Пути разрешения конфликтов у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 07:59, дипломная работа

Описание

Большинство родителей сталкиваются с большими трудностями при воспитании детей. Учитывая давление и напряжение, которое каждый день испытывает российская семья, легко потерять веру в свои силы. Рост числа разводов, экономический кризис, падение качества образования — все вносит эмоциональный вклад в каждого. По мере того как родители чувствуют себя все более истощенными физически, эмоционально и духовно, становится невыносимо трудно воспитывать ребенка. Ребенок - наиболее нуждающийся человек нашего общества, и больше всего он нуждается в любви.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3


I. СЕМЬЯ - СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ. 8


II. Роль родителей в развитии ребенка и ошибки семейного воспитания. 10

Гнев ребенка. 11
Детский плач. 17
Откуда берутся капризы. 20

III. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТОВ. 23

Просьбы. 23
Открытое неповиновение. 25
Надлежащее наказание. 25
Корректировка поведения. 28

IV. РЕБЕНОК СТАНОВИТСЯ ПОДРОСТКОМ. 31

Подростки – это еще дети. 31
Влияние семьи на воспитание подростка. 32
Управление гневом подростка. 33
Контроль и самоконтроль подростка. 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 41


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 44

Работа состоит из  1 файл

курсовая2011.doc

— 197.50 Кб (Скачать документ)

 

4. Еще лучше, не сдерживая себя, выяснить отношения в разговоре, но не пытаясь задеть человека, не оскорбляя его и не критикуя. В этом случае гнев также направлен не только на того, кто стал его причиной, но и на всех окружающих. Этот метод тоже примитивен, но, тем не менее, он лучше, чем все предыдущие.

 

5. Следующий неприятный способ выражения гнева — шумные объяснения с криком, но когда выясняются отношения только по поводу того вопроса и, по возможности, только с тем человеком, который его вызвал. Конечно, возможность излить свой гнев только тому, кто разозлил подростка, требует выбора подходящего момента.

 

6. Самый лучший способ выразить гнев — сделать это как можно спокойнее и разумнее, направляя его только на разозлившего нас человека. Но в таком случае важно, чтобы этот человек воспринимал наш гнев так же зрело, постарался понять нашу позицию, так как разрешение проблемы предполагает логичное и здравое изучение ее обеими сторонами, обсуждение, рассмотрение с обеих точек зрения и принятие приемлемого для всех соглашения. Это требует огромного мастерства от обеих сторон, и мало кто в своей жизни доходит до такой степени зрелости.

 

Одна из важнейших особенностей чувства гнева, с которой нельзя не считаться, — это то, что гнев не может не существовать. Любое человеческое взаимодействие может вызвать гнев. Гнев будет возрастать, становиться все более неуправляемым и даже опасным, если с ним не бороться. И тем разрушительнее он, чем труднее с ним справляться. Поэтому мы должны искать пути, чтобы либо подавить его в зародыше, если он основан на непонимании, либо проследить за тем, чтобы он выходил наружу и исчезал, если он справедлив. Такой контроль над гневом никому не дается просто. Чтобы человек достиг того уровня зрелости, который требуется для разумного управления гневом, необходимо учить его, что, в свою очередь, предполагает большие затраты времени и сил.

 

Контроль и самоконтроль подростка.

 

Когда ребенок вступает в подростковый возраст, принципы воспитания должны постепенно меняться, основываясь уже не на власти родителей, а на доверительных отношениях, при которых его привилегии и свобода зависят от взаимного доверия. Когда ребенок мал и почти не отвечает за свои поступки, родители берут практически всю ответственность за его поведение на себя.

Когда же ребенок становится подростком, он испытывает тягу к независимости и стремится уже сам контролировать свои действия и принимать самостоятельные решения. Задача родителей — сделать этот переход по возможности ровным и безболезненным.

 

Чтобы выполнить эту задачу, в первую очередь нужно признать тот факт, что стремление к независимости — естественное явление. Ведь в конце концов ребенок все равно перестанет быть зависимым от родителей. От родителей требуется контролировать силу этого влечения, соизмеряя ее с уровнем зрелости подростка. Здесь лучшим индикатором является степень доверия своему подростку и его способность контролировать свое поведение.

 

Чтобы подросток продолжал нормально развиваться и учился отвечать за свое поведение, он должен испытать на себе результаты этого поведения — положительные вследствие правильного, ответственного поведения и отрицательные — как следствие неправильного, безответственного. Взрослые должны быть последовательны и справедливы при определении этих результатов, они должны зависеть от поведения подростка, ни в коем случае не от их чувств в данный момент. Итак, мы вновь возвращаемся к тому, как важен самоконтроль родителей и умение принимать решения, основанные на четких, логических рассуждениях, а не на порывах и импульсах.

