Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:27, реферат
Данная работа направлена на теоретическое изучение глобальной проблемы психологии детей с проблемами в развитии появление различных психических отклонений, выявить причины возникновения каких-либо психических заболеваний и отклонений. В реферате так же отражены разные стороны работы психолога, связанные с проведением диагностики и коррекции психического развития детей, общением с педагогами и родителями, оформлением документации и рабочего места психолога.
Введение
ГЛАВА 1. ОТКЛОНЕНИЯ И НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА.
1.1 Виды нарушений развития
1.2 Причины отклонений в развитии
1.3 Основные закономерности возрастного развития
ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
2.1. Психодиагностика
2.2. Пcиxoкoppeкция отклонений и нарушений в развитии ребенка
2.3. Психологическое консультирование и просвещение
2.4. Психологическое обеспечение педагогического процесса
Заключение
Список используемой литературы
Содержание деятельности:
— психологизация программного содержания в контексте реального педагогического процесса;
Рассмотренное выше психологическое обслуживание образовательных программ определяет содержательный компонент систем психологического обеспечения педагогического процесса в дошкольном учреждении. Но, как и всякая система специального обеспечения, она включает также и процессуальный компонент, который позволяет оптимизировать педагогические воздействия. Известно, что всякие специально организованные воздействия на детей должны быть психологически обоснованными. По этой причине при организации занятий в дошкольном учреждении как формы специально организованной деятельности психолог помогает педагогу ответить на вопросы: «Что делать?» и «Как делать?»
Рассмотрим содержание психологической помощи педагогу на основе психологических рекомендаций к занятиям познавательного цикла:
1. Планирование. Использовать перспективное планирование для организации систематического познавательного развития детей. Только система воздействий может обеспечить высокий уровень усвоения информации и развития познавательных процессов.
2. Подготовка. Помнить о познавательной нагрузке занятий. С целью оптимизации нагрузки можно использовать:
— блоки дополнительной информации для индивидуального или группового воздействия;
— модификационные и усложненные варианты развивающих игр.
3. Структура. В занятиях познавательного цикла должны присутствовать следующие блоки:
— вводящие новую информацию (навыки, операции);
— закрепляющие новую информацию;
— систематизирующие новую информацию.
Пример структурного построения:
Информативная беседа, показ.
Развивающая игра, наблюдение.
Обобщающий и классифицирующий анализ (систематизация).
4. Форма. Использовать в работе комплексные занятия (сочетание методических и обучающих приемов в контексте одного вида деятельности) и комбинированные занятия (сочетание нескольких видов деятельности в контексте одного занятия). Это способствует структурированию познавательного развития на основе цепи: восприятие — мышление — воображение.
5. Контроль и диагностика. Систематически самостоятельно проводить:
контрольные срезы для выявления умений, знаний и навыков в соответствии с программным содержанием (1 раз в 2 месяца);
психолого-педагогическую
диагностику для выявления
Данные формы контроля и тестирования свидетельствуют о результативности педагогических воздействий.
Психологическое обеспечение воспитательного процесса основано на психологизации стратегий воспитания. Психологизированная стратегия воспитания представляет собой совокупность психологических установок, задающих направление педагогических воздействий.
Основной установкой является признание самоценности и уникальности каждой личности. Этот тезис во многом должен определить позицию воспитателя по отношению к детям. Формирование данной позиции осуществляется в процессе диалогического общения взрослого с ребенком при определенных условиях:
признание права ребенка на собственную точку зрения (собственное «я»);
предоставление ребенку права выбора (альтернативы) разрешения жизненных ситуаций;
сотрудничество и партнерство во взрослой и детской деятельностях.
Следующая психологическая установка — позитивное принятие личности ребенка с опорой на положительные ожидания (авансирование). Положительные либо отрицательные ожидания реализуются через прогноз поступков и регулируются системой поощрений и наказаний. Известно, что ребенок вырастает таким, каковы проецируемые на него ожидания взрослых. Несмотря на это, родители и воспитатели часто говорят: «я так и знал(а), что ты испачкаешься (подерешься, разобьешь вазу, упадешь...)».
