Развитие аппликативной деятельности в процессе реализации образовательной области «Художественное творчество»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:51, реферат

Описание

Образовательная область «Художественное творчество» в основной общеобразовательной программе включает в себя изобразительную деятельность, лепку, аппликацию и художественное конструирование – традиционные для российского дошкольного образования виды активности, объединенные общим понятием «продуктивная деятельность детей».

Работа состоит из  1 файл

Развитие аппликативной деятельности в процессе реализации образовательной области.doc

— 91.50 Кб (Скачать документ)


«Развитие аппликативной деятельности в процессе реализации образовательной области «Художественное творчество».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Т.И.Гриневич

воспитатель

2 квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Развитие аппликативной деятельности в процессе реализации образовательной области «Художественное творчество».

 

Детское сердце чутко к призыву

творить красоту…важно только,

    чтобы за призывами следовал труд.

В.А.Сухомлинский

 

     Творчество в широком смысле - это деятельность, направлен­ная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (рисунок, аппликация, стихотворение и т.п.).

        Отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, В. В. Да­выдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др.) доказали, что творческие возмож­ности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными сред­ствами деятельности в процессе специально организованного обу­чения. Так, В.В.Давыдов в послесловии к книге Л.С.Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского разви­тия.

Интерес к художественному творчеству у детей обусловлива­ется его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в нём не ослабевает, а все более увеличивается.

Образовательная область «Художественное творчество» в основной общеобразовательной программе включает в себя изобразительную деятельность, лепку, аппликацию и художественное конструирование – традиционные для российского дошкольного образования виды активности, объединенные общим понятием «продуктивная деятельность детей».

В программе «Развитие» раздел  «Изобразительное искусство» не имеет задач и методических разработок, направленных на развитие аппликативной деятельности.

     В то время, как  аппликативная деятельность актуальна на современном этапе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру относится к образовательной области « Художественное творчество».

Специфика аппликативной деятельности даёт широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

     Установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности (аппликации), выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме.

Этот процесс особенно заметен в различных видах аппликативной деятельности: формируются обобщенные способы анализа, сравнения и сопоставления, развиваются умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, т.е. производятся умственные действия.

   Занятия аппликацией содействуют:

      Развитию сенсорного восприятия (операции по обработки бумаги: сгибание; резанье; разрывание и обрывание; наклеивание).    

      Развитию мускулатуры руки, координации движений (владение ножницами, правильное вырезание форм, поворачивание листа бумаги, раскладывание формы на листе на равном расстоянии друг от друга).

      Развитию речи дошкольников, что является неотъемлемой частью в воспитании гармонической личности.

      Развитию математических представлений (знакомство с названиями и признаками простейших геометрических форм, получение представления о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т.д.) и величин (больше, меньше).

      Развитию нравственного воспитания (нравственно-волевых качеств: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.

      Освоению трудовых умений и навыков (развитие внимания, упорства, выдержки).

     Однако основное значение аппликативной  деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания, главная задача которого - это пробуждение у детей эмоционального отношения к природе, а эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее.

   Поскольку данный вид продуктивной деятельности отсутствует в программе «Развитие» и возникла необходимость в применении дополнительных технологий, направленных на формирование у дошкольников навыков работы с бумагой, клеем и ножницами. В своей работе по аппликативной деятельности я опираюсь на авторскую программу Ирины Александровны Лыковой – кандидата педагогических наук  - «Цветные ладошки». Разработки по аппликативной деятельности у автора содержательны и направлены на реализацию задач художественно – творческого развития детей. Вместе с тем, они оригинальны и увлекательны для детей. Работу с детьми аппликацией провожу в свободное от непосредственно образовательной деятельности время.

В связи с введением ФГТ к структуре основных общеобразовательных программ акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность» и т.п.   

  Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области "Художественное творчество" направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

- развитие детского творчества;

- приобщение к изобразительному искусству.

Данные задачи частично решаются посредством реализации разделов программы «Развитие»: «Изобразительное искусство», «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи», «Художественное конструирование» с применением методической литературы:

Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей. – 2-е изд., дораб. Казакова Т.Г.- М.: Просвещение, 1996 г.

Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Лыкова И.А. -М.: «Карапуз», переиздание дораб. и доп., 2009.

 

Задачи

Задачи и разделы программы «Развитие»

Задачи программы «Цветные ладошки»

Развитие продуктивной деятельности

детей

Развивать умение выделять и передавать в графическом изображении движения объекта, его функции, учить соотносить образную выразительность с пространственными характеристиками

(изобразительное искусство)

В аппликативной деятельности поощрять составление композиций из готовых и самостоятельно вырезанных или иным способом подготовленных форм (полосок, кругов, треугольников, трапеций, рваных и мятых кусочков бумаги) в предметной, сюжетной или декоративной аппликации (листья на ветке, цветы в вазе, кораблики на реку, рыбки в аквариуме); учить пользоваться ножницами (правильно держать, передавать, резать).

