Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 10:59, реферат
Целью данной работы является анализ подходов к проблеме сознания и деятельности выдающихся отечественных психологов А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и П.Я. Гальперина.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
1. Изучить различные подходы решения данной проблемы в отечественной психологии.
2. Определить основные направления исследования С.Л. Рубинштейна по данной проблеме.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...……...…………2
§ 1. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ ТЕОРИЙ….……..4
§ 2. ЕДИНСТВО СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………..…..…13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………...……………………………………..20
содержание
Введение……………………………………………………..
§ 1. Сравнительный анализ деятельностных теорий….……..4
§ 2. Единство сознания и деятельности…………………..…..…13
Заключение…………………………...…………………
ВВЕДЕНИЕ
Проблема сознания и деятельности психологии решалась большое количество времени. Начинали с изучения простейших элементов сознания (у Вундта, например), дошли до нахождения сложных элементов и их взаимодействия (например, у А. Н. Леонтьева). Начинали изучать сознание субъективно (интроспекционисты, например), дошли до установления объективных методов изучения сознания (культурно – исторический подход Выготского, деятельностный подход).
Но проблема единства сознания и деятельности не решена до конца и по сей день. До сих пор проводятся исследования психосемантики сознания, то есть изучение функционирования систем значений в рамках индивидуального сознания и другие исследования. Таким образом, исследование данной проблемы является актуальным.
Целью данной работы является анализ подходов к проблеме сознания и деятельности выдающихся отечественных психологов А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и П.Я. Гальперина.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
§ 1. Сравнительный анализ деятельностных теорий
Деятельностный подход (в психологии) (англ. activity approach) - совокупность теоретико-методологических и конкретно-эмпирических исследований, в которых психика и сознание, их формирование и развитие изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта, а у некоторых представителей деятельностного подхода психика и сознание рассматриваются как особые формы (виды) этой деятельности, производные от внешне-практических ее форм. Предпосылки деятельностного подхода складывались в отечественной психологии в 1920-е гг. Ими стали:
В 1930-е гг. складываются 2 наиболее проработанных варианта деятельностного подхода, представленных исследованиями психологических школ С. Л. Рубинштейна, с одной стороны, и А. Н. Леонтьева — с другой. В настоящее время оба варианта деятельностного подхода развиваются их последователями не только в нашей стране, но и в странах Западной Европы, а также в США, Японии и странах Латинской Америки.
Большую роль в методологическом обосновании деятельностного подхода сыграли работы Рубинштейна 1930-х гг., где он сформулировал основополагающий теоретический принцип деятельностного подхода — единства сознания и деятельности принцип. Параллельно, Леонтьевым и др. членами Харьковской школы теоретически и экспериментально разрабатывается проблема общности строения внешней и внутренней деятельности.
Различия между двумя вариантами деятельностного подхода отчетливо формулируются в 1940-50-е гг. и затрагивают в основном два круга проблем:
Конкретно-эмпирические разработки принципа единства сознания и деятельности в деятельностном подходе (при всех различиях в теоретическом его осмыслении) можно разделить условно на шесть групп по формам психического развития:
В
рамках перечисленных направлений
исследований деятельностного подхода
был разработан ряд важнейших
теоретических проблем
А.Н. Леонтьев (1903-1979) развивал положение о том, что все, что совершается в психической сфере человека, укоренено в его деятельности. Вначале он следовал линии, намеченной Л.С. Выготским. Но затем, высоко оценив идеи М.Я. Басова о «морфологии» (строении) деятельности, он предложил свою схему ее организации и преобразования на различных уровнях: в эволюции животного мира, истории человеческого общества, а также в индивидуальном развитии человека – «Проблемы развития психики» (1959).
