Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:27, реферат
Данная работа направлена на теоретическое изучение глобальной проблемы психологии детей с проблемами в развитии появление различных психических отклонений, выявить причины возникновения каких-либо психических заболеваний и отклонений. В реферате так же отражены разные стороны работы психолога, связанные с проведением диагностики и коррекции психического развития детей, общением с педагогами и родителями, оформлением документации и рабочего места психолога.
Введение
ГЛАВА 1. ОТКЛОНЕНИЯ И НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА.
1.1 Виды нарушений развития
1.2 Причины отклонений в развитии
1.3 Основные закономерности возрастного развития
ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
2.1. Психодиагностика
2.2. Пcиxoкoppeкция отклонений и нарушений в развитии ребенка
2.3. Психологическое консультирование и просвещение
2.4. Психологическое обеспечение педагогического процесса
Заключение
Список используемой литературы
Наряду с вербально-
При обращении к индивидуальным формам работы с родителями и воспитателями можно перейти к рассмотрению следующего направления профессиональной деятельности детского практического психолога— консультированию.
Психологическое консультирование в условиях детского дошкольного учреждения обозначается как система коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера.
Данное взаимодействие осуществляется по запросу администрации, родителей и педагогов, а также самих детей. Результатом взаимодействия является удовлетворение «реального» запроса и выработка рекомендаций коррекционно-профилактического и информативного характера. Основным методом психологического консультирования является беседа, а формой проведения - индивидуальная консультация.
Необходимо отметить специфику психологического консультирования в условиях детского сада (детское образовательное учреждение). Она заключается в опосредованном характере консультирования, т.е. направленном на проблемы развития, обучения и воспитания ребенка независимо от лиц, запрашивающих психологическую помощь. Ребенок-дошкольник в очень редких случаях выступает инициатором запроса, в основном инициативу проявляют лица, его окружающие. По этой причине психолог вынужден дифференцировать содержание запросов с целью определения возможности опосредованно решить трудности ребенка. В этой связи проанализируем основные виды «реальных» запросов в психологической помощи родителей и других членов семьи с целью возможности выхода на проблемы ребенка.
Запрос 1. Необходимость
подтверждения обвинительной
Возможные позиции обвинения:
Реальным мотивом является
получение признания
Рекомендательная стратегия заключается в облегчении драматизма ситуации (выяснении) истинного запроса. В случае необходимости (обвинение ребенка) вводится программа диагностического обследования ребенка с последующим снятием обвинения.
Запрос 2. Необходимость психоэмоциональной поддержки
Реальным мотивом является утешение, сочувствие. Отношение к ситуации — пессимистическое, присутствие неуверенности в себе, своих силах.
Рекомендательная стратегия заключается в поддержке, совместном нахождении средств и возможностей решения проблемы.
Запрос 3. Потребность в совете
Реальным мотивом является раздел ответственности за принятие решения, обоснованность решения. Отношение к ситуации — неопределенное.
Рекомендательная стратегия заключается в определении и формулировании профессионально-личностной позиции психолога без принятия ответственности за последующие действия запрашиваемого лица. При необходимости психологического дифференцирования позиции вводится диагностическое обследование ребенка.
Запрос 4. Необходимость психосоматического лечения ребенка
Реальным мотивом является получение совета и рекомендаций по лечению ребенка. Отношение к ситуации — реалистическое.
Рекомендательная стратегия заключается в удовлетворении реального мотива, если проблема лежит в профессиональном пространстве детского практического психолога. При выходе проблемы за рамки профессиональной компетентности — направить ребенка к специалисту соответствующего профиля.
Таким образом, анализ запроса
позволяет психологу выявить
реальную трудность взрослого по
отношению к ребенку и
Психологическое обеспечение педагогического процесса в условиях дошкольного учреждения является важным направлением деятельности детского практического психолога. Здесь, педагогический процесс мы рассматриваем как систему педагогических воздействий с образовательными и воспитательными целями, где образование предусматривает «накопление» знаний, умений, навыков общественно-исторического опыта, а воспитание подразумевает формирование определенных социальных установок (понятий и принципов), ценностных ориентаций (морально-этических норм), определяющих сознание и поведение человека. В том и другом случае педагогические воздействия опираются на психологические законы и механизмы онтогенетического развития. Кроме того, педагогический процесс соотносится с психологическими закономерностями формирования личности в условиях специально организованной системы воздействий.
Таким образом, разделяя педагогический процесс на образовательный и воспитательный, мы тем самым дифференцируем его психологическое обеспечение. Обеспечение образовательного процесса осуществляется на основе психологического сопровождения образовательных (развивающих) программ; а обеспечение воспитательного процесса осуществляется на основе психологизации воспитательных стратегий.
Остановимся подробнее на каждом из направлений психологического обеспечения.
Программа — базовый документ детского дошкольного учреждения, определяющий содержание и направление работы педагогов и воспитателей. С 1962 по 1992 г. «Программа воспитания и обучения в детском саду» (типовая программа) являлась обязательным документом, в соответствии с которым осуществлялся педагогический процесс в дошкольном учреждении. «Работа по единой, жестко регламентированной программе приводила к единообразию форм, содержания и методов педагогического процесса». Педагоги ориентировались на унифицированный и идеологизированный стандарт в воспитании и образовании, что негативно отражалось на психическом здоровье и развитии детей.
