align="justify">
Изучая
проблему организации воспитательной
работы в учреждениях профессионального
образования, можно выделить следующие
группы методов воспитания:
- Методы организации
коллектива: дисциплина, самообслуживание,
соревнование и самоуправление.
- Группа методов,
содействующих формированию сознания:
- Методы убеждения:
информация, поиск, дискуссия и взаимное
просвещение.
- Методы педагогического
стимулирования: требование, перспектива,
поощрение, наказание и общественное мнение.
Методам
воспитания сопутствует педагогическая
техника. Она включает в себя искусство
общения с воспитанниками, управление
их поведением, действиями и поступками,
посредством мимики и жестов, выразительной
речи, приемов театральной педагогики.
Профессиональная
направленность образовательной подготовки
в учреждениях профессионального
образования оказывает на воспитательный
процесс самое непосредственное
влияние, поэтому при изучении различных
аспектов воспитательного процесса
в этих учреждениях необходимо учитывать
его особенности.
«Особенность»
- это свойство, черта, штрих, принадлежность,
атрибут, характерное, отличительное
качество, признак чего-нибудь.
Исследователями
проблематики начального профессионального
образования (С.Я. Батышев, Н.Н. Дьяченко,
Г.Е. Зборовский, Э.Ф. Зеер, Н.И. Макиенко,
А.Я. Найн, А.П. Сейтешев, В.А. Скакун, Н.М.
Таланчук и др.) достаточно подробно рассмотрены
особенности воспитательного процесса
в учреждениях профессионального образования,
его отличия, прежде всего, от воспитательного
процесса в общеобразовательных учреждениях.
При этом в основу исследуемых особенностей
кладутся, как правило, особенности субъектов
воспитания.
Указанные
ученые, выделяют три группы особенностей
субъектов воспитательного процесса в
учреждениях профессионального образования,
находящиеся в отношениях тесной взаимосвязи
и взаимозависимости:
- особенности
учащихся учреждений начального профессионального
образования как возрастной и образовательной
группы молодежи. Социологическая наука
(Г.Е. Зборовский, Т.П. Швецова) характеризует
учащихся учреждений профессионального
образования как относительно самостоятельную
молодежную социальную общность, овладевающую
знаниями, умениями и навыками профессионального
квалифицированного труда, благодаря
которым на основе личностного развития
и приобретения специальности оказывается
возможным формирование и становление
молодого работника и его образа жизни.
Особенности
учащихся учреждений профессионального
образования как возрастной и образовательной
группы молодежи находят отражение в следующих
характеристиках.
- Социальная
общность учащихся учреждений профессионального
образования отличается непродолжительностью
пребывания в ней молодого человека по
сравнению с периодом молодости вообще
и даже со временем его пребывания в иных
образовательных группах молодежи - это
период от 1 года до 3 лет, тогда как молодость
рассматривается в границах 15-20-летней
продолжительности.
- Учащиеся
учреждений профессионального образования
находятся в возрастном периоде ранней
юности. «Ранняя юность, - пишет И.С. Кон,
- в буквальном смысле слова "третий
мир", существующий между детством и
взрослостью». Происходящие в этот возрастной
период перестройка и изменение психического
развития наиболее противоречивы.
Давая
обобщенную характеристику периода
ранней юности, В.В. Давыдов и А.В. Петровский
рассматривают его как социально-психологическое
явление и характеризуют как «стадию развития,
начинающуюся с полового созревания и
заканчивающуюся наступлением взрослости».
3.
Поступив в учреждение профессионального
образования, бывшие школьники тем самым
решили для себя трудную, но жизненно важную
задачу - сделали профессиональный выбор,
определили сферу своей будущей деятельности.
Учащийся профессионального учреждения
- это профессионально направленная личность,
что влияет на характер его поведения
и воспитания, резко определяет ценностные
ориентации, намерения, образ жизни.
4.
Для большинства учащихся учреждений
профессионального образования воспитательный
процесс в профессиональном учреждении
является последней инстанцией целенаправленного
воспитательного воздействия на формирование
личности.
Особенности
учащихся учреждений профессионального
образования, обусловленные спецификой
получаемого профессионального образования;
проявляются в следующем:
- Воспитательный
процесс в учреждениях профессионального
образования характеризуется кратковременностью
воспитательного воздействия на учащихся;
- Учебная деятельность
у учащегося учреждения профессионального
образования значительно шире, чем у учащегося
общеобразовательного учреждения, так
как первый, наряду с общеобразовательными
предметами, изучает общетехнические
и специальные дисциплины, одновременно
сочетая теоретическое обучение с практическим.
- Учащиеся
учреждений профессионального образования
заняты производительным трудом (во время
производственных занятий в мастерских,
в период производственной практики на
предприятиях).
