Работа социального педагога по профилактике несовершеннолетних правонарушителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:42, курсовая работа

Описание

Актуальной проблемой, стоящей перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и число их неуклонно растет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
ГЛАВА I. Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних……………………………………………………………..4

ГЛАВА II. Работа социального педагога по профилактике несовершеннолетних правонарушителей
2.1 Методы социально-педагогической работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних………………………………...17
2.2 Основные направления профилактической работы социального педагога с детьми по предупреждению правонарушений…………..………..23

ГЛАВА III Работа социального педагога в школе
3.1 Сравнение форм и методов работы социального педагога с семьей несовершеннолетних правонарушителей……………………………………..29
3.2. Подбор методик работы социального педагога с родителями несовершеннолетних правонарушителей……………………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...43

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………45

Работа состоит из  1 файл

Спд 107 Курсовая работа по методике и технологии..doc

— 233.00 Кб (Скачать документ)

Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности.  Проведение патронажа требует соблюдения ряда  этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.

Патронаж может проводиться со следующими целями:

диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;

контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;

адаптационно – реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.

Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой- то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.

Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.

Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования:  эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини – тренинги и пр.

Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) – тренинги.

Социально – психологический тренинг определяется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.

Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей. [17, 188 - 191]

Еще одна форма работы социального педагога с семьей - социально – педагогический мониторинг семьи – это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально – педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

Основные принципы мониторинга: полнота, достоверность, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.

              Для полного представления о составляющих семейного благополучия, было проведено исследование, показывающие взаимосвязь факторов семейного благополучия с социальной оценкой семьи (Приложение 1).

После проведения сбора информации в банк данных вошли сведения о различных категориях несовершеннолетних, где дана краткая характеристика каждого члена семьи, родственниках, сведения о бытовых условиях, о состоянии здоровья подростка и его родителей, указаны основные причины неблагополучия в семье, отклонения в поведении и развитии трудного подростка

Из проведенного исследования социально-педагогических условий несовершеннолетних можно сделать следующее заключение, из всех обследуемых семей несовершеннолетних благополучная семья только одна семья (4%). Однако, в этой семье воспитанием подростка занимается бабушка, родители в постоянных командировках, отсюда подростку присвоен статус «трудного», хотя успеваемость в школе хорошая, старшим не грубит, а вот склонность к правонарушениям имеет, постоянные драки со сверстниками.

Со средним уровнем благополучия семьи выявлено 8 (32%) семей, в этих семьях для воспитания подростка имеются все условия, но родители на ребенка практически не обращают внимания, заняты собой и работой, часто выпивают, совместно с подростком почти совсем не проводят время. Воспитание носит наказуемый характер.

И совсем неблагополучных семей выявлено 16 (64%), сюда вошли неполные семьи, семьи подверженные алкоголизации и конфликтные семьи. В этих семьях дети предоставлены сами себе, подвергаются физическому насилию.

Таким образом, из поведенного данного исследования, можно сказать, что среди испытуемых подростков в основном имеют статус «трудного» дети из неблагополучных семей и естественно это не может не отразиться на поведении несовершеннолетних. Какое-либо воспитание в этих семьях отсутствует, не говоря уже об организации семейного досуга и досуга несовершеннолетних.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Подбор методик работы социального педагога с родителями  несовершеннолетних правонарушителей.

Идеалом, к которому стремится семья, школа все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться.

    О роли школы в организации процесса семейного воспитания детей писал А.С.Макаренко: "Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа, как представительница государственного воспитания"[12,45].

    С этих позиций и определяются основные задачи работы социальных педагогов с родителями:

    - Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с учащимися.

    - Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе.

    - Формирование у родителей потребности в самообразовании.

    - Ознакомление учителей предметников с разнообразными методами семейного воспитания, отбор и обобщение лучшего опыта.

    Социально педагогическое исследование семей, дифференциация их  на определенные типы по:

    - работе с детьми девиантного поведения.

    - обеспечению правовой защиты ребенка в семье и школе.

    При проведении этой большой и ответственной работы учитываются проблемы, выдвигаемые перед обществом самой жизнью: Малочисленность семьи, воспитание в ней одного ребенка; отдельное проживание молодых супругов и отсюда - утрачивание семейных традиций, затрудненность передачи опыта семейного воспитания, специфика влияния неполной семьи на ребенка; дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей, продолжением учения молодых родителей; поглощение духовных интеллектуальных запасов так называемым "вещизмом". Правильное педагогическое руководство семейным воспитанием возможно при условии комплексного подхода к воспитанию, обеспечение координации усилий по всем направлениям воспитания - идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического, физического.

