Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 11:38, контрольная работа
Работа содержит такие вопросы:
1.Назовите этические принципы деятельности педагога- психолога.
2.Перечислите основные коммуникативные техники, наиболее часто применяющиеся в консультативной беседе.
3.Проанализируйте психологическое консультирование как репертуар воздействий на клиента.
1.Вопрос 1………………………………………………………………….3
2.Вопрос 2………………………………………………………………….8
3.Вопрос 3…………………………………………………………………10
4.Вопрос 4…………………………………………………………………12
Терминологический диктант……………………………………………..13
Список литературы……………………………………………………….15
Наиболее распространёнными и чаще всего провоцируемыми в ситуации первой встречи можно считать следующие коммуникативные техники:
-Молчание. Смысл молчания может быть различным: признак сопротивления, признак самоанализа, выражение отчаяния и безысходности или, наоборот, - канун инсайта.
- Прояснение. Техника направлена на раскрытие смысла (мотивационного, целевого, операционального) как для консультанта, так и для клиента, его собственных действий. Помогает отследить амбивалентность чувств и отно- шений, особенности используемых защитных механизмов, мышления и т.д.
- Интерпретация. Техника разъяснения (объяснения) клиенту скрытого смысла его высказываний. Интерпретация может выражаться в утвердительной, пропозициональной или вопросительной форме. Одна из наиболее сложных и неоднозначных в оценке техник, интерпретация обладает чрезвычайно мощным терапевтическим потенциалом, помогая, при правильном использовании, справиться с беспокойством, осознать или смягчить психологические защиты.
- Самораскрытие. Функции этой коммуникативной техники по-разному трактуются и используются в различных концепциях консультирования и психотерапии. Скажем, в гуманистической парадигме самораскрытие психолога трактуется как один из основополагающих приёмов в установлении рабочих отношений и облегчении самораскрытия клиента. В поведенческих концепциях самораскрытие, скорее, понимается как разновидность моделирования поведения психологом, смысл которого - в подкреплении желательного образа действий со стороны клиента. Как бы то ни было, существенным моментом в самораскрытии является следующий. Техника должна применяться не по принципу: "А вот у меня тоже, помню, было...", а в русле потока переживаний клиента, отзываясь на его чувства и подтверждая то, что его переживания понимают и разделяют.
- Конфронтация. Техника предназначена для ответственного обнажения противоречий, игр, нереалистичных защит, которые затрудняют самопонимание клиента и ведут в тупик консультативную беседу.
- Подведение
итогов. Эта техника является одной из
наиболее предпочитаемых при завершении
первой встречи. Специфика ее применения
заключается в том, что она может использоваться
как реальное обобщение и связывание воедино
порой сбивчивых, фрагментарных высказываний
клиента, так и своей обратной стороной,
т.е. путём демонстрации отказа от использования
заключительных обобщений с целью подчеркнуть
значимость, сложность обсуждаемых вопросов
и нежелание психолога-консультанта упрощать
их. Текущее подведение итогов, в отличие
от завершающего, помогает структурировать
процесс консультатив- ной беседы и расставить
некоторые смысловые вехи.
3.Проанализируйте
психологическое
Какое
же содержание вкладывается в понятие
«консультирование», которое может
рассматриваться и как
Фактически
все консультанты соглашаются с
тем, что хорошие отношения помощи
необходимы для эффективной работы
с клиентами. Некоторые специалисты
полагают, что наличие этих факторов
не только необходимо, но и достаточно
для того, чтобы с клиентами произошли
конструктивные изменения. Ряд консультантов
считают необходимым оговаривать основные
характеристики отношений помощи. Сейчас
будет достаточно отметить, что эти предлагаемые
консультантами характеристики ¾ иногда
их называют «стержневыми (сердцевинными)
условиями» ¾ следующие: эмпатическое
понимание, уважительное отношение к потенциальной
возможности клиента самому строить свою
жизнь, конгруэнтность, или подлинность
(искренность), отношений. Также реализовать
отношения помощи можно посредством «активного
слушания» или «слушания в сочетании с
вознаграждением (положительным подкреплением)».
Те специалисты, которые рассматривают
консультирование преимущественно как
особый вид отношений помощи, являются
приверженцами, главным образом, теории
и практики личностно-центрированного
консультирования.
Большинство
консультантов не считают использование
отношений помощи достаточно эффективным
для того, чтобы у клиента произошли
конструктивные изменения. Поэтому
многие специалисты вынуждены использовать
определенный репертуар воздействийв
дополнение к отношениям помощи. Консультанты,
владеющие некоторым ассортиментом воздействий,
должны определить, какие воздействия
следует применять по отношению к различным
клиентам и какова вероятность успеха.