Леонтьев
подчеркивал, что деятельность –
это особая целостность. Она включает
различные компоненты: мотивы, цели,
действия. Их нельзя рассматривать
порознь. Они образуют систему. Различие
между деятельностью и
Аналогичен психологический анализ ситуации обучения ребенка. Школьник читает книгу, чтобы сдать экзамен. Мотивом его деятельности может служить сдача экзамена, получение отметки, а действием – усвоение содержания книги. Возможна, однако, ситуация, когда содержание само станет мотивом и увлечет учащегося настолько, что он сосредоточится на нем независимо от экзамена и отметки. Тогда произойдет «сдвиг мотива (сдача экзамена) на цель (решение учебной задачи). Тем самым появится новый мотив. Прежнее действие превратится в самостоятельную деятельность.
Из этих простых примеров видно, насколько важно, изучая одни и те же объективно наблюдаемые действия, раскрывать их внутреннюю психологическую подоплеку.
Обращение к деятельности как присущей человеку форме существования позволяет включить в широкий социальный контекст изучение основных психологических категорий (образ, действие, мотив, отношение, личность), которые образуют внутренне связанную систему.
С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым была разработана трактовка деятельности как особой системы, в недрах которой формируются психические процессы. Попытка предпринять структурный анализ деятельности привела А.Н. Леонтьева к выделению в ней различных компонентов (таких, как действие и операция, мотив и цель). Они были названы «единицами» которые образуют ее «макроструктуру». В то же время этот «деятельностный подход» применительно к сфере психических явлений требует выхода за ее пределы. Системный анализ человеческой деятельности необходимо является также анализом поуровневым. Именно такой анализ позволяет преодолеть противопоставление физиологического, психологического и социального, равно как и сведение одного к другому.
Известно, что А.Н. Леонтьева и П.Я. Гальперина долгие годы связывали не только совместная работа со времен харьковского периода деятельности А.Н. Леонтьева, когда П.Я. Гальперин стал сотрудником в группе психологов, лидером которой был А.Н. Леонтьев, но и тесные личные отношения. Как и А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин постоянно возвращался к вопросу о том, что есть предмет психологии, как трактовать само понятие «психическая деятельность», в каком отношении оно находится с понятием деятельности, каковы задачи и методы психологического исследования, и т.д. Если мы сравним высказывания А.Н. Леонтьева, которые содержатся в его заметках, называемых им «Философскими тетрадями», с соответствующими высказываниями П.Я. Гальперина, посвященными проблеме предмета психологии, анализу содержания и основных функций психической деятельности, «взаимосвязи» психической деятельности и ее физиологических механизмов, то и по содержанию этих высказываний, и даже по используемой ими терминологии мы обнаружим почти полное идейное и терминологическое совпадение соответствующих текстов.
Так, например, А.Н. Леонтьев пишет: «Понять поведение = понять, на что и как оно ориентируется. Ориентироваться = установить свое положение в обстановке в связи с целями своей деятельности. В этом две части:
1) составить правильный ориентирующий образ
2) определить свое состояние, свои возможности, пути к цели.
Следовательно, ориентировочная деятельность имеет дело
А) с ориентирующим образом
Б) с самой средой, в которой нужно ориентироваться.
Ориентировочная деятельность является подлинной деятельностью. <...> С психологической стороны она состоит в активной перестройке представления о действительности сообразно самой действительности и заданиям своей деятельности, в активном и целесообразном соединении прошлого опыта с наличным восприятием». П.Я. Гальперин отмечает: «Ориентировка поведения (выполняемого или намечаемого) на основе образа и есть та специфическая «сторона» деятельности человека и животных, которая является предметом психологии». Совершенно очевидно, что подобное совпадение взглядов отражает глубокую общность методологических и теоретических позиций, сложившуюся благодаря десятилетиям совместной работы и личной дружбы этих выдающихся психологов.
Гальперин творил в эпоху расцвета деятельностной теории, и на принадлежность его концепции к деятельностному подходу указывали многие отечественные психологи и философы, однако в трудах Гальперина не содержится прямого ответа на вопрос о соотношении собственных взглядов и деятельностного подхода.