Для реализации 
этих задач воспитатель использует 
подражательность как специфическую 
особенность детей двух — четырех 
лет. Взрослый показывает собственным 
примером положительное отношение 
к работе, к окружающим людям, 
к детям. 
 Детям младшего 
дошкольного возраста свойственна 
большая эмоциональная отзывчивость, 
что позволяет успешно решать 
задачу воспитания добрых чувств 
и отношений к окружающим людям. 
Очень важно при этом, чтобы 
воспитатель поддерживал у малышей 
положительно эмоциональное состояние: 
отзывчивость на его предложение, 
просьбу, чувство сопереживания 
при виде огорчения другого. 
У ребят воспитывают любовь 
к близким, желание сделать им что-то хорошее. 
Это достигается при 
 одобрении, похвале 
взрослыми проявлений ребенком добрых 
чувств к окружающим. 
 На четвертом 
году жизни педагог продолжает 
воспитывать у детей симпатию 
к товарищам, стремление быть 
хорошим, добрым, внушает ребенку, 
что нужно стыдиться своих 
плохих поступков. Особую заботу 
составляет воспитание жизнерадостности, 
уверенности в своих силах. 
 У детей младшего 
дошкольного возраста уже достаточно 
ярко выражена потребность в 
совместных играх со сверстниками, 
в общении с ними. Эта социальная 
потребность является предпосылкой 
развития дружеских взаимоотношений, 
что также составляет важную 
воспитательную задачу. По отношению 
к детям от двух до трех 
лет эта задача заключается 
в поддержании чувства радости 
при общении со сверстниками, 
при достижении хороших результатов. 
Вместе с тем воспитатель .учит 
детей замечать нарушение правил взаимоотношений 
(толкнул, отнял игрушку). 
 В три года 
стремление к общению с другими 
детьми становится особенно сильным. 
Степень развития ребят позволяет 
понимать действия и речь сверстников, 
объясняться с ними, договариваться 
о совместной игре, занятии. В 
обществе детей ребенок учится 
соотносить свои желания с 
желаниями другого ребенка и 
всей группы ребят. Трехлетние 
дети могут быть уже хорошими, 
отзывчивыми товарищами. Все это 
обязывает воспитателя формировать 
у детей второй младшей группы 
умение доб-рожелательно относиться 
к более младшим, по просьбе взрослого 
позаботиться о новичке, о детях, пришедших 
после болезни, научить другого тому, что 
он умеет сам. В играх, в повседневном общении 
со сверстниками ребята, подражая взрослым, 
проявляют взаимное внимание, заботу, 
вежливость. 
 В «Программе 
воспитания в детском саду» 
отмечается, что поведение детей 
младшего дошкольного возраста 
характеризуется отсутствием выдержки, 
неумением своевременно и правильно 
выполнять правила поведения. 
Так, у детей третьего года 
жизни легко можно вызвать 
желание подчиняться определенным 
требованиям воспитателя, однако 
оно часто вступает в противоречие 
с возможностями выполнить желаемое: 
у детей недостает нужных навыков 
поведения, трудовых умений, физических 
сил и способностей к преодолению трудностей, 
к волевому усилию. Вместе с тем маленькие 
дети очень внимательны к словам взрослого, 
особенно тогда, когда они сказаны в убедительном 
тоне, не допускающем каких бы то ни было 
сомнений. Поэтому у ребят уже в возрасте 
от двух до трех лет можно начинать воспитание 
умения подчинять свое поведение простейшим 
этическим нормам. Овладение правилами 
поведения в повседневной жизни, в игре 
помогает детям сдерживать импульсивные 
проявления, побуждает поступать соответственно 
усвоенным правилам, обеспечивает развитие 
начал целеустремленности. 
 Во второй младшей 
группе происходит интенсивное 
формирование навыков и привычек 
культурного поведения. Важную 
роль при этом играют мотивы. 
Мотивация деятельности ребенка, 
его поступка, отношений способствует 
установлению единства между 
внешними формами культурного 
поведения и его нравственно 
значимыми побуждениями. 
 Поскольку дети 
четырех лет оказываются способными 
выполнять элементарные поручения 
взрослых (родителей, педагогов), руководствоваться 
в своем поведении правилами: 
«Так можно, а так нельзя», 
они начинают осознавать простейшие 
мотивы общественной значимости: 
сделать что-либо полезное для 
сверстников и взрослых. Это обязывает 
педагога организовывать любую 
деятельность детей и их поведение 
таким образом, чтобы наряду 
с мотивами интереса к самому 
действию, к процессу, желания заслужить 
одобрение окружающих, формировать 
и нравственные мотивы — быть 
нужными другим (сверстникам, взрослым). 
