умственно и нравственно. Более совершенной будет учебная деятельность того преподавателя, который может профессионально использовать в обучении разные методы и средства. Если учитель не пользуется ничем, кроме буквального изложения материала по тексту учебника и простого опроса для проверки знаний учащихся, то реализуемый им учебный процесс вряд ли можно будет назвать структурно развитым. Таким он станет лишь тогда, когда наряду с простыми и традиционными методами передачи и проверки знаний преподаватель воспользуется множеством различных источников информации, средств ее презентации, включая технические, и разными способами контроля знаний учащихся.
Информация о работе Психологические условия оптимальной учебной деятельности учителя