Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:50, доклад
В наши дни проблема выявления, развития и обучения одаренных детей вызывает большой интерес в психологических и педагогических кругах. Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Магистр первого года обучения по направлению
Психолого-педагогическое образование
Перетрухина Ирина Сергеевна
Научный руководитель доцент Кириллова Мария Игоревна
В наши дни проблема выявления, развития
и обучения одаренных детей вызывает
большой интерес в
Словосочетанием «одаренные дети» обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой группы детей. Эти дети качественно отличаются от сверстников: они опережают их в развитии. И хотя такой подход к пониманию одаренности критикуется, существование данной группы детей определяется статистически и не вызывает сомнения. [4]
Теплов Б. М. понимал одаренность как «качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении деятельности»[3]. Он считал, что нельзя говорить об одаренности вообще, а можно говорить об одаренности к какой-нибудь деятельности.
Известный исследователь способностей Н. С. Лейтес предлагает различать три категории способных детей:
1. Учащиеся с ранним подъёмом интеллекта.
2. Дети с ярким проявлением
способностей к отдельным
3. Дети с потенциальными признаками одарённости [2].
Термин «одаренность»
Более широкое значение: одаренный — ребенок, обладающий специальными способностями в любой области человеческой деятельности, представляющими ценность для общества.
Все одаренные дети обладают следующими особенностями развития познавательной сферы:
Любознательность (познавательная потребность). Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного. Оно проявляется в поиске новой информации, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).
Сверхчувствительность к проблемам. Познание начинается с удивления тому, что обыденно (Платон). Способность видеть проблему там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека.
Склонность к задачам
Таким образом, одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Применительно к школьникам можно выделить ряд признаков, позволяющих судить о возможной одаренности в той или иной сфере:
Чаще всего отношение
Как правило, в физическом и эмоциональном развитии одаренные дети находятся в пределах своей возрастной нормы, при этом значительно превосходя сверстников в интеллектуальном и нравственном отношении. Это их превосходство часто приводит к развитию у одаренных детей серьезных социально-психологических проблем:
Наличие перечисленных психологических особенностей одаренного ребенка позволяет утверждать, что такие дети могут и должны быть включены в своеобразную “группу риска” и для них необходимо специально разрабатывать технологию психологического сопровождения их развития, как в условиях традиционных образовательных учреждений, так и в специализированных условиях. Первое, что должен сделать школьный психолог, — это помочь педагогам и родителям изменить свою позицию, внутренний настрой по отношению к этим детям, помочь создать для них благоприятную «тёплую» атмосферу. Немаловажно также помочь ученику понять самого себя, а родителям — своего неординарного ребёнка. [1]
В последние годы ведутся
успешные поиски в области педагогических
инноваций, разработки различных психолого-
Работа с одаренными учащимися в школе должна включать несколько направлений:
· Углубленная психолого-педагогическая диагностика степени одаренности ребенка.
· Составление базы данных по одаренным детям.
· Организация адекватного обучения.
· Индивидуальное и групповое консультирование для педагогов, родителей и учащихся.
· Менторство (наставничество) – индивидуальное систематическое руководство опытного специалиста развитием выдающегося ученика, установление тесной личной связи между ними.
· Организация и проведение предметных декад, конкурсов, смотров и интеллектуальных марафонов для одаренных школьников.
· Психолого-педагогическая подготовка учащихся к городским, региональным и республиканским олимпиадам, конкурсам и смотрам.
· Содействие в реализации школьниками своих потенциальных возможностей и специальных способностей через разнообразные формы внешкольной работы (кружки, секции, студии, Малая академия наук, пр.).
· Привлечение детей к работе
в органах школьного
· Подготовка брошюр, книг, статей и других публикаций одаренных детей, а также публикаций о достижениях детей со специальной одаренностью.
· Специальные психологические занятия, направленные на развитие мышления, креативности и социальных навыков (тренинги, мини-курсы и т.п.).
Выявление одаренных учащихся требует комплексного подхода и включает в себя как психодиагностические тесты (интеллекта, специальных способностей, креативности, мотивации достижений), так и наблюдения, мнения окружающих людей (родителей, учителей), анализ увлечений и достижений учащихся в учебной и внешкольной деятельности. [1]
Сопоставление результатов психологического тестирования и экспертных оценок учителей позволяет получить дополнительную информацию об индивидуальных различиях одаренности школьников, а также выделить особую группу учащихся, высокий уровень способностей которых по каким-либо причинам не был раскрыт.
Методики диагностики
Дальнейшая работа психологической службы школы с одаренными школьниками предполагает психологическое сопровождение процесса обучения. Оно включает мониторинг психологического развития одаренных школьников, индивидуальное консультирование самих учащихся (для оказания необходимой психологической поддержки), их родителей и учителей (для создания необходимых условий развития одаренных учащихся, коррекции программы обучения).
Одаренность часто понимается как интеллектуальная одаренность, т. е. способность к выдающимся (для данного возраста) интеллектуальным достижениям. Однако существуют и другие виды одаренности. [3]
Современными научными исследованиями доказано существование особого вида одаренности — творческой, т. е. способности к творческой самореализации в различных областях жизнедеятельности. Творческая одаренность не связана однозначно с интеллектом. Как указывает известный авторитет в области одаренности Э. Торранс, если бы мы выявляли одаренных детей на основе тестов на интеллект, то мы бы отсеяли 70% наиболее творческих из них [1].
Интеллектуальной одаренностью обладает небольшое число людей; она может быть относительно легко выявлена с помощью психологических тестов. В основе творческой одаренности лежит творческий потенциал — нереализованные возможности, имеющиеся у каждого человека. Проблема заключается не столько в том, чтобы выявлять и отбирать детей, обладающих этим видом одаренности, сколько в том, чтобы развивать ее у всех учащихся без исключения.
Для того чтобы можно было полноценно развивать творческую одаренность учащихся, необходимо организовывать специальные занятия, на которых уделяется внимание личностным чертам, привязанности, суждениям, предпочтениям, человеческим мыслям, чувствам и действиям, межличностным отношениям и закономерностям развития мира.
Для того чтобы ученик смог реализовать свои творческие способности, у него должна быть сформирована достаточно высокая самооценка, которая стимулировала бы его к деятельности. Поэтому творческие достижения ученика не следует оценивать с позиций общепринятых нормативных стандартов. Педагог, школьный психолог должны особо отмечать индивидуальные достижения ученика, при этом оценочный фокус должен быть перенесён с самого ученика на то дело, открытие, которое им сделано.
Следует особо подчеркнуть, что в процессе обучения одаренных детей к педагогам и психологам предъявляются особые требования. И при подготовке педагогического персонала к работе с одаренными детьми необходимо вырабатывать у педагогов целый ряд специфических знаний и умений: