Психологическое консультирование: практические аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 11:38, контрольная работа

Описание

Работа содержит такие вопросы:
1.Назовите этические принципы деятельности педагога- психолога.
2.Перечислите основные коммуникативные техники, наиболее часто применяющиеся в консультативной беседе.
3.Проанализируйте психологическое консультирование как репертуар воздействий на клиента.

Содержание

1.Вопрос 1………………………………………………………………….3

2.Вопрос 2………………………………………………………………….8

3.Вопрос 3…………………………………………………………………10

4.Вопрос 4…………………………………………………………………12

Терминологический диктант……………………………………………..13

Список литературы……………………………………………………….15

Работа состоит из  1 файл

псих. консультирование!Сдано!.doc

— 75.00 Кб (Скачать документ)

Наиболее  распространёнными и чаще всего  провоцируемыми в ситуации первой встречи можно считать следующие коммуникативные техники:

-Молчание. Смысл молчания может быть различным: признак сопротивления, признак самоанализа, выражение отчаяния и безысходности или, наоборот, - канун инсайта.

- Прояснение. Техника направлена на раскрытие смысла (мотивационного, целевого, операционального) как для консультанта, так и для клиента, его собственных действий. Помогает отследить амбивалентность чувств и отно- шений, особенности используемых защитных механизмов, мышления и т.д.

- Интерпретация. Техника разъяснения (объяснения) клиенту скрытого смысла его высказываний. Интерпретация может выражаться в утвердительной, пропозициональной или вопросительной форме. Одна из наиболее сложных и неоднозначных в оценке техник, интерпретация обладает чрезвычайно мощным терапевтическим потенциалом, помогая, при правильном использовании, справиться с беспокойством, осознать или смягчить психологические защиты.

- Самораскрытие. Функции этой коммуникативной техники по-разному трактуются и используются в различных концепциях консультирования и психотерапии. Скажем, в гуманистической парадигме самораскрытие психолога трактуется как один из основополагающих приёмов в установлении рабочих отношений и облегчении самораскрытия клиента. В поведенческих концепциях самораскрытие, скорее, понимается как разновидность моделирования поведения психологом, смысл которого - в подкреплении желательного образа действий со стороны клиента. Как бы то ни было, существенным моментом в самораскрытии является следующий. Техника должна применяться не по принципу: "А вот у меня тоже, помню, было...", а в русле потока переживаний клиента, отзываясь на его чувства и подтверждая то, что его переживания понимают и разделяют.

- Конфронтация. Техника предназначена для ответственного обнажения противоречий, игр, нереалистичных защит, которые затрудняют самопонимание клиента и ведут в тупик консультативную беседу.

- Подведение итогов. Эта техника является одной из наиболее предпочитаемых при завершении первой встречи. Специфика ее применения заключается в том, что она может использоваться как реальное обобщение и связывание воедино порой сбивчивых, фрагментарных высказываний клиента, так и своей обратной стороной, т.е. путём демонстрации отказа от использования заключительных обобщений с целью подчеркнуть значимость, сложность обсуждаемых вопросов и нежелание психолога-консультанта упрощать их. Текущее подведение итогов, в отличие от завершающего, помогает структурировать процесс консультатив- ной беседы и расставить некоторые смысловые вехи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Проанализируйте  психологическое консультирование  как репертуар воздействий на  клиента.

Какое же содержание вкладывается в понятие  «консультирование», которое может  рассматриваться и как стратегия, и как технология, и как методпрофессиональной помощи? Как отмечает Р. Нельсон-Джоунс, термин «консультирование» применяется в нескольких случаях. Например, консультирование можно рассматривать как особый вид отношений помощи, как некий репертуар возможных воздействий, как психологический процесс.

Фактически  все консультанты соглашаются с  тем, что хорошие отношения помощи необходимы для эффективной работы с клиентами. Некоторые специалисты  полагают, что наличие этих факторов не только необходимо, но и достаточно для того, чтобы с клиентами произошли конструктивные изменения. Ряд консультантов считают необходимым оговаривать основные характеристики отношений помощи. Сейчас будет достаточно отметить, что эти предлагаемые консультантами характеристики ¾ иногда их называют «стержневыми (сердцевинными) условиями» ¾ следующие: эмпатическое понимание, уважительное отношение к потенциальной возможности клиента самому строить свою жизнь, конгруэнтность, или подлинность (искренность), отношений. Также реализовать отношения помощи можно посредством «активного слушания» или «слушания в сочетании с вознаграждением (положительным подкреплением)». Те специалисты, которые рассматривают консультирование преимущественно как особый вид отношений помощи, являются приверженцами, главным образом, теории и практики личностно-центрированного консультирования. 

Большинство консультантов не считают использование  отношений помощи достаточно эффективным  для того, чтобы у клиента произошли  конструктивные изменения. Поэтому  многие специалисты вынуждены использовать определенный репертуар воздействийв дополнение к отношениям помощи. Консультанты, владеющие некоторым ассортиментом воздействий, должны определить, какие воздействия следует применять по отношению к различным клиентам и какова вероятность успеха. Репертуары воздействий, используемые консультантами, отражают их теоретическую ориентацию, причем некоторые консультанты являются эклектиками и пользуются воздействиями, которые описываются в различных теориях. 

