Развитие и воспитание дошкольников Дидактические игры. Ознакомление детей с природой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 17:44, реферат

Описание

Игра ― не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними.
В этих играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности. Игры проводят на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время.

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 27.60 Кб (Скачать документ)

 Для реализации  этих задач воспитатель использует  подражательность как специфическую  особенность детей двух — четырех  лет. Взрослый показывает собственным  примером положительное отношение  к работе, к окружающим людям,  к детям. 

 Детям младшего  дошкольного возраста свойственна  большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать  задачу воспитания добрых чувств  и отношений к окружающим людям.  Очень важно при этом, чтобы  воспитатель поддерживал у малышей  положительно эмоциональное состояние:  отзывчивость на его предложение,  просьбу, чувство сопереживания  при виде огорчения другого.  У ребят воспитывают любовь  к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при

 одобрении, похвале взрослыми проявлений ребенком добрых чувств к окружающим.

 На четвертом  году жизни педагог продолжает  воспитывать у детей симпатию  к товарищам, стремление быть  хорошим, добрым, внушает ребенку,  что нужно стыдиться своих  плохих поступков. Особую заботу  составляет воспитание жизнерадостности, уверенности в своих силах. 

 У детей младшего  дошкольного возраста уже достаточно  ярко выражена потребность в  совместных играх со сверстниками, в общении с ними. Эта социальная  потребность является предпосылкой  развития дружеских взаимоотношений,  что также составляет важную  воспитательную задачу. По отношению  к детям от двух до трех  лет эта задача заключается  в поддержании чувства радости  при общении со сверстниками, при достижении хороших результатов.  Вместе с тем воспитатель .учит детей замечать нарушение правил взаимоотношений (толкнул, отнял игрушку).

 В три года  стремление к общению с другими  детьми становится особенно сильным.  Степень развития ребят позволяет  понимать действия и речь сверстников,  объясняться с ними, договариваться  о совместной игре, занятии. В  обществе детей ребенок учится  соотносить свои желания с  желаниями другого ребенка и  всей группы ребят. Трехлетние  дети могут быть уже хорошими, отзывчивыми товарищами. Все это  обязывает воспитателя формировать  у детей второй младшей группы  умение доб-рожелательно относиться к более младшим, по просьбе взрослого позаботиться о новичке, о детях, пришедших после болезни, научить другого тому, что он умеет сам. В играх, в повседневном общении со сверстниками ребята, подражая взрослым, проявляют взаимное внимание, заботу, вежливость.

 В «Программе  воспитания в детском саду»  отмечается, что поведение детей  младшего дошкольного возраста  характеризуется отсутствием выдержки, неумением своевременно и правильно  выполнять правила поведения.  Так, у детей третьего года  жизни легко можно вызвать  желание подчиняться определенным  требованиям воспитателя, однако  оно часто вступает в противоречие  с возможностями выполнить желаемое: у детей недостает нужных навыков  поведения, трудовых умений, физических сил и способностей к преодолению трудностей, к волевому усилию. Вместе с тем маленькие дети очень внимательны к словам взрослого, особенно тогда, когда они сказаны в убедительном тоне, не допускающем каких бы то ни было сомнений. Поэтому у ребят уже в возрасте от двух до трех лет можно начинать воспитание умения подчинять свое поведение простейшим этическим нормам. Овладение правилами поведения в повседневной жизни, в игре помогает детям сдерживать импульсивные проявления, побуждает поступать соответственно усвоенным правилам, обеспечивает развитие начал целеустремленности.

 Во второй младшей  группе происходит интенсивное  формирование навыков и привычек  культурного поведения. Важную  роль при этом играют мотивы. Мотивация деятельности ребенка,  его поступка, отношений способствует  установлению единства между  внешними формами культурного  поведения и его нравственно  значимыми побуждениями.

 Поскольку дети  четырех лет оказываются способными  выполнять элементарные поручения  взрослых (родителей, педагогов), руководствоваться  в своем поведении правилами:  «Так можно, а так нельзя»,  они начинают осознавать простейшие  мотивы общественной значимости: сделать что-либо полезное для  сверстников и взрослых. Это обязывает  педагога организовывать любую  деятельность детей и их поведение  таким образом, чтобы наряду  с мотивами интереса к самому  действию, к процессу, желания заслужить  одобрение окружающих, формировать  и нравственные мотивы — быть  нужными другим (сверстникам, взрослым).