 

Любое решение или правило требует обоснования. Подросток имеет право знать, почему надо поступать так, а не иначе. Родители же должны обязательно быть уверены, что их доводы не взяты с потолка и не являются просто нравоучением. Конечно, правила поведения могут быть ориентированы на этические нормы, но и практические соображения нельзя игнорировать. Дети младшего подросткового возраста постоянно подвергают сомнению законы и ценности своих родителей. Эта возрастная категория подростков лучше воспринимает усвоенное на практике правила, а не нравоучения. Одна из причин, по которым подростки отворачиваются от духовных ценностей своих родителей, как раз в том и заключается, что им приводят слишком много моралистических нравоучений или/и ограничений. В подростковый период бунтарского, вызывающего, порой даже враждебного поведения родители должны поступать мудро и практически обосновывать свои решения. Приводя свои доводы, конечно, вовсе не нужно защищать их как докторскую диссертацию.

Споры с подростком по поводу адекватности и справедливости того или иного довода редко оправдывают себя. Если родительский ответ разумно обоснован, то обычно достаточно просто его изложить. Споры же часто ведут к дальнейшим разногласиям и гневу.

 

Один из самых важных аспектов личности подростка — это степень его целенаправленности. Никто, а тем более подросток, не может достичь в этом совершенства. Некоторые люди слишком целенаправленны, они отдают все свои силы и способности достижению желаемого, будь то хорошие оценки на экзаменах, диплом университета или деньги, исключая при этом из своей жизни такие не менее важные вещи, как развлечения, отдых и личную жизнь. Слишком целенаправленный человек склонен быть вечно недовольным тем, что имеет. Это происходит вследствие того, что он установил для себя слишком высокую планку, слишком строго судит себя и других, слишком непреклонен в своих суждениях, упрям, напряжен и озабочен. Такие люди принимают все слишком серьезно и близко к сердцу.

 

Хорошо быть добросовестным и целеустремленным, но люди, перегибающие палку, обычно считают жизнь тяжелой работой, в которой мало удовольствия.

Они становятся все более склонными к депрессии, особенно в зрелом возрасте.

Достижение определенных целей они сделали смыслом своей жизни, и поэтому, когда они достигают их, смысл исчезает. Если им не удается добиться своего, они все равно не видят особого смысла в жизни. Если у подростка есть подобная наклонность, родители могут сослужить ему огромную службу, если научат находить смысл в различных хобби и других способах препровождения свободного времени, и особенно если научат видеть огромную ценность дружбы и личных взаимоотношений. Подростку старшего возраста все еще сравнительно легко изменить свои взгляды. Однако чем старше становится человек, тем труднее ему меняться. Чем более целенаправлен взрослый человек и чем более он недоволен собой, тем больше вероятность того, что в старости он станет скучным, угрюмым и жестоким и общаться с ним будет неприятно.

 

Чтобы избежать этой катастрофы, необходимо работать с подростком, пока он еще только идет к независимости. Однако необходимо, чтобы он понимал, что родители на его стороне, а не против него, и так же стремятся к его свободе и независимости. Для этого родителям нужно быть осторожными и придерживаться принципов доверия. В течение последних месяцев перед тем, как подросток покинет дом, следует постепенно расширять круг дозволенного ему, приближая условия его жизни к тем, которые будут там, где он собирается жить — в студенческом городке или в отдельной квартире. Нужно научить подростка контролировать себя и отвечать за свои поступки даже тогда, когда за ним никто или почти никто не присматривает.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по - человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, оставить в них о себе добрую память, которая служила бы потомству заветом, как жить, тот должен начать воспитание с самого себя. Воспитание детей требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего. В этих трех качествах должна заключаться предельная правда жизни.

 

Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.

 

Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и признание личности ребенка постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.

 

Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развиваться, делать все самому; взрослые должны всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

 

Различные занятия, в особенности игры, укрепляют отношения между ребенком и родителями. Когда ребенок слушает объяснения, почему расплескивается сок из чашки, что будет, если слишком сильно сдавить бумажный стаканчик с содержимым, он не только получает первые уроки физики.

Это — общение, доставляющее удовольствие и радость. Игра родителей с детьми крайне благоприятствует оптимизации отношений между членами семьи, даже если в иные минуты она и приносит огорчение или заставляет волноваться, как, например, в состязательных играх. Но надо помнить о соответствии игр возрасту. Не редкость, например, когда отец слишком далеко заходит в игриво- насмешливом обращении с малышом. Своей повышенной активностью он может истощить терпение ребенка и вызвать у него болезненную реакцию на такое обращение.

 

Еще об одной стороне отношений между родителями и детьми хотелось бы сказать: с детьми необходимо разговаривать с самого начала их жизни.

Отвечать на их бесконечные вопросы, объяснять свои поступки и поступки детей, обсуждать случившиеся события и т.д. Разговор, разъяснения и ответы на детские вопросы — все это вносит свой вклад в усиление положительного аспекта отношений между родителями и детьми. Это не означает, что родители не могут иногда сказать ребенку, что устали, что они заняты и не смогут сейчас говорить с ним. Однако важно осознавать преимущества устного общения с детьми. Родителям, желающим, чтобы подростки делились с ними в трудные моменты жизни своими переживаниями, нужно начинать общение с ребенком, когда он еще не умеет разговаривать.