Содержание ожиданий может быть разным, а вот преобладающий знак констатирует принятие или отталкивание личности ребенка.
Немаловажным условием психологизации стратегии воспитания является учет индивидуальных особенностей ребенка.
У детей одной возрастной группы широко дифференцируются прежде всего психофизиологические особенности, связанные с функционированием нервной системы. Это различения в темпе жизнедеятельности, стеничности, как показателе работоспособности, и пластичности нервных и психических процессов.
К примеру, у двух детей одного возраста может наблюдаться разница временного удержания работоспособности от 5 до 40 минут. При равном уровне развития произвольности один ребенок 5-летнего возраста может регулировать свое поведение, а другой — не в состоянии это сделать.
Воспитатели и родители чаще всего ориентируются на среднюю возрастную норму развития. Хотя при оценке индивидуального хода развития ребенка жесткая ориентация на норму неприемлема. Для определения объективного подхода к конкретному ребенку кроме возрастных и функциональных норм развития необходимо учитывать возможность ситуативных изменений (снижение темпа, эмоциональное торможение — возбуждение и пр.).
Особое место занимает установка на личностное преобразование взрослого, т.е. на работу родителей и воспитателей над собой. Позиция самопреобразования необходима при выстраивании педагогической стратегии, так как личность взрослого, ответственного за воспитание, имеет большое значение.
К примеру, авторитарный, агрессивный стиль воспитания способствует формированию у детей собирательного «злого» образа взрослого.
Агрессивные и фрустрационные реакции взрослых не должны «сбрасываться» на ребенка, так как этот опасный и безнаказанный способ разрядки наносит огромный вред психическому здоровью детей.
Заключение.
Итак, на основе всего вышесказанного можно сделать некоторые выводы:
1. Возникновение аномалий развития связано с действием как разнообразных неблагоприятных факторов внешней среды, так и с различными наследственными влияниями.
Современные достижения клинической, молекулярной, биохимической генетики и цитогенетики позволили уточнить механизм наследственной патологии. Через специальные структуры половых клеток родителей – хромосомы – передается информация о признаках аномалий развития. В хромосомах сосредоточены функциональные единицы наследственности, которые носят название генов.
2. В настоящее время
установлено, что внутриутробна
Возникновению внутричерепной
родовой травмы и асфиксии способствуют
различные нарушения
Наиболее тяжелые отклонения в развитии возникают при клинической смерти новорожденных, которая возникает при сочетании внутриутробной, патологии с тяжелой асфиксией в родах.
В контексте общей
профессиональной стратегии детского
практического психолога
В завершение следует отметить, что представленный «комплексный», междисциплинарный подход к образованию и воспитанию детей дошкольного возраста способствует решению профессиональной проблемы детских специалистов — проблемы практического психолого-педагогического сотрудничества.
Список литературы.
К главе 1.
1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.
2. Выготский. Л.С. Развитие устной речи. М.: Просвещение, 1982.
3. Выготский. Л.С. Мышление и речь. М.: 1982
Дьячков А.И. Основы обучения и воспитания аномальных детей. М., 1976.
4. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. – Киев: Вита школа, 1985. С. 328.
К главе 2.
1. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация / Под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Ковалева. М., 1983.
2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. А.С. Лебединского. М., 1982.
3. Альманах психологических тестов: рисуночные тесты. М., 1997.
4. Бугрименко Е.А., Венгер А.Л., Поливанова К.Н., Сушкова Е.Ю. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. М., 1989.
5. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1990.
6. Варга А.Я., Столин В.В. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. М., 1988.
7. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.,1969.
8. Гуревич К.Н. Что такое психологическая диагностика. М., 1985.
9. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. М., 1984.
10. Диагностика и профилактика ранних отклонений в состоянии здоровья детей / Под ред. В.А. Доскина, М.Н. Рахмановой. М., 1993.
11. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.
12. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989.
13. Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992.
14. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М., 1997.
15. Шванцара Й. Диагностика психического развития. Прага, 1978.
Информация о работе Психология отклонений и нарушений в развитии ребёнка