Работа с трудными подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:19, курсовая работа

Описание

Сфера деятельности социального педагога – социум, как ближайшее окружение личности, человеческие отношения, социокультурные условия развития. В последний десяток лет пышным цветом расцвели такие социальные проблемы, как нужда и бедность, алкоголизм и наркомания, безработица, бродяжничество и социальное сиротство, преступность и жестокое поведение. Смена социально-политической ситуации в стране, разрушение старых идеалов и отсутствие новых поставили подрастающее поколение перед серьезной проблемой самоопределения в новых экономических условиях, эти изменения выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного подростка. Влияние окружающей среды особенно значимо для детско-трудного подросткового возраста, поскольку именно в этот период происходит формирование свойств личности, потребностей, ценностных ориентаций, мотивации поведения.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основы социально-педагогической работы с трудными подростками 7
1. Современные подходы социально-педагогической работы с трудными подростками 7
2. Социально-педагогические и психологические особенности трудных подростков 17
3. Формы, методы и средства социально-педагогической работы с трудными подростками 25
Глава II. Организация социально-педагогической работы с трудными подростками 31
1. Диагностика социально-педагогических и психологических особенностей трудных подростков 37
2.Программа социально-педагогической работы с трудными подростками
Заключение 40
Список используемой литературы 42

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по педагогике.docx

— 65.76 Кб (Скачать документ)

- увеличение степени самостоятельности  трудных подростков, их способности  контролировать свою жизнь и  более эффективно разрешать

- возникающие проблемы;

- создание условий, в которых  трудные подростки могут максимально  проявить свои потенциальные  возможности;

- адаптация трудных подростков в обществе;

- компенсация дефицита общения  в школе, семье, в среде сверстников;

- дополнительное образование, получаемое  в соответствии с их жизненными  планами и интересами.

  Базовыми учреждениями системы образования для организации работы традиционно являются школы и учреждения дополнительного образования, включая подростковые клубы по месту жительства и др.

   Анализ опыта последних лет позволяет определить приоритетные направления:

- помощь семье в решении проблем,  связанных с учебой, воспитанием,  помощь подростку в устранении  причин, негативно влияющих на  его поведение, успеваемость и  посещение общеобразовательного  учреждения;

- привлечение трудных подростков, родителей, общественности к организации  и проведению социально-педагогических  мероприятий, акций по месту  жительства;

- изучение, диагностирование, разрешение  конфликтов, проблем, трудных жизненных  ситуаций, затрагивающих интересы  подростка, на ранних стадиях  развития с целью предупреждения  правонарушений;

- индивидуальное и групповое  консультирование трудных подростков, родителей, педагогов по вопросам  разрешения проблемных ситуаций, конфликтов;

- снятию стресса, воспитанию  трудных подростков в семье  и т.п.;

- выявление запросов, потребностей  разработка мер помощи конкретным  учащимся с привлечением специалистов  из соответствующих организаций;

- пропаганда и разъяснение прав  трудных подростков, семьи;

- решение практических вопросов  обеспечения учебно-воспитательной  деятельности вне учебного процесса;

- организация реабилитационных  лагерей для дезадаптированных  трудных подростков;

- проведение летних профильных  смен (трудовых, творческих, досуговых,  спортивных).

Профессиональный уровень обеспечивают специалисты, получившие специальную  подготовку и работающие в различных  учреждениях социальной сферы, если их профессиональная деятельность и  должностные обязанности имеют  педагогическую или социально-защитную направленность. Оплата их труда производится из бюджета (государственного или муниципального) или из иных регулярных источников.

Важную роль в социально-воспитательной деятельности занимают комплексные  социальные программы работы с трудными подростками, т.е. организация культурно-досуговой деятельности.

Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств  сущностных сил человека и оптимизации  социокультурной среды, окружающей его. Процесс функционирования досуговой  деятельности можно представить  как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом социальной сущности, то вторая в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которым он получает возможность развиться.

Всем известно, что воспитание начинается со дня рождения подростка. И если ребенок в дошкольном возрасте не усваивает основ правильного  поведения, в школьном возрасте он потребует  к себе большего внимания, воспитывать  его приходится со значительными  трудностями. Имя это в виду, А.С.Макаренко  говорил: "На самом деле главные  основы воспитания закладываются до пяти лет, и то, что вы сделали  до пяти лет, - это девяносто процентов  всего воспитательного процесса, а затем воспитание продолжается, обработка человека продолжается, но в общем вы начинаете вкушать  ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет".

