Развитие и воспитание дошкольников Дидактические игры. Ознакомление детей с природой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 17:44, реферат

Описание

Игра ― не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними.
В этих играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности. Игры проводят на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время.

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 27.60 Кб (Скачать документ)

Одной из основных проблем  воспитания дошкольников, как подчёркивают многие педагоги и психологи, является проблема нравственного воспитания.  

 В детстве усвоение  социальных норм происходит сравнительно  легко. Дошкольный возраст- период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Чем младше ребёнок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Направленность переживаний ребёнка на эмоциональное состояние взрослого, в первую очередь родителей и сверстников, способствует проникновению в их внутренний мир, установлению доверительной связи с ними. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях - человечности - закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.  

 Основной проблемой  демократического общества является развитие новой личности, позволяющей ему успешно адаптироваться в новом мире.  

 Также мы видим,  что требования предъявляемые  школой к ребёнку, не соответствуют  его уровню развития. Таких психологических  процессов как произвольность, самостоятельность,  инициативность творчества. Ребёнка  надо воспитывать, а не учить.  

 Поэтому процесс  нравственного воспитания детей  усложнился.  

 Об актуальности  нравственного воспитания дошкольников  свидетельствует обсуждаемый проект  федерального компонента Госстандарта  дошкольного образования / 2002 г./, где серьёзное внимание уделяется  нравственному воспитанию детей,  посещающих дошкольные учреждения.  

 Незаменимым средством  обучения детей преодолению различных  затруднений в нравственной деятельности  является дидактическая игра. Воспитательная  и развивающая ценность обучения  в игровой форме заключается  в содержании и направленности  ею на решение задач нравственного  воспитания- воспитания положительного  отношения детей к явлениям  окружающей жизни, к труду,  взаимоотношения людей; раскрываются  нравственные черты, формируется  нравственные привычки. Однако в  практике дидактические игры  применяются недостаточно, дети  не проявляют к ним устойчивого  интереса. Возможно, причиной этого  является то, что воспитатели  основное внимание уделяют обучающему  содержанию лишь на занятиях  и мало используют интересную  для детей игровую деятельность. Таким образом, дидактическая  игра в педагогическом процессе  детского сада должна являться  и игровым методом обучения, и  формой обучения, и самостоятельной  игровой деятельностью, и средством  всестороннего воспитания личности  ребёнка. Дидактическая игра должна шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Развитие и воспитание дошкольниковДидактические игры Ознакомление детей с природой

Игра ― не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как  метод образовательно-воспитательной работы с ними. 

В этих играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие  плоды), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями  его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности. Игры проводят на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время. 

Дидактические игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов  и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе. 

В младших группах  игра обычно занимает все занятие, в  средней, старшей и подготовительной к школе группах она чаще всего  является частью занятия и продолжается от 5 до 20 минут. . В младших группах проводят игры, в которых ребенок должен научиться различать предметы по внешнему виду. Организуя такую игру, воспитатель поручает детям принести лист, цветок, морковь, свеклу, картофель и т. д. 

В средней труп, играя, дети узнают предметы (овощи, фрукты) на ощупь. К таким играм относятся «Угадай, что в мешочке», «Узнай, что в руках». Для первой из этих игр воспитатель заранее приготовляет мешочек и кладет в него овощи или фрукты (картофель, луковицу, свеклу, морковь, огурец, яблоко, грушу, лимон). Дети по очереди опускают в мешочек руку, берут предмет, ощупывают его, называют, а затем вынимают и показывают всей группе.

После того как у  детей накопятся конкретные представления  о растениях (полевых, лесных, комнатных  и т. д.), в старшей группе можно  дать дидактические игры на сравнение  предметов и узнавание их по частям (цветкам, листьям). Например, в ходе игры «Узнай, чей лист» дети сравнивают предложенный лист с листьями, имеющимися у растений. 

В подготовительной к школе группе проводят игры, требующие  выявления некоторых признаков  растений или животных, умения их описать, сделать обобщение. 

Словесные дидактические  игры, например «Узнай предмет по описанию», «Угадай, что это» или «Кто это?», организуют на знакомом материале; с  их помощью активизируется мышление детей, развивается речь. 

 Игра «Цветочный  магазин» (упражнение на умение  выделять характерные признаки  растений и описывать их)

Растения или карточки с изображением известных детям  растений раскладывают так, чтобы их видели все дети. Воспитатель назначает  кого-либо из ребят продавцом, остальных  ― покупателями. Чтобы купить растение, нужно, не называя, описать его, а  продавцу ― узнать растение по описанию.

Когда покупатель дает неполное описание растений, продавец может задавать дополнительные вопросы. Если продавец не узнал растение, его  место занимает тот из детей, кто  угадал, какое растение хотел купить покупатель. Выигрывает тот, кто больше продал или купил растений. 

Если эта игра проводится с детьми первый раз, то роль покупателя или продавца сначала  берет на себя воспитатель.

Подведению детей  к классификации объектов на основе уже имеющихся конкретных представлений  помогают дидактические игры, в которых  нужно объединять предметы по общему признаку: назвать, что растет в лесу или саду; подобрать картинки, которые  отражают какое-нибудь время года; собрать  картинки с изображениями птиц, зверей, рыб, деревьев. 

Дидактические игры нужно постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов следует  давать сначала по внешнему виду, потом  на ощупь, затем по описанию и, наконец, по ответам на поставленные вопросы  к загадке. Наиболее трудным является, объединение объектов по общим признакам  и отгадывание предметов по ответам  на вопросы. 

Во время дидактической  игры с растениями нужно воспитывать  бережное отношение к ним. 