Репертуары воздействий, используемые
консультантами, отражают их теоретическую
ориентацию, причем некоторые консультанты
являются эклектиками и пользуются воздействиями,
которые описываются в различных теориях.
Рассматривается ли консультирование как особый вид отношений помощи, характеризующихся «стержневыми условиями», или как репертуар воздействий, которые описываются в различных теориях, консультирование является психологическим процессом.Основные причины фундаментальной связи между психологией и консультированием следующие. Во-первых, цели консультирования имеют связанный с сознанием аспект. В различной степени все консультационные подходы фокусируются на изменении чувств, мыслей и действий людей таким образом, чтобы люди могли жить более эффективно. Во-вторых, процесс консультирования является психологическим. Консультирование не является чем-то статичным, оно подразумевает обмен мыслями между консультантами и клиентами, а также протекание мыслительных процессов отдельно у консультантов и у клиентов. Кроме того, большая часть информации, полученной при консультировании, проявляется в сознании клиентов в интервалах между консультативными приемами, а также в периоды, когда клиенты пытаются помочь себе сами после окончания консультирования. В-третьих, основополагающие теории, из которых «произрастают» цели консультирования и использующиеся в нем воздействия, являются психологическими. Наконец, можно обратиться к определению К. Роджерсом консультирования как «процесса, адресованного в первую очередь тем, кто страдает от определенного психологического напряжения и психологической неприспособленности».
В определении
Британской ассоциации консультирования
«под термином «консультирование» подразумевается
работа с индивидуумами и их взаимоотношениями,
направленная на развитие, поддержку во
время кризиса, психотерапию, наставничество
или решение проблем... Задача консультирования
¾ предоставить «клиенту» возможность
проанализировать, обнаружить и прояснить
способы более удовлетворительной и полноценной
жизни».
4.На каком этапе интервью и почему целесообразно было бы использовать цитату:
Шаг 1. Установление контакта с клиентом.
Шаг 2. Сбор информации по проблеме.
Шаг 3. Формирование желаемого результата.
Шаг 4. Выработка альтернативных решений.
Шаг 5. Обобщение.
Я считаю,
что данная цитата может быть использована
на 4 этапе.
Терминологический диктант
Фрустра́ция, (лат. frustratio — «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей.
Невро́з (новолат. neurosis, происходит от др.-греч. νεῦρον — нерв; синонимы — психоневро́з, невроти́ческое расстройство) — в клинике: собирательное название для группы функциональных психогенных обратимых расстройств, имеющих тенденцию к затяжному течению. Клиническая картина таких расстройств характеризуется астеническими, навязчивыми и/или истерическими проявлениями, а также временным снижением умственной и физической работоспособности. Понятие «невроз» было введено в медицину в 1776 году шотландским врачом Уильямом Кулленом.
Аути́зм;
Де́тский аути́зм — расстройство,
возникающее вследствие нарушения
развития головного мозга и
СУГГЕСТИЯ (внушение) - форма межличностного и межгруппового общения (см.), при котором передача информации (см.) происходит посредством частично неосознаваемого, направленного сигнала на вербальном и/или невербальном уровнях.
Убеждение — элемент мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности. Убеждения направляют поведение и волевые действия.
Акти́вное слу́шание (Эмпати́ческое слу́шание) — техника, применяемая в практике социально-психологического тренинга, психологического консультирования и психотерапии, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений.
Имидж (от англ. image — «образ», «изображение») — искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия. Имидж создается (пропагандой, рекламой) с целью формирования в массовом сознании определённого отношения к объекту. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые.
Конфиденциальность — необходимость предотвращения утечки (разглашения) какой-либо информации.
Менталите́т (фр. Mentalite, нем. Mentalität от позднелат. mentalis — умственный) — в традиционном значении «менталитет» синонимичен слову «ментальность» и подразумевает (как правило, в социологических контекстах) тот или иной «склад ума», то есть устойчивые интеллектуальные и эмоциональные особенности, присущие тому или иному индивиду (обычно как представителю некоторой социальной группы).
Ко́мплекс
(лат. Complex — связь, сочетание) — в
психологии (прежде всего в психоанализе)
понятие, обозначающее «формирующуюся
в бессознательном (или вытесненную в
него) эмоционально окрашенную совокупность
представлений, мотивов и установок, оказывающую
существенное влияние на развитие и функционирование
психики, личности и поведение человека».
Список литературы
Информация о работе Психологическое консультирование: практические аспекты