Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:51, реферат
Образовательная область «Художественное творчество» в основной общеобразовательной программе включает в себя изобразительную деятельность, лепку, аппликацию и художественное конструирование – традиционные для российского дошкольного образования виды активности, объединенные общим понятием «продуктивная деятельность детей».
«Развитие аппликативной деятельности в процессе реализации образовательной области «Художественное творчество».
Подготовила: Т.И.Гриневич
воспитатель
2 квалификационной категории
«Развитие аппликативной деятельности в процессе реализации образовательной области «Художественное творчество».
Детское сердце чутко к призыву
творить красоту…важно только,
чтобы за призывами следовал труд.
В.А.Сухомлинский
Творчество в широком смысле - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (рисунок, аппликация, стихотворение и т.п.).
Отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Так, В.В.Давыдов в послесловии к книге Л.С.Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития.
Интерес к художественному творчеству у детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в нём не ослабевает, а все более увеличивается.
Образовательная область «Художественное творчество» в основной общеобразовательной программе включает в себя изобразительную деятельность, лепку, аппликацию и художественное конструирование – традиционные для российского дошкольного образования виды активности, объединенные общим понятием «продуктивная деятельность детей».
В программе «Развитие» раздел «Изобразительное искусство» не имеет задач и методических разработок, направленных на развитие аппликативной деятельности.
В то время, как аппликативная деятельность актуальна на современном этапе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру относится к образовательной области « Художественное творчество».
Специфика аппликативной деятельности даёт широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности (аппликации), выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме.
Этот процесс особенно заметен в различных видах аппликативной деятельности: формируются обобщенные способы анализа, сравнения и сопоставления, развиваются умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, т.е. производятся умственные действия.
Занятия аппликацией содействуют:
Развитию сенсорного восприятия (операции по обработки бумаги: сгибание; резанье; разрывание и обрывание; наклеивание).
Развитию мускулатуры руки, координации движений (владение ножницами, правильное вырезание форм, поворачивание листа бумаги, раскладывание формы на листе на равном расстоянии друг от друга).
Развитию речи дошкольников, что является неотъемлемой частью в воспитании гармонической личности.
Развитию математических представлений (знакомство с названиями и признаками простейших геометрических форм, получение представления о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т.д.) и величин (больше, меньше).
Развитию нравственного воспитания (нравственно-волевых качеств: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.
Освоению трудовых умений и навыков (развитие внимания, упорства, выдержки).
Однако основное значение аппликативной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания, главная задача которого - это пробуждение у детей эмоционального отношения к природе, а эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее.
Поскольку данный вид продуктивной деятельности отсутствует в программе «Развитие» и возникла необходимость в применении дополнительных технологий, направленных на формирование у дошкольников навыков работы с бумагой, клеем и ножницами. В своей работе по аппликативной деятельности я опираюсь на авторскую программу Ирины Александровны Лыковой – кандидата педагогических наук - «Цветные ладошки». Разработки по аппликативной деятельности у автора содержательны и направлены на реализацию задач художественно – творческого развития детей. Вместе с тем, они оригинальны и увлекательны для детей. Работу с детьми аппликацией провожу в свободное от непосредственно образовательной деятельности время.
В связи с введением ФГТ к структуре основных общеобразовательных программ акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность» и т.п.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области "Художественное творчество" направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству.
Данные задачи частично решаются посредством реализации разделов программы «Развитие»: «Изобразительное искусство», «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи», «Художественное конструирование» с применением методической литературы:
Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей. – 2-е изд., дораб. Казакова Т.Г.- М.: Просвещение, 1996 г.
Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Лыкова И.А. -М.: «Карапуз», переиздание дораб. и доп., 2009.
