Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:06, курсовая работа

Описание

Задача формирования диалогического общения выступает как приоритетная, определяющая постановку задач языкового развития.
Цель исследования - изучить состояние проблемы развития диалогической речи у детей дошкольного возраста. Выявить особенности развития диалогической речи у детей дошкольного возраста и возможности обучения их диалогическим умениям с помощью специально подобранных методов и приёмов.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………..3
Глава I . Теоретические основы методики развития диалогической речи у детей дошкольного возраста ………………………………………………………………..5
1.1. Диалог как объект исследования в современной науке…………………………………5
1.2. Особенности диалогической речи детей дошкольного возраста……………………….6
1.3. Задачи и методы обучения диалогической речи детей дошкольного возраста……….8
Глава II. Изучение особенностей развития диалогической речи и возможностей специального обучения диалогическим умениям детей дошкольного возраста………….14
2.1.Оценка особенностей развития диалогической речи у детей дошкольного возраста..14
2.2. Приемы и способы развития диалогических навыков и умений детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………………………18

Заключение…………………………………………………………………………………….24
Список литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

курсов ДИМ.doc

— 181.50 Кб (Скачать документ)

 Таким образом,в педагогической практике разработаны разнообразные методы и приемы  развития диалогической речи, которые позволяют реализовать программные требования по формированию у детей умений необходимых для общения.

 


       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Изучение особенностей развития диалогической речи и возможностей специального обучения диалогическим умениям детей дошкольного возраста.

   Цель  нашей экспериментальной работы заключалась в том, чтобы выявить  особенности развития диалогической  речи у детей  дошкольного  возраста и возможности обучения их диалогическим умениям с помощью специально подобранных методов и приёмов.      В исследовании участвовала группа детей в количестве10человек(см.Приложение)детского сада №33 г.Благовещенска.

2.1 Особенности развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста.

              При разработке содержания экспериментальных  заданий мы руководствовались  необходимостью постановки ребёнка  в такие условия, в которых он мог бы в полной мере проявить сформированные у него диалогические навыки.

       С целью объективности оценки экспериментальных данных задания выполнялись с каждым ребёнком индивидуально.

       Для первичной диагностики нами  было проанализировано содержание  пособия и отобраны следующие  задания:

     Задание № 1 Индивидуальные беседы с детьми на тему: « Моя любимая игрушка».

       Цель: изучить особенности диалогического  общения в специально организованных  беседах.

      Описание методики: установить контакт с ребёнком, доверительные отношения и на этом фоне создать ситуацию разговора.

Для определения особенностей диалогического общения детям задавались вопросы.

Вопросы для разговора с детьми:

- какие  игрушки у тебя есть дома?

- какая  самая любимая?

- расскажи, какая она?

- какие  игрушки нравятся в детском  саду?

В результате анализа полученных данных составлена характеристика коммуникативных умений детей .

       Задание № 2 Речевые ситуации

       Цель: выявить умения ребёнка  самому вступать в диалог, используя  формы речевого этикета (приветствие,  просьба).

       Описание методики:

I ситуация: Ты пришёл в детский сад, встретил воспитательницу. Как ты её будешь приветствовать?

II ситуация: Ты хочешь взять свою любимую игрушку, она высоко на шкафу. Как бы ты обратился за помощью?

       Задание № 3

       Цель: выявление умений у ребёнка задавать вопросы в ходе разговора.

       Описание методики: ребёнку показывается  сюжетная картинка, и задаются  вопросы по её содержанию:

- « Посмотри, какая у меня есть картинка. Хочешь, я расскажу тебе, что здесь  нарисовано? Только ты задавай  мне вопросы, спрашивай меня».

Во время эксперимента не вступать в беседу с ребёнком, а только отвечать на вопросы.

                     В результате анализа разговоров составляется характеристика коммуникативных умений детей.

       Показатели коммуникативных умений:

1.       Умение вступать в диалог

2.       Умение поддерживать и завершать диалог

3.       Тон общения

4.       Стиль общения

5.       Особенности речи

При их оценке использовалась балльная система.

После выполнения трёх заданий подсчитывалась суммарная  оценка:

      Высокий уровень – 14 баллов;

      Средний уровень – 13-7 баллов;

      Низкий уровень – 6 баллов и  ниже.

      Задание № 4 Проведение занятия с детьми « Рассматривание игрушек»

        Цель: изучить особенности диалогической речи детей в специально

организованной учебной деятельности.

 Описание  методики: наблюдение занятия с  последующим анализом.