 Для детей третьего 
года жизни характерна конкретность 
мышления. Они связывают требование 
с конкретной обстановкой, в 
которой оно предъявляется, и 
с определенной личностью. И 
нередко одно и то же требование 
дети выполняют в одних условиях 
и не выполняют в других, выполняют 
при одном воспитателе и нарушают 
при другом, выполняют в присутствии 
взрослого и не выполняют без 
него. 
 Дети даже четвертого 
года жизни не умеют еще 
соотнести представления о нравственной 
норме со своими поступками. К 
тому же у ребят очень слабо 
развиты самоконтроль, умение сознательно 
управлять своим поведением. В связи с 
этим они часто поступают под влиянием 
вспыхнувших при данных обстоятельствах 
чувств, желаний, забывая о требованиях 
воспитателя. Вот почему моральные привычки, 
поступки детей в возрасте до четырех 
лет часто носят ситуативный характер, 
т. е. проявляют-ся в одних условиях и не 
обнаруживаются в других. 
 Однако при 
взаимодействии детского сада 
и семьи, организации педагогически 
ценного повседневного общения, 
а также доступной для детей 
четвертого года жизни совместной 
деятельности со взрослыми и сверстниками 
задача формирования устойчивых привычек 
решается значительно успешнее; культура 
поведения, взаимоотношений с окружающими 
начинает изменяться от ситуативных проявлений 
к внеситуативным. 
 В период от 
трех до четырех лет дети 
активно овладевают речью. Они 
начинают разбираться в окружающих 
явлениях и давать элементарные 
словесные оценки. Интенсивное развитие 
речи, большую детскую активность 
и эмоциональность педагог использует 
для знакомства малышей с окружающим 
миром, с людьми, с правилами 
взаимоотношений. 
 Воспитанники 
первой младшей группы должны 
усвоить, что нужно дружно играть, 
заниматься, не обижать друг друга, 
не от- 
 нимать игрушки, 
а просить их вежливо, беречь мебель, книжки, 
аккуратно обращаться с ними. У детей формируется 
представление о том, что надо любить животных, 
птиц, беречь растения. Ребята начинают 
понимать, что старшие заботятся о том, 
чтобы им в детском саду было хорошо (повар 
готовит обед, няня убирает комнату и т. 
д.), что к труду взрослых надо относиться 
бережно. 
 У детей второй 
младшей группы не только закрепляются 
эти представления, но и формируются 
новые. Так, ребята усваивают, 
что нужно беречь мебель, одежду, 
обувь потому, что в них вложен 
труд взрослых. Дети усваивают, 
что все люди работают: строят 
дома, делают машины, выращивают 
хлеб, овощи и т. д., помогают 
друг другу. Дети понимают, что 
заботиться о малышах, помогать 
взрослым и сверстникам — это 
хорошо. 
 У детей формируются 
представления о правдивости: 
надо говорить правду, все рассказывать 
родным, близким, воспитателю. 
 Таким образом, 
уже в младшем дошкольном возрасте 
у детей начинают формироваться 
элементарные представления о 
явлениях общественной жизни 
и нормах человеческого общения. 
 Решению перечисленных 
задач нравственного воспитания 
маленьких детей нередко мешают 
проявления своеволия, негативизма, 
упрямства, свидетельствующие о 
так называемом «кризисе трехлетних». 
 К концу третьего 
года жизни у ребенка появляется 
потребность в самоутверждении, 
происходит осознание своего 
«я». Отношение к самому себе 
зависит от того, что ребенок 
умеет делать и как воспринимает 
свои успехи. Если взрослые не 
успевают еще заметить, что в 
ребенке произошел резкий перелом, 
что прежние отношения его 
не устраивают, наступает кризис. 
Ребенок начинает требовать самостоятельности 
в гораздо больших пределах, чем склонны 
предоставить ему воспитатели, родители. 
Их запреты вызывают протест. Появляются 
негативизм (ребенку все равно, что сделать, 
лишь бы сделать наоборот) и упрямство 
(ребенок делает то, на чем настаивает). 
В небольших степенях негативизм и упрямство 
— нормальные реакции во время кризиса. 
Бурный же кризис у отдельных детей требует 
специальных педагогических мер. 
 Педагоги учитывают 
потребность детей конца третьего 
года жизни в самоутверждении, 
стремление к самостоятельности 
и ведут работу по предупреждению 
возникновения упрямства и негативизма, 
а если они у отдельных малышей 
проявляются, направляют свои 
усилия на их устранение. Таким 
образом, преодоление капризов 
и негативизма, наблюдающихся 
у некоторых ребят группы, также 
может быть одной из задач 
воспитания детей на данном 
возрастном этапе. 
 Воспитание добрых 
чувств, положительных взаимоотношений, 
простейших нравственных проявлений 
происходит в бытовой повседневной 
деятельности, в игре, на занятиях 
и связано с формированием 
этих деятельностей.  
 Нравственное 
воспитание в детском саду/под. 
ред. В.Г.Нечаевой, Т.А. Марковой. – М:Просвещение, 
1984.