Рассматривается ли консультирование как особый вид отношений помощи, характеризующихся «стержневыми условиями», или как репертуар воздействий, которые описываются в различных теориях, консультирование является психологическим процессом.Основные причины фундаментальной связи между психологией и консультированием следующие. Во-первых, цели консультирования имеют связанный с сознанием аспект. В различной степени все консультационные подходы фокусируются на изменении чувств, мыслей и действий людей таким образом, чтобы люди могли жить более эффективно. Во-вторых, процесс консультирования является психологическим. Консультирование не является чем-то статичным, оно подразумевает обмен мыслями между консультантами и клиентами, а также протекание мыслительных процессов отдельно у консультантов и у клиентов. Кроме того, большая часть информации, полученной при консультировании, проявляется в сознании клиентов в интервалах между консультативными приемами, а также в периоды, когда клиенты пытаются помочь себе сами после окончания консультирования. В-третьих, основополагающие теории, из которых «произрастают» цели консультирования и использующиеся в нем воздействия, являются психологическими. Наконец, можно обратиться к определению К. Роджерсом консультирования как «процесса, адресованного в первую очередь тем, кто страдает от определенного психологического напряжения и психологической неприспособленности».

В определении  Британской ассоциации консультирования «под термином «консультирование» подразумевается работа с индивидуумами и их взаимоотношениями, направленная на развитие, поддержку во время кризиса, психотерапию, наставничество или решение проблем... Задача консультирования ¾ предоставить «клиенту» возможность проанализировать, обнаружить и прояснить способы более удовлетворительной и полноценной жизни». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.На каком этапе интервью и почему целесообразно было бы использовать цитату:

                                        ''Есть в близости людей заветная  черта, 

                                         ее не перейти влюбленности  страсти''.

Шаг 1. Установление контакта с клиентом.

Шаг 2. Сбор информации по проблеме.

Шаг 3. Формирование желаемого результата.

Шаг 4. Выработка  альтернативных решений.

Шаг 5. Обобщение.

Я считаю, что данная цитата может быть использована на 4 этапе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Терминологический диктант

Фрустра́ция, (лат. frustratio — «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») — психическое состояние, возникающее  в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей.

Невро́з (новолат. neurosis, происходит от др.-греч. νερον — нерв; синонимы — психоневро́з, невроти́ческое расстройство) — в клинике: собирательное название для группы функциональных психогенных обратимых расстройств, имеющих тенденцию к затяжному течению. Клиническая картина таких расстройств характеризуется астеническими, навязчивыми и/или истерическими проявлениями, а также временным снижением умственной и физической работоспособности. Понятие «невроз» было введено в медицину в 1776 году шотландским врачом Уильямом Кулленом.

Аути́зм; Де́тский аути́зм — расстройство, возникающее вследствие нарушения  развития головного мозга и характеризующееся  выраженным и всесторонним дефицитом  социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

СУГГЕСТИЯ (внушение) - форма межличностного и  межгруппового общения (см.), при  котором передача информации (см.) происходит посредством частично неосознаваемого, направленного сигнала на вербальном и/или невербальном уровнях.

Убеждение — элемент мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности. Убеждения направляют поведение и волевые действия.

Акти́вное слу́шание (Эмпати́ческое слу́шание) — техника, применяемая в практике социально-психологического тренинга, психологического консультирования и психотерапии, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений.

Имидж (от англ. image — «образ», «изображение») — искусственный образ, формируемый  в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия. Имидж  создается (пропагандой, рекламой) с целью формирования в массовом сознании определённого отношения к объекту. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые.

Конфиденциальность  — необходимость предотвращения утечки (разглашения) какой-либо информации.

Менталите́т (фр. Mentalite, нем. Mentalität от позднелат. mentalis — умственный) — в традиционном значении «менталитет» синонимичен слову «ментальность» и подразумевает (как правило, в социологических контекстах) тот или иной «склад ума», то есть устойчивые интеллектуальные и эмоциональные особенности, присущие тому или иному индивиду (обычно как представителю некоторой социальной группы).

Ко́мплекс (лат. Complex — связь, сочетание) — в  психологии (прежде всего в психоанализе) понятие, обозначающее «формирующуюся в бессознательном (или вытесненную в него) эмоционально окрашенную совокупность представлений, мотивов и установок, оказывающую существенное влияние на развитие и функционирование психики, личности и поведение человека». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. «Практикум по общей и экспериментальной психологии» / Под ред. Крылова А.А., Маничева С.А., 2- е изд.-е, СПб., Москва, Харьков, Минск, 2000.
  2. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб: Питер, 2002.
  3. Клиническая психология./Под ред. Перре М., Бауманна У. СПБ: Питер, 2002.
  4. Папуш М. Практическая психотехника. - СПб., 1997.
  5. Психологический словарь./Под ред. Неймера Ю.Л. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

Информация о работе Психологическое консультирование: практические аспекты