Работа социального педагога по профилактике несовершеннолетних правонарушителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:42, курсовая работа

Описание

Актуальной проблемой, стоящей перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и число их неуклонно растет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
ГЛАВА I. Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних……………………………………………………………..4

ГЛАВА II. Работа социального педагога по профилактике несовершеннолетних правонарушителей
2.1 Методы социально-педагогической работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних………………………………...17
2.2 Основные направления профилактической работы социального педагога с детьми по предупреждению правонарушений…………..………..23

ГЛАВА III Работа социального педагога в школе
3.1 Сравнение форм и методов работы социального педагога с семьей несовершеннолетних правонарушителей……………………………………..29
3.2. Подбор методик работы социального педагога с родителями несовершеннолетних правонарушителей……………………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...43

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………45

Работа состоит из  1 файл

Спд 107 Курсовая работа по методике и технологии..doc

— 233.00 Кб (Скачать документ)

Задача социального педагога - раскрыть перед родителями вред пьянства в семье, особенно приобщение детей к употреблению алкоголя, необходимо эмоционально настраивать детей против алкоголя.

    Дети должны ясно представлять себе все аспекты проблемы: физиологический, социальный, экологический. Практика работы говорит об эффективности индивидуальной работы по антиалкогольной пропаганде с семьями учащихся.

Социальный педагог может обратиться к руководителям предприятий, на которых работают родители. В крайних случаях, формы общественного воздействия не действуют, используется более строгая форма воздействия общественное порицание, предупреждения, налагают штраф. Крайней мерой, когда поведение родителей, несовместимо с выполнением ими родительских обязанностей, становится лишением ими родительских прав.

        Часто беседы с родителями помогают найти правильный подход к ученику - ведь близкие хорошо знают его и могут многое подсказать, помочь определить причину того или иного поступка. Основная задача социального педагога – активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер.

 

 

 

 

Заключение.

 

В современной научно-педагогической литературе сложился собирательный образ трудного подростка. Как правило, его характеризует низкий уровень образования и культуры поведения, отсутствие стремления получать знания или интересов к положительной деятельности, привычка к безделью, трансформация моральных понятий в оправдании аморальных действий.

Формирование личности происходит не только под воздействием всего общества в целом, всей совокупности средств массовой коммуникации, но и через общение с людьми, которые непосредственно окружают личность. Социально-психологическая ситуация, в которой находится подросток, может оказаться для него настолько неблагоприятной, что вызовет различные нарушения его взаимоотношений с окружающими, вплоть до болезненных неврозов, которые бывают у несовершеннолетних из-за тяжелых переживаний или длительного нервно-психического напряжения.

В системе профилактических мероприятий, направленных на предупреждение противоправного поведения, решающее место должна занимать борьба с отрицательными ситуациями.

Внедрение технологий в деятельность социального педагога обеспечивает экономию сил и средств, позволяет научно строить социально-педагогическую деятельность, способствует эффективности в решении задач, стоящих перед социальным педагогом. Социально-педагогические технологии позволяют решать весь широкий спектр задач социальной педагогики – диагностики, социальной профилактики, социальной адаптации и социальной реабилитации. Социальному работнику при выборе средств профилактической деятельности необходимо учитывать социально-педагогические психологические особенности несовершеннолетних, их уровень воспитанности, интересы, личный опыт и т.д.

Для более успешной воспитательной работы необходим поиск новых форм, наиболее эффективных методов воздействия на каждого отдельного трудного подростка и группу в целом. Положительные качества формируются постепенно, при настойчивой работе социального работника. Они сначала сосуществуют с отрицательными, и лишь настойчивая ежедневная воспитательная работа, совместные усилия всех общественных институтов, целенаправленная работа социального работника дают возможность получить положительные результаты в перевоспитании несовершеннолетних.

Воспитательная работа с любой категорией несовершеннолетних требует, прежде всего, объединенных усилий государственных и общественных организаций, несущих ответственность за воспитание подрастающего поколения. В одиночку проблему перевоспитания несовершеннолетних не решить. Социальному работнику перед выбором направления, средств и методов перевоспитания трудного подростка, знать его социально-педагогические и психологические особенности.

