Для реализации
этих задач воспитатель использует
подражательность как специфическую
особенность детей двух — четырех
лет. Взрослый показывает собственным
примером положительное отношение
к работе, к окружающим людям,
к детям.
Детям младшего
дошкольного возраста свойственна
большая эмоциональная отзывчивость,
что позволяет успешно решать
задачу воспитания добрых чувств
и отношений к окружающим людям.
Очень важно при этом, чтобы
воспитатель поддерживал у малышей
положительно эмоциональное состояние:
отзывчивость на его предложение,
просьбу, чувство сопереживания
при виде огорчения другого.
У ребят воспитывают любовь
к близким, желание сделать им что-то хорошее.
Это достигается при
одобрении, похвале
взрослыми проявлений ребенком добрых
чувств к окружающим.
На четвертом
году жизни педагог продолжает
воспитывать у детей симпатию
к товарищам, стремление быть
хорошим, добрым, внушает ребенку,
что нужно стыдиться своих
плохих поступков. Особую заботу
составляет воспитание жизнерадостности,
уверенности в своих силах.
У детей младшего
дошкольного возраста уже достаточно
ярко выражена потребность в
совместных играх со сверстниками,
в общении с ними. Эта социальная
потребность является предпосылкой
развития дружеских взаимоотношений,
что также составляет важную
воспитательную задачу. По отношению
к детям от двух до трех
лет эта задача заключается
в поддержании чувства радости
при общении со сверстниками,
при достижении хороших результатов.
Вместе с тем воспитатель .учит
детей замечать нарушение правил взаимоотношений
(толкнул, отнял игрушку).
В три года
стремление к общению с другими
детьми становится особенно сильным.
Степень развития ребят позволяет
понимать действия и речь сверстников,
объясняться с ними, договариваться
о совместной игре, занятии. В
обществе детей ребенок учится
соотносить свои желания с
желаниями другого ребенка и
всей группы ребят. Трехлетние
дети могут быть уже хорошими,
отзывчивыми товарищами. Все это
обязывает воспитателя формировать
у детей второй младшей группы
умение доб-рожелательно относиться
к более младшим, по просьбе взрослого
позаботиться о новичке, о детях, пришедших
после болезни, научить другого тому, что
он умеет сам. В играх, в повседневном общении
со сверстниками ребята, подражая взрослым,
проявляют взаимное внимание, заботу,
вежливость.
В «Программе
воспитания в детском саду»
отмечается, что поведение детей
младшего дошкольного возраста
характеризуется отсутствием выдержки,
неумением своевременно и правильно
выполнять правила поведения.
Так, у детей третьего года
жизни легко можно вызвать
желание подчиняться определенным
требованиям воспитателя, однако
оно часто вступает в противоречие
с возможностями выполнить желаемое:
у детей недостает нужных навыков
поведения, трудовых умений, физических
сил и способностей к преодолению трудностей,
к волевому усилию. Вместе с тем маленькие
дети очень внимательны к словам взрослого,
особенно тогда, когда они сказаны в убедительном
тоне, не допускающем каких бы то ни было
сомнений. Поэтому у ребят уже в возрасте
от двух до трех лет можно начинать воспитание
умения подчинять свое поведение простейшим
этическим нормам. Овладение правилами
поведения в повседневной жизни, в игре
помогает детям сдерживать импульсивные
проявления, побуждает поступать соответственно
усвоенным правилам, обеспечивает развитие
начал целеустремленности.
Во второй младшей
группе происходит интенсивное
формирование навыков и привычек
культурного поведения. Важную
роль при этом играют мотивы.
Мотивация деятельности ребенка,
его поступка, отношений способствует
установлению единства между
внешними формами культурного
поведения и его нравственно
значимыми побуждениями.
Поскольку дети
четырех лет оказываются способными
выполнять элементарные поручения
взрослых (родителей, педагогов), руководствоваться
в своем поведении правилами:
«Так можно, а так нельзя»,
они начинают осознавать простейшие
мотивы общественной значимости:
сделать что-либо полезное для
сверстников и взрослых. Это обязывает
педагога организовывать любую
деятельность детей и их поведение
таким образом, чтобы наряду
с мотивами интереса к самому
действию, к процессу, желания заслужить
одобрение окружающих, формировать
и нравственные мотивы — быть
нужными другим (сверстникам, взрослым).