- У учащихся
учреждений профессионального образования
более широкая, чем у учащихся общеобразовательных
учреждений, сфера общения: они являются
членами двух коллективов - ученического
и производственного. Учащийся учреждения
профессионального образования - это социально
еще не зрелая, развивающаяся, но уже сформировавшаяся
личность. В образовательных учреждениях
данного типа за сравнительно короткий
срок происходит социально-психологический
скачок в общественном статусе и сознании
будущих молодых специалистов.
- особенности
воспитательного потенциала личности
и деятельности педагогов-экономистов.
Ключевая фигура системы профессионального
образования – педагог-экономист.
Глава
2. Практическая часть
2.1
Разработка классного
часа по теме « профориентация».
Экономическая
профессия шаг к собственному делу.
Цели:
расширить представления детей об экономических
профессиях; формировать позитивную оценку
таких нравственных качеств, как целеустремленность,
трудолюбие, скромность; формировать потребность
в успешной самореализации, побуждать
к самостоятельному выбору профессии,
содействовать личностному и профессиональному
самоопределению выпускников.
Подготовительная
работа: предложить 2-3 ученикам
подготовить рассказ о звездах отечественного
бизнеса (по материалам СМИ).
Оформление:
- написать
на доске названия экономических профессий:
аудитор, бизнесмен, брокер, бухгалтер,
дилер, маркетолог, менеджер, налоговый
инспектор, экономист, финансист;
- начертить
таблицу:
Профессиональный
тип личности |
Офисный |
Предпринимательский |
Руководство,
управление, влияние на людей |
Работа с
цифрами, формулами, текстами |
Аккуратность,
пунктуальность, практичность |
Находчивость,
практичность |
Готовность
к риску, поиск острых ощущений |
Четко регламентированная
работа |
Энергичность,
организаторские способности |
Работа, не связанная
с широкими контактами |
Не
склонны к самостоятельному принятию
решений |
Высокий уровень
притязаний |
План
классного часа:
- Вступительное
слово.
- Игра «Экономические
профессии».
- Проблемная
ситуация «Кадровое агентство».
- Работа с
понятиями «офисный» и «предпринимательский»
типы личности.
- Интерактивная
беседа по теме «Вера в себя».
- Информационный
блок «Таланты русского бизнеса».
- Заключительное
слово.
- Подведение
итогов (рефлексия).
- Вступительное
слово
Классный
руководитель.
Организация «JA Worldwide» занимающаяся исследованием
мировоззрением детей и подростков, опубликовала
результаты опроса американских подростков.
Семеро из десяти тинэйджеров заявили,
что мечтают о карьере бизнесмена. В России
многие парни и девушки тоже хотели бы
завести свое дело, стать предпринимателями.
Что же это за профессия, какие качества
для нее необходимы? Как стать успешным
бизнесменом? На эти вопросы мы ответим
в ходе сегодняшнего классного часа.
- Игра
«Экономические профессии»
Классный
руководитель.
Бизнесмен – это профессия, связанная
с экономикой. Предлагаю вам сыграть в
игру «Знаете ли вы экономические профессии?»
Попробуйте угадать профессию по описанию,
которое я буду читать. (Учитель читает
описание, ученики называют профессию).
- Проводит
независимую экспертизу финансовой отчетности
организации, представляет контролирующим
органам все справки, наблюдает за развитием
производственных, социальных, экономических
процессов, анализирует их влияние на
деятельность предприятия и своевременно
ставит в известность об этом компанию
нанимателя. (Аудитор)
- Человек,
который «делает» деньги, владелец капитала,
постоянно находящегося в обороте и приносящего
доход. Организует свой бизнес и управляет,
принимая решения и отвечая за их последствия.
(Бизнесмен)
- Заключает
на бирже сделки купли–продажи от имени
клиента, поиск которого занимает основное
время. (Брокер)
- Ведет учет
расходов и доходов предприятия, производит
начисление и перечисление платежей в
государственный бюджет, взносов в фонды
социального и пенсионного страхования,
заработной платы сотрудников, налогов
и т.д. (Бухгалтер)
- Он обладает
местом на бирже и осуществляет биржевое
или торговое посредничество за свой счет
и от своего имени. (Дилер)
- Анализирует
маркетинговую ситуацию (соотношение
спроса и предложения на рынке товаров
и услуг), составляет планы мероприятий
для проведения рекламных кампаний, определяет
структуру рынка, вопросов ценообразования
и сбыта, контролирует их выполнение; проводит
обработку результатов, дает рекомендации
по рекламной политике. (Маркетолог)
- Организует
и координирует, оценивает и стимулирует
деятельность персонала, изучает спрос
и предложение на рынке, обновляет продукцию,
разрабатывает бизнес-план и руководит
его реализацией. Обеспечивает анализ
и решение организационно-технических,
экономических и социально-психологических
вопросов в их взаимосвязи, регулирует
процессы приема, подбора и профессионально-квалификационного
роста работников, их перемещение по вертикали
и горизонтали. (Менеджер)
- Осуществляет
контроль за соблюдением налогового
законодательства, проверяет денежные
документы, бухгалтерские книги, отчеты,
планы, сметы, декларации. Осуществляет
возврат излишне взысканных и уплаченных
налогов и других обязательных платежей
в бюджет. (Налоговый
инспектор)
- Специалист
по прикладной экономике, работает в плановых,
финансовых и статистических органах,
решая задачи, связанные с планированием,
организацией и анализом хозяйственной
деятельности предприятий и учреждений,
труда работников на производстве. (Экономист)
- Работает
в банках, кредитных организациях, инвестиционных
фондах, на биржах; изучает и использует
механизмы формирования и исполнения
бюджетов разных уровней, отчетности на
предприятиях и учреждениях; владеет методикой
оценки финансовых рисков, отбора инвестиционных
проектов, организацией банковского и
страхового дела. ( Финансист)
Все
эти профессии связаны с экономикой.