При анализе  занятия выделили следующие показатели:

1.       умение участвовать в общем разговоре по поводу наглядного материала и умение не отвлекаться от содержания;

2.       умение выслушивать воспитателя и товарищей, не перебивая;

3.       умение задавать вопросы;

4.       особенности речи.

При их оценке использовалась балльная система:

       В – 6 баллов;

       С – 5-4 баллов;

       Н – 3 балла.

      Высокий уровень  коммуникативных  умений:

Ребёнок активен в общении, умеет слушать  и понимать речь, строит общение  с учётом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета;

      Средний уровень  коммуникативных  умений:

Ребёнок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других; умение пользоваться формами  речевого этикета неустойчивое;

      Низкий уровень  коммуникативных  умений:

Ребёнок малоактивен и малоразговорчив  в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами  речевого этикета, не умеет последовательно  излагать свои мысли, точно передавать их содержание.

Результаты  наблюдения и анализ оформлены в  таблицах.

      Анализ коммуникативных умений детей вступать в диалог

Задание № 1.

   Детям задавались вопросы на тему «Моя любимая  игрушка». Во время беседы мы увидели, что из 10 детей только 2 владеют речевыми оборотами для установления контакта и 6 человек легко вступают в контакт. Во время беседы мы также увидели, что только 4 человека умеют отвечать на вопросы.

   На  вопрос: « Какие игрушки у тебя есть дома?», Садретдинова ответила – « Куклы, например, и лошадки, конструктор убратый, собака, например. Она просто рыжая, как Барсик».

На  вопрос: « Какая игрушка самая любимая?» Шувалова О.- « Кукла» Вопрос :« Какая она?» Ответ - « Она красивая, с длинными волосами».

На  вопрос, « Какие игрушки нравятся в детском саду?»- Саша И. – « Много игрушек» (показывает пальцем).

        Эти данные позволяют предположить, что дети легко идут на контакт,  но в недостаточном объёме  владеют речевыми оборотами для  установления контакта и умением отвечать на вопросы.

Из таблицы №1видно,что тон общения у большинства детей доброжелательный, спокойный. Только 4 человека из 10 не умеют сдерживать себя в общении. У этих детей тон недоброжелательный, крикливый. Что касается стиля общения, то многие дети невнимательно относятся к речи собеседника, могут задавать вопросы не по теме, из-за невнимательности переспрашивать вопрос, заниматься чем-либо в момент диалога. 4 человека часто перебивают собеседника, не дают досказать фразу до конца, высказать своё мнения. 6 человек умеют сдерживать себя во время беседы в мимике, жестах, позе. 4 человека при разговоре сильно размахивают руками, не умеют сдерживать эмоции. 5 человек из 10 владеют речевым этикетом (здороваются по приходу, прощаются со всеми, когда уходят, благодарят при помощи и т.д.). Остальные 5детей знают, что и где надо говорить, но часто забывают об этом.

       Проанализировав таблицы 1, 2, можно  распределить детей по уровню  коммуникативных умений и навыков  в специально организованных беседах.

      Высокий уровень – 3 человек.

      Средний уровень –  5 человек.

      Низкий уровень -     2 человека.

Эти данные занесены в таблицу № 3. 

   Если  проанализировать таблицу № 2, то можно увидеть, что 8 человек из 10 в достаточной степени умеют участвовать в общем разговоре по поводу наглядного материала и не отвлекаться от содержания.5 человек из 10 показали умение выслушивать воспитателя и товарищей, не перебивая, остальные 5 человек показали, что не владеют этими умениями. Во время диалога они перебивают воспитателя и своих товарищей, отвечают невпопад, не по содержанию. 2 человека из 10 показали на занятиях разнообразие и точность словаря. Один человек, вообще не владеет ни одним из перечисленных умений. При разговоре он сильно жестикулирует, перебивает не только сверстников, но и воспитателей, разговаривает на повышенных тонах.

       При сравнении коммуникативных  умений детей на занятиях и  коммуникативных умений вне занятий можно увидеть, что:

1.       умеют вступать в диалог

- на  занятиях – 7 человек;

- вне  занятий -  5 человек.

      2) умеют поддерживать и завершать  диалог

           - на занятиях – 4

          - вне занятий – 4

       3) речевой этикет 

           - на занятиях – 2

           - вне занятий – 1

        4) особенности речи

           - на занятиях – 8 человек;

           - вне занятий – 6 человек.

Проанализировав эти данные можно сказать, что дети на занятиях показывают более  высокие умения.

   

  2.2.  Приемы и способы  развития диалогических навыков  и умений детей дошкольного возраста.