Отсюда следует сделать вывод: если родители сразу не воспитали  у своих трудных подростков культурных привычек или навыков трудолюбия и аккуратности, то позже эти привычки прививать будет гораздо труднее. Для этого понадобятся многие годы. Не поможет в этом и чрезмерная требовательность родителей, если время  упущено.

Естественно, что ошибки в воспитании рождают "трудных" подростков. И  если сами родители не обладают навыками культурного поведения, то их дети, как правило, останутся также  некультурными.

В современной научно-педагогической литературе сложился собирательный  образ трудного подростка. Как правило, его характеризует низкий уровень  образования и культуры поведения, отсутствие стремления получать знания или интересов к положительной  деятельности, привычка к безделью, трансформация моральных понятий  в оправдании аморальных действий. Безволие - черта, присущая большей  части подобных трудных подростков, однако наряду с отсутствием волевых  черт характера постоянно ощущается  обостренное стремление к самостоятельности, болезненное отношение к надзору, руководству взрослых. Особенно привлекательным  оказывается общение со сверстниками, усиленное стремление к необычному, редкому, романтике, но без идеалов, без четких жизненных требований. Безнаказанность, к которой трудные подростки привыкают, как правило, в семье, а нередко и в школе, на улице приводит к развитию такого качества, как излишнее, неоправданное бравирование своими возможностями в любой ситуации.

   Немало еще встречается в нашей действительности таких примеров, когда подросток становится "трудным", безнадзорным, оставляет школу в связи с уходом из семьи одного из родителей или из-за проявленной по отношению к нему грубости со стороны старших членов семьи или воспитателей.

Особенно часто трудные подростки  попадают под дурное влияние безнадзорных или отбывших наказание за совершенные  преступления слабосильные трудные  подростки, чьим воспитанием внимательно  и чутко не занимаются родители и  школа.

Педагоги, психологи, медики давно  доказали неоднородность подростков как  по социально-психологическим особенностям, так и по проявлениям во взаимоотношениях, поведении и пр.

В настоящее время с повышением криминальной активности. Которая обостряется  по мере ухудшения экономической  ситуации в стране, особо актуальной становится деятельность учреждений социально-культурной сферы.

   Известно, что клубы, а тем более в микрорайоне, - это не только объединение ребят в кружки, секции и по интересам, но это еще и массовые формы досуга.

  Деятельность в кружках требует на определенном этапе выхода на массовую аудиторию с результатами своей работы, со своими успехами, достижениями. Это позволяет сравнить свои возможности с ожиданиями сверстников, почувствовать себя увереннее в правильном определении интереса.

   Когда в клубе уверены, что сформировалась новая группа ребят, ставших участниками кружков, побывавших на слете, главными становятся систематические занятия, мероприятия, направленные, сходной стороны, на профилактику возможных правонарушений. А с другой - на расширение кругозора ребят, на углубление интересов, на овладение умениями и навыками.

   Профилактическая работа с трудными подростками складывается из материалов правовой пропаганды и построена в русле военно-патриотического воспитания.

  Эту деятельность, организовывают клуб трудных подростков, работники милиции, органы народного образования, предприятия, культурно-просветительные учреждения. В работе с родителями трудных подростков проводятся массовые и групповые формы, но особое внимание уделяется индивидуальным беседам, встречам, обсуждениям, совместному продумыванию вопросам перевоспитания трудного подростка.

  В работе с родителями трудных подростков можно проследить определенные ступени: от привлечения родителей к педагогическим встречам (не индивидуальным), к постоянной индивидуальной работе и затем к участию в разнообразных клубных мероприятиях, посвященных воспитанию трудных подростков в семье.

  Таким образом, работа с трудными подростками только тогда приводит к высокоэффективным результатам, когда она построена на основе системы руководства, в которую включаются все воспитательные каналы и возможности, когда эта работа выстраивается как целенаправленная деятельность, система действенного шефства и методической помощи.       Важную роль в социально-воспитательной деятельности занимают комплексные социальные программы работы с трудными подростками, т.е. организация культурно-досуговой деятельности.