 

И еще один важный момент: родителям необходимо уважать себя. Нужно взять обязательство помогать ребенку становиться полноценной, развитой личностью, работать над формированием положительных взаимоотношений с ними, помогайте им справляться с агрессивностью. Никому не приходится работать над этим так много и упорно, как родителям, и никто не способен внести в дело воспитания ребенка столь же ценный и действенный вклад. Семья должна понять ребенка, его желания и интересы, терпеливо помогая осуществлению одних и столь же терпеливо отсекая другие. Нужно попытаться быть как можно честнее перед собой и перед ребенком.

 

Не судите себя слишком строго и не ожидайте слишком многого от своих усилий. Быть родителем — тяжелый труд. Родители тоже испытывают чувства гнева и вины, им приходится преодолевать все сложности взросления и роста ребенка. Родительские способности также проявляются не сразу — случаются периоды дезорганизации и регрессии — это составная часть развития. Нужно учиться на этих трудностях, на неизбежных промахах, когда вы чувствуете, что как родитель поступили не лучшим образом. Ребенок поймет и оценит искренние попытки понять его и помочь, даже если то, что делают родители, — не самое лучшее, что в данный момент можно сделать. Необходимо доверять чувствам и ощущениям, отмечать и радоваться всем удачам родителей и успехам ребенка.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

1. ЛеШан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. - М., Педагогика, 1990.

 

2. Р. Кэмпбелл "Как по-настоящему любить своего ребенка", 160с., Санкт-

 

Петербург, издательство "Мирт", 1996.

 

3. Р. Кэмпбелл "Как по-настоящему любить своего подростка", 177с., Санкт-

 

Петербург, издательство "Мирт", 1998.

 

4. Р. Кэмпбелл "Как справляться с гневом ребенка", 192с., Санкт-

 

Петербург, издательство "Мирт", 1999.

 

5. Аллан Фромм "Азбука для родителей" - Лениздат, 1999.

 

6. Р.В. Овчаров "Справочная книга школьного психолога", 352с., М.:

 

"Просвещение", "Учебная литература", 1996 г.

 

7. В.И. Гарбузов "От младенца до подростка", 432с., С. - Петербург,

 

1999.

 

8. Л. Захарова "Дитя в очереди за лаской" - Москва, 1999.

 

9. Ф.С. Махов "Кого мы растим" - Москва, 1999.

 

 

10. М.В. Рождественская "Будьте внимательны к детям" Киев. Радяньска школа, 1999.

 

11. Л.А.Кулик, Н.И.Берестов «Семейное воспитание» М.,Просвящение 1990г.

 

12. «Популярная психология для родителей» под редакцией А.А.Бодалева,

 

М.,Педагогика 1988г.

 

13. А. С. Чернышев. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций - 186 с., М: Педагогическое общество России, 1999г.

 

14. Дж. Валкер Тренинг разрешения конфликтов для начальной школы: Как нам договориться?: Практическое руководство по ненасильственному разрешению конфликтов (пер. с нем. Эйвадиса Р. С. ) - 128 с. , СПб:

 

Светлячок /Речь, 2001г.

 

15. В. А. Светлов. Аналитика конфликта: Учебное пособие - 512 с., СПб:

 

Росток, 2001.

 

16. Н. И. Леонов Конфликтология: Учебно-методическое пособие - 192 с., М:

 

МПСИ /Воронеж: МОДЭК., 2002г.

 

17. С. М. Емельянов. Практикум по конфликтологии: Учебное пособие для вузов Изд. 2-е, доп. , перераб. - 400 с., СПб: Питер, 2001г.

 

18. С. Ю. Ключников. Семейные конфликты: Практика решения - 160 с., СПб:

 

Питер, 2001.

 

19. В. В. Ветрова. Я - справлюсь с неудачами и невзгодами, с конфликтами и раздорами в семье и на работе, с обидами и ревностью, с хронической усталостью и плохим настроением - 272 с., М: Знание, 1996.

 

20. И. Е. Ворожейкин, А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров. Конфликтология:

 

Учебник - 240 с., М: Инфра-М, 2002.

 

21. О. Ю. Лябик. 600 практических советов родителям: Ребенок от 0 до 9 лет

 

- 456 с., М: Континент-Пресс, 2002.

 

22. И. В. Вачков. Психология для малышей, или Сказка о самой "душевной" науке: Своеобразная психологическая азбука для детей 5-6 лет: Для чтения родителей с детьми - 216 с., М: Педагогика-Пресс /Аграф, 1996.

 

23. Я. Амос. Развод: Эта книга поможет детям, чьи родители собираются или уже находятся в разводе, разобраться в происходящем и наладить отношения с обоими родителями - 32 с., М: Мак Медиа, 2000.

Информация о работе Пути разрешения конфликтов у подростков