 Для детей третьего  года жизни характерна конкретность  мышления. Они связывают требование  с конкретной обстановкой, в  которой оно предъявляется, и  с определенной личностью. И  нередко одно и то же требование  дети выполняют в одних условиях  и не выполняют в других, выполняют  при одном воспитателе и нарушают  при другом, выполняют в присутствии  взрослого и не выполняют без  него.

 Дети даже четвертого  года жизни не умеют еще  соотнести представления о нравственной  норме со своими поступками. К  тому же у ребят очень слабо  развиты самоконтроль, умение сознательно управлять своим поведением. В связи с этим они часто поступают под влиянием вспыхнувших при данных обстоятельствах чувств, желаний, забывая о требованиях воспитателя. Вот почему моральные привычки, поступки детей в возрасте до четырех лет часто носят ситуативный характер, т. е. проявляют-ся в одних условиях и не обнаруживаются в других.

 Однако при  взаимодействии детского сада  и семьи, организации педагогически  ценного повседневного общения,  а также доступной для детей  четвертого года жизни совместной  деятельности со взрослыми и сверстниками задача формирования устойчивых привычек решается значительно успешнее; культура поведения, взаимоотношений с окружающими начинает изменяться от ситуативных проявлений к внеситуативным.

 В период от  трех до четырех лет дети  активно овладевают речью. Они  начинают разбираться в окружающих  явлениях и давать элементарные  словесные оценки. Интенсивное развитие  речи, большую детскую активность  и эмоциональность педагог использует  для знакомства малышей с окружающим  миром, с людьми, с правилами  взаимоотношений. 

 Воспитанники  первой младшей группы должны  усвоить, что нужно дружно играть, заниматься, не обижать друг друга,  не от-

 нимать игрушки, а просить их вежливо, беречь мебель, книжки, аккуратно обращаться с ними. У детей формируется представление о том, что надо любить животных, птиц, беречь растения. Ребята начинают понимать, что старшие заботятся о том, чтобы им в детском саду было хорошо (повар готовит обед, няня убирает комнату и т. д.), что к труду взрослых надо относиться бережно.

 У детей второй  младшей группы не только закрепляются  эти представления, но и формируются  новые. Так, ребята усваивают,  что нужно беречь мебель, одежду, обувь потому, что в них вложен  труд взрослых. Дети усваивают,  что все люди работают: строят  дома, делают машины, выращивают  хлеб, овощи и т. д., помогают  друг другу. Дети понимают, что  заботиться о малышах, помогать  взрослым и сверстникам — это  хорошо.

 У детей формируются  представления о правдивости:  надо говорить правду, все рассказывать  родным, близким, воспитателю. 

 Таким образом,  уже в младшем дошкольном возрасте  у детей начинают формироваться  элементарные представления о  явлениях общественной жизни  и нормах человеческого общения. 

 Решению перечисленных  задач нравственного воспитания  маленьких детей нередко мешают  проявления своеволия, негативизма,  упрямства, свидетельствующие о  так называемом «кризисе трехлетних». 

 К концу третьего  года жизни у ребенка появляется  потребность в самоутверждении,  происходит осознание своего  «я». Отношение к самому себе  зависит от того, что ребенок  умеет делать и как воспринимает  свои успехи. Если взрослые не  успевают еще заметить, что в  ребенке произошел резкий перелом,  что прежние отношения его  не устраивают, наступает кризис. Ребенок начинает требовать самостоятельности  в гораздо больших пределах, чем склонны предоставить ему воспитатели, родители. Их запреты вызывают протест. Появляются негативизм (ребенку все равно, что сделать, лишь бы сделать наоборот) и упрямство (ребенок делает то, на чем настаивает). В небольших степенях негативизм и упрямство — нормальные реакции во время кризиса. Бурный же кризис у отдельных детей требует специальных педагогических мер.

 Педагоги учитывают  потребность детей конца третьего  года жизни в самоутверждении,  стремление к самостоятельности  и ведут работу по предупреждению  возникновения упрямства и негативизма,  а если они у отдельных малышей  проявляются, направляют свои  усилия на их устранение. Таким  образом, преодоление капризов  и негативизма, наблюдающихся  у некоторых ребят группы, также  может быть одной из задач  воспитания детей на данном  возрастном этапе. 

 Воспитание добрых  чувств, положительных взаимоотношений,  простейших нравственных проявлений  происходит в бытовой повседневной  деятельности, в игре, на занятиях  и связано с формированием  этих деятельностей.  

 Нравственное  воспитание в детском саду/под. ред. В.Г.Нечаевой, Т.А. Марковой. – М:Просвещение, 1984. 
 
 

Информация о работе Развитие и воспитание дошкольников Дидактические игры. Ознакомление детей с природой