      Прежде чем приступить непосредственно к работе с детьми в детском саду по повышению диалогических навыков  и умений, нужно создать необходимые педагогические условия:  
- организовать пространство для общения, где дети имели бы возможность объединиться в небольшие подгруппы для игр и организованных занятий. Поэтому кроме просторной групповой комнаты создаются мини-театр, мини-библиотеку, создали уголок для свободной изодеятельности. Пополяются и обновляются игровые зоны необходимым игровым материалом. Также, что немаловажно создается доброжелательная атмосфера в группе;

                               Перспективный план работы

1.       Занятия для активизации общения можно проводить 2 раза в месяц:

« Поезд»

Цель: побуждать детей высказываться  на темы из личного опыта. Активизировать слова, обозначающие детали предметов (кабина, дверь, окна, колеса, крыша, труба). Соотносить глаголы с выразительными движениями (поплясать, похлопать, потопать и др.). Развивать речевое внимание и речевое дыхание.

« Медвежата»

Цель: побуждать детей вступать в диалог со взрослым. Обучать вежливому обхождению с партнером (приветствие, прощание). Активизировать слова, обозначающие части тела (глаза, нос, лапы, ущи). Соотносить глаголы с выразительными движениями. Закрепить формы повелительного наклонения глаголов (ляг, спой, танцуй). Развивать артикуляционный аппарат и речевое дыхание детей.

« Часы»

Цель: побуждать детей поддерживать диалог со взрослым; высказываться на темы из личного опыта. Активизировать слова, обозначающие части предметов (стрелки, циферблат с цифрами, корпус). Соотносить глаголы с выразительными движениями. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

« Чей  голос?»

Цель: приобщать детей к национальным традициям общения (приветствие, обхождение, прощание). Закрепить формы повелительного наклонения глаголов. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей; различать тембр и силу голоса персонажа.

«Хохотальная  путаница»

Цель: побуждать детей поддерживать диалог со взрослым, инициативно высказываться. Учить составлять описание игрушек. Закрепить слова, обозначающие детали предметов, обобщающие слово «игрушки». Приобщать к национальным традициям общения (приветствие, обхождение, прощение). Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.

«Коза с козлятами»

Цель: воспитывать у детей ориентировку на партнера, организовывать игровое взаимодействие со сверстниками. Работать над речевым материалом по теме «Фрукты». Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.

«Снег, снег кружится…»

Цель: Побуждать детей поддерживать диалог со взрослым; вступать в игровое взаимодействие со сверстниками. Работать над речевым материалом по теме «Одежда и обувь». Развивать фонематический слух, речевое понимание и речевое дыхание детей.

«По реке плывет кораблик»

Цель: побуждать детей поддерживать диалог со взрослым; рассуждать; инициативно  высказываться; вступать в игровое  взаимодействие со сверстниками. Образовывать названия детенышей животных в единственном и множественном числе. Образовывать глаголы от звукоподражательных слов. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

«Кто  как кричит?»

Цель: побуждать детей включаться в  диалог со взрослым; инициативно высказываться, отвечать на вопросы. Активизировать глаголы, образованные от звукоподражаний (пищит, кукарекает, гогочет, крякает). Закрепить слова, обозначающие названия детенышей животных (цыплята, гусята, утята), слова-антонимы (большой - маленький, громко – тихо). Побуждать детей включаться в чтение стихотворения. Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.

«Бывает - не бывает»

Цель: побуждать детей вступать в диалог со взрослым, рассуждать, аргументировать  свое мнение. Налаживать эмоционально – практическое общение со сверстниками. Побуждать к играм со звуками, рифмам и словами. Развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат детей.

«Отгадай  загадку»

Цель: побуждать детей поддерживать диалог со взрослым; вступать в игровое  взаимодействие со сверстниками. Учить  детей составлять небольшие описания по картинкам. Закрепить глаголы, образованные от звукоподражаний (кукарекает, чирикает, пищит, гогочет, крякает); слова. Обозначающие название детенышей (утята, гусята и т. д.). побуждать детей к играм со словами, звуками, рифмами. Развивать речевое внимание, фонематический слух, речевое дыхание детей.

«Дружные  ребята»

Цель: побуждать детей поддерживать диалог со взрослым, делиться впечатлениями  личного опыта (внеситуативное общение). Поддерживать игровое взаимодействие со сверстниками. Приобщать к национальным традициям (приветствие, обхождение, прощание). Активизировать глаголы, обозначающие действия людей, образовывать глаголы-антонимы. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

2.       Игры и упражнения, формирующие речевой этикет.

 «  Незнайка учится здороваться», «  Быстро ответить», « Незнайка раздает игрушки», « Мы идем на прогулку», « Незнайка учится просить», « Исправьте Незнайку».

Информация о работе Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста