Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:42, курсовая работа
Актуальной проблемой, стоящей перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и число их неуклонно растет.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
ГЛАВА I. Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних……………………………………………………………..4
ГЛАВА II. Работа социального педагога по профилактике несовершеннолетних правонарушителей
2.1 Методы социально-педагогической работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних………………………………...17
2.2 Основные направления профилактической работы социального педагога с детьми по предупреждению правонарушений…………..………..23
ГЛАВА III Работа социального педагога в школе
3.1 Сравнение форм и методов работы социального педагога с семьей несовершеннолетних правонарушителей……………………………………..29
3.2. Подбор методик работы социального педагога с родителями несовершеннолетних правонарушителей……………………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...43
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………45
Задача социального педагога - раскрыть перед родителями вред пьянства в семье, особенно приобщение детей к употреблению алкоголя, необходимо эмоционально настраивать детей против алкоголя.
Дети должны ясно представлять себе все аспекты проблемы: физиологический, социальный, экологический. Практика работы говорит об эффективности индивидуальной работы по антиалкогольной пропаганде с семьями учащихся.
Социальный педагог может обратиться к руководителям предприятий, на которых работают родители. В крайних случаях, формы общественного воздействия не действуют, используется более строгая форма воздействия общественное порицание, предупреждения, налагают штраф. Крайней мерой, когда поведение родителей, несовместимо с выполнением ими родительских обязанностей, становится лишением ими родительских прав.
Часто беседы с родителями помогают найти правильный подход к ученику - ведь близкие хорошо знают его и могут многое подсказать, помочь определить причину того или иного поступка. Основная задача социального педагога – активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер.
Заключение.
В современной научно-педагогической литературе сложился собирательный образ трудного подростка. Как правило, его характеризует низкий уровень образования и культуры поведения, отсутствие стремления получать знания или интересов к положительной деятельности, привычка к безделью, трансформация моральных понятий в оправдании аморальных действий.
Формирование личности происходит не только под воздействием всего общества в целом, всей совокупности средств массовой коммуникации, но и через общение с людьми, которые непосредственно окружают личность. Социально-психологическая ситуация, в которой находится подросток, может оказаться для него настолько неблагоприятной, что вызовет различные нарушения его взаимоотношений с окружающими, вплоть до болезненных неврозов, которые бывают у несовершеннолетних из-за тяжелых переживаний или длительного нервно-психического напряжения.
В системе профилактических мероприятий, направленных на предупреждение противоправного поведения, решающее место должна занимать борьба с отрицательными ситуациями.
Внедрение технологий в деятельность социального педагога обеспечивает экономию сил и средств, позволяет научно строить социально-педагогическую деятельность, способствует эффективности в решении задач, стоящих перед социальным педагогом. Социально-педагогические технологии позволяют решать весь широкий спектр задач социальной педагогики – диагностики, социальной профилактики, социальной адаптации и социальной реабилитации. Социальному работнику при выборе средств профилактической деятельности необходимо учитывать социально-педагогические психологические особенности несовершеннолетних, их уровень воспитанности, интересы, личный опыт и т.д.
Для более успешной воспитательной работы необходим поиск новых форм, наиболее эффективных методов воздействия на каждого отдельного трудного подростка и группу в целом. Положительные качества формируются постепенно, при настойчивой работе социального работника. Они сначала сосуществуют с отрицательными, и лишь настойчивая ежедневная воспитательная работа, совместные усилия всех общественных институтов, целенаправленная работа социального работника дают возможность получить положительные результаты в перевоспитании несовершеннолетних.
Воспитательная работа с любой категорией несовершеннолетних требует, прежде всего, объединенных усилий государственных и общественных организаций, несущих ответственность за воспитание подрастающего поколения. В одиночку проблему перевоспитания несовершеннолетних не решить. Социальному работнику перед выбором направления, средств и методов перевоспитания трудного подростка, знать его социально-педагогические и психологические особенности.