Игры с естественным материалом природы. На прогулках широко применяются игры детей с естественным материалом. 

В многочисленных играх  с песком, водой, снегом, камешками  дети знакомятся с качеством и  свойствами природных материалов, накапливают  чувственный опыт. Так, например, они  узнают, что вода бывает холодной и  теплой, разливается, в ней тонут  камни, плавают щепки и легкие игрушки, что сухой снег рассыпается, а из мокрого можно лепить и т. д. 

В ходе игры с природным  материалом (снегом, водой, песком) воспитатель, беседуя с детьми, помогает им усвоить  некоторые свойства материала, например: «Коля взял сухой песок, он рассыпается» или «Тоня положила в формочку мокрый песок, у нее вышел хороший  пирожок».

Забавляясь такими игрушками, как вертушки, стрелы, мельницы, дети знакомятся с действием ветра, воды и усваивают ряд фактов, которые  в дальнейшем помогут им понять простейшие физические законы (плавание предметов  в воде, движение в воздухе и  др.). 

Гуляя в лесу, полезно  обращать внимание на сучки, сухие ветки, корни, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Постепенно дети начинают присматриваться к природному материалу и отыскивать в нем  сходное со знакомыми предметами. Это очень радует их и способствует развитию наблюдательности, воображения. 

Ролевые игры. Часто  игра детей является творческим воспроизведением воспринятого ими на экскурсии или прогулке. В ней находят отражение полученные представления о растениях, животных и труде человека. В таких играх дети повторяют то, что наблюдали, закрепляют свои знания и приобретенные навыки. 

Воспитатель, наблюдая игру, снабжает детей нужными предметами, помогает правильно разрешать возникающие  вопросы, исправляет несерные представления. Очень важно, чтобы игра не навязывалась детям и они воспроизводили в иен только то, что сами восприняли. Наблюдения за такими играми дают воспитателю богатый материал для изучения детей, учета имеющихся у них представлений и их отношения к природе и труду. 
 
 

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  
 

 ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ  И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДВУХ —  ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ  

 Младший дошкольный  возраст — от двух до четырех  лет — важный период в нравственном  развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития.

 С момента перехода  малышей в дошкольную группу  жизнь их несколько изменяется. Возникает и развивается сюжетно-роле-вая игра, дети постепенно включаются в систематическую и обязательную общегрупповую деятельность (на занятиях), принимают участие в играх с правилами, в выполнении трудовых поручений. В первой и второй младших группах малыши должны усвоить новые, более сложные для них правила, направляющие их поведение, взаимоотношения с близкими для них людьми, со сверстниками.

 Третий год  жизни ребенка является переходным  в развитии. Это еще маленький  ребенок, у которого немало  общего с детьми предшествующей  ступени и который требует  особо бережного и внимательного  отношения со стороны взрослых, но вместе с тем у него  появляются качественно новые  возможности в овладении навыками, в формировании представлений,  в накоплении личного опыта  поведения и деятельности. В «Программе  воспитания в детском саду»  сказано, что для детей от  двух до трех лет характерна  активная направленность на выполнение  действий без помощи взрослого,  проявление элементарных видов  речевых суждений об окружающем, образование новых форм отношений,  постепенный переход от одиночных  игр и игр рядом к простейшим  формам совместной игровой деятельности.

 У ребят третьего  и четвертого года жизни велика  потребность в ласке, внимании  взрослого, стремление к интимной  близости с воспитателем. Дети  еще во многом зависимы от  взрослого. Это обусловлено отсутствием  у малышей элементарных навыков  гигиены и самообслуживания, умения  самостоятельно играть, заниматься, общаться с окружающими. 

 Вот почему  одной из основных задач воспитания  детей младшего дошкольного возраста  является формирование самостоятельности  в бытовой деятельности, в игре, на занятиях. Детей следует научить  делать самим то, что им по  силам, соответствует их жизненному  опыту. Приобретая самостоятельность, ребенок уже не только может обслужить себя (умываться, раздеваться, аккуратно складывать одежду, одеваться, есть), но и получает возможность поддерживать порядок в окружающей обстановке (убирать на место игрушки, книги), выполнять ряд правил, не прибегая к помощи, т. е. управлять своим поведением.

 К трем годам  наблюдаются качественные сдвнги в росте самостоятельности. Это позволяет воспитателю предъявлять детям более высокие требования: устанавливать контакт с товарищами в игре, при выполнении поручений, вместе со сверстниками создавать обстановку для общей деятельности, считаться с интересами, желаниями других, оказывать помощь.

 Включая малышей  в индивидуальную и совместную  деятельность, педагог упражняет  их в хороших поступках, формирует  гуманные чувства, вызывает желание  слушаться, уважительно относиться  к окружающим (к воспитателю, няне). Так, у малышей третьего года  жизни взрослый воспитывает умение  здороваться, благодарить, вежливо  обращаться с просьбой к старшим,  играть рядом с другими детьми, не мешая им, беречь чужие постройки,  спокойно ждать, пока товарищ  умоется, поиграет с игрушкой, учит аккуратно умываться, старательно  вытирать ноги, убирать на место  игрушки. 

 Во второй младшей  группе воспитатель закрепляет  умение приветливо обращаться  к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие  услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги, учит  соблюдению элементарных правил  в дидактических, подвижных играх:  спокойно выслушивать водящих,  терпеливо ожидать свою очередь  (если это ожидание недлительно). Ребят привлекают к приготовлению  стола к завтраку, обеду, к выполнению  поручений по уходу за растениями  и животными. 

Информация о работе Развитие и воспитание дошкольников Дидактические игры. Ознакомление детей с природой