Задачи | Задачи и разделы программы «Развитие» | Задачи программы «Цветные ладошки» |
Развитие продуктивной деятельности детей | Развивать умение выделять и передавать в графическом изображении движения объекта, его функции, учить соотносить образную выразительность с пространственными характеристиками (изобразительное искусство) | В аппликативной деятельности поощрять составление композиций из готовых и самостоятельно вырезанных или иным способом подготовленных форм (полосок, кругов, треугольников, трапеций, рваных и мятых кусочков бумаги) в предметной, сюжетной или декоративной аппликации (листья на ветке, цветы в вазе, кораблики на реку, рыбки в аквариуме); учить пользоваться ножницами (правильно держать, передавать, резать). |
Развитие детского творчества | Учить работать с цветом и создавать композиции с использованием оппозиционных тем (изобразительное искусство) | Сочетать различные техники изобразительной деятельности (графика, живопись, пластика) и конструирования на одном и том же занятии, когда одни детали вырезают и наклеивают, другие лепят, третьи прорисовывают, четвертые конструируют из бумаги (Например, сюжеты «Наш город», «Наш аквариум»). |
Учить использовать символические средства в предметной живописи, включать их в характеристику персонажей, обозначать с их помощью свое отношение к изображенным героям. (изобразительное искусство) | Развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках (обрывание, сминанием, скатыванием, наклеивание готовых форм) | |
Учить создавать образы воображения, опираясь на некоторые признаки реальности (ознакомление с художественной литературой) | ||
Способствовать воспитанию самостоятельности, решительности, творческой активности | ||
Учить создавать новые образы предметного мира путем преобразования имеющихся представлений о нем. (конструирование) | Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало | |
Учить создавать творческие постройки, отражающие их индивидуальное восприятие и эмоциональное отношение к миру (конструирование) | Учить передавать характерные особенности аппликативных объектов (городской дом высокий, многоэтажный, каменный, а деревенский низкий, одноэтажный, деревянный | |
Приобщение к изобразительному искусству. | Развивать умение детей выражать свое отношение к действительности и находить средства для воплощения такого отношения. Развивать действия по построению новых образов на основе отдельных признаков предметов, обозначенных схематически (Художественное конструирование) | Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги |
Освоить способы образного перевоплощения, передающих особенности пластики персонажей и их внутренние переживания (выразительное движение) |
| |
Знакомить с произведениями изобразительного искусства, знакомить со скульптурой малой формы, имеющие ярко выраженный характер, пластику движения (изобразительное искусство) |
| |
Развивать интерес к народному декоративно-прикладному искусству; побуждать принимать активное участие в рассматривании произведений народного декоративно-прикладного и изобразительного искусства подбирая тематику с учётом интересов мальчиков и девочек. Формировать представление о средствах выразительности (элементы узора, их цвет, расположение на форме); вызывать у детей задавать вопросы. (изобразительное искусство) | Поддерживать интерес к народному и декоративному искусству (дымковская, филимоновская игрушка, семеновская и полхов-майданская матрешка).
|
Содержание психолого-педагогической работы по аппликативной деятельности интегрируется в воспитательно-образовательном процессе с другими образовательными областями Программы:
«Физическая культура» | Развитие мелкой моторики: в процессе сгибания, разрывания и обрывания, сминания, скатывания бумаги. |
«Здоровье» |
|
«Коммуникация» | Развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи |
«Познание» | Сенсорное развитие: различие цветовых контрастов, размещение цвета по степени интенсивности (до 5 светлотных оттенков); формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений
|
«Социализация» | Формирование гендерной: различие полов (одежда для девочек, одежда для мальчиков), семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу |
«Музыка» | Использование музыкальных произведений для обогащения содержания образовательной области, приобщение к различным видам музыкального искусства: симфоническая, камерная и др. мелодии. |
«Труд» | Формирование трудовых умений и навыков (самообслуживание), воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду сверстников и их результатам |
«Чтение художественной литературы» | Использование художественных произведений для обогащения содержания образовательной области, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. |
«Безопасность» | Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в аппликативной деятельности: правила работы с ножницами, аккуратное обращение с бумагой, умение пользоваться клеем. |
При определении структуры воспитательно-образовательного процесса я опираюсь на положения концепции Л.С. Выготского «Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка, и взгляды Д.Б. Эльконина «Специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является по сути процессом “усвоения” содержания в видах деятельности».
Развитие аппликативной деятельности проходит:
в совместной партнерской деятельности взрослого и детей;
в свободной самостоятельной деятельности детей;
в взаимодействии с семьями воспитанников.
Совместная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с родителями воспитанников | |
Непосредственно организованная образовательная деятельность | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | ||
Аппликативная деятельность Дидактические игры (на группировку предметов по форме, комбинирование форм, подбор и сравнение цвета) Рассматривание и обсуждение произведений искусства: репродукций картин, игрушек, изделий народно-прикладного искусства, иллюстраций Наблюдения в природе, за деятельностью взрослого Творческая мастерская (изготовление подарков своими руками) | Привлечение внимания детей к красоте природы и окружающих предметов Рассматривание одежды, ее декоративных элементов
| Сюжетно-ролевые игры Продуктивная художественная (аппликативная) деятельность Дидактические и настольно-печатные игры Рассматривание репродукций картин, изделий народно-прикладного искусства, иллюстраций книг
| Работа клуба выходного дня «Посиделки у самовара» Встречи с интересным человеком Творческие практикумы Развлечения Конкурсы аппликативных работ, поделок с использованием аппликации Участие в оформлении группы Посещение выставок |