В практической части исследования были сделаны попытки определить социально-педагогические и психологические проблемы и причины негативного поведения несовершеннолетних. Для чего были проведены социзмерения, в ходе которых и определились социально-педагогические и психологические проблемы и причины несовершеннолетних:
- неблагополучие семей (конфликты, алкоголь, материальное положение);
1) негативные взаимоотношения в семье;
2) отсутствие контроля со стороны родителей;
3) негативные эмоциональные переживания, тревожность;
4) отсутствие занятий по интересам;
5) невозможность организации семейного и личного досуга несовершеннолетних.
Для устранения выявленных проблем и причин поведения несовершеннолетних был разработан план мероприятий, направленный на подавление предпосылок негативного поведения, путем организации культурно-досуговой деятельности.
Таким образом, в проведенном исследовании подтвердилась гипотеза о том, что профилактическая работа по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, осуществляемая социальным педагогом, станет эффективной, если в деятельности по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних будут применены активные формы взаимодействия органов социальной защиты, семей, образовательных учреждений, общественности и других социальных и государственных институтов, подтвердилась.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы данного исследования можно использовать при составлении методических указаний, программ в работе не только социальных педагогов, но и других образовательных учреждений.
Список литературы.
1. Баженов В. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. – М., 1994.
2. Букин В.Р. Научно-технологический процесс и психология ведущего. – Л., 1973.
3. Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. – М., 1986.
4. Волков Б.С. Детерминистическая природа преступного поведения. – Каз., 1985.
5. Выготский Л.С. Педагогика трудного подростка – М., 1984.
6. Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. – М., 1982.
7. Игошев К.Е. Психология преступных проявлений среди молодежи. – М., 1982.
8. Иванцова А. Социальный педагог и инспектор по делам несовершеннолетних. //Дефектология. - №5. – 1996. – С. 32-39.
9. Криминология. – М., 2000.
10. Кудрявцев В.Н., Миньковский Г.М., Сахаров А.Б. Понятие предупреждения преступности. – М., 1989.
11. Кудрявцев В.Н. Социально-психологическая характеристика антиобщественного поведения – В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. – М., 1985.
12. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. - Т. 5. - М. : Педагогика, 1985. -С. 45
13. Миллз Т.М. О социологии малых групп. – Американская социология. – М., 1975.
14. Методики оказания социально-психологической помощи семье и детям. //Российский фонд социальных реформ. – М.: Просвещение, 2001. С. 84.
15. Момов В. Человек, мораль, воспитание (Теоретико-методологические проблемы). – М., 1975.
16. Натанзон Э.М. Приемы педагогического воздействия. – М., 1979
17. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы. – М.,2001.
18. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. – М., 1988.
19. Фролова Г.И. Организация и методика клубной работы с подростками и трудного подростками. – М.: Просвещение, 2001. С. 159
20. Шляпочников А.С. Социально-экономические предпосылки основы предупреждения преступности.
Приложение 1
Социально-педагогические условия семейного благополучия несовершеннолетних
Наименование | Социальная оценка семьи | ||
Материально-бытовые условия. | хорошие | удовлетворит. | неудовлетворит. |
3 (12%) | 10 (40%) | 12 (48%) | |
Эмоционально-нравственный климат. | согласие в семье | имеют место редкие конфликты | конфликтная семья |
3 (12%) | 12 (48%) | 10 (40%) | |
Режим дня подростка в семье. | соблюдается | периодически | не соблюдается |
1 (4%) | 5 (20%) | 19 (76%) | |
Методы и приемы воздействия взрослых на несовершеннолетних | беседы | ругань | физическое воздействие |
5 (20%) | 12 (48%) | 8 (32%) | |
Семейный досуг. | постоянно | редко | отсутствуют |
3 (12%) | 10 (40%) | 12 (48%) | |
Уровень благополучия семьи | Высокий 1 (4%) | Средний 8 (32%) | Низкий 16 (64%) |
Показатели выявления семейного благополучия были следующие:
1. Материально-бытовые условия.
2. Эмоционально-нравственный климат
3. Режим дня трудного подростка в семье
4. Методы и приемы воздействия взрослых на несовершеннолетних
5. Семейный досуг.
6. Уровень педагогической культуры родителей.
3
Информация о работе Работа социального педагога по профилактике несовершеннолетних правонарушителей