Для детей третьего
года жизни характерна конкретность
мышления. Они связывают требование
с конкретной обстановкой, в
которой оно предъявляется, и
с определенной личностью. И
нередко одно и то же требование
дети выполняют в одних условиях
и не выполняют в других, выполняют
при одном воспитателе и нарушают
при другом, выполняют в присутствии
взрослого и не выполняют без
него.
Дети даже четвертого
года жизни не умеют еще
соотнести представления о нравственной
норме со своими поступками. К
тому же у ребят очень слабо
развиты самоконтроль, умение сознательно
управлять своим поведением. В связи с
этим они часто поступают под влиянием
вспыхнувших при данных обстоятельствах
чувств, желаний, забывая о требованиях
воспитателя. Вот почему моральные привычки,
поступки детей в возрасте до четырех
лет часто носят ситуативный характер,
т. е. проявляют-ся в одних условиях и не
обнаруживаются в других.
Однако при
взаимодействии детского сада
и семьи, организации педагогически
ценного повседневного общения,
а также доступной для детей
четвертого года жизни совместной
деятельности со взрослыми и сверстниками
задача формирования устойчивых привычек
решается значительно успешнее; культура
поведения, взаимоотношений с окружающими
начинает изменяться от ситуативных проявлений
к внеситуативным.
В период от
трех до четырех лет дети
активно овладевают речью. Они
начинают разбираться в окружающих
явлениях и давать элементарные
словесные оценки. Интенсивное развитие
речи, большую детскую активность
и эмоциональность педагог использует
для знакомства малышей с окружающим
миром, с людьми, с правилами
взаимоотношений.
Воспитанники
первой младшей группы должны
усвоить, что нужно дружно играть,
заниматься, не обижать друг друга,
не от-
нимать игрушки,
а просить их вежливо, беречь мебель, книжки,
аккуратно обращаться с ними. У детей формируется
представление о том, что надо любить животных,
птиц, беречь растения. Ребята начинают
понимать, что старшие заботятся о том,
чтобы им в детском саду было хорошо (повар
готовит обед, няня убирает комнату и т.
д.), что к труду взрослых надо относиться
бережно.
У детей второй
младшей группы не только закрепляются
эти представления, но и формируются
новые. Так, ребята усваивают,
что нужно беречь мебель, одежду,
обувь потому, что в них вложен
труд взрослых. Дети усваивают,
что все люди работают: строят
дома, делают машины, выращивают
хлеб, овощи и т. д., помогают
друг другу. Дети понимают, что
заботиться о малышах, помогать
взрослым и сверстникам — это
хорошо.
У детей формируются
представления о правдивости:
надо говорить правду, все рассказывать
родным, близким, воспитателю.
Таким образом,
уже в младшем дошкольном возрасте
у детей начинают формироваться
элементарные представления о
явлениях общественной жизни
и нормах человеческого общения.
Решению перечисленных
задач нравственного воспитания
маленьких детей нередко мешают
проявления своеволия, негативизма,
упрямства, свидетельствующие о
так называемом «кризисе трехлетних».
К концу третьего
года жизни у ребенка появляется
потребность в самоутверждении,
происходит осознание своего
«я». Отношение к самому себе
зависит от того, что ребенок
умеет делать и как воспринимает
свои успехи. Если взрослые не
успевают еще заметить, что в
ребенке произошел резкий перелом,
что прежние отношения его
не устраивают, наступает кризис.
Ребенок начинает требовать самостоятельности
в гораздо больших пределах, чем склонны
предоставить ему воспитатели, родители.
Их запреты вызывают протест. Появляются
негативизм (ребенку все равно, что сделать,
лишь бы сделать наоборот) и упрямство
(ребенок делает то, на чем настаивает).
В небольших степенях негативизм и упрямство
— нормальные реакции во время кризиса.
Бурный же кризис у отдельных детей требует
специальных педагогических мер.
Педагоги учитывают
потребность детей конца третьего
года жизни в самоутверждении,
стремление к самостоятельности
и ведут работу по предупреждению
возникновения упрямства и негативизма,
а если они у отдельных малышей
проявляются, направляют свои
усилия на их устранение. Таким
образом, преодоление капризов
и негативизма, наблюдающихся
у некоторых ребят группы, также
может быть одной из задач
воспитания детей на данном
возрастном этапе.
Воспитание добрых
чувств, положительных взаимоотношений,
простейших нравственных проявлений
происходит в бытовой повседневной
деятельности, в игре, на занятиях
и связано с формированием
этих деятельностей.
Нравственное
воспитание в детском саду/под.
ред. В.Г.Нечаевой, Т.А. Марковой. – М:Просвещение,
1984.