 

Глава II. Организация социально-педагогической работы с трудными подростками

1. Диагностика социально-педагогических  и психологических особенностей  трудных подростков

   Теоретический анализ литературы показал, что развитие личности преимущественно под влиянием взрослых, воспитательные воздействия которых направлены на формирование общественно одобряемых ценностей, норм, навыков. Если же подросток не усваивает предписанных ему правил и ценностей, не выполняет требований родителей, учителей, то это рассматривается взрослыми как сопротивляемость педагогическим воздействиям, как трудный подросток.

   Подростковый возраст считается кризисным, переломным периодом в жизни человека. С одной стороны, трудные подростки чрезвычайно сконцентрированы на самих себе, а с другой - способны и на впечатляющие проявления альтруизма. В этой непредсказуемости и выражается весь трудных подростковый период, - период контрастов и перемен.

Сегодняшние трудные подростки  переживают фактически двойной кризис. Они живут в эпоху стремительных  изменений, происходящих во всех сферах нашей жизнедеятельности.

   Наиболее сильное влияние на сегодняшних трудных подростков оказывают технологические и социальные изменения, урбанизация и рост пригородов, меркантильность и бедность, средства массовой информации, социальная и эмоциональная напряженность, нестабильность в семье, жизненные события и связанные с ними стрессы.

   Сегодня изменился и статус школы. Современная школа перестаёт быть той средой, где бы подросток смог научиться решать свои личные проблемы сам и более эффективно взаимодействовать с социумом. Школа на сегодняшний день, к сожалению, является местом получения знаний, и только. Во многих школах мало или вообще нет досуговых центров, различных организаций и кружков. В связи с этим, большая часть трудных подростков взрослеет среди сверстников на улице, во дворах, барах и т.д.      Часто именно в таких компаниях трудные подростки начинают курить, пить, употреблять наркотики и заниматься преступной деятельностью.

Подростковый возраст представляет собой группу повышенного риска, так как:

1) сказываются внутренние трудности  переходного возраста, начиная с  психогормональных процессов и  кончая перестройкой "Я-концепции";

2) противоречия, обусловленные перестройкой  механизмов социального контроля - "детские" формы контроля, основанные на соблюдении внешних  норм и послушания взрослым, уже  не действуют, а взрослые способы,  предполагающие сознательную дисциплину  и самоконтроль еще не сложились  и не окрепли;

3) ограниченность и неопределенность  социального положения юношества.

Все эти особенности находят  свое проявление в таких формах поведения, как употребление алкоголя, наркотических  средств, агрессивном и противоправном поведении, суицидах, а это в свою очередь влечет за собой правонарушение. Поэтому мы считаем, все направления  работы социального педагога с трудными подростками заключаются в предупреждении правонарушений.

   Для предупреждения правонарушений трудных подростков необходимо провести социометрическое исследование.

    В социометрических исследованиях можно выделить последовательные этапы, каждый из которых требует определенных методик.

На первом этапе, констатирующем - изучаются преимущественно структурно-динамические аспекты, вскрывается социально-статусная  структура личности, определяется ряд  социально-психологических индексов, исследуются динамические характеристики личности. Опыт показывает, что выявленные на этом этапе характеристики - важные диагностические показатели общего состояния формирующих процессов  трудного подростка.

Задача второго этапа - формирующего, на основании полученных результатов  диагностики разработать и реализовать  программу, направленную на предупреждение противоправного поведения трудных  подростков.

   На третьем этапе, итоговом, проводится сравнительный анализ и дается оценка эффективности программы и рекомендации для успешной работы социального педагога.

   Цель работы: найти пути эффективной социально-педагогической работы с трудными подростками, в целях профилактики противоправного поведения.

Задачи работы:

1) выявить причины отклоняющего  поведения и проблемы трудного  подростка;

2) разработать основанную на  результатах констатирующего этапа  программу мероприятий, направленных  на предупреждение противоправного  поведения;

3) дать оценку эффективности  программы.

Для решения поставленных задач  использовались методики:

1) анкетирование - изучение взаимоотношений  в семье;

2) тестирование - эмоционально-нравственного  развития;

3) опрос трудных подростков - проведение  свободного времени;

4) педагогическое наблюдение;

5) педагогический эксперимент;

6) методы математической статистики.

Далее определим методику первого  этапа работы.

Источниками информации о социально-педагогических условиях трудных подростков послужили  сведения:

1. Личные дела трудных подростков  состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних;

Информация о работе Работа с трудными подростками