В практической части исследования были сделаны попытки определить социально-педагогические и психологические проблемы и причины негативного поведения несовершеннолетних. Для чего были проведены социзмерения, в ходе которых и определились социально-педагогические и психологические проблемы и причины несовершеннолетних:

-                     неблагополучие семей (конфликты, алкоголь, материальное положение);

1)                 негативные взаимоотношения в семье;

2)                 отсутствие контроля со стороны родителей;

3)                 негативные эмоциональные переживания, тревожность;

4)                 отсутствие занятий по интересам;

5)                 невозможность организации семейного и личного досуга несовершеннолетних.

Для устранения выявленных проблем и причин поведения несовершеннолетних был разработан план мероприятий, направленный на подавление предпосылок негативного поведения, путем организации культурно-досуговой деятельности.

Таким образом, в проведенном исследовании подтвердилась гипотеза о том, что профилактическая работа по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, осуществляемая социальным педагогом, станет эффективной, если в деятельности по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних будут применены активные формы взаимодействия органов социальной защиты, семей, образовательных учреждений, общественности и других социальных и государственных институтов, подтвердилась.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы данного исследования можно использовать при составлении методических указаний, программ в работе не только социальных педагогов, но и других образовательных учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

1.           Баженов В. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. – М., 1994.

2.           Букин В.Р. Научно-технологический процесс и психология ведущего. – Л., 1973.

3.           Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. – М., 1986.

4.           Волков Б.С. Детерминистическая природа преступного поведения. – Каз., 1985.

5.           Выготский Л.С. Педагогика трудного подростка – М., 1984.

6.           Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. – М., 1982.        

7.           Игошев К.Е. Психология преступных проявлений среди молодежи. – М., 1982.

8.           Иванцова А. Социальный педагог и инспектор по делам несовершеннолетних. //Дефектология. - №5. – 1996. – С. 32-39.

9.           Криминология. – М., 2000.

10.      Кудрявцев В.Н., Миньковский Г.М., Сахаров А.Б. Понятие предупреждения преступности. – М., 1989.

11.      Кудрявцев В.Н. Социально-психологическая характеристика антиобщественного поведения – В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. – М., 1985.

12.      Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. - Т. 5. - М. : Педагогика, 1985. -С. 45

13.      Миллз Т.М. О социологии малых групп. – Американская социология. – М.,  1975.

14.      Методики оказания социально-психологической помощи семье и детям. //Российский фонд социальных реформ. – М.: Просвещение, 2001. С. 84.

15.      Момов В. Человек, мораль, воспитание (Теоретико-методологические проблемы). – М., 1975.

16.      Натанзон Э.М. Приемы педагогического воздействия. – М., 1979

17.      Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы. – М.,2001.

18.      Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. – М., 1988.

19.      Фролова Г.И. Организация и методика клубной работы с подростками и трудного подростками. – М.: Просвещение, 2001. С. 159 

20.      Шляпочников А.С. Социально-экономические предпосылки основы предупреждения преступности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     Приложение 1

Социально-педагогические условия семейного благополучия несовершеннолетних

Наименование

Социальная оценка семьи

Материально-бытовые условия.

хорошие

удовлетворит.

неудовлетворит.

3 (12%)

10 (40%)

12 (48%)

Эмоционально-нравственный климат.

согласие в семье

имеют место редкие конфликты

конфликтная семья

3 (12%)

12 (48%)

10 (40%)

Режим дня подростка в семье.

соблюдается

периодически

не соблюдается

1 (4%)

5 (20%)

19 (76%)

Методы и приемы воздействия взрослых на несовершеннолетних

беседы

ругань

физическое воздействие

5 (20%)

12 (48%)

8 (32%)

Семейный досуг.

постоянно

редко

отсутствуют

3 (12%)

10 (40%)

12 (48%)

Уровень благополучия семьи

Высокий

1 (4%)

Средний

8 (32%)

Низкий

16 (64%)


Показатели выявления семейного благополучия были следующие:

1.                  Материально-бытовые условия.

2.                  Эмоционально-нравственный климат

3.                  Режим дня трудного подростка в семье

4.                  Методы и приемы воздействия взрослых на несовершеннолетних

5.                  Семейный досуг.

6.                  Уровень педагогической культуры родителей.

 

3

 



Информация о работе Работа социального педагога по профилактике несовершеннолетних правонарушителей