 

Развитие детского творчества

Учить работать с цветом и создавать композиции с использованием оппозиционных тем

(изобразительное искусство)

Сочетать различные техники изобразительной деятельности (графика, живопись, пластика) и конструирования на одном и том же занятии, когда одни детали вырезают и наклеивают, другие лепят, третьи прорисовывают, четвертые конструируют из бумаги (Например, сюжеты «Наш город», «Наш аквариум»).

Учить использовать символические средства в предметной живописи, включать их в характеристику персонажей, обозначать с их помощью свое отношение к изображенным героям.

(изобразительное искусство)

Развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках (обрывание, сминанием, скатыванием, наклеивание готовых форм)

Учить создавать образы воображения, опираясь на некоторые признаки реальности

                    (ознакомление с художественной литературой)

Способствовать воспитанию самостоятельности, решительности, творческой активности

Учить создавать новые образы предметного мира путем преобразования имеющихся представлений о нем.

(конструирование)

Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало

Учить создавать творческие постройки, отражающие их индивидуальное восприятие и эмоциональное отношение к миру (конструирование)

Учить передавать характерные особенности аппликативных объектов (городской дом высокий, многоэтажный, каменный, а деревенский низкий, одноэтажный, деревянный

 

                 Приобщение к изобразительному искусству.

Развивать умение детей выражать свое отношение к действительности и находить средства для воплощения такого отношения. Развивать действия по построению новых образов на основе отдельных признаков предметов, обозначенных схематически

(Художественное конструирование)

Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги

Освоить способы образного перевоплощения, передающих особенности пластики персонажей и их внутренние переживания

(выразительное движение)

 

Знакомить с произведениями изобразительного искусства, знакомить со скульптурой малой формы, имеющие ярко выраженный характер, пластику движения

(изобразительное искусство)

 

Развивать интерес к народному декоративно-прикладному искусству; побуждать принимать активное участие в рассматривании произведений народного декоративно-прикладного и изобразительного искусства подбирая тематику с учётом интересов мальчиков и девочек. Формировать представление о средствах выразительности (элементы узора, их цвет, расположение на форме); вызывать у детей задавать вопросы.

(изобразительное искусство)

Поддерживать интерес к народному и декоративному искусству (дымковская, филимоновская игрушка, семеновская и полхов-майданская матрешка).

 

 

    

     Содержание психолого-педагогической работы по аппликативной деятельности интегрируется в воспитательно-образовательном процессе с другими образовательными областями Программы:

 

«Физическая культура»

Развитие мелкой моторики: в процессе сгибания, разрывания и обрывания, сминания, скатывания бумаги.

«Здоровье»

 

«Коммуникация»

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности,  практическое овладение воспитанниками нормами речи

«Познание»

Сенсорное развитие: различие цветовых контрастов, размещение цвета по степени интенсивности (до 5 светлотных оттенков); формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений

 

 

«Социализация»

Формирование гендерной: различие полов (одежда для девочек, одежда для мальчиков), семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

«Музыка»

Использование музыкальных произведений для обогащения содержания образовательной области, приобщение к различным видам музыкального искусства: симфоническая, камерная и др. мелодии.

«Труд»

Формирование трудовых умений и навыков (самообслуживание), воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду сверстников и их результатам

«Чтение художественной литературы»

Использование художественных произведений для обогащения содержания образовательной области, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

«Безопасность»

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в аппликативной деятельности: правила работы с ножницами, аккуратное обращение с бумагой, умение пользоваться клеем.

 

При определении структуры воспитательно-образовательного процесса я опираюсь на положения  концепции  Л.С. Выготского «Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка, и взгляды Д.Б. Эльконина «Специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является по сути процессом “усвоения” содержания в видах деятельности».

Развитие аппликативной деятельности проходит:

      в совместной партнерской деятельности взрослого и детей;

      в свободной самостоятельной деятельности детей;

      в взаимодействии с семьями воспитанников.

 

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями воспитанников

Непосредственно организованная образовательная деятельность

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

                 Аппликативная деятельность

Дидактические игры (на группировку предметов по форме, комбинирование форм, подбор и сравнение цвета)

                 Рассматривание и обсуждение произведений искусства: репродукций картин, игрушек, изделий народно-прикладного искусства, иллюстраций

                 Наблюдения в природе, за деятельностью взрослого

                 Творческая мастерская (изготовление подарков своими руками)

                 Привлечение внимания детей к красоте природы и окружающих предметов

                 Рассматривание одежды, ее декоративных элементов

 

                 Сюжетно-ролевые игры Продуктивная художественная (аппликативная) деятельность

                 Дидактические и настольно-печатные игры

                 Рассматривание репродукций картин, изделий народно-прикладного искусства, иллюстраций книг

 

                 Работа клуба выходного дня «Посиделки у самовара»

                 Встречи с интересным человеком

                 Творческие практикумы

                 Развлечения

                 Конкурсы аппликативных работ, поделок с использованием аппликации

                 Участие в оформлении группы

                 Посещение выставок

Информация о работе Развитие аппликативной деятельности в процессе реализации образовательной области «Художественное творчество»