Что еще объединяет их? Какие знания,
умения и навыки нужны людям этих
профессий? (Экономические знания, юридические
знания, умение работать с числами.)
Какие черты характера нужны? (Ответственность,
дисциплинированность, организованность.)
- Проблемная
ситуация «Кадровая агентство»
Классный
руководитель. А
теперь проблемная ситуация «Кадровое
агентство». К вам пришли выпускники экономических
вузов: Марина, Сергей, Дима, Наташа. Все
они обладают необходимыми экономическими
и юридическими знаниями, умеют работать
с числами, у всех хорошо развиты внимание,
память, логическое мышление. Все ответственны,
дисциплинированны, организованны. Как
им помочь выбрать экономическую профессию?
Ведь этих профессий так много! (Нужно
учитывать характер, темперамент, способности.)
В
агентстве всем четверым было предложено
пройти тестирование, и оказалось, что
у всех четверых разные типы темперамента.
Какие профессии вы смогли бы им
предложить, а от каких отговорили
бы? (дальше учитель читает описание
темпераментов, ученики дают советы
о профориентации)
- Марина - меланхолик.
Ей свойственны глубина и постоянство,
тонкость восприятия. Она мечтательна,
романтичность, замкнута, все принимает
близко к сердцу; избегает новых людей,
чувствует себя неловко в новой обстановке.
В привычной и спокойной обстановке люди
с таким темпераментом работают очень
продуктивно. (Бухгалтер,
экономист, финансист
– «да»; предприниматель,
брокер, менеджер, маркетолог,
дилер – «нет».)
- А вот Сергей
– типичный холерик. Это человек действия.
Он всегда идет навстречу трудностям.
Его чувства обычно быстро возникают и
ярко проявляются. Мягких замечаний холерик
не воспринимает, жесткие – приводят к
бунту. У холерика выразительная мимика,
живая речь, резкие движения. Он с увлечением
берется за дело, работает с подъемом,
преодолевая трудности. Когда запас энергии
истощается, настроение резко падает.
Потребность в общении у холериков повышена,
но он иногда может быть резок, провоцируя
конфликтные ситуации. Лучший способ справится
с холериком – постоянно загружать его
работой, чтобы его энергия всегда имела
выход. (Менеджер, брокер,
дилер, маркетолог, предприниматель
– «да»; бухгалтер, финансист,
налоговый инспектор
– «нет».)
- Дима – сангвиник.
Как все сангвиники, он оптимист. Обладает
огромной работоспособностью. Но заставить
работать сангвиника трудно. Его нужно
заинтересовать – тогда он горы сдвинет.
Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен,
легко переключается с одного дела на
другое, не любит однообразия. Он без труда
контролирует свои эмоции, быстро осваивается
в новой обстановке, любит общение. У сангвиника
скоро возникают чувства радости, горя,
привязанности и враждебности, но эти
чувства не глубоки. Настроение сангвиника
быстро меняется, но, как правило, преобладает
хорошее настроение. (Сангвинический
темперамент не накладывает
никаких ограничений
на выбор профессии.)
- Наташа –
флегматик. Она медлительна и уравновешенна.
Всегда старается довести начатое дело
до конца. Человеку флегматического
темперамента легко выработать выдержку,
хладнокровие, спокойствие. В некоторых
случаях у флегматиков может сформироваться
безразличие к работе и людям, вялость,
инертность. У флегматиков есть склонность
к систематической работе, умение концентрироваться
на поставленной задаче, вдумчивость
– необходимые профессиональные качества
ученого, исследователя. (Аудитор, бухгалтер,
налоговый инспектор, экономист, финансист
– «да»; брокер, дилер, маркетолог, менеджер
– «нет»)