В настоящее время
созданы правовые условия для
разнообразия содержания, форм и методов работы с детьми дошкольного
возраста. Основным тезисом преобразований
в контексте общественного дошкольного
воспитания является «гуманизация и повышение
эффективности педагогического процесса»
на основе индивидуально-
Программы общеразвивающего типа включают в себя базисные направления и цели психолого-педагогических воздействий соответственно возрастным этапам онтогенетического развития. Своеобразие общеразвивающих программ, их отличие друг от друга связаны с исходными теоретическими представлениями о процессе развития.
Своеобразие специализированных программ заключается в необходимости кроме теории общего (онтогенетического) развития представить также концепцию особенностей предметного (специального) развития детей. Что подразумевает глубокое проникновение в логику предметов (изобразительного и музыкального искусств, структур языка и физико-математических построений).
Поскольку администрация и педагогический коллектив дошкольного учреждения могут определять выбор той или иной образовательной программы, встает вопрос о критериях выбора и технологиях программного обеспечения. Поставленные вопросы могут быть решены посредством систем специального обеспечения программ (методического, педагогического, психологического). Они принципиально различны по целям, задачам, методам, а также позициям специалистов, осуществляющих данную деятельность. Предлагаемая система психологического обеспечения универсальна, а значит, приемлема для всех видов типовых и альтернативных программ. Кроме того, она адаптирована к отечественной системе дошкольного воспитания в современных условиях. Структура данной системы представляет собой три взаимосвязанных раздела на основе последовательно осуществляемой деятельности: «Введение», «Адаптация», «Текущее обслуживание».
Раздел 1. Введение
Подготовительный этап
Цель: Констатация готовности к введению образовательной программы.
Содержание деятельности:
— выявление уровня психического здоровья детей;
— дифференциация психического развития детей на основе парциальных, индивидуальных, групповых, возрастных различий;
— выявление возможности актуализации тех показателей психического развития детей, на которые опирается концепция развития определенной программы.
К примеру, возможность оперирования диалектическими умственными действиями (обращение, превращение, сериация) как базовый показатель для введения программы «Диалектика» (автор Н.Е. Веракса) или возможность активизации ориентировочных действий (способностей) как важное условие введения программы «Развитие» (авторский коллектив под руководством Л.А. Венгера).
В результате заданной диагностической
деятельности определяется общая и
специальная психологическая
Параллельно осуществляется диагностическая деятельность по определению психологической готовности педагогического коллектива дошкольного учреждения, исключая аспекты профессиональной компетентности:
— выявление степени мотивации введения программы у педагогов и воспитателей;
— выявление индивидуальных
(психологических и
К примеру, одной из основных задач программы "Радуга" (авторский коллектив под руководством Г.Н. Дороновой и С.Т. Якобсон) является «реализация в каждом возрастном периоде дошкольного детства соответствующих форм общения воспитателя с детьми», базирующаяся на концепции онтогенеза общения М.И. Лисиной. Это предусматривает развитие и активизацию определенных форм и средств общения у детей разных возрастных групп. Воспитатель, ориентированный на авторитарный стиль общения, трудно адаптируется к партнерским взаимоотношениям с детьми, или педагог с закрепленным стилем воздействий без психологической помощи редко отказывается от заданности форм и средств общения.
В итоге констатируется готовность детского и педагогического коллектива к введению той или иной образовательной программы с определением режима ввода. Обоснованием заключения психолога являются диагностические материалы подготовительного этапа,
Варианты введения программы:
1. Введение без изменений программного содержания (базовое):
— фронтальное (все возрастные группы дошкольного учреждения),
— возрастное (группы дошкольного учреждения одной возрастной параллели),
— групповое (отдельные группы дошкольного учреждения).
2. Введение с модификационными изменениями программного содержания (экспериментальное):
— фронтальное,
— возрастное,
— групповое.
3. Введение с профессиональным обучением педагогического коллектива.
4. Введение с профессиональным
консультированием педагогическ
Первые два режима обосновываются результатами психодиагностики детей, третий и четвертый — педагогов и воспитателей.
Основной этап
Цель: Введение программы как основной педагогической стратегии и технологий воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении.
Содержание деятельности: организация системы психолого-педагогических мероприятий в соответствии с программными требованиями.
К примеру, программа «Диалектика» предусматривает взаимодействие методов интеллектуального структурирования и личностно-эмоциональной стабилизации на основе предметных циклов занятий (философия, сказка, биология, математика, история и пр.) и стабилизирующего комплекса.
Программное содержание «Радуги» накладывается на процесс жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении по типам взаимодействия со взрослым: специально организованная деятельность (занятие), совместная деятельность, самостоятельная (свободная) деятельность.
Раздел 2. Адаптация
Цель: Адаптация образовательной программы к конкретным условиям функционирования.
Содержание деятельности:
— модификация программного содержания;
К примеру, практически все образовательные программы основываются на возрастной дифференциации, где каждому возрастному этапу соответствует программное содержание, определяющее развитие детей. Дошкольные учреждения с системой разновозрастных групп при вводе общеразвивающих программ должны модифицировать программное содержание, методы и формы его организации в соответствии с возрастным составом групп.
Раздел 3. Текущее обслуживание
Напрямую зависит от концепция развития и заложенных в них показателей динамики развития. Они могут быть представлены комплексами достижений, системами ЗУНов (знаний, умений, навыков), блоками новообразований и т.д. По этой причине большинство образовательных программ имеют системы текущего обеспечения, адаптированные для данного программного содержания. Чаще всего они построены в форме психолого-педагогической диагностики.
Цель: Обеспечение концептуальной целостности программного содержания и психолого-педагогических воздействий в конкретных условиях функционирования образовательной программы.
Информация о работе Психология отклонений и нарушений в развитии ребёнка