    Работа социальных педагогов с родителями осуществляется в двух направлениях:

с коллективом родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие и классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей учащихся, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся. Родители привлекаются к участию в организации учебно-воспитательного процесса: руководство кружками, выступления перед родителями и детьми, подготовка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы, хозяйственная помощь.

    Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты. Давая советы, стремясь, если это необходимо, внести коррективы в воспитательные воздействия родителей на ребенка, нужно помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать как протест и нанести трудно поправимый  вред. Ведь каждый родитель воспитывает своих  детей так, как считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений.

    Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключается в том, что направляя по нужному руслу воздействие родителей на детей, педагог влияет и на перестройку внутрисемейных отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры населения.

    Индивидуальная работа с родителями учащегося сложна и разнообразна.

    Преимуществом индивидуальной работы является то, что находясь наедине с социальным педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы ни сказали при посторонних. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только беседующих, оно не должно разглашаться.

Очень внимательно следует относится к просьбам родителей. Не выполнить просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может нанести вред ребенку.

    Индивидуальное общение не только дает возможность  учителю оказать влияние на родителей, но и в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода к детям.

Многое в отношении школы и семьи зависит от первой встречи. В первом разговоре с родителями не следует говорить о трудностях работы с детьми. Нужно постараться, чтобы у родителей появилась уверенность, что учить и воспитывать их сына или дочь будут квалифицированные педагоги и для этого подготовлены все необходимые условия. Особенно это относится к родителям первоклассников - ведь некоторые из них, если ребенок не ходил в детский сад, впервые расстаются с ним и очень волнуются. Чтобы в будущем рациональнее спланировать работу, наметить индивидуальный подход к каждому родителю, найти пути привлечения семьи к активному участию в делах класса и школы, можно при записи ребенка в школу предложить родителям анкету со следующим содержанием:

        I. Ф.И.О родителей.

          1. Возраст

          2. Образование

          3. Место работы, телефон

          4. Общественная работа

          5. Квартирные условия

          6. Общий заработок семьи

          7. В каких мероприятиях школы вы хотели бы участвовать

        II.Ф.И.О ребенка.

Чем ваш ребенок любит заниматься в свободное время?

          2. Какие игры предпочитает?

          3. Какие виды спортивных развлечений больше любит?

          4. С кем чаще играет (с мальчиками или девочками)?

Как ведет себя в детском коллективе? (активен, пассивен, застенчив.)                     

Какие обязанности имеет дома?

Какие с вашей точки зрения, индивидуальные особенности ребенка следует учесть.

        III. Кто в семье непосредственно занимается воспитанием

    ребенка?

Где чаще всего совместно с ребенком проводится    досуг?

          3. Знаете ли вы друзей своего ребенка и их родителей?

          4. Приходят ли к вам в гости приятели ребенка?

          5. Что вас затрудняет в воспитании ребенка?

Какие методы воспитания вы предпочитаете?   (уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и т.д.)

     В обязанности социального педагога входит посещение семей, с девиантным поведением. Первый визит в семью - ответственный момент часто решающий, будут ли родители доверять учителю, прислушиваться к его советам. Педагог заранее готовится к посещению той или иной семьи: узнает ее состав, материальное положение, выясняется, где работают родители, продумывают возможные вопросы членов семьи и отвечает на них, намечает, какие сведения о ребенке ему нужно получить.

    Посещение семьи во второй и третий раз учитель планирует, учитывая результаты предварительного знакомства; поведение ребенка в школе, отношение родителей к своим обязанностям, их участие в жизни школы.

Идя в семью, социальный педагог ставит перед собой задачу выявления, обобщения и распространения лучшего опыта семейного воспитания. Опыт семейного воспитания в каждой семье педагог собирает по крупинкам. В одной семье это может быть оборудование детского уголка, в другой интересная организация досуга и т.д.

    Он регулярно посещает эту семью, целенаправленно проводит с родителями отдельные, индивидуальные беседы. Самым опасным для воспитания детей становится непонимание такими родителями вреда, который может принести алкоголь растущему организму.

Информация о работе Работа социального педагога по профилактике несовершеннолетних правонарушителей